7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по музыке

Исследовательская работа по музыке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

-1-

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ УВАШСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В НЕПРЕРЫВНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Исследовательская работа: Свет поэмы «Нарспи» на уроках музыки.

  1. Автор работы: Ильина Ирина Ивановна, учитель музыки «МБОУ Шоршелская СОШ»

Содержание

  1. Введение. 1. Выбор темы исследования.

  2. Цель исследования.

  3. Задачи исследования.

  4. Гипотеза исследования ______________________________________________________ 1 стр.

  5. Методы исследования. ______________________________________________________ 2 стр.

  6. Основная часть. Отношение чувашского народа к песне и ее своеобразие __________ 2 стр..

  7. Музыкальное воплощение поэма «Нарспи» К.Иванова в произведениях музыкального искусства __________________________________________________________________-- 3 стр.

  8. Решение общеучебных задач в процессе изучения музыки чувашских композиторов по поэме «Нарспи»

  9. Заключение. ________________________________________________________________7- стр.

  10. Выводы. ___________________________________________________________________ 8 стр.

  11. Приложение ______________________________________________________________ 9-11 стр.

  12. Литература _______________________________________________________________ 11 стр.

1. Введение. Выбор темы исследования. Как и разговорный язык, родной музыкальный язык каждому человеку ближе, понятнее всякого другого. Следовательно, первые шаги в мир большого музыкального искусства ребенок должен делать на основе родного и близкого эму музыкального материала - народных песен, попевок, прибауток. По мере роста музыкальной культуры ребят в процессе обучения ими осваиваются наиболее характерные черты музыкального языка других народов и стран. Однако связь с этническим миром, историей и сегодняшним днем своего народа должна постоянно присутствовать на протяжении всего процесса музыкальных занятий в школе. Опираясь на практические результаты своей работы, я хочу рассказать об опыте своей работы по проблеме использования национального музыкального материала на уроках музыки. Здесь встает вопрос не о простой, формальной адаптации программы к новым условиям ее существования, а о творческом подходе к ней. Знать, понимать музыку, стремятся тысячи и тысячи людей. И это замечательно. Приобщение к прекрасному миру музыки сделает нашу жизнь ярче, мы станем духовно богаче, сумеем понять благородные чувства, которые композиторы вкладывают в свои сочинения. Мы изучаем музыку разных народов, но музыку своего народа, как нам кажется, мы должны знать еще лучше. Чувашская национальная музыка и творчество чувашских композиторов используются в практике еще не в достаточной степени. Мы хотим доказать, что и школьникам интересно слушать и знать чувашскую оперную музыку. Этим обстоятельством объясняется мой выбор темы исследования. Своеобразие уроков музыки в 1 - 4 классах сельских школ состоит в том, что он почти целиком построен на музыкально - краеведческом материале и опирается на тематику программы

- 2 -

Д.Б.Кабалевского. Надеюсь, что местный музыкальный материал будет интересен учителям музыки и не только тем, кто работает в нашем регионе. Музыкальное краеведение, на мой взгляд, решает не только задачи обучения, но и сохранения традиций.

2. Цель исследования. Воспитание интереса и уважения к музыкальной культуре чувашского народа через музыкальное воплощение поэмы К.Иванова «Нарспи» чувашскими композиторами.

3. Задачи:

- способствовать осознанию учащимися общечело­веческого, гуманистического характера чувашских музы­кальных традиций;

-- фор­мирование национального самосознания, гордости за свою национальную культуру через знание музыкальных традиций народа.

- пополнить знание о роли и значения на­родной музыки в становлении композиторского творчества.

--- Опросить школьников и выявить отношение детей к данной проблеме.

  1. Гипотеза исследования. Мы хотим доказать, что и школьникам интересно слушать и знать чувашскую оперную музыку. Предлагаю, что для этого надо знать откуда начинается опера?

5 . Методы исследования. а) Получение информации из литературы; б) Сбор информации в сети интернет; в) Слушание на уроках музыку на сюжет поэмы К.Иванова «Нарспи» и разучивание народных песен; г) Анкетирование; д) Анализ полученных результатов в виде графики и вывода.

6.Основная часть. Отношение чувашского народа к песне и ее своеобразие.

Издавна люди исключительно высоко ценили и почитали певцов и музыкантов, которые приносили им огромную радость от общения с музыкой, и прежде всего тех, кто умел сам создавать ее. Нельзя не ценить, не помнить их. Только зная духовно-традиционные корни можно передать следующим поколениям философию жизни своего народа. Долг любого человека - пронести в себе искру своих предков, добавить лучшее. Чувашское народное песенное творчество является искусством малых жанров, художественные образы которого не отличаются психологической сложностью (в произведениях, как правило, развиваются один два музыкальных образа), не означает, что простота восприятия определяется примитивностью содержания народной песни: она органически сочетается с глубиной художественного и идейного смысла. Восприятие чувашской народной песни отличается также тем, что она большей частью имеет программно - жанровую основу. Жанровая определенность делает эту музыку более конкретной и понятной. Такие жанры, как трудовые, свадебные, хороводные, рекрутские, бытовые, революционные понятны учащимся даже младшего возраста. Поэтому жанры вызывают определенные ассоциации, облегчает процесс вслушивания в развитие музыкального образа. Знакомство с народными песнями содействуют развитию музыкальности учащихся: слух, память, ритм, художественно - образное представление. Музыка Григория Яковлевича Хирбю стала ярким достижением в развитии национальной культуры чуваш. Музыкальное искусство испокон веков было предметом особой любви и гордости чувашского народа. В его сознании пение, музицирование занимают среди духовных ценностей первое место. В этом убеждают например, популярные строки песни: «Специально пришел я попеть, когда-нибудь потом приду поговорить...» Итак, общение через пение ставится выше словесного общения. В этом суть национальной эстетики, исток крылатого выражения о Чувашии как "крае ста тысяч песен". Песенное творчество народа как всегда живая, постоянно обновляемая и любимая область чувашской народной духовной культуры тесно связано с различными сторонами его жизни. По песням мы узнаем о жизни чувашского народа, его труде, о его чувствах и мыслях. По песням мы узнаем и об отдельных исторических событиях далекого прошлого, о борьбе народа за свое освобождение. Отсюда вытекает тематическое разнообразие чувашских народных песен: трудовых, обрядовых, исторических, лирических, солдатских и т.д. Разновидностью чувашского фольклора являются свадебные песни. Свадебный обряд был распространен в чувашском быту и сопровождался большим количеством свадебных песен, а также плясками под аккомпанемент различных инструментов, (гусли, барабаны, гармошки, свистульки и т.д.). Их исполнители являлись все участники свадебного торжества. Во время обрядов и по праздникам пели хороводные песни.

Каковы же главные качества чувашского музыкального искусства? Можно ли описать музыку словами, чтобы стало понятно, в чем заключается ее своеобразие, очевидное "на слух" как в народной песне, так и в произведениях композиторов современной национальной школы? На этот вопрос музыкальный деятель Ю. А. Илюхин так пишет: «Дух культуры можно только чувствовать. Однако описанию поддаются средства, т.е. язык, которым дух выражается. Этому может помочь высочайшая организованность музыкально-поэтической системы чувашского фольклора. Красота и гибкость чувашских мелодий сочетается с весьма строгими "правилами" их построения. Естественно, правила эти неписаные, но оттого не менее строгие. В первую очередь, это касается самой системы музыкальных звуков, используемых в чувашской музыке. По правилам всего их пять, отсюда название этой системы "пентатоника" (по гречески пента - "пять"). Но пяти тонов в ладах чувашской музыки вполне достаточно, чтобы создать мелодии, воплощающие эмоциональную атмосферу любого праздника или обряда». Чувашский музыкальный фольклор - неисчерпаемый источник для современных композиторов, сочинение которых являются примером творческого использования лучших народных традиций.

