- Учителю
- Календарно - тематическое планирование по мызыке 7 класс
Календарно - тематическое планирование по мызыке 7 класс
Содержание:
-
Пояснительная записка……………………………………….........................................3
-
Общая характеристика предмета………………………………………………………..3
-
Место предмета в базисном учебном плане……………………………………………4
-
Цели программы…………………………………………………………………………4
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………4
-
Способы контроля и оценивания образовательных достижений…………………….6
-
Содержание учебного предмета………………………………………………………...6
-
Учебно-тематическое планирование…………………………………………………...8
-
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………28
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………..29
-
Список литературы……………………………………………………………………..29
2. Пояснительная записка
Модифицированная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений.«Музыка. 7 классы», авторы Т.И. Науменко В.В. Алеев, ( Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080. Приложение 1) .Для реализации программы используется учебно-методический комплекс авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка.7 класс»(М.: Дрофа, 2014).
1.1 Общая характеристика предмета
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин - таких, как литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения - с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же - о жизни человека.
В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории - содержание и форма - получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.
Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой - только ли скелет произведения, его структуру -период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.
А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности - ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.
Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.
1.2. Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа в год (1 час в неделю).
1.3. Цели
1. Цель программы В.В. Алеева - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
2 Цель ОУ - Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, легко адаптированной в социуме.
3.Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные :
Познавательные УУД
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
Регулятивные УУД
- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
Предметные:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Формы контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;- практическая работа;- тест;- взаимоопрос;
- музыкальные викторины.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.
2. Содержание учебного предмета.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
-
Что такое музыкальное содержание?
-
Что представляет собой музыкальный образ?
-
Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
-
Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
-
Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
-
Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
В 3и 4 четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.
-
Содержание в музыке (4 часа).
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
-
Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.
-
Музыкальный образ (3 часа).
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.
-
О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
-
Что такое музыкальная форма (4 часа).
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир - С. Губайдуллина.
-
Музыкальная композиция (8 часов).
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
7. Музыкальная драматургия (7 часов).
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Первые шаги татарской классической оперы и балета.
Учебно - тематический план курса
П/П
Название разделов и тем
Количество часов
По программе
По рабочей программе
Раздел 1
Содержание в музыке
4
Раздел 2
Каким бывает музыкальное содержание
4
Раздел 3
Музыкальный образ
3
Раздел 4
О чем рассказывает музыкальный жанр
4
Раздел 5
Что такое музыкальная форма
4
Раздел 6
Музыкальная композиция
8
Раздел 7
Музыкальная драматургия
8
3. Учебно-тематическое планирование
1 четверть
Дата факт.
проведения
Личностные
Метапредм.-ые
Предметные
1
Магическая единственность музыкального произведения
История создания сонаты, биография Бетховена.
Рассуждение о яркости образов в музыке.
Освоение выдающ. образцов венского классицизма.
Слушание:
Бетховен «Соната №14»
Исполнение песен:
«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко
Осознание личностного смысла в музыке Бетховена
Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке.
Понимать неповторимость музыкальных произведений
Прослушать сонату 1-я часть
2
Музыку трудно объяснить словами
Обобщение - важнейшее свойство муз.содержания
Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.
Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы
Слушание:Бетховен( В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.
Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко.
Умение познавать мир через муз. формы и образы
Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров
Развитие вокально- хоровых навыков.
Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты
3,4
Что такое музыкальное содержание?
Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.
Самостоятельная письменная работа.
Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО.
Тестовая работа
по вариантам(входная диагностика)
Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение -эссе
Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение
«Отговорила роща золотая» - пение наизусть.
Развитие способности творчески мыслить
Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.
Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи.
Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта.
«Отговорила роща золотая» - наизусть
5
Музыка, которую необходимо объяснить словами
Каким бывает муз.содержание.
Воплощение содержания в произвед.программной музыки.Программность обобщающего хар-ра.
Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды.
Просмотр видеоряда
«Концерт № 3» Вивальди.
Пение:
«Мой добрый учитель»
А. Ермолов - разучивание.
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
Высказывание собств.
мнения о худ.ценности произведения.
Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди
6
Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского
Свойство программности - расширять и углублять муз.содержание.
Соотнесение образов поэтического и муз.произведений
Анализ многообразия связей музыки и литературы.
Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.
Слушание сообщений о творч. А. Вивальди
Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский
Чтение: Н.Некрасова
«Тройка»(фрагм)
Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства.
Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
7
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»
Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях.
Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО.
Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.
Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада»
Формиров. способности творч.освоения мира в разл-х видах муз.деятельности
Проявление творческой инициативы и сам - ти.
Умение работать с различными источниками информации.
Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.
Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь».
8
Когда музыка не нуждается в словах
Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.
Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина.
Выставка рисунков по теме урока.
Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.
А. Скрябин «Этюд»
Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада».
Пение:
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки.
Способность аргументиро-
вать свою точку зрения по поводу муз. произведения.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен.
9
Заключитель-
ный урок
Обобщение пройденного материала за 1 четверть.
Муз. викторина.
Исполнение песен по желанию учащихся.
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
Применение полученных знаний о музыке и музыкантах в творческой деят-ти.
Активное использование исполнит.навыков
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Дата
по факту
Личностные
Метапредм.-ые
Предметные
10
Лирические образы в музыке.
Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.
Особенности лирического образа.
Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения.
Слушание:
С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».
Пение: М
Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера.
Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.
Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке.
11
Драматические образы в музыке.
Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра.
Анализ особенностей воплощения драматических образов.
Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения.
Воспринимать и сравнивать муз.язык.
Слушание:
Ф. Шуберт «Лесной царь».
Пение:
«Пропавшим без вести».
Умение познавать мир через формы и образы.
Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей
Понимать, что мир образов - самых ранних форм поэтического осмысления мира - относится к темам вечным.
Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта.
12
Эпические образы в музыке.
Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ.произведения.Особенности экспонирования эпических образов в муз.искусстве.
Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».
Информац. Модуль ФЦИОР по теме
Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.
Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Сравнение особенностей муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоц
Формирование позитивной самооценки своей деятельности.
Высказывать собственное мнение о худ.достоинствах отдельных музыкальных стилей.
Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.
Развивать вокально-хоровые навыки.
13
«Память жанра».
Способность муз.жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.
Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.
Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением.
Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз.деятельности.
Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия
Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.
Развивать вокально-хоровые навыки.
14,15,16
Такие разные песни, танцы, марши.
Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров.
Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из
Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.
Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).
Наблюдение за развитием одного образа в музыке.
Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях.
Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».
П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин».
Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.
«Школьные годы» - разучивание.
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки.
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме.
Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Уметь сравнивать муз.язык в различных танцах.
Дата факт.
проведения
Личностные
Метапредм.-ые
Предметные
17
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению.
Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.
Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.
Слушание: М.ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила».
Пение: «Синий иней»
Формир. Умения познавать мир через муз.образы и формы.
Прояваление творческой инициативы и самостоятельности.
Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.
18
«Художественная форма - это ставшее зримым содержание».
Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером.
Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.
Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза.
Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада».
Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.
Умение выражать свои мысли,обосновывать собственное мнение.
Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
19
От целого к деталям.
Причины обращения композиторов к большим и малым формам.
Общее и индивидуальное в муз.форме.
Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях.
Слушание:
Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,
М. Равель «Игра воды»
Пение: «Синий иней»
Стремление к самостоятельному общению с муз.искусством
Развитие способности рассуждать.
Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
20
Какой бывает музыкальная композиция.
Знакомство с творчеством татарского композитора С. Губайдулиной. Авангардная музыка.
Слушание:
С. Губайдуллина
«Фигуры времени» фрагмент из симфонии.
Пение: разучивание татарской народной песни.
Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки.
Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз. и худ. информации
Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
21
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода.
Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.
Слушание:
Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.
Формирование активности, самостоятельности.
Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков.
Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
22
Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)
Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.
Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.
Слушание - пение
М.Глинка «Венецианская ночь»
Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.
Умение аргументировать свое предложение, мнение.
Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Сообщение о происхождении жанра романс.
23
Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.
Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма).
Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем.
Слушание - пение:
М.Глинка «Я здесь Инезилья».
Умение познавать мир через муз.формы и образы.
Формирование познавательных мотивов уч.деятельности.
Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
24,25
Многомерность образа в форме рондо.
Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо.
. Многоплановость худ.образа в рондо.
Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем.
Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры.
Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле»
Пение: Романсы М. Глинки
Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности.
Выбор наиболее эффективных способов решения учебной заачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
26
Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича
Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке».
Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.
Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».
Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание
Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича.
Сам. формулирование учебной цели данного урока.
Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Подобрать стихи о Ленинградской блокаде.
27
Заключительный урок. Обобщение темы.
Обобщение тем четверти.
Повторное слушание всех произведений 3 четверти.
Муз. викторина.
Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем.
Символическое отображение учебного материала и выделение существенного
Уметь угадывать прослушанные произведения.
Знать все изученные муз.формы.
Дата факт.
проведения
Личностные
Метапредм.-ые
Предметные
28
О связи муз. формы и муз.драматургии.
В чём отличие между муз.формой и драматургией.
Особенности взаимодействия статики и динамики.
Наблюдение за развитием одного образа.
Восприятие особенности драматург.развития в малых формах.
Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов
Установление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов.
Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства.
Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Записи в тетради выучить
29
Музыкальный порыв.
Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие.
Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.
Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм.
Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.
Пение: «Вечная весна».
Формирование позитивной самооценки своей деятельности.
Формирование обобщенных знаний.
Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Подготовить презентацию о замках средневековья.
30
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.
Многогранные характеристики муз. образов.
Первая русская опера.
Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка татарской оперы.
Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Просмотр видео: Хоровые сцены из опер.
Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства русского народа.
Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.
Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
31,32
Диалог искусств
Опера "Князь Игорь".
«Слово о полку Игореве»
Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз.образов.
Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.
Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».
Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина
Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.
Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.
Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.
Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар»
33
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения.
Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма).
Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.
Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч.
Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.
Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.
34,35
Заключительный урок.
Итоговое занятие. Обобщение темы.
Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды.
Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.
Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.
4. Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
-
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
-
Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010
-
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
-
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
-
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki
-
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru
-
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
-
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.music-dic.ru
-
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
-
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bogoslovy.ru.
-
xarisovailzia.blogspot.com/</</u>
Материально-технические обеспечение:
Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.
5. Планируемые результаты изучения предмета в 7 классе
- понимать неповторимость музыкальных произведений;
- знать определение терминов, уметь определять в музыке;
- понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание;
уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражать это понимание в размышлениях о музыке;
- уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и ИЗО, представленными в учебнике для 7 класса;
- знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение;
- знать определение и основные признаки различных образов, уметь определять и описывать их в музыке;
Повышенный уровень
- Уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах по искусству;
Список литературы
1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
5.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
16