- Учителю
- Урок музыки для 2 класса
Урок музыки для 2 класса
Методическая разработка
урока музыки
«Колокольные звоны России»
для учащихся 2 класса
Тема урока: Колокольные звоны России.
Программа: Искусство. Музыка. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, раздел «О России петь - что стремиться в храм», урок № 1
Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в культуре русского народа.
Задачи урока:
-
образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси, с понятием «тембры», с тембрами колоколов, с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов, научить определять на слух разные виды колокольных звонов, узнавать имитацию колокольного звона на основе сформированных знаний;
-
развивающие: развивать умение применять полученные знания, умения в ситуации интерграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).
-
воспитательные: воспитывать бережное отношение к русским традициями исторически сложившимся символам русской земли.
Проектируемые результаты:
предметные:
познакомятся с понятием «тембр», с разными тембрами колоколов,
научатся различать виды колокольных звонов,
научатся слушать и анализировать музыкальные произведения («Вечерний звон» слова И.Козлова, музыка народная, М. Мусоргский, фрагмент из оперы «Борис Годунов», (пролог, 2 картина, оркестровое вступление) - наблюдать в музыкальных произведениях примеры имитации колокольного звона;
получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, исполнят песню («Песня о России»)
метапредметные:
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебником, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения,
регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи урока, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные:
оценивают результаты своей деятельности.
Музыкальный материал:
«Вечерний звон» слова И.Козлова, музыка народная, исп. Мужской хор «Пересвет»,
М.П. Мусоргский, фрагмент из оперы «Борис Годунов», (пролог, 2 картина, оркестровое вступление),
Запись колокольных звонов: Ростовский перезвон, Благовест.
«Песня о России» муз. В.Локтева, сл. О.Высотской.
Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, аудио- и видеозаписи фрагментов музыкальных произведений, фортепиано
Дидактические средства: учебник, колокольчики, карточки.
Сценарий урока
-
Организация начала урока.
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, настроить на взаимодействие с музыкой.
Вход детей в класс, музыкальное приветствие
У.: Прозвенел звонок,
Д.: Начался урок!
У.: Здравствуйте, ребята!
Д.: Здравствуйте!
У доски выставлены колокольчики разных размеров, учитель просит обратить внимание, что необычного сегодня в классе дети увидели.
-
Актуализация опорных знаний.
Задача: вывести детей на проблему урока, сформулировать её.
У.: Когда сегодня вы вошли в класс, на что вы обратили внимание?
Д.: Увидели колокольчики.
У.: А что такое колокольчики, или колокола?
Если дети затрудняются, пояснить, что колокол - это инструмент чашеобразной формы, который издает звук.
У.: Где вы раньше видели колокольчики или колокола?
Д.: Видели в церкви, на линейке в школе, в деревне у бабушки. (Слайд 1,2, 3)
У.: А как извлекается звук? (показать детям ближе, дать позвонить одним колокольчиком)
Д.: Мы раскачиваем колокольчик, внутри язычок, который стучит о стенки колокольчика.
Дальше учителю необходимо обратить внимание детей на то, что это музыкальный инструмент, который издает один по высоте звук
У.: Чем отличаются данные инструменты?
Д.: Они разного размера
У.: Одинаково ли они звонят, одинаковые звуки издают? (позвонить разными колокольчиками).
Д.: Разные колокола издают разные по высоте звуки. Большой колокол - низкий звук, маленький колокольчик - высокий звук.
III. Изучение нового материала.
Задача этапа - обеспечить осмысление, восприятие, запоминание нового материала, познакомить с новыми понятиями - тембр, колокольные звоны.
У.: У каждого колокольчика свой звук, как и у каждого человека, свой голос. А можно ли сыграть мелодию этими инструментами?
Д.: Можно, если будет много колоколов.
У.: А где можно увидеть много колоколов?
Д.: В церкви.
Слушание Ростовского перезвона
У.: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Д.: О колоколах, о том, как они звонят.
У.: Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка», называется он «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока - «Колокольные звоны России» (Слайд 4) . Сегодня мы узнаем о том, как возникли колокола, как извлекается звук, как они звонят, какими бывают колокольные звоны, как они называются, где мы их можем услышать и почему они так важны для России.
У.: (Слайд 5) Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. А управляет ими мастер звонарского дела - звонарь. Музыка колоколов называется колокольным звоном. Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа. Именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России. На Руси, так в старину называли Россию, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких - либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.
А откуда же появился колокол? Его придумали не сразу. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева - било, от слова «бить». (Слайд 6). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре. Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае, по другим - в Италии. Первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали). Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг, чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки. (Слайд 7).
Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так (Слайды 8-9):
1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Про колокола и колокольные звоны всегда говорили много добрых и красивых слов. Колокола называли русским чудом, и даже называли их молитвой. А вы знаете, что такое молитва?
Д.: Это обращение к Богу, просьба.
У.: Верно. А в народе говорили, что икона - это молитва в красках (Слайд 10), храм - это молитва в камне (Слайд 11), а колокол - это молитва в звуке (Слайд 12). Колокольные звоны называли «звучащей иконой». А еще говорили, что это голос Родины. А о чем нам может говорить голос Родины, то есть колокол? О добре и зле, и счастье, о печали и радости, о любви. Когда нам колокол говорит о печали, зле, горе?
Д.: Когда война, пожар, беда.
У.: А каким голосом нам говорит колокол об этом?
Д.: Тихим, низким, или наоборот очень кричащим, очень громким.
У.: А когда колокол говорит о радости, счастье, о любви?
Д.: Когда радостные события - победа, свадьба, праздник.
У.: А каким голосом нам об этом колокол сообщает?
Д.: Нежным, ласковым, добрым.
У.: Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу, сказали о том, какой он, голос - низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. (Слайд 13) другими словами, вы назвали окраску разным голосам, т.е. ТЕМБР. Тембр - это окраска звука (Слайд 14). У каждого человека свой голос, а значит, свой тембр. И у каждого колокола своя окраска звука, свой тембр.у большого колокола тембр будет низким, а у маленького - высоким.
Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много (Слайд 15), но мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. Один из колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. (Слайд16). Это особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в самый большой колокол. Это слово состоит из двух слов: благо и весть, что значит благая весть. (повторить вслух вместе с детьми слово БЛАГОВЕСТ)
Давайте послушаем, как звучит Благовест. (видеофрагмент)
Слайд 17, рассказ о колоколе Сысое, слушание Красного звона с Сысоем.
У.: Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы, даже предложения. Посмотрите на карточки (лежат на каждой парте), на них нотная запись колокольного звона. (проиграть на инструменте или пропеть, показывая рукой направление мелодии). Сколько колоколов участвуют в этом звоне?
Д.: три (могут сказать четыре, нужно добиться правильного ответа, обосновать)
У.: Чем они отличаются?
Д.: Размером, а значит высотой.
У.: Расположите на своих карточках колокола, где какой звучит.
Для этого задания можно заранее рассадить детей с учетом индивидуальных способностей и дать разные карточки - второй вариант с более сложной нотной записью, с участием большего количества колоколов.
Далее исполнить попевку всем вместе (или по группам). Также можно выделить группу ребят, «отделив» большой колокол и исполнить.
У.: Куда нас приглашают колокола?
Д.: в церковь, на службу.
У.: Вот и мы с вами «позвонили», как колокола.
Одни люди любили звонить, а другие любили слушать. А среди слушателей находились сочинители музыки - композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы русского композитора М.П. Мусоргского (Слайд 18)
III. Слушание и анализ музыки
Задача этапа: помочь услышать «колокольность» в композиторской музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользуется композитор.
М.П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», пролог, 2 картина оркестровое вступление.
У.: Что вы услышали? На что похожа эта музыка?
Д.: Звучат колокола, колокольный звон.
У.: Как звучит этот колокольный звон?
Д.: Тревожно, взволнованно, величественно, мощно.
У.: Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д.: Большие и маленькие.
У.: А как вы догадались?
Д.: Низкие звуки - большие колокола, высокие звуки - маленькие колокола.
У.: А вы услышали именно колокола?
Ответы детей могут быть разными, учителю необходимо обратить внимание детей на то, что это музыкальные инструменты подражают звучанию колоколов, композитор использует разные тембры музыкальных инструментов, разные динамические оттенки, чтобы был слышен «колокольный звон».
-
Работа с учебником
Задача этапа - сопоставить произведения музыки и изобразительного искусства.
У.: В нашем учебнике на стр. 40 иллюстрация картины русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на ней.
Д.: Мы видим на ней церкви, и время, судя по всему, вечерней службы
У.: Почему картина «Вечерний звон» носит «музыкальное» название? Можем ли мы услышать колокольные звоны?
Д.: наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину.
; а на картине «Над вечным покоем» - печальным, грустным, скорбным, задумчивым.
У.: А какой голос будет у колоколов? (При ответе дети используют слова-подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках)
Д.: На картине «Вечерний звон» колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым, с любовью.
У.: А теперь обратите внимание на музыкальное произведение - песню, написанную на народную музыку и стихи И.Козлова. Она называется так же, как и картина, - «Вечерний звон».
Звучит фрагмент песни "Вечерний звон" сл. И.Козлова, муз. народная
У.: Есть ли что-то удивительное в исполнении песни?
Д.: Да, голоса изображают звучание колоколов
У.: В какой момент это происходило?
Д.: В начале и в конце фрагмента.
У.: Это были одинаковые колокола?
Д.: У каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких
У.: Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня?
Д: Нет, ещё пели слова, как в обычной песне
У.: О чём была эта песня?
Д.: О воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул
У.: А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты?
Д.: Нет, только голоса
У.: Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии?
Д: Подражание колокольному звону
У.: А теперь вернёмся к картине и уже заданному вопросу: можно ли её назвать музыкальной?
Д.: Да, и церковь на том берегу реки говорит нам об этом
Можно обратить внимание детей на то, сколько разных линий на картине: река и берега, отражения, контуры леса и храма на фоне неба... А какие это линии? (плавные, извилистые) нарисовать их на доске, обратить внимание на схожесть рисунка и нотной записью на карточках. Как вы думаете, можно было бы спеть эти линии, если разместить их на нотном стане? (да, получится мелодия).
И.Левитан назвал свою картину «Вечерний звон», конечно же, не случайно. Самое простое предположение о происхождении картины: «Жил-был художник, который приходил вот на это место и рисовал под звон колоколов свою картину». А, может быть, всё было наоборот? Прислушался однажды художник к колоколам, и превратилась линия на холсте в реку-мелодию: слева торжественный благовестник, правее воскресные колокола, чуть дальше будничные, а маленькие подзвонные колокольчики - это небо и солнце... Чем не финальная часть нашего фрагмента песни «Вечерний звон»! Но главная общая черта этих двух произведений в их содержании. О чем говорили художник и музыкант?
Д.: О любви к Родине.
V. Итог урока
Задача этапа: закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.
У.: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?
Д.: О колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр.
У.: Что такое тембр?
Д.: Окраска звука.
У.: Где мы слышим колокольные звоны?
Д.: В церкви, они зовут нас на службу.
У.: С каким колокольным звоном мы с вами познакомились?
Д.: Благовест.
У.: Что означает слово благовест?
Д.: Добрая, радостная весть.
У.: Закончить наш сегодняшний урок хотелось бы «Песней о России», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.
Исполнение песни.
Методические материалы к уроку:
-
Сайт "Zvon" ("Русская Православная Церковь. Общество Церковных Звонарей")
-
-
-
Свободная энциклопедия "Википедия"
-
Сайт "Колокола.ру"
-
Сайт Калининградского храма Христа Спасителя
-
Сайт "Православие.ру" Сретенский монастырь