7


Рабочая программа по музыке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по музыке для 5-го класса составлена на основе авторской программы "Музыка" (5-7 кл.) В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр (М.:"Вентана-Граф", 2013 г.), соответствует требованиям ФГОС ООО. Программа состоит из 8 разделов, включая КТП по музыке с характеристикой деят
предварительный просмотр материала
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа отражает Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2011) по предметной области «Музыка» и используется для обучения обучающихся 5 классов МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №1».

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по музыке, авторской учебной программы «Музыка» В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр (М.:«Вентана-Граф», 2013); соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (утвержден приказом № 1897 МОиН РФ 17.12.2010 г.), учебнику «Музыка»: 5 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.:Вентана-Граф, 2015).

Основу данной рабочей программы составляют:

  • опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно-образной природы музыки (художественная дидактика);

  • познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рождённое и к жизни обращённое» (теория обучения);

  • воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально-художественного мышления (теория воспитания).


  1. Общая характеристика учебного предмета

Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;

  • воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;

  • освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;

  • изучение музыки как вида искусства во всём объёме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приёмов исполнительства;

  • знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;

  • воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской культуры обучающихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).

На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатлённого в нём, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.

В основе данной позиции - ведущая идея концепции художественного образования детей и молодёжи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества - важнейший способ развития и формирования целостной личности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».

Таким образом, программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  • раскрытие школьниками содержания музыкального искусства как проявление духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;

  • возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);

  • проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

  • моделирование художественно-творческого процесса (Л.В.Школяр);

  • «сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О.Усачёва);

  • содержательный анализ музыки (В.А.Школяр).

В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В системе развивающегося музыкального образования (т.е. в используемой авторской программе) эти виды рассматриваются как формы приобщения к музыке, многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка (вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т.д.).

В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую обучающиеся осуществляют на уроке музыки, правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и пр. - но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и форма существования музыки вообще.

Преемственность музыкального образования в данной программе проявляется многогранно:

1. и в начальной школе, где обучающиеся погружаются в начала, или музыкальные основы (П.И.Чайковский), и накапливают опыт музыкально-творческой деятельности, и тем более в основной школе музыка рассматривается не как пропедевтический курс, а как самоценный целенаправленный процесс вхождения ребёнка в мировую художественную культуру в целом;

2. преемственность органически заложена в самой логике тематизма программы Д.Б.Кабалевского - в основной школе продолжается начатое в младших классах исследование фундаментальных функций искусства, являющихся одновременно главными направлениями всей системы человеческой деятельности;

3. стратегическая цель данной программы - подвести школьников к самостоятельному выводу о диалектической природе человеческого мышления.

Основой организации учебной деятельности в развивающем обучении является самостоятельная деятельность обучающихся. В свете этой установки формируется отношение к школьникам не как к ученикам, получающим знания об искусстве, а как к поколению людей, осваивающих культурное наследие прошлого, развивающих его и участвующих в создании нового культурного пространства. Эта принципиальная позиция авторской программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, выражается в проблематизации содержания музыкального образования.

Сущность проблематизации заключается в выведении детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Музыка» в 5-м классе выделяется 35 часов.

Программа учебного курса «Музыка» объемом 35 часов в год, по 1 ч. в неделю. изучается в течение всего учебного года.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержательной линией в 5-м классе является тема «На перекрёстке искусств - художественное познание мира».

Являясь центральной проблемой этого года обучения, будучи одной из фундаментальной функций искусства и базовым направлением системы человеческой деятельности, она организует рассмотрение самой этой системы в определённом сущностном художественно-теоретическом аспекте на философско-теоретическом уровне:

НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА. Общее и специфическое в научном и художественном познании мира. Художественное познание мира как основание всей системы человеческой деятельности. Музыкальный театр как интегративная художественная целостность.

ИСКУССТВО СЛЫШАТЬ, ИСКУССТВО ВИДЕТЬ. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА - воспитывать духовность, развивать эмоционально-чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство - ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА. Состояние творчества - потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация - единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве - символ и знак.

ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ИСКУССТВА. Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее - способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Бразность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.

ПУТЬ К СЛУШАТЕЛЮ, ЧИТАТЕЛЮ, ЗРИТЕЛЮ. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.


  1. Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения и освоения предмета «Музыка» являются:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм, жанров;

  • потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения и освоения предмета «Музыка» являются:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственных позиций и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

  • убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

  • умение работать с разными источниками информации, применять ИКТ в собственной художественно-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения и освоения предмета «Музыка» являются:

  • понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной сфере и окружающей среде;

  • наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

  • общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

  • знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

  • сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

  • использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

  • понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.


  1. Содержание учебного предмета

Тема 5-го класса «На перекрёстке искусств - художественное познание мира», предусматривает рассмотрение следующих тематических разделов:

№№ п/п

Наименование тематического раздела

Кол-во часов

по разделу

1.

