- Учителю
- Рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке
Комитет по образованию администрации г. Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ № 89 с углублённым изучением отдельных
предметов»
Утверждаю Согласовано: Рассмотрено на заседании МО
Директор МБОУ « СОШ № 89» Зам. Директора по НМР Протокол №
« » августа 2015г. « » августа 2015г. от « » августа 2015г.
Рабочая программа
общеобразовательная
ступень начального образования
по предмету « Музыка»
образовательная область «Искусство»
класс : 4
кол-во часов в неделю: 1
кол-во часов в четверти: 1-я - 9ч.; 2-я - 7ч.; 3-я - 10ч.; 4-я - 9ч.
кол-во часов в году: 35ч.
Основание для разработки программы:
Федеральный Государственный стандарт образования по музыке, программа « Музыка» под редакцией В.В.Алеева, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак. - 8-ое издание, стереотипное .
Москва: « Дрофа» 2013 год.
Учитель: Сёмина Ольга Юрьевны
Барнаул, 2015
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
МУЗЫКА
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пласти-ческом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Основы музыкальной культуры
Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла). Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.
Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Духовная и светская музыкальная культура второй половины XVII - XVIII веков. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.
Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.
Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.
Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха (прелюдия, фуга, месса)
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. Ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж.Бизе, Дж.Верди). Образцы духовной музыки: реквием.
Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К.Дебюсси, К. Орф, М.Равель, Б.Бриттен, А.Шенберг).
(Л. Армстронг, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин).
Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О.Дунаевский, А.В. Александров).
Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.
Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.
Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского.
Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).
Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.
Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Н.П.Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.
Музыка в формировании духовной культуры личности
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А.Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта») войны и мира (Д.Д.Шостакович, Г.Малер, Д.Б.Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Опыт музыкально-творческой деятельности
. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения.
Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей
уметь
эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий..
определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Пояснительная записка
Программа « Музыка» , рассчитанная на 4 года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждения различного типа. Она разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на примерные программы начального общего образования( раздел « Музыка»)
Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившихся в отечественной педагогике. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы , созданной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
ЦЕЛЬ предмета « Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи предмета заключаются в следующем:
- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости ,любви к окружающим;
-прививать основы художественного вкуса;
- научить видеть связь музыки и других видов искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- формировать потребность общения с музыкой.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из них являются: хоровое пение, слушание музыки, размышление об услышанной музыке, игра на элементарных музыкальных инструментах, ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и театрализация.
Использование средств ИКТ, что вносит в процесс урока яркость и заинтересованность, позволяет заменить наличие рабочих тетрадей.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков разных исторических эпох и стилей. Песенный материал выполнен не столько вспомогательно, а наоборот носит иллюстративную функцию и помогает в освоение программы. Отбор произведений осуществляется в соответствии с их доступностью , выразительностью и воспитательной направленностью.
Методы работы:
- метод междисциплинарных взаимодействий- является стратегическим методом работы, его сущность подчёркивается медпредметными связями;
- стилевой подход нацелен на формирование у школьников восприятия музыки;
- творческий подход приближает к МХК, являясь своеобразным результативным показателем практической деятельности;
-системный подход направлен на достижение целосности и единства всех компонентов программы;
-метод восхождения от частного к общему отражает развитие программы в трёхуровневую структуру ( которая развивается по спирали , непрерывно , от темы к теме, из класса в класс..)
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционального отношения школьников к искусству, знания о музыке и опыт творческой деятельности, проявляющийся в пении, игре на музыкальных инструментах, беседе о музыке по итогам начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие детей в формах культурно - досуговой деятельности класса и школы.
Образовательные технологии в области преподавания музыки в школе нацелены на разработку успешности в освоении материала программы на разных ступенях обучения.
Оценка качества может включать в себя следующие параметры:
-
Уровень развития эмоционального восприятия школьниками явлений культуры в целом и музыкального искусства в частности. Открытость уч-ся к познанию.
-
Степень осознанности школьниками изучаемых явлений культуры и музыкального искусства и понятий , специфики языка.
-
Интенсивность воспроизведения уч-ся изучаемых явлений и образов музыкального искусства в собственной деят-ти.
-
Становление личностно ориентированного отношения уч-ся к роли и месту культуры и музыкального искусства в жизни современного человека.
Принципиальной основой программы является полное отсутствие назидательности и прямолинейности в содержании. Авторы допускают и творческий подход со стороны учителя, особенно , что касается замены отдельных произведений, введения дополнительного материала и методики урока
Учебно - тематический план
по предмету « Музыка» в 4-ом классе на 34 часа в год
№
1.
Разделы, темы
Музыкальное путешествие.
Всего часов
34ч.
Ожидаемый результат
Осознание социальных познавательных и внешних мотивов музыкального искусства. Осознание собственного «Я» - как гражданина России, народа, истории. Наличие собственных чувств и сопереживание чувствам других. Реализация собственного творческого потенциала. Позитивная самооценка. Умение ориентироваться и решать смысловые и художественно - творческие задачи.
34 ч.
Требования к подготовке учащихся по итогам 4-ого класса:
Требования заключаются:
личностные результаты:
- в наличии устойчивого интереса к предмету, который отражается в самовыражении учащегося в творческой деятельности
- наличие эмоционального отношения е искусству
- позитивная самооценка своих музыкальных способностей.
-реализация творческого потенциала
-выражение чувства прекрасного
предметные результаты:
-умение определить характер и настроение музыки
-узнавание музыкальных инструментов
-знание разных видов оркестров и их групп
-знание имён выдающихся композиторов
-умение различать черты музыкальной речи разных композиторов
- проявление навыков вокально- хоровой деятельности
-понимать и соотносить выразительные и изобразительные интонации
метапредметные результаты:
-умение строить высказывание о музыке
-установление причинно - следственной связи
-формулировать собственное мнение
-осуществление простых обощение
-умение проводить сравнение музыкальных произведений
- умение устанавливать простые аналогии между произведениями
-наличие стремления при решении музыкально - творческих задач
-стремление к продуктивному сотрудничеству.
Критерии оценивания:
Согласно рекомендации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (методическое письмо от 19.11. 1998г., МОРФ от 25.09.2000г.), с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе разработаны критерии оценивания результатов учебной деятельности.
1. В течение 1-го класса цифровые оценки учащимся не выставляются. До введения отметок не применять никакие другие знаки оценивания: звездочки, цветочки.
2. С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводятся различные подходы к выставлению отметок:
«выполнил» или «не выполнил» требования;
«усвоил» или «не усвоил» программные требования;
по уровням - низкий, средний, высокий; 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уровни;
«зачет - незачет»;
баллы (многобальной системы);
цифровая отметка четырёхбальной системы. Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).
3. За основу оценивания следует брать характеристику цифровой отметки:
«5» («отлично») - высокий уровень - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») - средний уровень - наличие 2-3 ошибок или 4 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») - ниже среднего уровня - наличие не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - низкий уровень - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
4. Вводится оценка за общее впечатление от письменной работы. «Сущность» ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, на полях, в журнал не вносится. Два недочета приравнивается к одной ошибке. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается, если:
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки
Календарно -тематическое планирование
предмета «Музыка» в 4-ом классе
2015-2016 уч. г.
дата
№№
Разделы и подтемы
часы
Содержание урока
Методы и приёмы работы
Домашнее задание
«Музыкальное путешествие»
34ч.
1 четверть
1.1
«Россия - любимая наша держава…»
1
Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы Родины в его произведениях.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения
Рис. к музыке С. Рахманинова
1.2
Великое содружество русских композиторов.
1
Знакомство по материалам и изображениям учебника с представителями кружка Балакирева. Мотивы объединения членов «Могучей кучки»
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения
Стр.9
вопросы
1.3
Великое содружество русских композиторов
1
Исторические идеи , идеи народности в опере М. Мусоргского «Хованщина». Особенности стихосложения в вокальном творчестве М. Мусоргского.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения,
междисциплинарных связей
_____
1.4
Тема Востока в творчестве русских композиторов
1
Воплощение восточных сказок и плясок в творчестве композиторов - членов «Могучей кучки»
Индивидуально- групповая
наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения и проникновения
Стр.14-15
читать
1.5
Музыка Украины
1
Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским танцем - гопаком., а также с украинским народным инструментом - бандурой.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления
Определения-
Гопак, бандура
1.6
Музыка Белоруссии.
1
Белорусская народная музыка - её характер, условия бытования. Музыка Белоруссии, посвящённая Великой Отечественной войне. Знакомство с народным белорусским инструментом - цимбалами.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления
Песня «Бульба»
1.7
Музыкант из Желязовой Воли.
1
Гений мировой музыкальной культуры - Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польскими танцами.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления
____
1.8
Блеск и мощь полонеза.
1
Польский национальный танец - полонез. Его происхождение , условия бытования и исполнения. Сравнение двух полонезов М. Огиньского и М. Глинки.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления, междисциплинарных связей
Что такое полонез?
1.9
Музыкальное путешествие в Италию.
1
Италия - страна величайших культурных ценностей, родина оперы, бельканто. Венеция - город чудес, и посвящение ему романса М. И. Глинкой.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сопоставления и контраста
Сообщение о
Венеции
2 четверть
2.1
«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.
1
Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии. Отличительные черты творчества Верди.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сопоставления и контраста
____
2.2
Музыкальная Австрия Венские музыканты.
1
Австрия - центр музыкальной культуры Европы. Венские классики - Гайдн , Бетховен, Моцарт. Расцвет ряда музыкальных жанров в их творчестве.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления
Стр. 49
вопросы
2.3
Знаменитая Сороковаяя.
1
Характерные стилевые особенности венских классиков. Лирические образы в творчестве В. Моцарта. Знакомство с жанром - симфонии.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, метод переноса знаний прошлых уроков
Что такое симфония?
2.4
Героические образы Л. Бетховена.
1
Героико - драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано - солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, проблемно- поисковый
Стр. 57
Вопр. 1-3
2.5
Песни и танцы Ф. Шуберта.
1
Важнейшие вехи в творчестве Ф. Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в его творчестве.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения
Стр.61
Вопр. 5
2.6
«Не ручей - море ему имя.»
1
Содержательные особенности творчества И. Баха. Роль в его творчестве органа. Органные импровизации.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения и осознания
Стр. 65
вопросы
2.7
Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.
1
Содержательные особенности музыки Э. Грига. Темы и персонажи его произведений и музыки Норвегии в целом.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения
Стр 72 «Пер Гюнт»- читать
3 четверть
3.1
«Так полюбил я древние дороги…»
1
Духовные и исторические события русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, междисциплинарных связей
Стр 7
вопр. 1
3.2
Ноктюрны Ф. Шопена.
1
Знакомство с жанром - ноктюрна. Значение слова - ноктюрн и особенности содержания в средствах выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Шопена.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод
3.3
«Музыкам Шопена - это пушки, прикрытые цветами»
1
Отклик на события национального восстания в творчестве Шопена. «Революционный этюд» и воплощение контрастных образов.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения
3.4
Арлекин и Пьеро.
1
Карнавал. Карнавал в Италии, его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в творчестве Р. Шумана.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, междисциплинарных связей
Понятие «карнавал»
3.5
В подводном царстве.
1
Воплощение образов подводного царства в музыке. Сравнение образов Р- Корсакого и Щедрина.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод
Стр. 21 вопр.3-4
3.6
Цвет и звук: музыка витража.
1
Витражи в музыке и изобразительном искусстве. Эффекты «музыкального витража» и игра красок в музыке Мессиана.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод
Стр . 23
понятие витража
3.7
Вознесение к звёздам.
1
Тема Востока в творчестве Массиана. Смысловые грани и особенности композиции, оригинальность инструментовки. Кульминационность.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, ассоциативный метод
Стр. 26-27
читать
3.8
Симфонический оркестр.
1
Группы музыкальных инструментов в составе симфонического оркестра. Родство музыкальных инструментов.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления
Стр. 31-32
Группы симф оркестра
3.9
Симфонический оркестр.
1
Тембровые особенности и возможности звучания симфонического оркестра.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления
Стр. 35
Вопр. 1-2
3.10
Поэма «Прометей»
1
Претворение мифа о Прометее в музыке. Прометеев аккорд. Световая строка в партитуре симфонической поэмы.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального погружения, междисциплинарных связей
____
4 четверть
4.1
«Жизненные правила для музыкантов Р. Шумана»
1
Продолжение знакомства с правилами юных музыкантов на примерах повторения музыкального материала.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, переноса знаний
Стр . 41
вопросы
4.2
Джазовый оркестр.
1
Рождение джаза. Ритм- основа джазовой музыки. Группа солирующих инструментов джаз - банда. Интонации и тембры оперы Дж. Гершвина.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления, эмоционального погружения
Стр. 45
вопросы
4.3
Что такое мюзикл.
1
Знакомство жанром мюзикла. Специфика содержания и композиционного строения. Фрагменты.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, сравнения и сопоставления, переноса знаний
Стр .49
мюзикл
4.4
Под небом Парижа.
1
Культурно - исторические памятники Парижа. Париж музыкальный. Многообразие стилей и жанров. Творчество Э. Пиаф.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия
Стр. 53
Ворп.2
4.5
Петербург. Белые ночи.
1
Явления белых ночей в искусстве. Соотношение и сравнение образов.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия
Стр .54-58
Читать
4.6
«Москва…как много в этом звуке…»
1
Москва- как крупнейший культурный и исторический центр России и мира. Страницы истории в искусстве.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия
Стр .59
читать
4.7
«Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна»
1
Звучащая символика государства. Содержание и характер.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия
___
4.8
Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна»
1
Урок обобщения, основанный на развитии патриотизма к родине.
Индивидуально- групповая
Наглядно- слуховой метод, эмоционального воздействия, творческо- испольнительский
___
4.9
РЕЗЕРВ
1
35 ч.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка» под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Наличие же резервного урока в завершении учебного года объясняется тем, что по авторской программе курс 4-ого класса рассчитан на 34 часа, а в календарном учебном году 35 учебных недель.
Список методической литературы:
-
Ю.Б. Алиев Ю.Б. Алиев настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000
-
Алиев Методика музыкального воспитания детей. Воронеж: НПО « МОДЭК» , 1998.
-
Арчажникова О.А. Профессия- учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.
-
Асафьев Б.Н. Избранные статьи о музыкальном образовании.Л.: Музыка, 1973.
-
Вершинина Г.Б. « …Вольна о музыке глаголить…» Новая школа, 1996.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. Сов. Композитор, 1977
-
Шацкая В.Н. Музыкально- эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Просвещение, 1975
-
Программа « Музыка» Составители: Ю. Алиев, Науменко, Кичак.
-
Грозденская Н. Л. Слушание музыки в школе. Изд- во Акад . пед. Наук РСФСР , 1961
-
Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Академия, 2000
-
Выготский Л. С. Психология искусства. М .: Искусство , 1968.
-
Школяр Л. В. Музыкальное воспитание в школе М. : Академия, 2001
-
КабалевскийД. Б. Про трёх китов и про многое другое…М.: Детская литература, 1970
-
Музыкальное восприятие школьников. Сб. статей Под ред. М.А. Румер М. : Педагоги