7


  • Учителю
  • Урок по музыке Страна симфония.Симфония №4 П.Чайковского

Урок по музыке Страна симфония.Симфония №4 П.Чайковского

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по музыке во 2 классе. Страна симфония. Симфония как целостная музыкальная история. Симфония №4 П.Чайковский 1.2.3.4 части.

Знакомство с творчеством П.Чайковского и его крупным произведением - симфонией №4, рассчитано на несколько уроков, поэтому конспект урока состоит из нескольких модулей, которые учитель применяет на сое усмотрение, в зависимости от освоения предыдущего материала учениками.

Цель: дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем. Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнавать звучание инструментов симфонического оркестра, усвоить его особенности; Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие; Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;

Оборудование: иллюстрации, видеоматериал, шумовые инструменты, дидактические игры.

Тип урока. Комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2. Постановка цели.

Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну «Симфонию». Познакомимся с одним из лучших музыкальных изобретений 18 века симфоническим оркестром. Что такое оркестр? Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. ОРКЕСТР - большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья. А теперь, представим себе. Открывается занавес, на сцене расположены только инструменты, а где же музыканты? Ожидание волнительно, ну вот на сцену выходят исполнители. Они занимают свои места. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определенным правилам музыкального спектакля.

Слушание вступления симфонии №4 П.Чайковского

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

Кто же стал основателем симфонического оркестра и когда это произошло? Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, венский классик. Он стал основателем классицизма и новых музыкальных форм. Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание. Камерный оркестр значит малый. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений, он решил попробовать объединить инструменты, строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр, который мало изменился и по сей день.

Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр? Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания, оркестрового колорита. Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны, большие концертные площадки.

Посмотрите, как выглядит оркестр. (иллюстрация)

Слушание и музыкальное наблюдение

Сейчас мы с вами послушаем первую часть симфонии П.Чайковского в исполнении симфонического оркестра. Вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре - ДИРИЖЕР. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где кларнетисты.

Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»

Дирижерской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела,

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла.

Симфонический оркестр могучий

Фраки надушив пыльцой цветов,

Тишину безвольную нарушив.

Зазвучал, запел на сто ладов.

В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме?

Схема расположения музыкантов в оркестре





Урок по музыке Страна симфония.Симфония №4 П.Чайковского

Знакомство с терминами. Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В переводе с греческого означает - круглый. Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники.

Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. В чем сходство, а в чем различие этих инструментов? (Они все одинаковые по форме, но различны по размеру, и тембровой окраске.) Чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

Вторая группа - деревянные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха. Это флейта, кларнет, фагот, гобой.

В третью группу входят медно - духовые музыкальные инструменты, представляющие собой медные трубки различной формы. Звук извлекается, как и у деревянно - духовых.

В четвертую группу входят ударные инструменты. Малый и большой барабаны, литавры - это в составе симфонического оркестра у Й.Гайдна. Уже позднее добавились тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, тамтам, колокольчики, колокола, ксилофон.

Игра «Представьте себе» Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас, в любой инструмент симфонического оркестра по выбору. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.

Несколько учеников выходят, и по очереди показывают свой инструмент жестами, остальные отгадывают.

Исполнение песни А сейчас мы с вами исполним песню "Про оркестр", композитора С. Важова, слова. М.Яснова, в ней тоже поется об инструментах симфонического оркестра.

На заре лесные птицы

Начинают петь,

Может, скрипка ухитрится

Птицей зазвенеть?

Чтобы ели не шумели,

А закат погас,

За смычком виолончели

Вступит контрабас.

Могут инструменты эти

Рассказать про всё на свете.

Подождите, и окрест

Зазвучит оркестр! - (2раза)

Голосок певучей флейты

Радостно поёт.

Вдруг услышишь рядом с ней ты,

Как ворчит фагот.

И весёлых, и сердитых

Знает белый свет.

Но, конечно, примирит их

Солнечный кларнет.

Если росами сверкает

Мягкая трава,

Кто побудку нам играет?

Звонкая труба!

И душевно, и покорно

Отзываясь ей,

Эхо тает, как валторна,

В глубине полей.

Заглушая пенье птичье

С самого утра,

На футбольном поле нынче

Началась игра.

И трибуны неустанно

Гол победный ждут.

И грохочут барабаны,

И тарелки бьют

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,

стал размахивать руками прямо в зале перед нами?

Не приучен он к порядку или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это ...(дирижёр)

Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть? Оркестр - это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта, зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижер говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, дирижера понятен всем музыкантам мира.

Игра «Оркестр» Дети играют на шумовых инструментах, управляет "оркестром" маленький "дирижер".

Знакомство с терминами Оркестранты играют каждый свою партию по - ПАРТИТУРЕ. Партитура переводится разделение, распределение. В музыке - нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

Ребята, а сейчас немножко отдохнём, и посмотрим веселый мультфильм «Мультсимфония».

Демонстрация мультфильма «Мультсимфония»

А эти инструменты не вошли основной состав симфонического оркестра, но композиторы включают их в оркестровую партитуру, если этого требует творческий замысел композитора.

Фисгармония - маленький органчик. Клавесин, если раньше это было нормой, то сейчас только как экзотика АльфредШнитке - очень любил клавесин. Арфа, рояль, челеста, орган, классическая гитара, саксофон.

Обобщение и систематизация знаний.

А теперь выполним задание.

1. В группу деревянных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, флейта, фагота, контрабас.

2. Симфонический оркестр состоит из: группы струнных смычковых, деревянных духовых, группы балалаек, медных духовых и группы баянов.

3. Самые низкие инструменты симфонического оркестра: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.

4. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан.

5. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано.

6. Оркестром руководит: баянист, тромбонист, дирижер, ударник.

7. Партитура - это: сборник стихов, сборник пьес, сборник рецептов, сборник нот.

Музыканты смеются «СЮРПРИЗ»

Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения. Это обстоятельство раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям. Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию. В самый критический момент, когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный бой. С тех пор эта симфония носит название "Симфония с ударами литавр" или "Сюрприз".

Подведение итогов

Мы с вами путешествовали в замечательную страну «Симфонию». Это удивительная страна со своими законами, правилами. Мир музыкальных инструментов широк: это и народные, и старинные, и современные. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Слушали и наслаждались звучанием различных по тембру и краске инструментов. Познакомились с составом оркестра. Много лет тому назад симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его - маэстро- дирижёр, великий мастер владения звуком. Слушая симфонический оркестр в концертном зале, мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку»

Рефлексия. Оценка знаний. Домашнее задание. Просмотреть полностью мультфильм

«Мультсимфония»

Информация для учителя.

П. И. Чайковский

Симфония N 4 фа минор, соч. 36

История создания

Четвертая симфония составила целую эпоху в творчестве П. Чайковского, она стала на его пути тем произведением, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаторские искания в области симфонической музыки. Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Его драматичность была следствием крайне неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский, ощутивший этот брак как пытку, буквально бежал от жены в Петербург. Он не знал как жить дальше и что делать. И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил, и жить там, где он хотел. Собственно, помощь пришла сразу с двух сторон: Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчестве композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее даже условие), хотя Чайковский не раз жил в имении фон Мекк, когда хозяйка надолго уезжала за границу. Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет. (История взаимоотношений Чайковского и Н.Ф. фон Мекк и неожиданный разрыв, причины которого до сих пор в точности не известны, отдельная интересная тема.) Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личностью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвертой симфонии, в частности. Из нее мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина «хандры». Вторая причина - общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война.

Для Чайковского война - это рок, фатум.

Тяжелое нервное потрясение прервало его работу над обоими этими произведениями. Работа над оркестровкой симфонии возобновилась в декабре 1877 года. Эти он занимался, живя в тот период в Венеции. Именно эта работа, и осознание самим композитором ценности создаваемой симфонии, способствовали его выздоровлению. Об этом он неоднократно писал Н. фон Мекк. Законченная партитура сразу же была отправлена в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковского. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года. Дирижировал все тот же Н. Рубинштейн. Как ни странно, но новое произведение Чайковского в тот раз прошло почти незамеченным. Успех концерта был средний, а в прессе появилась только одна небольшая сочувственная статья (С. Флерова). Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.