Искусство слышать, искусство видеть.

6

2.

Истоки творчества.

8

3.

Образный язык искусства.

9

4.

Путь к слушателю, читателю, зрителю.

12

  1. Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Кол-во часов

по разделу

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающегося

По плану

Фактически



Искусство слышать, искусство видеть.

6

1.

Многоцветье окружающего мира.



Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.

Понимать, что человек - существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).

Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя.

Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества.

Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений.

Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки.

2.

Художественный образ.



3.

Проникаем в замысел маэстро…

4.

Поэзия повседневной жизни в искусстве.

5.

Роль музыки в человеческом обществе.

6.

Выдающиеся деятели искусства.



Истоки творчества.

8

7.(1.)

Поэтическое и обыденное.

Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни.

Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности.

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.).

Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

8.(2.)

9.(3.)

Изображение, слово, звучание.



10.(4.)

11.(5.)

Состояние творчества: художественный замысел.



12.(6.)

13.(7.)



Художественный замысел: от художественной идеи к средствам её воплощения.



14.(8.)

Образный язык искусства.

9

15.(1.)

Музыкальные основы.



Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки.

Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла.

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования.

Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.

Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства.

Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.

Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе.

Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле.

Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России.

Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках.

16.(2.)

Интонационная общность видов искусств.



17.(3.)

Образность - универсальный способ художественного познания мира.

18.(4.)

Смысловое познание искусства.



19.(5.)



«Единство в многообразии».



20.(6.)

Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная.

21.(7.)

Разнообразие художественных стилей, форм, жанров.



22.(8.)



Народное искусство.



23.(9.)

Путь к слушателю, читателю, зрителю.

12

24.(1.)

Художественная деятельность - условие существование человека.



Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни.

Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека.

Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.

Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.

Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.

Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни.

Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений.

Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к произведениям изобразительного искусства, иллюстрировать музыкой типичные жизненные ситуации.

Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др..

25.(2.)

Философское осмысление жизни через искусство.



26.(3.)

Воздействие искусства на человека.



27.(4.)

Театр.



28.(5.)

29.(6.)

30.(7.)



«Добавочные приёмы искусства».



31.(8.)



Способы познания мира.



32.(9.)



Драматургическая сущность развития музыки.



33.(10.)



На перекрёстке искусств - художественное познание мира.



34.(11.)



Итоговое тестирование.



35.(12.)

Урок-концерт.




  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Рекомендованное / в наличии


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторская программа по музыке.

Хрестоматии с нотным материалом.



Сборники песен и хоров.



Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

Методические журналы по искусству.



УМК к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке.

Рабочие блокноты (творческие тетради).

Учебные пособия по электронному музицированию.

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.



Справочные пособия, энциклопедии.


Д



Д



Д



Д



Д



К



К

Ф

П

Д/П

Примерная программа, авторские рабочие программы, входящие в обязательное программно-методическое обеспечение кабинета музыки.



Для каждого года обучения.



Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов).

Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в т.ч. электронного муз.творчества.



Федерального значения.



При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в перечень книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.



В библиотечный фонд целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.



Для каждого года обучения.

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находится в фондах школьной библиотеки.



Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»).

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.



Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах, расположение партий в хоре, графические партитуры.



Транспарант: нотный и поэтический тексты Гимна РФ.



Портреты композиторов и исполнителей.



Атласы муз.инструментов.



Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.



Дидактический раздаточный материал.



Карточки с признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей различных муз.средств; с обозначением исполнительских средств выразительности.

Д

Д



Д



Д



Д



Д

Д



К

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Комплекты могут быть представлены в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Театральные куклы.

П

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Цифровые компоненты УМК по музыке.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.



Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Д/П

Д/П

Д/П



Д/П



Д/П




Цифровые компоненты УМК могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в т.ч. на игровую), носить проблемно-тематический характер и создавать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов программы. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).



Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности (в т.ч. на исследовательскую проектную работу). В коллекцию могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте ( в т.ч. на базе ОУ).



Цифровой компонент УМК, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.



К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в обучении музыке, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций.



К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в обучении музыке, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.



Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагменты из мюзиклов.



Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Д



Д



Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся (возможно в цифровом виде).

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Музыкальные инструменты:

фортепиано (пианино, рояль);

баян/аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор.



Детские клавишные синтезаторы.



Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокен-шпиль/колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны.



Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и т.д.).



Дирижерская палочка.



Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе).



Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.



Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).



Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля.



Персональный компьютер.

Медиапроектор.

Д



К



П

Д



Д/К



Д

Д

Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала.



Для учителя.



Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель.

Для оформления музыкально-графических схем.

В комплекте не менее 3-х микрофонов и 2-х динамиков.

В комплекте не менее двух электрогитар и ударная установка.



Для демонстрации электронных образовательных ресурсов.


Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на 2-х учеников);

П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал