7


  • Учителю
  • «Белгородский игровой фольклор как средство развития музыкальных способностей детей в условиях педагогического процесса дополнительного образования в школьном учреждении».

«Белгородский игровой фольклор как средство развития музыкальных способностей детей в условиях педагогического процесса дополнительного образования в школьном учреждении».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

</ «Белгородский игровой фольклор как средство развития музыкальных способностей детей в условиях педагогического процесса дополнительного образования в школьном учреждении».





Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре становится актуальной задачей. На сегодняшний день не каждое образовательное учреждение в своей работе опирается на региональный компонент и национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, который изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

В целях формирования духовности и культуры подрастающего поколения в контексте национальных традиций и во исполнении постановления губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года№224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»; постановления администрации г. Белгорода от 18 августа 2005г. №151 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» управлением образования обращается особое внимание деятельности школьных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию приобщению детей к основам и ценностям православной культуры.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.

В раннем возрасте ребёнок начинает знакомиться с элементами фольклора. Именно от мамы он слышит свою первую колыбельную песню, музыкальный слух и музыкальная память ребёнка формируется благодаря малым фольклорным формам: частушкам, потешкам , прибауткам, считалкам, приговоркам, скороговоркам , песенкам - небылиц.[1] И именно детский музыкальный фольклор несёт в себе формирование представления об окружающем мире, развивает музыкальные способности: слушание, пение, хореографическая пластика, игра на музыкальных инструментах. В нашей гимназии в аспекте дополнительного образования образован фольклорный кружок «Бирюльки», где ребята третьих и четвёртых классов изучают фольклорные традиции нашего края.

Территориальное расположение и богатое культурное наследие города Белгорода позволяет педагогам организовать работу по данному направлению на основе взаимодействия с различными социальными институтами:

  • Белгородским областным историко-краеведческим музеем;

  • Музеем народной культуры;

  • литературным музеем;

  • образовательно-методическим центром «Преображение»; духовно-просветительским центром Святителя Иосафа, епископа Белгородского Чудотворца.

Белгородский край богат своими традициями, мы не только стараемся их не потерять но и возрождаем давно потерянные благодаря фольклорным экспедициям. Принимая участия в фольклорно-этнографической экспедиции по Белгородскому району меня рак руководителя детского коллектива, больше всего заинтересовал детский игровой фольклор. Ведь для работы с детьми очень мало материала, а записывая и расшифровывая старинные игры ,потешки, пистушки , дразнилки можно в первозданной форме продлить существование фольклорных традиций нашего края. Поскольку сам материал детский, то понятно, что содержание текстов вполне доступно детскому восприятию, напевы их легко исполняемы даже людьми без музыкального образования. При разучивании песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе материалы этот легче воспринимается и запоминается с голоса. [2]

Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:



Поют:

Редя, редя попяку.

У бабушки успрашу.

Говорком:

Бабушка, бабушка-дай редьки!

-Она ещё зелёная.

Бабка- ушинка

Дедка -поршивка.

(Начинают дёргать редьку)

И музыка, и ритмическая пластика, и игра на музыкальных инструментах и прикладное искусство- всё это фольклор. Хотелось обратить внимание на календарный фольклор детям там отведена значительная роль. Заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, прививают детям любовь к природе, традициям своего края.

Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.

Перед исполнением спрашивают разрешение:

Дети:

Перед исполнением:

-Хозяин, можно каляду начинать кликать?

-Разрешае хозяин?

-Можно скаже тады начинать.

Вариант №2

Ой калёда, ходили блудили

Семьсот мужиков донских казаков.

Вариант №3

Как будете дарить

Так будем хвалить

Ой, калёда!

А не будете дарить

Ня будем хвалить,

Ой калёда!

Свинку за спинку. козу за бородку.

Говорком:

Козу за бородку,

А хозяина за глотку,

Как не дашь ты пирога!

Потешный фольклор включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Именно детям хочется рассмешить, развеселить своих сверстников, небылици и прибаутки любимые детские ритмизированные сказочки. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора.[1]

В селе Прудки Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Ой, да Титка, Микитку родил»:

Ой, да Титка Микитку родил

А Потапка за бабкою ходил,

Ой пойдем же моя бабушка,

Родила моя хозяюшка.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

А на что ж нам город городить

А на что ж нам капусту садить.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

Ай, батюшка медведюшка,

Ой не тронь мою коровушку

Не губи мою головушку.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

Я коровушку доить буду,

Малых детушек кормить буду.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

И конечно игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.

Детские игры бывают простые и сложные, они доступны разумению детей с малых лет. В процессе игры у ребёнка возникает интерес к пению, они учатся согласовывать речь и движение. Основываясь на опыте работы можно сказать, что массовые игры учат детей общается, становится богаче и разнообразнее духовный мир, приобщают к народным традициям. [1]

И действительно, земля святого Белогорья, освященная жизнью святых Святителя Иоасафа, Митрополита Макария, старца Серафима Тяпочкина и подвигами героев Курской битвы, Прохоровского танкового сражения, особенная, где невозможно не думать о духовности.

Именно поэтому в принятой постановлением Правительства области Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы региональным приоритетом развития образования определена воспитательная работа и как одно из ведущих её направлений - духовно-нравственное воспитание обучающихся: формирование базовых основ православной культуры, национальных ценностей, нравственности и регионального патриотизма.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. [3]

Использованная литература:

  1. Г.М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами» ст. 502 ООО «Издательство Либерия» 2003.

  2. И.И. Веретенников «Русская народная песня в школе» ст. 13 Издательский Дом «Шаповалов» 2005.

  3. Белгородоведение: учебник для общественно образовательных учреждений/ под редакцией В.А. Шаповалова.- Белгород: БелГУ, 2002. ст. 410









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал