- Учителю
- Программа кружка 'Хор' 1-5 класс
Программа кружка 'Хор' 1-5 класс
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат № 33» среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Директор школы-интерната № 33
начальных классов
протокол № ______ _________/Фирсова Н.А./
от «___» августа 2014 Приказ № ____
«___» августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Хор»
для учащихся 1-5 классов
направление: эстетическое
тип программы: развивающий
возраст учащихся: 7-11 лет
срок реализации: 1 год
Автор программы:
Бурдуковская Алена Александровна
учитель музыки
2014-2015 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто
не отрешает его от земли и уз телесных, как пение…»
Святитель Иоанн Златоуст
Хоровое пение - из древнейших искусств. Вся история мировой культуры нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении вокального дара людей - так необъяснимо глубинно и так естественно. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объясняет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение - это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности.
Детский хор - особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Известный американский музыкант и педагог Дж. Бетс верно сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».
На протяжении веков произрастание хорового искусства берегло и лелеяло звучание детских голосов в самом своём сердце. Становление и развитие сложнейшего хорового профессионализма в мировых музыкальных центрах - это насыщенная творческая жизнь хоровых капелл, где дети, певчие-мальчики, незаменимо полноправные в едином нераздельном ансамблевом организме.
Хоровое звучание и его законы стали колыбелью великой европейской музыкальной культуры. Навсегда запечатлена эта первородность в решающем музыкальном понятии - голосоведении.
«Ангельской чистотой» и премудростью детских голосов напоены были величайшие духовные и художнические откровения мастеров всех эпох: и Средневековья, и Ренессанса, и Барокко, и всех - до наших дней. Музыкальная культура христианства в полной мере вобрала в себя певческие достоинства детской талантливости, неповторимости, искренности, жизнечувствия вечности. За всем этим многовековым процессом стоит огромный, терпеливый, бескорыстный воспитательный труд с детьми выдающихся музыкантов-педагогов - от безвестных монахов монастырей до великих Жоскена де Пре, Палестины, Лассо, Шютца, Монтеверди, Джезуальдо, Баха, Генделя, венских классиков, корифеев XIX и XX веков.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. Надо сказать, что в Отечестве нашем вожди музыкального мира понимали это безусловно, с бескорыстной страстью, вдохновенно и учительски конкретно. Непосредственные личные вклады выдающихся композиторов - Бортнянского, Березовского, Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова - блистательные страницы истории русской культуры. Хоровое дело России дало миру выдающихся хоровых дирижёров, непревзойдённых создателей хоровой звучности, создателей великих биографий великих хоров. Петербургская капелла и Московский Синодальный хор в ряду высших прозрений нашей национальной культуры. Имена Ломакина, Орлова, Данилина, Чеснокова, Климова, Голованова, Кастальского, и других - на долгие времена будут стимулировать творческое дыхание нашего хорового искусства. И пристально всматриваясь в музыкальную деятельность этих знаменитых подвижников, мы хорошо понимаем, что они были, пожалуй, прежде всего - учителями детей, устроителями детского музыкального образования, создателями исполнительских школ и просто кропотливыми педагогами учебных заведений.
Они всегда настойчиво подчёркивали ответственейший смысл роли пения в хоре с малолетства в музыкальном воспитании. А.Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».
Во всём мире проблема развития музыкальных способностей в пространстве хоровой звучности всегда рассматривается как одна из важнейших в музыкальном образовании. Крупнейшие композиторы и музыкальные деятели посвящают этому часто всю свою творческую жизнь. Порой мировое признание получали и создаваемые ими системы музыкального образования на основе хорового пения. И если мы с восхищением оцениваем национальную систему музыкального воспитания З. Кодая, то можем лишь вспоминать с сожалением, что не нашла на трагических российских перепутьях своего претворения разработанная А.Д.Кастальским государственная система - программа всеобщего музыкального образования России.
Россия - певческая страна, в которой преимущественно хоровой характер музыкального фольклора и веками сложившаяся традиция православного пения
a cappella обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось олицетворением и выражением русского духа, русской художественной натру, русского национального характера.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
-
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики.
-
Обеспечение эмоционального развития детей.
-
Формирование вокально-исполнительских умений и навыков.
-
Формирование сценической культуры (культуры речи, движения).
-
Развитие музыкально-эстетического вкуса и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами хорового искусства.
-
Обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные заведения.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
В задачи обучения входит формирование и развитие у обучающихся:
-
художественного восприятия музыки;
-
любви и уважения к искусству и культуре родной страны;
-
уважения к старшим, как продолжение педагогического авторитета;
-
певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);
-
тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
-
исполнительских навыков;
-
навыков овладения специфическими приёмами, характерными для академической музыки;
-
навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;
-
способности к обучению языкам;
-
навыков исполнения без сопровождения, с сопровождением фортепиано, других инструментов;
-
навыков работы в вокальном ансамбле;
-
навыков самостоятельной работы.
В задачи обучения также входит общеэстетическое развитие обучающихся, расширение знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. В результате обучения хоровому пению обучающиеся должны овладеть свободным звукообразованием и правильным звуковедением в сочетании с выразительным исполнением вокальных произведений, различных по характеру и стилю.
Организация образовательного процесса.
Формой работы с учащимися хора является урок, продолжительностью
1 академический час. Периодичность - один раз в неделю.
Сроки реализации программы: основная ступень - 1 год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии детей. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы.
На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учётом следующего:
- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся,
- отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость),
- знание нотного материала партий,
- владение вокально-хоровыми навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма, умение держать вокальную партию),
- уровень и качество исполнения произведений,
- степень выразительности, художественности исполнения.
В конце каждого года обучения проводится фиксация знаний и умений, приобретённых обучающимися (выполнение репертуарного плана).
По окончании трёхилетнего курса обучающиеся должны знать и уметь следующее:
- владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования, т. е. петь в хоре, координируя своё исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т. д.),
- знать особенности современной и классической музыки,
- осмысленно, выразительно, художественно, эмоционально исполнять произведения по уровню сложности, предусмотренные программой,
- уметь анализировать музыкальное произведение.
Методика определения результатов обучения, периодичность, система их фиксирования.
Основной формой текущего контроля является опрос, анализ работы и наблюдение, оценка на уроке за выполненное задание и работу на занятии (не меньше трёх оценок за четверть). Формой промежуточного контроля является контрольный урок, который проводится в конце каждой учебной четверти. Формой итоговой аттестации являются контрольные уроки или концертные выступления.
Учебно-тематический план по предмету хоровое пение
Хор учащихся младших классов
№
Учебный элемент
Количество часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
Вокально-хоровые навыки
1
10
2
Певческая установка и дыхание
1
3
3
Звуковедение и дикция
1
7
4
Ансамбль и строй
1
6
5
Формирование исполнительских навыков
1
8
Итого за год: 34 часа
5
34
Содержание программы.
Каждый урок предполагает следующие виды деятельности, образующих его структуру:
Вокально - хоровые навыки
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Единство динамического, ритмического, тембрового, интонационного ансамбля.
Певческая установка и дыхание
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения стоя. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание, способствующее достижению красивого, лёгкого звука. Навыки грудобрюшного дыхания. Задержка дыхания. Экономный и равномерный выдох
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Различные приёмы дыхания во время пения. Ощущение мышечной упругости, энергичности дыхательных движений.
Звуковедение и дикция
Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Развитие дикционных навыков. Выработка умения единого формирования гласных, одновременное, чёткое произношение согласных.
Единая манера формирования гласных в различных регистрах. Пение нон легато и легато. Развитие дикционных навыков, чёткое произношение согласных, отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй
Активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмическая устойчивость в умеренных темпах, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных ладах, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, триоли, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия.
Формирование исполнительских навыков
Анализ словесного текста и его содержания, выразительное исполнение, умение донести до слушателя характер и содержание исполняемого произведения. Воспитание навыка умения пения без дирижёра.
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Определение формы исполняемого произведения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различная нюансировка в исполняемых произведениях.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА:
-
Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребёнка.
-
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокально-хорового звучания. Показ звучания даёт возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путём.
-
Фонетический метод - специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться лёгкости, полётности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
-
Игровой метод, в процессе вокально - хорового обучения используются звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата.
-
Метод наблюдений.
-
Метод упражнений, на уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы обучения (пение, прослушивание музыки, объяснение техники вокально - хорового исполнения, показ голосом и на инструменте).
Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого на уроках применяются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает реализацию следующих принципов.
Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством- мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
Принцип сознательности. Предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога - научить ребёнка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребёнка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение - это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Формы и виды контроля.
Формой вводного контроля является проверка индивидуальных данных ребёнка при поступлении. Основной формой текущего контроля является опрос, анализ работы и наблюдение, оценка на уроке за выполненное задание и работу на занятии (не меньше трёх оценок за четверть). Формой промежуточного контроля является контрольный урок, который проводится в конце каждой учебной четверти. Формой итоговой аттестации являются контрольные уроки или концертные выступления.
Список литературы
-
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Москва. Лань. 2003
-
Ерёменко С.И. Распевание в детском хоре. Краснодар. Эоловы струны. 2003
-
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Москва. Институт психологии РАН. 2008
-
Аверина Н.В. Методика. Москва. Дека-ВС. 2008
-
Аверина Н.В. С чего начинается детский хор. Дека-ВС. 2008
-
Аверина Н.В. Продолжаем учиться. Дека-ВС. 2008
-
Аверина Н.В. Растём дальше…. Дека-ВС. 2008
-
Дуганова Л.П. Практические рекомендации. Москва. Владос. 1999
-
Стулова Г.П., Шишкина Л.В. Избранные духовные хоры для детей и юношества. Москва. Владос. 2002
-
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. С.-Птбрг.Лань.1999
-
Чустова Л.И. Лирический альбом. Москва. Владос. 2004
-
Морозов Л.Н. Школа классического вокала. Москва. Лань. 2008
ВЫБОР РЕПЕРТУАРА
Репертуар, как совокупность произведений исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.
Репертуар влияет на весь учебно - воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально - теоретические знания, вырабатываются вокально - хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического вкуса, формированию художественных взглядов и представлений детей. В «репертуарной политике», как в зеркале, отражаются взгляды руководителя на его понимание хорового искусства, что в конечном итоге определяет художественно - исполнительское лицо детского коллектива.
Выбор репертуара- это не одномоментный акт, это длительный процесс, органично входящий в повседневную деятельность хормейстера и требующий от него многих знаний и умений. Например, нужно знать законы восприятия детьми тех или иных музыкальных произведений, как по отдельности, так и в их взаимосвязях и сочетаниях. Нужно уметь моделировать для каждого занятия и выступления всё новые «комплексы» музыкального материала. Знать закономерности музыкально - певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. Нужно уметь гибко реагировать в учебно- воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Имеют значение и принципиальные методические установки дирижёра, а также умение видеть возможности их творческой реализации на том или ином музыкальном произведении.
Приложения.
Примерный репертуар среднего хора
1.Швецкая нар. песня «Речной царь»; Рус. текст Д. Седых, обр. Г. Хэгга;
2.Словацкая нар. песня «Ученая коза»; Рус. текст Е. Филиц, обр. И. Ильина;
3.Польская нар. песня «Висла»; Рус. текст С. Кондратьева, обр. В. Иванникова;
4.Польская нар. песня «Кукушка»; Рус. текст Я. Смелянской и В. Локтева, обр. А. Сигединского;
5.Немецкая нар. песня «Моя шляпа»; Рус. текст Н. Авериной, обр. Г. Саймона;
6.Креольская нар. песня «Шёл однажды я вдоль реки»; Рус. текст Н. Авериной, обр. Е. Подгайца;
7.Словенская нар. песня «Вечерняя песня»; обр. Е. Подгайца;
8.Грузинская нар. песня «Светлячок»; рус. текст Л. Некрасовой; обр. В. Гокиэли;
9.Албанская нар. песня «Цветок»; рус. текст С. Болотина и Т. Сикорской; обр. Т. Попатенко;
10.Немецкая нар. песня «Ученик портного»; рус. текст И. Мазнина, обр. А. Николаева;
11.Эстонская нар. песня «Хороводы заводите»; рус. текст П. Антона, обр. С. Полонского;
12.Украинская нар. песня «Журавель»; обр. Р. Скалецкого;
13.Финская нар. песня «Лебеди»; обр. Е. Подгайца;
14.Три немецкие песни «Весенний кводлибет»; обр. Е. Подгайца;
15.Муз. Б. Бартока «Я иду»; рус. текст Я. Серпина;
16.Муз. К. Маркса «Пожелание счастья»; рус. текст Ю. Фадеевой;
17.Муз. Ар. Мендельсона «Чудесная песня»; рус. текст Л. Дербенёва;
18.Слова и музыка В. Сибирского «Весёлый Дуда»;
19.Муз. Я. Солодухо «Песня»; сл. К. Алемасовой;
20.Муз. М. Грачёва, сл. К. Алемасовой «Вечер»;
21.Муз. А. Савенкова, сл. М. Садовекого «Одуванчик»;
22.Муз. В. Белого, сл. Я. Серпина «Ночью»;
23.Сл. и муз. Ю. Литовко «Старые часы»;
24.Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина «Тучка»;
25.Муз. Р. Клайна, рус. текст Ю. Фадеевой «Соловушка, проснись»;
26.Сл. и муз. В. Черчик «Осень пришла»;
27.Муз. Е. Подгайца, сл. нар. «Шли сорок мышей»;
28.Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Журавель»;
29.Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Котик»;
30.Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Сосны»;
31.Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Кися»;
32.Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Рыбаки» (канон);
33.Муз. В. Калинникова, сл. нар. «Лихие наездники» (канон);
34.Муз. А. Гречанинова, сл. В. Брюсова «Ночь»;
35.Муз. Е. Подгайца, сл. Вл. Степанова «Происшествие»;
36.Муз. Е. Адлера, сл. М. Карема, рус. текст М. Кудинова «На мельнице жил кот»;
37.Муз. Е. Адлера, сл. Е. Румянцева «Тишина»;
38.Муз. Н. Тульчинской, сл. Ю. Кушака «Муравьиный фонарщик»;
39.Муз. М. Ройтерштейна, сл. Е. Трутневой «Вечерняя песня»;
40.Муз. Ж. Металлион, сл. Я. Бжехвы, пер. Б. Заходёра «На горизонтских островах»;
41.Муз. В. Пьянкова, сл. ДУ ФУ, пер. с китайского А. Гитовича «Сверчок»;
42.Муз. Е. Подгайца, сл. нар., пер. с английского Г. Кружкова «Корова и музыкант»;
43.Муз. Е. Подгайца, сл. А. Милно, пер. Г. Кружкова «Императорская считалка»;
44.Муз. Р. Бойко, сл. А.Босева, пер. В. Викторова «Птица песни распевает»;
45.Муз. Р. Бойко, сл. С. Есенина «Утро»;
46.Муз. А. Холминова, сл. А. Твардовского «Лес осенью»;
47.Муз. А. Холминова, сл. А. Блока «Болотный тупик»;
48.Муз. Ф. Шуберта, сл. В. Мюллера, рус. текст И. Тюменева, обр. для хора Г. Саймона «В путь»;
49.Муз. Й. Брамса, сл. Й. Эйхендорора, рус. текст В. Микушевича «Ночь»;
50.Муз. Ф. Мендельсона, рус. текст Н. Авериной «Осенняя песня»;
51.Р.Н.П., обр. В. Локтева «Ой, по-над Волгой»;
52.Р.Н.П., обр. А. Гречанинова «Маки, маковочки»;
53.Р.Н.П., обр. Н. Потоловского «Дунай»;
54.Р.Н.П., обр. В. Герчик «Как по полю»;
55.Р.Н.П., обр. Т. Попатенко «Ах вы, сени, мои сени»;
56.Р.Н.П., обр. М. Красева «Ай, Дунай ли, мой Дунай»;
57.Р.Н.П., обр. М. Анцева «Уж я золото хороню»;
58.Муз. А. Копленда, рус. текст Эм. Александровой «Кота я купил»;
59.И.С. Бах, рус. текст Е. Нестеренко «В вечерний час»;
60.И.С. Бах «Солнечным светом земля согрета»;
61.Р.Н.П. «В хороводе» обр. Д. Янчкова;
62.Р.Н.П. «Вдоль по улице молодчик идёт» обр. Д. Янчкова;
63.Р.Н.П. «Земелюшка чернозём» обр. С. Благообразова;
64.Р.Н.П. «Как у наших у ворот» обр. А. Луканина;
65.Р.Н.П. «За речушкой яр хмель» обр. А. Луканина;
66.Р.Н.П. «Земляниченька спела, зрела» обр. неизв. автора;
67.Р.Н.П. «Дрёма» обр. А. Юрлова;
68.Р.Н.П. «Во поле рябинушка стояла» обр. И. Понамарькова;
69.Р.Н.П. «Ах ты, ноченька» обр. И. Понамарькова;
70.Р.Н.П. «На зелёном лугу» обр. Л. Абелян;
71.Р.Н.П. «Не летай, соловей» обр. В. Попова;
72.Р.Н.П. «Маки, маковочки» обр. И. Прача;
73.Р.Н.П. «Как во поле белый лён» обр. А. Лядова;
74.Р.Н.П. «Ой, да ты, калинушка» обр. А. Новикова;
75.Р.Н.П. «Я посеяла ленки» обр. С. Полонского;
76.Р.Н.П. «Выходили красны девицы» обр. неизв. автора;
77.Р.Н.П. «Тётушка-деленка» обр. Э. Елисеевой;
78.Р.Н.П. «Вниз по матушке по волге» обр. неизв. автора;
79.Р.Н.П. «Со вьюном я хожу» обр. С. Благообразова;
80.Р.Н.П. «Ленок» обр. М. Анцева;
81.Р.Н.П. «Что же ты, соловушка» обр. В. Григоренко;
82.Р.Н.П. «Сеяли девушки яровой хмель» обр. А. Гречанинова;
83.Р.Н.П. «Сад» обр. неизв. автора;
84.Р.Н.П. «Колыбельная» обр. В. Григоренко;
85.Р.Н.П. «В сыром бору тропина» обр. В. Гречанинова;
86.Р.Н.П. «Яблоня» обр. Л. Шульгина;
87.Р.Н.П. «В сыром бору тропина» обр. А. Гречанинова;
88.Латышская нар. песня «Петушок» обр. неизв. автора;
89.Украинская нар. песня «Веснянка» обр. А. Луканина;
90.Литовская нар. песня «Петушки» обр. неизв. автора;
91.Литовская нар. песня «Солнышко вставало» обр. С. Шимкуса;
92.Белорусская нар. песня «Реченька» обр. Свешникова;
93.Укр. нар. пес. «Ой, зелёная ты дубравушка» обр. В. Соколова;
94.Болг. нар. пес. «Вышел как-то поздно я во двор» обр. неизв. автора;
95.Груз. нар. песня «Мчит Арагви вдаль» обр. Г. Чхиквадзе;
96.Нем. нар. пес. «Прощай, зелёный лес» обр. В. Попова;