- Учителю
- Проект по фортепиано на тему: 'Работа с малоодарёнными детьми на начальном этапе занятий по фортепиано в учреждении дополнительного образования'.
Проект по фортепиано на тему: 'Работа с малоодарёнными детьми на начальном этапе занятий по фортепиано в учреждении дополнительного образования'.
«Работа с малоодарёнными детьми на начальном этапе занятий по фортепиано в учреждении дополнительного образования»
Автор проекта:
Тумаева Эльвира Викторовна
Преподаватель фортепиано
МБУ ДО ДШИ «Форте»
Тольятти 2015
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Содержание папки
Формулирование проблемы.
Миссия проекта.
Цель и задачи проекта.
Команда проекта
Декомпозиция работ.
Календарный график работ.
Необходимые ресурсы.
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
Мониторинг качества осуществления проекта.
Команда проекта и схема обязанностей.
Область рисков и план работы с ними.
Формы отчетности.
Приложения
Формулирование проблемы
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА -
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
-
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Малоодарённые дети не умеют играть на инструменте и поэтому теряют интерес к музыкальным занятиям.
-
ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ
-
Почему это стало проблемой? Есть преподаватели, которые не отказываются сразу от работы с менее способными детьми, однако в занятиях с ними пользуются теми же едиными методическими приёмами, что и при обучении одарённых детей. В результате они сталкиваются с проблемой, когда ребёнок, либо так и не научился играть на инструменте, либо потерял интерес к занятиям.
-
Почему ее следует решать? Потому что дети с другими задатками требуют другого подхода в работе с ними. И хотя отсутствие одарённости может проявляться по-разному и относиться к самым разным вещам (оно может касаться слуха, ритма, ловкости рук, быстроты восприятия, памяти, фантазии, интереса), тем не менее, есть возможность решить эту проблему и установить общие принципы для работы с менее способными детьми. Под соответствующим руководством и эти дети могут многого достичь.
-
Когда она становится проблемой? Когда преподаватель заставляет ребёнка приспосабливаться к методу обучения, а не стремиться к тому, чтобы метод исходил из особенностей и способностей ребёнка. В результате ученик теряет интерес к дальнейшей учёбе или у него возникает отвращение к музыке вообще.
-
Чья это проблема? Преподаватель, как правило, причину неудачи ищет не в себе, а в отсутствии «задатков» у ученика. Хотя уровень достигнутого умения играть на фортепиано менее способных детей зависит, прежде всего, от надлежащих подходов со стороны преподавателя. Поэтому, в первую очередь это проблема преподавателя.
-
Касается ли эта проблема других? Проблема также касается ученика и его желания самосовершенствования. Вместо того, чтобы ссылаться на невезение, надо стремиться что-то предпринимать. Нельзя опускать руки. Каждый человек может добиться большего. Ещё проблема касается его родителей. Потому что благоприятная среда в семье, залог способностей ребёнка. И судьба ребёнка всегда находиться в руках родителей.
-
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Мне кажется, в первую очередь проблемой должны быть обеспокоены родители и вместе с преподавателем пытаться её решить.
-
Кто будет сопротивляться решению проблемы? Сопротивляться может ученик. Ребёнок, который ни к чему не стремиться и ничего не хочет от жизни, просто неправильно воспитан.
-
Что случится, если мы не решим проблему? Я считаю, что если мы не решим проблему, то и ученик, и преподаватель просто потеряют время и ребёнок не получит должного музыкального развития, потеряет всякий интерес к музыке.
Миссия проекта
Миссия проекта - идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект.
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
-
Для кого мы это делаем?
-
Что мы делаем?
-
Как мы делаем это?
1.Пробудить интерес малоодарённых детей к музыкальным занятиям.
2. Добиться результата с помощью метода, который учитывает особенности и способности детей.
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ. Развить музыкальные способности малоодарённых детей, в особенности их ритмические и мелодические представления на начальном этапе обучения.
ЗАДАЧА 1. Оформить уроки более увлекательно и пробудить интерес менее способных детей к занятиям музыкой.
ЗАДАЧА 2. Создать оптимальные условия для обучения, благоприятной морально-психологической атмосферы.
ЗАДАЧА 3. Помочь ученикам приобрести начальные базовые знания, умения и навыки игры на фортепиано.
ЗАДАЧА 4. Открыть в каждом ребёнке, творческую одарённость, помочь почувствовать свою общественную значимость за счёт грамотно подобранного музыкального репертуара, учитывая возможности и способности ученика.
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№
Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)
Знак заинтересованности участника проекта:
+ - положительный
- - отрицательный
Интерес участника
Преподаватель по фортепиано
+
100%
Ученики
+ -
50%
Родители учеников
+ -
70%
Завуч по учебной части
+
100%
№
Участник проекта
Командные роли
Обязанности
1
Преподаватель по фортепиано
Организатор
Осуществляет и руководит учебным процессом.
2
Ученики
Исполнители
Исполняют учебные задачи, которые ставит перед ними преподаватель.
3
Родители учеников
Контролёры
Контролируют и проверяют домашние задания детей, наблюдают, чтобы они вовремя садились за инструмент.
4
Завуч по учебной части
Консультант
Консультирует и проверяет результат учебного процесса.
5
6
7
Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению, и функционал участников проекта на каждом из них)
№
Этап
Участники проекта
Функционал
1
Подготовительный этап
Преподаватель по фортепиано
Развивает музыкальные, ритмические и мелодические представления ученика. Важным средством для этого являются различные музыкальные игры за роялем, учит подбирать небольшие песенки по слуху.
Ученики
Ученики стараются представить себе хотя бы самую простую мелодию, включая её ритм, динамику, тембр, выразительность. Более того, в них должно пробудиться и стремление перенести свои музыкальные представления на фортепиано, реализовать их посредством игры.
Родители учеников
Контролируют учебный процесс, помогают детям выполнить задания дома.
2
Основной этап
Преподаватель по фортепиано
Знакомит учеников с нотной грамотой. Процесс должен протекать медленно, чтобы ученики имели время усвоить знания. Продолжает развивать музыкальность с использованием, игр, пьес, заданий, контрольных упражнений и загадок.
Ученики
Должны запечатлеть у себя в памяти связь между определённой нотой и определённым звуком. У детей, менее способных в музыкальном отношении всё это может быть вначале неточно, расплывчато, но главное- не допускать чтобы это связующее звено отсутствовало.
Родители учеников
Продолжают помогать детям и контролировать выполнение домашних заданий дома.
3
Заключительный этап
Преподаватель по фортепиано
Помогает ученикам выучить небольшие музыкальные пьесы. Пьесы должны быть несложные, образные и интересные детям. Разучивать их без нудной детальной проработки.
Ученики
Стараются выполнить все требования преподавателя на уроке и закрепить дома выученный материал.
Родители учеников
Контролируют, чтобы дети вовремя садились за инструмент и качественно выполняли домашние задания.
4
Заключительный мониторинг
Преподаватель по фортепиано
Проверяет знания, умения и навыки ребёнка. Проверка может проводиться в форме контрольного урока, зачёта, тематического классного часа или концерта.
Ученики
Должны показать чему они научились за определённый период времени и исполнить не меньше двух выученных пьес.
Родители учеников
Присутствуют на зачёте, концерте, классном часе в качестве зрителей.
Завуч по учебной части
Приглашается на контрольный урок, зачёт, классный час или концерт, чтобы оценить качество и результат проделанной работы.
Декомпозиция работ (блок-схема, таблица)
Задача 1.Оформить уроки более увлекательно и пробудить интерес малоодарённых детей к занятиям музыкой.
Для этого использовать на уроках интересные упражнения:
1. Повторение, голосом данного звука, постепенно расширяя диапазон и используя подражания характерным звукам: вою сирены, гудку паровоза, голосам животных и так далее.
2. Подражание заданному простому ритму. Хлопать не более пяти ритмических длительностей, либо простучать на рояле. Можно потренироваться в ходьбе под фортепианный аккомпанемент с ускорением и замедлением.
3.Применять на уроках музыкальные загадки, игры, ребусы, сказки.
Задача 2.Создать оптимальные условия для обучения, благоприятной морально-психологической атмосферы:
1.Продвижение малоодарённых детей должно быть медленным.
2.Преподаватель терпеливый, доброжелательный, исполненный интереса к своим ученикам.
Задача 3.Помочь ученикам приобрести начальные базовые знания, умения и навыки игры на фортепиано:
1.Осваивая нотную грамоту начинать с показа от одной до трёх нот, расположенных в тесситуре голоса учеников. Ученики пишут ноты, потом читают их названия. Затем они могут записывать ноты в виде маленьких диктантов, петь их и играть. 2.Ознакомление учеников с записями ритмических длительностей. Декламировать и хлопать детские стихи, а затем и играть их на одном звуке.
ПЛАН ПРОЕКТА
-
Название проекта (продукт)
Подготовлен
Имя ответственного за структуру (организацию), реализующую проект
Дата:
Краткая информация о проекте
Включает название проекта и имя проектного менеджера, отвечающего за реализацию проекта, сроки реализации
Обоснование проекта, общая цель
-
предыстория, обоснование потребности
-
анализ рынка (конкретно) с цифрами
-
целевая группа (конкретно) с цифрами
-
Определите клиентов, которые получат выгоду от создания продукта и которые нуждаются в нем
-
как проблему, которая будет решена, или как возможность, которую можно использовать
-
цель
Описание продукта.
Ожидаемые результаты продукта
Определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты.
Опишите продукт, который удовлетворял бы вышеописанным нуждам или решал вышеописанную проблему
Ожидаемые результаты проекта
-
Кратко изложите промежуточные результаты, которые покажут, что реализация проекта идет успешно. Итоговые предполагаемые результаты
Цели и задачи
Формулирование целей и задач в соответствии с ожидаемым результатом
Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)
Команда и организационная структура проекта
-
Кратко укажите общий подход к управлению проектом (инструменты проектного менеджмента);
-
Критерии, использованные в подборе команды;
-
Полномочия, уровень принятия решения;
Отчетность
Возможные риски и угрозы
Кратко опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта и/или на результат и которые требуют решения и действий со стороны проектной команды
Ресурсы и бюджет
Определите требуемые и/или доступные ресурсы, которые могут быть использованы в проекте: (финансовые, человеческие и материальные ресурсы) - ресурсы, требуемые для начала и осуществления программы ДПО;
- ресурсы, требуемые проектной командой;
- бюджет полного цикла производства продукта (покрывающий расходы проектной команды и др. расходы по реализации продукта)
Процесс коммуникации и отчетность
Определяется необходимая процедура коммуникации между проектной командой одной стороны и проектной командой другой стороны
Одобрение результатов
Предоставляются методы и критерии для проектной команды, на основе которых результаты проекта будут оцениваться
Управление изменениями
Совместно с проектной командой сторон определяются процедуры, которые будут использоваться в случае изменений в проектном плане
- какие изменения могут быть сделаны в ходе реализации проекта
- какими будут последствия, если эти изменения невозможно будет осуществить
- кого нужно информировать о данных изменениях
- кто будет утверждать изменения
-
Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
Уроки- 2 раза в неделю по 40 минут.
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО
1
Подготовительный этап: развитие ритмических и мелодических представлений ребёнка.
Сентябрь-Октябрь: 6 часов
Сентябрь-Октябрь: 10 часов
Сентябрь-Октябрь: 16 часов
2
Основной этап: освоение нотной грамоты, запись ритмических длительностей, чтение с листа по нотам.
Ноябрь-Декабрь: 6 часов
Ноябрь-Декабрь: 10 часов
Ноябрь-Декабрь: 16 часов
3
Разбор несложных музыкальных пьес. Подготовка к зачёту, классному часу или концерту.
Январь-Май: 12 часов
Январь-Май: 20 часов
Январь-Май: 32 часа
5
Всего часов за год:
24 часа
40 часов
64 часа
В конце мая, чтобы проверить результат качества работы провести зачёт, классный час или концерт.
Необходимые ресурсы
Этап
Виды работ
Ресурсы
Прочее (цена, количество и т.п.)
Подготовительный
Развитие ритмических и мелодических представлений детей. Игра на рояле без нот.
Карточки с ритмами, музыкальными загадками, ребусами. Сборник игр и песен для подбора на слух.
Основной
Освоение нотной грамоты, ритмических длительностей. Игра по нотам.
Карточки с нотами, длительностями, загадками. Сборник для чтения нот с листа.
Заключительный
Разучивание с учениками небольших музыкальных пьес.
Сборники с пьесами за 1 класс и аудиозаписи для прослушивания разучиваемого материала.
Заключительный мониторинг
Исполнение пьес детьми на зачёте, классном часе или концерте.
Сценарий классного часа или концерта. Игры, задания, контрольные упражнения для проверки знаний.
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата
Ожидаемый результат: Эффективность метода позволяет помочь малоодарённым ученикам развить свои ритмические и мелодические представления, расширить музыкальный кругозор и сохранить интерес к инструментальному исполнительству.
Критерий
Показатели
1.Участие учеников в праздниках, концертах, тематических вечерах позволяет им проявить свои музыкальные способности.
5 %
90 %
2.Ученики приобретают навык правильного поведения на сцене.
5 %
90%
3.Пьесы, выбранные по способностям учеников, дают им возможность учить их быстрее. Дети начинают заниматься с желанием.
10 %
90%
Мониторинг качества осуществления проекта
критерии
оказатели
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
1.
5%
90%
2.
5%
90 %
3.
10 %
90 %
Область рисков и план работы с ними
Риски, способные повлиять на проект
Выход
Надеяться на дисциплинированность менее способных детей, сознательность и трудолюбие не приходиться.
Надо создать дополнительные стимулы для занятий: обеспечить заинтересованность в работе, добиться, чтобы каждое посещение урока было для ребёнка праздником. Для осуществления поставленной цели можно применять всё: сласти, шутки, игры, сказки и ласку.
Плохой отклик родителей на сотрудничество с преподавателем, потому что не знают предмета и не могут помочь своему ребёнку.
Родители, которые хорошо понимают детей, становятся для нас прекрасными помощниками. Они должны понимать, что всё делается для счастья их ребёнка. В первую очередь надо начинать учить не детей, а их родителей. Очень хорошо, если родители будут посещать уроки своего ребёнка, чтобы потом в домашних условиях они смогли проконтролировать и помочь ему. От этого зависит дальнейшее обучение.
Формы отчетности
№
Форма отчетности
1
Раздаточный материал: карточки с ритмами, нотами, музыкальными загадками, ребусами, контрольные упражнения для проверки знаний.
2
Примерные репертуарные списки для сдачи зачёта или академического концерта.
3
Сценарий, фото и видеоотчёт классного часа или концерта.
4
Программу с музыкальными номерами классного часа или концерта.
5
Список сборников используемых для выбора программы ученикам.