- Учителю
- Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) тема: Дирижёр. Зачем он нужен?
Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) тема: Дирижёр. Зачем он нужен?
Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль)
Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?
-
Черкашина Ольга Николаевна, руководитель кружка
Цели урока:
-
познакомить с понятием «дирижёр»;
-
сопоставить звучание с дирижёром и без;
-
познакомить с функциями дирижёра.
Музыкальный материал: «Фламенко», кавер версия на музыку Валерия Дидюли.
Видеоряд: опрос детей; фрагменты исполнения симфоническим оркестром (с разными дирижёрами) «Венгерского танца» Брамса
Изобразительный ряд: фотографии
Дополнительный материал: музыкальные инструменты, компьютер, мультимедийный экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока
-
Сообщение темы, целей урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычная репетиция. Сегодня мы поговорим о дирижёре и о том: зачем он нужен?
Если вам доводилось бывать на выступлении инструментального оркестра, вы могли заметить, что даже несложные музыкальные произведения играет не один, а несколько исполнителей. Каждый музыкант в оркестре - профессионал своего дела, который по памяти и партитуре может безукоризненно отыграть свою партию. Так зачем же оркестру нужен дирижер?
Недавно мои помощники провели опрос среди обучающихся в школе.
Давайте посмотрим на экран.
Опрос (видео)
-
Работа над новым материалом
Учитель: - Как вы думаете, кто же такой дирижёр?
Дети: - Дирижёр стоит перед оркестром и держит палочку.
- Он должен видеть всех, показывает музыкантам время вступления.
- Следит за качеством исполнения
- Иногда стоит он на возвышении - кафедре, чтобы его было лучше видно.
Учитель: Дирижёр (от diriger - управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (, , и т. д.) музыки.
Ему принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.
Оркестр - огромный коллектив, доходящий до 120 человек. Опираясь на опыт, профессионализм и интуицию, каждый из музыкантов имеет свое представление о том, как нужно играть отдельные фрагменты в своей партии. Дирижер нужен оркестру для того, чтобы управляя им, задавать общую манеру исполнения и тон игры. Какой темп поддерживать, сделать резкий или плавный переход, более быстро или чуть медленнее играть - всем этим заведует дирижер оркестра.
Учитель: - Как вы думаете, любой - ли человек может стать дирижёром?
Дети:
Не замечали ли вы, что под руководством разных дирижеров исполнение оркестром одного и того же произведения тем не менее звучит не одинаково? Как у разных хозяек блюдо, приготовленное по одному и тому же рецепту, никогда не бывает одинаковым, так и в инструментальной музыке. Оркестр должен подчиняться дирижеру, быть ведомым им, чтобы звучать стройно и согласованно, чтобы зритель мог в полной мере насладиться профессиональной музыкой.
Видео о дирижёрах «с улицы»
Учитель:
- Что вы увидели на экране?
Дети: Музыканты играют так, как показывают эти дирижёры…то плавно, то отрывисто, то быстро, то медленно…
-
В прошлом году мы с ребятами ходили в Курскую областную филармонию. Там мы стали зрителями музыкальных сказок.
Их исполняли различные оркестры:
симфонический ,
духовой,
народный.
Учитель: После просмотра выступления очередного коллектива, с одним из учеников у нас началась дискуссия:
«А зачем нужен дирижёр? Что он делает? Он ведь закрывает собою артистов! Лица у музыкантов рассмотреть не даёт! И некоторые инструменты собою заслоняет! А если взять и убрать его оттуда, что тогда будет? Ведь ансамбли играют же без дирижёров и у них всё получается!.. »
Мы с вами только что видели на видео то, что делают дирижёры. Но мне кажется, что не все уверены: нужен - ли нашему ансамблю дирижёр?
А может не нужен?
Для того чтобы узнать это, я решила провести эксперимент.
Сейчас я попрошу участников нашего инструментального ансамбля занять свои места на сцене и исполнить изученное ранее произведение «Фламенко».
Учитель: К сожалению, не всё получилось…
Почему-то инструменты звучали не вместе, и кто-то раньше вступил…
Расскажите причины ваших ошибок.
Дети: - Я не услышал солиста.
- Я волновался и забыл, где мне вступить.
- Я думал, что пауза уже закончилась.
- Я слышал только ударные.
- Я слышал только себя и думал, что играю правильно.
Учитель: Какие разные у вас ситуации. Вот тут и пригодится помощь дирижёра.
Так кто же такой дирижёр, в чём заключается его задача, когда и почему возникла эта профессия ?
-
От мастерства дирижера зависит качество звучания хора, ансамбля или оркестра. Выполняет он несколько задач, основная из которых - задать темп и указывать размер. Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, и двумя руками одновременно. А вот левой, да и мимикой кстати тоже, он указывает, когда кому вступать, с какой громкостью играть. Дирижер обычно стоит спиной к публике, а вот музыканты в течение всего концерты любуются своеобразным "театром мимики и жеста". С непривычки это может и рассмешить.
Стоит отметить, что многие современные дирижеры нередко обходятся и без палочки.
История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось так называемое «шумное» дирижирование с помощью большого посоха. Им активно стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора.
Сначала руководил оркестром один из музыкантов ( как правило - композитор ). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры.
Самый настоящий дирижер появился он в начале XVIII века.
Поклонники эстрады, джаза, рок-музыки зачастую отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, казалось бы, и без него. На самом деле это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это - . Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.
Но барабанщик не одинок. У него есть один, а то и два, помощника - гитаристы. Один - бас-гитарист, другой - обычный гитарист, исполняющий ритмическую функцию. Вся эта "группа дирижирования" называется "ритм-секцией". Именно от этой "секции" и зависит согласованность игры всего состава. И все солисты подчиняются им.
Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно . Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару.
Дирижер видит всё произведение в целом. Каждый из участников оркестра учит и знает свою партию, но над общим образом и настроением трудится дирижер. Он не только показывает когда вступать тому или иному инструменту, но и как это делать (резко или нежно к примеру, остроту или длительность звука). И ещё - у каждого человека свой ритм, а дирижер - он как метроном в своем роде (и все музыканты начало ритма видят у него), а так бы без дирижера кто - то бы отставал или вперед играл свою партию.
Теперь поговорим непосредственно о движениях дирижёра: они заданы так называемыми схемами. Сильные доли такта во всех схемах обозначаются движением сверху вниз. Последние доли - к центру и вверх. Вторая доля в 3-дольной схеме обозначается движением вправо ( от дирижёра ), в 4-дольной - влево. Движения левой руки строятся как зеркальное отражение движений правой руки. На практике применение такого симметричного движения обеих рук нежелательно. Напротив, чрезвычайно важным является умение пользоваться обеими руками независимо друг от друга, так как в технике дирижирования принято разделять функции рук. Правая рука предназначается преимущественно для тактирования, левая рука даёт указания в области динамики, выразительности и фразировки. На практике, правда, функции рук никогда не бывают строго разграничены. Чем выше мастерство дирижёра, тем чаще и сложнее проявляется в его движениях свободное взаимопроникновение и переплетение функций обеих рук. Движения крупных дирижёров никогда не отличаются прямолинейной графичностью: они как бы "освобождаются от схемы", но при этом всегда несут в себе наиболее существенные для восприятия элементы её.
-
Учитель:
Предлагаю поиграть в игру «Дирижёр»
Представьте, что перед вами сидит - оркестр.
Весь класс мерно хлопает в ладоши, дирижёр показывает: в каком темпе хлопать. Тот, на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».
Давайте поиграем!
Учитель: Константин, я приглашаю тебя руководить в игре оркестром.
(Далее дети играют в игру, всё получается слаженно и вместе).
Учитель: Я думаю, что теперь нашему инструментальному ансамблю пора сыграть под руководством дирижёра. И я буду вами руководить.
III. Итог урока
Учитель: Всё -ли сейчас получилось?
Ученики: Не всё! Но стало намного лучше, понятнее.
Учитель: Что нового мы сегодня узнали?
Ученики: Мы узнали всё о дирижёре.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Руководитель оркестра.
Учитель: Что показывает дирижёр?
Дети: темп, размер, характер, вступление солистов.
Учитель: Наш урок окончен. Благодарю вас за работу. До свидания.