7. Музыкальное воплощение поэма «Нарспи» К.Иванова в произведениях музыкального искусства. Поэма К.В. Иванова «Нарспи», написанная 17-18 летним юношей - уникальный образец чувашской национальной культуры с её огромной эмоциональной силой, трагедийностью всегда привлекала внимание драматургов и композиторов. Если поэму «Евгений Онегин» Пушкина называли энциклопедией русской жизни, то «Нарспи» К. Иванова можно было бы назвать энциклопедией чувашской жизни. Еще в стенах Симбирской чувашской школы. Ученики Ф. Павлов и К. Иванов замыслили написание национальной оперы «Нарспи». Поэт приступил к созданию либретто, вместе штудировали оперы «Евге­ний Онегин», «Пиковая дама» и «Аида». Му­зыкальная стихия, оперное начало угадывались в структуре поэмы, в лирико-психологическом драматизме и конфликтном противостоянии главных героев, но замысел остался нереали­зованным. Но первая опера «Нарспи» была написана в 1938- 40 гг. ленинградским композитором В. Иванишиным в сотрудничестве с П. Хузангаем (автор либретто). 23 июня 1940 г. на юбилейном вечере, посвященном 20-ле­тию Чувашской автономии, были исполне­ны первый акт и сцена свадьбы. В марте 1941 г. монтаж оперы «Нарспи» про­звучал по Всесоюзному радио в исполне­нии солистов Музыкального театра им. Ста­ниславского и Немировича-Данченко и хора Московской филармонии. Критика писала об этом так: «Оперу Иванишина можно на­звать выдающимся произведением, двигаю­щим на большой шаг вперед культуру чуваш. Две оперы на сюжет поэмы были написаны ленинградскими композиторами В.Иванишиным и И.Пустыльником. Эти произведения не были поставлены, тем не менее, они оставили глубокий след в развитии национального оперного искусства.

В 1956 г. А. Асламас по мотивам «Нарспи» пи­шет вокально-симфоническую поэму «Памяти поэта» (в шести частях), им же была написана музыка балета «Нарспи и Сетнер»

(1976). Опера «Нарспи», Г.Я. Хир­бю еще при жизни композитора стала чувашской оперной классикой, неотделима сейчас от поэмы классика чувашской литературы. Эта музыкальная драма в трех действиях, шести картинах с прологом. Премьера оперы 6 ноября 1967 года на сцене Чувашского музыкального театра прошла с огромным успехом. Долгое время исполнителями главных партий были: Тамара Чумакова (Нарспи), Алексай Ковалев (Михедер), Мефодий Денисов (Тахтаман). Опера "Нарспи" воспевает всепобеждающую силу любви, утверждает моральное право человека быть хозяином жизни. Восторженно была воспринята зрителями и чувашской общественностью третья опера «Нарспи» (сочинение Г. Хирбю по собственно­му либретто, премьера 6 ноября 1967 г.). Сво­им эмоционально-образным содержанием, органичным преломлением в музыкальной ткани народной песенности, мелодизмом, бли­зостью к первоисточнику и личностно-авторским отношением к героям опера покорила сердца публики. Исполнительницу глав­ной партии - народную артистку Тамару Чу­макову с тех пор так и называли «наша Нарс­пи». Опера прочно утвердилась в репертуаре театра и многие годы открывала сезон. Это была своего рода визитная карточка Чувашского театра опе­ры и балета. Возобновление оперы было осу­ществлено в 1989 г., когда Т. Чумакова высту­пила уже как режиссер.

Новую музыкально-сценическую трактовку «Нарс­пи» в жанре мюзикла (рок-оперы) в марте 2008 г. предложили композитор Н. Казаков и драма­тург Б. Чиндыков (художественный руководи­тель проекта В. Салихова). Музыка, вокал, та­нец и свет как первоэлементы данного жанра сплавляясь воедино, порождают новый остро­выразительный язык и ритм, соответствующий динамизму современной жизни. Б. Чиндыков, автор либретто, отчасти смягчил образы Ми-гедера, отца Нарспи, и Тахтамана, уходя от резко контрастного противопоставления (Нарс­пи, Сетнер versus Тахтаман, Мигедер) прежних театральных и оперных спектаклей. Здесь мы ви­дим развитие «любовного треугольника»: Нарс­пи - Сетнер - Тахтаман. Последний тоже по своему любит Нарспи. С классического сюжета участникам проекта удалось стряхнуть пыль вре­мени. Эмоциональная отдача исполнителей по­коряет зрителей, но сам мюзикл ставит воп­рос: возможна ли свободная любовь в этом мире корысти и лжи? Вопрос - на все времена.

8. Решение общеучебных задач в процессе изучения музыки чувашских композиторов по поэме «Нарспи» В школьной программе «Музыка», где могут быть разные авторы: Д.Б.Кабалевский или Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, темы уроков позволяют гармонично вводить чувашскую музыку в программу. Сквозной темой 3 и 4 классов (или заключительной темой 4 класса) является тема «Композитор, исполнитель, слушатель». Это предоставляет учителю возможность выб­рать необходимые песни для исполнения, слушательского анализа, чтобы определить уровень музыкального развития своих учеников, музыкальный кругозор. В данной работе я хочу раскрыть музыку чувашских композиторов, творчество которых получило вдохновение благодаря гениальной поэме К.Иванова «Нарспи».

Музыка для детей, как тончайший инструмент воздействия на чувства, обладает способностью проникать в самые отдаленные уголки их души, вызывая восхищение красотой мелодии и затей­ливостью ритма, отражающих красоту природы и человека в ней. Тем самым она становится средством воспитания в человеке бе­режного и чуткого отношения к жизни, живой природе, людям. В теме урока «Природа и музыка» перед прослушиванием «Прелюдия «Сильби»» В.Иванишина вместе с классом выразительно прочитать текст из поэмы или прочесть наизусть:«Месяц март к концу подходит, смотрит солнышко нежней…». Третьеклассники намного лучше поймут красивую музыку В.Иванишина «Прелюдия «Сильби»» и с удовольствием расскажут картины весны, с помощью средств музыкальной выразительности.

Начало творческого пути композитора совпало с периодом становления советской чувашской музыки. Думается, что работа композитора в сфере театральной музыки во многом помогла созданию оперы «Нарспи». Композитор имел возможность познакомиться с театральной драматургией, освоить законы сцены. Удивительная мелодичность, рельефность, столь необходимые в оперном жанре, глубокое чувство национального, как и многое другое, стали характерными особенностями его стиля. «Я чувствую себя частицей народа. Потому, что мне дано право выражать его интересы, черпая вдохновен в его истории и свершениях» (из беседы с автором 7 апреля 1978 года). Высказывание композитора наполнено глубоким смыслом; в нем заключено многое: общественное предназначение художника, народность, проблематика творчества. Либретто оперы композитор составил сам, при этом сюжетная ли­ния и основное содержание поэмы оставлены без особых измене­ний. Богато использован в музыкальной ткани оперы фольклор­ный материал, особенно в массовых хоровых сценах. Народность сюжета потребовала и широкого применения массо­вых хоровых сцен. Ими насыщены первые три картины оперы Картина безмятежной жизни, которой открывается опера, очень удачно оттеняет драматизм дальнейших событий, быстро следующих одно за другим.

Огромное разнообразие звуковой палитры и интонационного языка в соединении с певческим голосом создает уникальную возмож­ность художественно-образного отражения действительности, ус­тановления гармонии человека в самом себе и со всеми окру­жающими людьми. В 4 классе учащихся знакомим с хороводными жанрами, разучиваем хороводные и плясовые мелодии из оперы «Нарспи» Г.Хирбю (дейтвие 1, картина 1). Учащиеся с удовольствием поют любимую песню Нарспи «Атьёр: х.рсем: утар-и?» из второй картины. Здесь можно показать видео фрагменты хоровых сцен из оперы с плясками молодежи как в частушке. Знакомим детей с отрывком из оперы: «Хорошо жилось Нарспи в родительском доме, в родной деревне. Но это были последние спокойные дни, ее короткой жизни». Она еще не подозревала о надвигающейся опасности, и мы скоро увидим ее в веселом кругу девушек и парней. Молодежь водит хороводы, поет и танцует. Вместе с классом выясняем, что хоровод у чувашей одна из древнейших форм народного зрелища. В нем тесно связаны между собой песня, танец, игра.

К лучшим созданиям песенного творчества чувашского наро­да относятся хороводные песни, отличающиеся высокой художест­венностью образов и красотой мелодики. С.М. Максимов, восторгаясь ими, писал: «Что мелодия - то красота, что мотив - ше­девр». Как одна из главных ценностей художественной культуры чувашского народа, хоровод имеет глубоко нравственную осно­ву: целомудрие, душевную гар­монию. Следующий фрагмент из оперы «Нарспи», которую слушаем в 5 классе - хор молодежи, следующий после оркестрового вступления, можно назвать песней-игрой. Девушки и парни, радуясь приходу светлой поры, поют о весне, о Сильби, о красоте родной природы. Молодежь хочет видеть в своем кругу красавицу Нарспи и запевает ее любимую песню «+ырла ё=та: ай пит пи=ет?» Это - подлинно народная лирическая хороводная песня, очень популярная на родине поэта К.В.Иванова. Образцы ее записей я нашла в сборнике С.М.Максимова «Чувашские народные песни», где есть примечание, что ее пели в Слакбашах. В хороводе Нарспи призывает плясать и веселиться. В музыке «Пляски девушек» выражены легкость и изящество движений на мелком шагу - характерные черты чувашского женского танца.

Еще одна сцена приближающегося хоровода удивительной красоты с участием Нарспи и Сентнера. Описание таких картин из чувашской жизни в конце прошлого века можно встретить в русской литературе у Гарина-Михайловского, Случайного свидетеля хоровода, он писал: «Это было такое оригинальное и пение и зрелище, какого я никогда не видел. То есть я видел на сцене в опере, балете. Но это был ни балет, ни опера, а жизнь… Разве можно выдумать такую песнь?...». Можно провести интегрированный урок в 5 классе с предметом «культура родного края», где подробно изучают особенности народных песен разных жанров: хороводных, застольных, колыбельных и т. д. Во время кружковой работы продолжить разучивание жанров хоровод: приглашение, песня для начала, сами хороводные песни, хороводные пляски и песни, завершающие хоровод. Детям 1-5 классов нравятся такие занятия. Завершением тем хороводов является - открытые интегрированные уроки, концерты перед родителями и населением.

В чувашской народной песне привлекают органичность мело­дии и слова, передающих образы и картины народной жизни. Пес­ни в сознании народа были настоящей азбукой нравственности. Песни - это рассуждения-размышления о главных для человека вопросах - что делать, что беречь, о чем мечтать, как прожить жизнь в любви, добре, справедливости. По школьной программе уроков чувашской литературы поэму «Нарспи» изучают в 8 классе. Несколько лет подряд мы тоже совместно с учительницей этого предмета проводим интегрированные уроки, иногда просто изучаем в одно и то же время, чтобы учащиеся прониклись красотой стихов поэмы и музыкой.

В 7 классе тема «Образ» встречается неоднократно. Ребята привыкали к этому термину, накапливали слуховой опыт, и сейчас можно уже смело вести к пониманию «музыкальный образ». Учитывая философское содержание и особое назначение древней застольной песни «Алран кайми аки-сухи», застольная из оперы «Нарспи» - яркий пример достижения полифоническими средствами психологической напряженности и динамического воплощения образа народа. Снова можно провести связь с предметом КРК, для раскрытия темы «Застольного этикета чувашского народа», а в опере показать этот обряд. Стремясь создать правдивую картину свадьбы, композитор пользуется подлинными народными мелодиями. Старики запевают знаменитую застольную «Алран кайми аки-сухи». В старину без нее никогда ни один пир не начинался. Связанная с древним языческим обрядом она носит эпический характер. В учебнике «Куль тура родного края» Елены Енькка говорится, что «Его начинают самые уважаемые старые мужчины сидя за столом. Предварительно всем наливают в ковш пиво. Пока старики за столом поют, остальные с поникшими головами слушают «К.реке юрри». К этой песне впервые обратился один из основоположников чувашской профессиональной музыки С.М.Максимов. Он записал ее в селе Альгешево Чебоксарского района. Далее один за другим следуют картины чувашского свадебного обряда «М.нш.н шёппён ларатёр». Напев почти совпадает с девичьими свадебными песнями чувашской деревни Белебеевского уезда Уфимской губернии, которую записал С.М.Максимов. На уроке в 7 классе можно его разучить, она будет звучать контрастом застольной песне и очень нравится детям.

Интересная находка композитора - плач Нарспи - старинная лирическая хороводная - плач, считает музыковед Т. Эррэ. Шедевр чувашской народной поэзии «Мён к.р\ такмак.» - речь посаженного отца. В сцене свадьбы много танцев, мелодии которых можно найти в сборнике С.М.Максимова «Чувашские песни». Веселье заканчивается грустной чувашской народной песней «Тухать-и те: тухмасть-и?»? Контрастом грустной песне перед выводом невесты звучит игривая, задорная перекличка девушек «Арча ук=и алё пус». Напев народного происхождения: так пели на свадьбе подружки невесты в селе Норваши - на родине композитора С.М.Максимова. Все эти песни: «Тухать-и те: тухмасть-и?» и «Арча ук=и алё пус» хорошо воспринимаются учащимися 7-8 классов. Учащихся этих классов по возрастным особенностям начинают интересовать тема любви, отношение между парнями и девушками, тема свадьбы. Светлая любовь Нарспи и Сентнера, очень схожая с историей любви Ромео и Джульетты, гибель их из-за конфликта между миром бедных и богатых, из-за вековых традиций, не совместимых с чувством любви приводят к трагедии - гибели героев. Пользуясь богатейшим материалом оперы, надо показать видео фрагменты свадьбы.

Новую музыкально-сценическую трактовку «Нарс­пи» в жанре мюзикла (рок-оперы) в марте 2008 г. предложили композитор Н. Казаков и драма­тург Б. Чиндыков. Рассматривая тему «Легкая и серьезная музыка» в 8 классе, мы выясняем, что легкая музыка содержит более глубокий смысл, чем развлекательность. Чувашская эстрада ищет свои пути выражения чувств человека в одним из современных сценических жанров - мюзикле. Мюзикл - переводится как музыкальная комедия, это музыкально сценический жанр, в котором соединились хореография, драма и опера. Для нашей республики это не частое явление. 15-16 ноября 2010 года состоялся показ мюзикла Николая Казакова «Нарспи», зал филармонии был заполнен студентами, молодежью. Смутный век… Всюду деньги и обман. Лишь юная душа не умеет лгать и поклоняться фальшивым идолам! Между небом и землей любовь и свобода сошлись в смертельной схватке с традициями. Кто из них победит? Каждый в мире мечтает о большой чистой любви и ищет свою половинку, чтобы соединиться с ней навеки. Но любовь - это горячие угли, пересол и темная ночь, в которой мерцают маленькие светящиеся огоньки - души влюбленных. Высоко над лесом соединяются души влюбленных... Любовь и свобода сошлись в смертельной схватке с традициями. Кто из них победит? Колесо жизни перемалывает человеческие судьбы… Прошли годы. Рождались и умирали люди. Но легенда о любви Нарспи , победившей смерть и традиции, жива до сих пор.

9. Заключение. Музыкальное обучение и воспитание в современной школе ста­вит задачу формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части всей его духовной культуры, опыта эмоцио­нально-нравственного отношения к действительности. Одним из наиболее распространенных пластов музыкальной культуры любого народа является песенный фольклор, очень яр­кое, глубоко эмоциональное искусство, на формирование которого оказали влияние древние музыкально-культурные традиции. Музыка для детей, как тончайший инструмент воздействия на чувства, обладает способностью проникать в самые отдаленные уголки их души, вызывая восхищение красотой мелодии и затей­ливостью ритма, отражающих красоту природы и человека в ней. Тем самым она становится средством воспитания в человеке бе­режного и чуткого отношения к жизни, живой природе, людям. Огромное разнообразие звуковой палитры и интонационного языка в соединении с певческим голосом создает уникальную возмож­ность художественно-образного отражения действительности, ус­тановления гармонии человека в самом себе и со всеми окру­жающими людьми.

Становление профессионального художественного творчества в Чувашии 20 столетия, как и во многих национальных регионах России, поддерживалось государственной культурной политикой. На уроках музыки учащиеся знакомятся с произведениями самых известных чувашских композиторов. К ним относятся - С.Максимов, Г. Хирбю, Ф.Васильев, Г.Лебедев, А.Асламас. Ф. Лукин, Н.Казаков и другие. Это не случайно. Музыка этих композиторов будит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства. Их музыка понятна и доступна широкому слушателю именно потому, что она насыщена прекрасными мелодиями, песенна. Их творчество тесно связано с чувашской народной музыкой. «Национальная опера стала фактом жизни, вошла в наш быт, - писали Г.Титов и Ф.Лукин. Песня - это душа человека, способ жить в равновесии с природой и людьми, окружающими его на протяжении всей жизни. Именно в этом состоит ценность музыкального икусства, сближающего людей, дарящего радость жизни.

  1. Выводы: Работа над данной проблемой - воспитание интереса и уважения к музыкальной культуре чувашского народа через музыкальное воплощение поэмы К.Иванова «Нарспи» чувашскими композиторами велась на протяжении многих лет Способы и методы работы над этой проблемой менялись и обогащались год от года. Во многих школах республики и в нашей школе, не было возможности слушать записи музыки композиторов Чувашии в течении нескольких лет. Теперь, с приходом новой электронной техники и с появлением интернета, мы можем воспользоваться золотым запасом чувашского музыкального фонда, хотя проблемы еще не исчерпаны. Чтобы выяснить отношение учащихся школы к чувашской культуре я провела анкетирование среди 5, 6 и 8 классов (вопросы анкет - приложение №1). Всего в анкете приняли участие: 5 класс - 16 учащихся, 6 класс - 11 учащихся, 8 класс - 18 учащихся - всего 45 учащихся. (приложение №2). По результатам анкеты привела среднее значение и составила диаграмму в процентном отношении. Результаты таковы: Больше всего знают народные песни- 28%, любят народные песни 27%, Знают музыку чувашских композиторов - 20%, хотят посетить музыкальный театр - 25%. Учащиеся сельских школ

- 8 -

знают и любят многие чувашские народные песни, Большинство детей знакомы с музыкой композиторов и еще больше детей хотят побывать в музыкальном театре. Изучение чувашской культуры в школе в корне меняют отношение детей к чувашской культуре.

1) Г.Хирбю в опере «Нарспи» сумел обобщить черту чувашской народной песенности, и с другой стороны - и внести личное, авторское начало.

2) Знакомство с чувашской оперой расширяет музыкальный кругозор слушателя, помогает непосредственно ощутить органическую связь оперы с прошлой народной песней и творчеством современных композиторов.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал