- Учителю
- Конспект урока музыки в 5 классе на тему: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Конспект урока музыки в 5 классе на тему: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Конспект урока по музыке на тему:
«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
(5 класс)
Учитель музыки МОУ Кузнечихинской СШ ЯМР
Зайцева А.С.
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки.
Задачи урока:
-
знакомство с терминами «опера», «либретто»
-
знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
-
развитие интереса к вокальному искусству.
Музыкальный материал:
-
Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан - море синее»;
-
Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;
-
Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».
Ход урока:
-
Повторение пройденного материала
У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой.
-
Изучение нового материала
У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще.
Д.: …
У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик.
На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.
Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение:
Опера - крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.
Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.
(работа с учебником с.48-49)
У.: На основе чего пишется опера?
Д.: Либретто.
У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем:
Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.
Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.
Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра.
Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе.
(работа с учебником с.52-53)
У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко
Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.
(звучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)
Д. …
У.: Какие инструменты исполняют основную тему?
Д.: Тему исполняют низкие струнные.
У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка?
Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря.
У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности.
Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко?
Д.: Он обижен и раздосадован.
У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим.
(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)
Д.: Грустно, печально.
У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.
(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)
У.: Какими средствами Римский-Корсаков - «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину?
Д.: …
У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.
У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне.
(работа над песней)
-
Обобщение урока
У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера?
Д.: Опера - крупный вокально-инструментальный жанр.
У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?
Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.
У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил?
Д.: …
У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор.
Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?
(выставление оценок)
У.: Спасибо за урок!