- Учителю
- План-конспект урока музыки на тему 'Современность в искусстве' (7 класс)
План-конспект урока музыки на тему 'Современность в искусстве' (7 класс)
План-конспект
открытого интегрированного урока (музыка, МХК)
в 7а классе (с использованием ИКТ)
Тема: «Современность в искусстве».
Цель: дать понятие современность в искусстве, проследить вместе с учащимися параллель времен на примере произведений разных эпох, сделать вывод о значении классического искусства для мировой культуры.
Развивать ассоциативное мышление, чувственное восприятие, воображение.
Воспитывать любовь к образам классического искусства, эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, экран, музыкальный центр, плакаты, бумажные детали для моделирования современного города.
Ход урока
I. Звуковое письмо - музыка К. Веберна. (Слаид №1).
Учитель музыки: Урок сегодня необычный - урок искусства, и начать я хочу с важного сообщения. На адрес нашего учебного заведения пришло звуковое письмо, но без указания адресата. Задание: после его прослушивания рассказать о человеке, который его послал; охарактеризовать его и его время, мысли и чувства, которые он хотел передать.
Слушание
Беседа:
? Какой же он, этот человек? Что его волнует? (беспокоен, неуравновешен, мятежен, растерян).
? Как это подтверждает музыка? (хаотична, нет стройности, упорядоченности, спокойствия и уверенности, нет конкретной мелодии, мрачное, тревожное настроение).
? А что можно сказать о времени, в котором живет этот человек, ведь искусство - это зеркало времени? (хаотично, проблемно, внутренне изменчиво, противоречиво, это XX век).
? Человеку комфортно в этом мире?
? Почему это время так повлияло на человека? (технический прогресс, угроза ядерной войны, экологические проблемы).
II. Рок-музыка (слайд №2, фон - Э. Мунк «Крик»).
Человеку очень трудно в этом мире. Он шокирован резкими переменами, ему душно и страшно. Он не может найти ответы на многие вопросы. Ему кажется, что люди его не понимают, что до них можно только докричаться. Ведь крик - это сигнал тревоги, средство найти поддержку. «Не затыкайте уши - он обращается к вам!»
Слушание (фрагмент музыки в стиле «хард-рок»).
? Что нового вы услышали в этой музыке?
? Какое направление? (рок-музыка).
? С помощью каких средств в музыке выражен образ человека? (оглушительное звучание, тяжелые неровные ритмы, новые музыкальные инструменты).
Итак, искусство XX века сильно обновляется: появляются новые стили, направления, жанры.
Учитель МХК: Все эти стили и направления XX века стали называться «авангардом». Этот термин происходит от слова, обозначающего войсковое подразделение, идущее впереди и относится к художникам, которые обращались к поиску новых средств выражения своих чувств.
Ищите новые пути.
Стал тесен мир. Его оковы
Неумолимы и суровы…
Так писал о XX веке поэт Константин Фофанов, мире, который был потрясен ужасом и страхом, мире, в котором человек был так мал, робок и растерян. Обратите внимание на слайд.
Беседа.
? Что это за произведение? (Э. Мунк «Крик»).
? А как вы думаете, почему именно эта картина появилась на нашем уроке? (она отражает внутреннее состояние человека того времени).
? А какие средства выразительности использовал художник?
«Я слышал, как кричит природа» (Э. Мунк).
Человеку было страшно жить в новом мире, так как он не знал, что ждет его в будущем. Слишком быстро все менялось, слишком быстро техника заполняла мир человека.
Развитие техники повлияло и на развитие архитектуры. Теперь здания не рассматривались с точки зрения красоты, а рассматривались с точки зрения функциональности. Как сказал Ле Корбюзье «Дом - это машина для жилья». Обратите внимание на эти сооружения (слайд №3). Ведь они действительно похожи на машины (характеристика).
Этот стиль получил название конструктивизм или функционализм.
К характеристике этого времени подойдет высказывание «Все течет, все изменяется», которое нашло отражение в картине С. Дали «Мягкие часы»
(слайд №4).
III. А. Шнитке «Кончерто гроссо».
Учитель музыки: И в музыке происходит много перемен. Так же, как и в других видах искусства, появляется стиль под названием «авангардизм». Авангардисты отрицают все, что было создано ранее. Но ведь новый музыкальный язык создать невозможно, можно лишь обогатить его новыми тембрами, ритмами, акустическими эффектами, инженерно-режиссерскими решениями.
- компьютерная музыка;
- сонористика;
- электронная музыка;
- конкретная музыка.
И вот в музыке XX век, такой сложной и противоречивой, прошедшей через множество модернистских течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого. - Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
? Почему музыка и другие виды искусства обращаются к прошлому?
? Что хотят там найти?
? Ответы на какие вопросы? (стремление понять человека, его чувства, переживания, мысли, стремления).
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», поэтому в искусстве нашего времени появляется понятие «стилизация», «полистилистика» - использование стилей прошлого в контексте музыки наших дней. Особенно ярко это выражено в творчестве композитора XX века А. Шнитке. О нем писали так: «В музыке Шнитке мы слышим свой голос, голос …жизни, доставшейся на нашу долю, трагичной и прекрасной, пошло обыденной и высокой».
Сейчас мы послушаем фрагмент из его произведения «Кончерто гроссо» (слушание).
? Интонации стиля какого композитора вы услышали в ней? (В.-А.Моцарта).
Ведь в искусстве всех веков есть вечные темы (красота, любовь к миру, миру человеческих чувств), вечные категории добра, истины и красоты. И неслучайно люди нашего времени в своих произведениях обращаются к нетленным творениям классического искусства - образцам и эталонам подлинного вкуса.
? Почему?
? Что такое классика? (образец, лучшее).
«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая цивилизованность от дикости» (А.С. Пушкин). А так как классическое искусство - это нестареющая эстетическая ценность, утверждающая идею красоты и гармонии, можем ли мы назвать классическую музыку современной? (определение современности - звено в цепи никогда не прекращающихся традиций, вытекает из прошлого и предопределяет будущее).
Задание: составить логическую цепочку из 4-5 слов, в которую входят слова:
Современность - …-…-…красота.
IV. В Мэй «Шторм».
Все чаще и чаще обращаются наши современники-музыканты к классическим образам прошлого, осовременивая их, наделяя музыкальными красками нашего времени.
Задание: определить новую модель музыки нашего времени, ее связь с классическим искусством прошлого.
Слушание.
? Как называется эта музыкальная модель? (ремикс).
? Какое произведение лежит в основе?
? Какие новые музыкальные особенности украсили его?
Это известная скрипачка В. Мэй и ее ремикс «Шторм».
V. А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
? Что нового внесла В. Мэй в музыкальное искусство?
? Сравните ремикс с произведением А.Вивальди.
? Нужны ли ремиксы? (это пропаганда музыки великого композитора, его вторая жизнь).
VI. Учитель МХК:
Не только в музыке, но и в других видах искусства много примеров обращения к прошлому, в котором человек ищет ответы на волнующие его вопросы (схема «Дерево»). Это говорит о том, что человеку свойственно искать образы прекрасного в прошлом, а так же в обращении к природе (органическая архитектура, девиз «Назад - к природе (слайд №4)).
Как существуют разные стили в архитектуре, так и есть разные города, в которых мы можем встретить такие здания. Эти города как люди неповторимы и могут звучать.
Слушание музыки А.Шнитке.
? Какой этот город?
Задание: «Мы - архитекторы»: Из предложенных бумажных деталей построить модель города, в котором могла бы звучать такая музыка.
А сейчас перед вами другой город (слайд №5). Давайте представим себя на улицах этого города и прислушаемся к музыке, которая звучит там. Ведь у каждого города своё неповторимое звучание.
VII. Ф. да Милано «Канцона» (слушание).
? Какие чувства выражает эта музыка? Стиль?
? Какой из представленных музыкантов мог бы исполнять ее? - слайд №6 (Караваджо «Лютнист»).
? Какие люди могли бы жить в таком городе?
? Почему?
Задание: сравнить особенности искусства эпохи Возрождения с искусством XX века (покой, уравновешенность, умиротворенность, возвышенность, гармоничность).
? Инструмент? (старинный итальянский - лютня, итальянский художник Караваджо).
В эпоху возрождения главной ценностью искусства был человек.
Во все времена человек мечтал жить в таком городе.
Несмотря на сложность и противоречивость нашего времени, хаотичность и сумбур в построении городов, человек всегда остаётся человеком и стремится построить свой идеальный город ,хотя бы в своём воображении. Ведь не зря наш современник рок-музыкант Б.Гребенщиков взял за основу своей песни о золотом городе прекрасное произведение эпохи Возрождения.
VIII. «Город золотой» Б.Гребенщиков (исполнение).
IX. Вывод.
? О чём же мечтают люди XX века? (о гармонии, красоте, доброте)
? Где они стремятся найти эту гармонию? (в произведениях прошлого, которые не подвластны времени.)
И что бы ни происходило вокруг, красота и гармония запечатлены в произведениях искусства, в облике городов. Пусть отблеск их красоты войдёт в каждую душу и тогда, может быть, эта красота сохранится и умножится. Ведь именно красота спасёт мир.