- Учителю
- Рабочая программа по ФГОС 2 класс
Рабочая программа по ФГОС 2 класс
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: "Вентана - Граф", 2013.- (Стандарты второго поколения).
-
Авторская программа Д. Б. Кабалевского «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-4 классы. - Москва: Просвещение, 2007год);
-
Программа «Музыка» авторы Л.В.Школяр, В.О. Усачёва.
-
«Фундаментальное ядро содержания общего образования» / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 2011. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
-
Декларация прав ребёнка;
-
Конвенция о правах ребёнка;
-
Программа «Развитие образования г.Нижневартовска на 2011 - 2015 гг.»
-
Программа развития МБОУ «СОШ №40» на 2011 - 2013 гг., выигравшая два Гранта Президента РФ;
-
Образовательная программа МБОУ «СОШ №40».
Количество часов: в соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 ч.
Учебно-методический комплект: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 2 года обучения, поурочное планирование, песенный материал с фонограммами, презентации к урокам, портреты композиторов, ассоциативно-образный ряд: литературный и изобразительный.
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В. Школяр, В.О. Усачёва.
Программа разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
-
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Задачи уроков музыки во 2 классе:
-
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
-
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
-
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Виды музыкальной деятельности:
-
хоровое пение;
-
восприятие музыки и размышление о ней;
-
инструментальное музицирование;
-
музыкально-ритмические движения;
-
пластическое интонирование;
-
импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);
-
музыкально-драматическая театрализация;
-
выполнения творческих заданий.
Методы музыкального образования:
-
метод наблюдения за музыкой;
-
метод убеждения и увлечения музыкой;
-
метод импровизации;
-
метод переинтонирования;
-
метод «сочинения уже сочинённого»;
-
метод размышления о музыке;
-
метод междисциплинарных взаимодействий;
-
метод восхождения от частного к общему.
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод создания «композиций»;
-
метод игры;
-
метод художественного контекста.
Формы промежуточного контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
-
устный опрос;
-
музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша;
-
анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания;
-
итоговый контроль выполняется в виде тестирования;
-
слушание музыки и размышление о ней;
-
концертное исполнение песен;
-
инструментальное музицирование;
-
музыкально-пластическое движение;
-
драматизация музыкальных произведений; творческие работы.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
УУД - 2 класс
Личностные:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
-
развитие этических чувств
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные:
-
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
-
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
-
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные:
-
осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. (С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование. Мелодия - это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация - способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация - это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров
-
осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
-
использование речи для регуляции своего действия;
-
активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
-
способность вести диалог;
-
способность встать на позицию другого человека;
-
участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
-
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-
участие в коллективном обсуждении проблем.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ раздела
Название раздела
Темы изучаемые в данном разделе
Количество учебных часов
Количество зачетов, к/работ, практич. и лаборат. работ
«Всеобщее в жизни и в музыке»
1. Всеобщее в жизни и в музыке.
2. Песенность, танцеваль-ность, маршевость.
3. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека
ЭМР
4. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека ЭМР
Регистр, тембр.
5. Инструменты симфоничес-кого оркестра.
6. Всеобщее в жизни и в музыке
7. Мелодия и гармония
8. Тест-викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке»
9. Путешествие в страну Звукляндию
8
«Музыка-искусство интонируемого смысла».
-
Музыка-искусство интонируемого смысла
-
Грустные и торжественные интонации
-
Интонации настойчивости и решительности
-
Изобразитель-ные и выразительные интонации
-
Юмор и шутка в музыке
-
Тест -викторина по теме «Интонация»
10
«Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа
-
О чем говорит, что выражает, что изображает музыка?
-
Музыка-искусство интонируемого смысла
10
«Развитие» как становление художественной формы.
-
Сказка в музыке
-
«Живая» музыка Приём варьирования в музыке
-
Музыкальная живопись
-
Времена года в музыке
-
Музыкальная речь Полифоничес-кое развитие музыки
-
Весна в музыке
-
Итоговый урок-викторина по теме развитие в музыке
6
Итого по программе:
34
6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( с учетом требований ФГОС общего образования)
№ уро
ка
Дата урока
Тема урока
Тип урока
Формируемые
УУД
Форма контроля
Домашнее задание
план
факт
Элементы содержания
Раздел 1. Всеобщее в жизни и в музыке
1.
Всеобщее в жизни и в музыке
Примеры трёх китов
«Мы второклассники», попевка
«Звуки музыки»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Усвоить более широкие музыкальные понятия - песенность, маршевость, танцевальность.
Устный опрос, разучивание песен
Досочинить свой текст к попевке «Мы второклас-сники»
2.
Песенность, танцеваль-ность, маршевость
«Мы второклассники». Д. Кабалевский
«Тень - тень», муз. Калинникова, сл. народные
Увертюра, марш Тореодора к опере «Кармен» Ж. Бизе
Творческое задание: музыкально-ритмические движения.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные:
Знать, что такое элементы музыкальной речи; певческую установку при пении. Уметь определять мелодию в крупном музыкальном произведении..
Устный опрос
Нарисовать героев песни «Тень-тень»
3.
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека
ЭМР
«Мы второклассники».
«Тень - тень», муз. Калинникова, сл. народные
«Осень пришла»
Творческое задание: передать в пении различные интонации.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать ЭМР: ритм, темп, динамика Уметь вниматель-но слушать музыкальное произведение, размышлять о музыке, оцени-вать её эмоцио-нальный характер и определять настроение..
Выразительное исполнение песен
Выучить тексты песен. Вспомнить стихи про осень
4.
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека ЭМР
Регистр, тембр.
Фр. звучания тембров муз. инструментов
«Тень - тень», муз. Калинникова, сл. народные
«Осень пришла»
Творческое задание: нарисуй «Краски осени».
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать ЭМР: регистр, тембр и уметь их определять; соблюдать певческую установку при пении. Уметь инсценировать песню, осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел..
Игра - угадайка, контроль за сменой тембра голоса в песне «Тень-тень»
Закрепить ЭМР, поработать над тембровым исполнением песни «Тень-тень»
5.
Инструменты симфоничес-кого оркестра.
«Петя и волк», С. Прокофьев
«Всё сбывается на свете», муз. Е. Крылатова, сл. М. Пляцковского
«Тень - тень», «Осень пришла»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческую установку при пении. Уметь определять и сравнивать характер, средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении.
Инсценирование песни
Нарисовать картину осени
6.
Всеобщее в жизни и в музыке
Увертюра и марш Тореодора к опере «Кармен»,
Ж. Бизе
«Всё сбывается на свете», муз. Е. Крылатова, сл. М. Пляцковского
«Осень пришла»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Уметь выявить взаимосвязь песенной и маршевой музыки.
Устный опрос, работа над выразительным исполнением песен
Нарисовать свою мечту
7.
Мелодия и гармония
«Во поле берёза стояла»
«Прелюдии» №7, №20, Ф. Шопен
«Если добрый ты»
«Всё сбывается на свете»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать ЭМР: мелодия, гармония, многообразие жанровости.
Уметь внимательно слушать музыкальное произведение, размышлять о музыке, выразительно исполнять песенный репертуар..
Устный опрос, знакомство с новыми ЭМР, контроль за дикцией в песне
Нарисовать любимых героев песен, которые звучали на уроке
8.
Тест-викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке»
«Если добрый ты»
Р. Щедрин «Конёк - Горбунок»: «Ночь», «Золотые рыбки», «Шествие царя Гороха»
«Всё сбывается на свете», муз. Е. Крылатова
Творческое задание: вокальная импровизация (мажор - минор).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать ЭМР: лад, ритм, темп, понятие - маршевость в музыке.
Уметь применять знания в практической деятельности..
Музыкальное тестирование
Нарисовать образы с которыми познакомились
9.
Путешествие в страну Звукляндию
Конкурсно - развлекательная программа
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Предметные: Знать правила поведения в концертном зале. Уметь определять названия уже знакомых по предыдущим урокам музыкальных инструментов; проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов.
Слуховой контроль, конкурс на лучшего исполнителя
Петь знакомые песни
2. Музыка-искусство интонируемого смысла
10.
Музыка-искусство интонируемого смысла
«Кто дежурные»
«Болтунья», С. Прокофьев;
«Песенка Пишичитая»
Творческое задание: сочиняем скороговорку (коллективно).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные: Знать речевые и музыкальные интонации, исполнительские навыки.
Уметь внимательно слушать муз. произведение, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение.
Устный опрос, игра: «Я - композитор», разучивание песни
Нарисовать город - Звукляндию
11.
Грустные и торжественные интонации
«Кто дежурные»
«К Элизе» Л. Бетховен
«Свадебный марш» Мендельсон
«Новогодние мечты»;
«Песенка Пишичитая»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные: Знать способы исполнения музыки: легато, нон легато.
Уметь определять сходство и различие речевой и музыкальной интонации. Развивать голосовой аппарат
Прослушивание музыкальных произведений
Учить текст песни
12.
Интонации настойчивости и решительности
«Песенка Пишичитая»
Экспозиция симфония №5, Л. Бетховен
«Новогодние мечты»;
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные: Знать, что такое «зерно» интонации, элементы игровой деятельности. Уметь находить его в музыкальных примерах
Контроль за эмоциональным исполнением песни, игра - разминка
Нарисуйте жителей улицы
13.
Изобразитель-ные и выразительные интонации
«Утро», Э. Григ
«Карнавал животных» - «Лебедь» К. Сен - Санс
«Новогодние мечты»;
«Возле старой ёлки»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные: Знать, что такое изобразительные и выразительные интонации.
Уметь эмоционально исполнять песни.
Творческое задание, разучивание новогодней песни
Нарисовать героиню изобразитель-ных интонаций
14.
«Утро» Э. Григ
Фр. сказки: «Карнавал животных»
«Новогодний хоровод»
«Возле старой ёлки»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные: Знать одну из страничек творчества Баха. Уметь эмоционально воспринимать музыку.
15.
Юмор и шутка в музыке
«Котёнок и щенок»
И. С. Бах «Шутка»
«Возле старой ёлки»
«Новогодние мечты»;
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные:
Рассказ о композиторе, работа над выразительным исполнением песен
Подготовиться к уроку - концерту
16.
Тест -викторина по теме «Интонация»
Урок-концерт
Песенный материал четверти
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Коммуникативные:
сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
Предметные: Применять на практике культуру концертного исполнения песни.
Конкурс на лучшее исполнение песен
Исполнить новогодние песни.
Музыка-искусство интонируемого смысла (продолжение темы)
17.
О чем говорит, что выражает, что изображает музыка?
«Уж как шла лиса по травке»
«Болеро» М. Равель
«Почему медведь зимой спит?», Л. Книппер.
Знать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Уметь сопоставлять и различать части: «начало - кульминация - концовка», граф. изображение мелодии
Карточки - ребусы, игра - разминка, разучивание песни
Нарисовать Гармонику и Мелодику
18
Музыка-искусство интонируемого смысла
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка
«Почему медведь зимой спит?», Л. Книппер.
Знать основные принципы развития народной и композиторской музыки, понятие крещендо.
Уметь показывать развитие в песнях.
Устный опрос, выставка рисунков, работа над выразительным исполнением песни
Нарисовать рисунок к песне «Почему медведь зимой спит?»
19.
Э. Григ «В пещере горного короля»
«Шествие гномов» Э. Григ
«Почему медведь зимой спит?», Л. Книппер.
«Песня о пограничнике»
Прослуши
вание музыкальных произведений, контроль за исполнительс-ким развитием в песне
Записать в тетрадь - какие ЭМР получили развитие в «Песне о пограничнике»
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа
20.
Сказка в музыке
Э. Григ «В пещере горного короля»
Р. Щедрин, «Купание в котлах»;
«Песня о пограничнике»
«Живёт волшебник в городе» м. Космачёва, с. Л. Дербенёва
Выразительное исполнение «Песне о пограничнике»
Нарисовать жителей волшебного города
21.
«Живая» музыка Приём варьирования в музыке
«Живёт волшебник в городе»
«Во поле берёза стояла»;
Фрагмент 4 симфонии П. Чайковского;
«Весенние цветы»
Ребус, разучивание песни «Весенние цветы»
Сочинить стишок про любимый цветок
22.
Музыкальная живопись
«Весенние цветы»
«Шехерезада» Римский - Корсаков
«Живёт волшебник в городе»
Беседа о композиторе, исполнение песен по группам
Закрепить понятия: сюита, симфония, сюжет
23.
Времена года в музыке
«Февраль», «Март», «Июнь» «Времена года» П. И. Чайковский - видеофрагмент
«Весенние цветы»
«Мама», (из сказки «Волк и семеро козлят)
Прослушивание музыкальных произведений
Подобрать иллюстрации по уроку
24.
Музыкальная речь
Полифоничес-кое развитие музыки
И. С. Бах «Органная прелюдия»
«Почему медведь зимой спит», «марш Черномора, «В пещере горного короля», «Песня о пограничнике», «Во поле берёза стояла», IV Симфония, «Март», «Весенние цветы», «Июнь», «Живёт волшебник в городе»
Устный опрос, игра «Ожившие картины», контроль за правильным исполнением ритмического рисунка в песне
Вспомнить стихи о весне
25.
Весна в музыке
П. И. Чайковский «Песнь жаворонка», «Белые ночи» «Живёт волшебник в городе»
Проверка степени развития слушания музыки
Повторить тексты песен
Развитие» как становление художественной формы
26.
Развитие в музыке Одночастная и двухчастная форма
«Пастушья песня», фр. н п ;
«Как положено друзьям»
«Песня Сольвейг», Э. Григ;
«Неаполетанская песенка»
П. Чайковского;
«В пещере горного короля»,Э.Григ
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Знать названия произведений
Ролевая игра, музыкальное тестирование
Привести примеры из жизни: одно- и двухчастной формы
27.
Простые музыкальные формы Трёхчастная форма
«Пастушья песня», фр. н п ;
«Подснежник», П. И. Чайковский
«Танец Анитры», Э. Григ
«Как положено друзьям»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Знать фамилии композиторов музыка которых звучала на уроке. Уметь определять одно- и 2-х частную формы музыки.
Устный опрос, разучивание песни
Нарисуйте дом - «впечатления» от урока
28.
Вариационная форма
«Пастушья песня», фр. н п ;
«Как положено друзьям»
«Вариации на тему фр. нп» В. А. Моцарт
«Подарок дождя»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Знать текст песни. Уметь определять простую и сложную 3-частную форму музыки.
Беседа по творчеству композитора, слуховой контроль
Нарисовать рисунок к одной из песен
29.
Форма РОНДО
«Рондо» В. А. Моцарт
«Пастушья песня», фр. н п ;
«Подарок дождя»
Творческое задание: театрализация сказки «Теремок»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Знать о детстве Моцарта. Уметь определять вариационную форму музыки.
Инсценирование сказки, исполнение песни по группам
Придумать и нарисовать форму - рондо
30.
Сонатная форма
«Аппассионата» Л. Бетховен
«У моей России»
«Подарок дождя»
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Знать форму рондо. Уметь определять форму рондо.
Разгадывание ребусов, разучивание песни
Найти и выучить стихотворение о родном крае
31.
Музыкальный образ и форма
«У моей России»
«Музыкальная табакерка» А. К. Лядов
Творческое задание: изобразить песню
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Совершенствовать навыки слушания музыки
Уметь определять сонатную форму.
Конкурс чтецов, слуховой контроль, исполнение песни.
Повторить тексты песен исполняемых на уроках.
32.
Итоговый тест по теме «Развитие как становление художественной формы»
Музыкальная викторина
Произведения года
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Знать формы музыки.
Развивать звуковысотный слух.
33.
Песенный марафон
Урок - концерт любимых произведений
Песенный материал года
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Познавательные:
наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Коммуникативные:
вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Предметные: Применять на практике концертную культуру исполнения песен
Конкурс на лучшее ансамблевое и сольное пение .
Выучить новую песню
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция -
12.Российский общеобразовательный портал -
13.Детские электронные книги и презентации -
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. »
Литература
-
Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 классы: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
-
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
-
Бакланова Т. И. программа и методические материалы. Музыка. 1-2 классы. М., 2005-2006.
-
Кабалевский Д. Б. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2007.
-
Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М., 2005.
-
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Программа «Музыка». 1-7 классы// Сборник программ общеобразовательных учреждений. М., 2007.
-
Курушина Т. А. Музыка 1-6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - № 4.
-
Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Как оценивать художественное развитие ребёнка? // Искусство в школе. - 2002. - № 6.
-
Школяр Л.В. Методика музыкального образования школьников. - М., 2005.
-
Юдина Е. Безотметочное обучение //Начальная школа. - 2005. - № 4.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
-
проявлять устойчивый интерес к музыке;
-
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
-
приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
-
определять жанровые признаки;
-
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю - лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
-
называть запомнившиеся формы музыки;
-
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
-
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
-
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
Рекомендации по оснащению образовательного процесса
Современное оснащение образовательного процесса по предмету «Музыка» для начальной школы должно включать: библиотечный фонд (книгопечатную продукцию), печатные пособия, игры и игрушки, цифровые образовательные ресурсы, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое оборудование.