Музыкальное содержание

Первая часть. Andante Sostenuto - Moderato con anima. Первая часть написана в так называемой сонатной форме со вступлением и кодой. (О смысле и названиях партий сонатной формы см. в описании Первой симфонии.) Симфония открывается интродукцией. Характер ее грозный, в ней чувствуется что-то повелительно-властное. Мы располагаем программой симфонии, изложенной самим композитором. Он подробно говорит, о том, что он стремился выразить музыкой симфонии. И, вероятно, нет лучшего способа рассказать о симфонии, чем привести слова автора: «Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно, главная мысль. Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно постоянно отравляет душу. Она непобедима и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать». Тема главной партии зарождается еще внутри вступления. Она - мятущаяся, полная чувства, она несет в себе огромную потенциальную силу, воплощая идею борьбы с судьбой, сопротивления силам, мешающим счастью. «Безотрадное чувство делается все сильнее и более жгуче, - продолжает композитор. - Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы». Именно это настроение выражает побочная партия: «О радость! По крайней мере, сладкая и нежная грёза явилась, - восклицает композитор. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ пронесся и манит куда-то». В певучем тембре кларнета она носит пасторальный оттенок. Ее сменяет вторая побочная тема - ласковые, словно убаюкивающие «покачивания» скрипок. «Как хорошо! Как далеко уже теперь звучит неотвязная тема аллегро. Но грёзы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно счастье!.. Нет! Это были грёзы, и фатум пробуждает от них». Безжалостно прерваны эти грёзы неумолимыми фанфарами рока. Начинается разработка, в которой неистовой энергии достигает главная, страстно протестующая тема. «Итак, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грёзами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою». Ни реприза, ни кода не приносят разрешения трагического конфликта. Необходимо напомнить, что авторский комментарий, подчеркивающий основную идею симфонии, не охватывает всей сложности и многогранности музыки, всех деталей, - он написан в общих чертах.

Вторая часть . Andantino in modo di canzona. Вторая часть - следующий этап развития драмы. Во многом контрасная первой части, вторая часть симфонии сохраняет лирическую настроенность, проникнутость большим чувством. Задумчива и прозрачна мелодия годоя, с которой эта часть начинается. Музыковеды находили сходство этой темы с некоторыми некоторыми русскими и украинскими народными песнями.1 Дополняющая этот образ тема у струнных звучит тоже наподобие припева задушевной хоровой песни.Andantino написано в так называемой сложной трехчастной форме.2 Основной контраст заключен в своеобразном недраматическом противопоставлении средней части крайним. По комментарию самого Чайковского, лиричесоке содержание второй части обращено к прошлому, оно отражает воспоминания молодости в сочетани сгрустно-меланхолическим раздумьем.

Третья часть. Scherzo: Pizzicato ostinato. Третья часть развивает идеи второй, но уже не в лирических, а в смкерцозных образах. К этой части Чайковский написал тонкий и в чем-то забавный комментарий: «Это капризные аребески, неловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немного вина и испытаешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картина подкутивших мужичков и уличная песенка… Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязанные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью; они странны, дики и несвязаны». Что называется «игра воображения» отражена в крайних разделах трехчастной формы скерцо; в среднем (трио) появляются те самые жанровые образы, о которых говорит композитор: уличная песенка, военный марш.

Четвертая часть</<font color="#000000">. Allegro con fuoco. Финал - картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Он написан в форме рондо.3 Тема, которая и является рефреном - это активный образ, полный силы и мощи, ассоциируетс с народом. Вторая тема - народная плясовая «Во поле береза стояла». Она имеет не меньшее значение, чем первая, претерпевает значительные изменения. Эта песня была знакома и, по-видимому, мила сердцу Чайковского с раннего детства. Она была записана и напечатана в знаменитом зборнике русских песен еще в XVIII веке (сборник Львова-Прача). Чайковский из нескольких ее известных вариантов взял более простой, несколько отличающийся от того, который был помещен в этом сборнике, и кстати, от другой ее публикации в сборнике «100 русских народных песен» Н. А. Римского-Корсакова, составлявшемуся почти в то же самое время, когда Чайковский писал свою симфонию. (Сборник был издан в 1877 году.) На протяжении симфонии тема эта изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но кода симфонии все же снимает это драматическое противоречие. После скорбного инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит веселый плясовой мотив из темы-рефрена, он ширится и растет, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной непобедимости «Дамоклова меча» и утверждает победу светлого начала. Возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.

Примечания:

1 В качестве прообраза (до некоторой степени) можно указать на популярную в свое время песню «Ах, что же ты, голубчик невесел сидишь» (пространные вариации на нее в свое время написал Лев Гурилев, отец Александра Гурилева, автора знаменитых романсов).

2 Трехчастная форма бывает простой и сложной. В первом случае составляющие такую форму части написаны, как правило, в виде простого периода, тогда как во втором - эти части сами по себе могут быть двух- или трехчастными построениями. Определения «простая» и «сложная» форма в данном случае отражает не столько содержание музыки, сколько именно конструкцию произведения.

3 Форму рондо можно представить себе в виде чередование так называемого рефрена, который постоянно возвращается (его можно обозначить символом «А»), как правило, в одном и том же виде, и различных по настроению и характеру, конечно же, по музыке, эпизодов («В», «С», «D» и так далее). В целом получается следующая конструкция:

А - В - А - С - А - D - … A











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал