- Учителю
- Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Серебряно - Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В. И. Чуйкова»
« Утверждаю»
Директор школы ____________________Пащенко И.Б.
02. 09. 2014г
Рабочая программа
по музыке
( базовый уровень)
7 класс
Составитель: Ефимова Татьяна Ивановна
учитель музыки высшей категории
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе, авторской программы под редакцией Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка. Сборник рабочих программ Предметная линия учебников 5-7 классы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская»
М. : Просвещение, 2013» , в соответствии с примерными программами для основного общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского , требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательной программой МОУ Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»
Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 35 часов. Количество часов в I полугодии - 17; количество часов во II полугодии - 18.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.6 класс» ( М. Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие « Музыка. 5-6 классы» ( М. Просвещение, 20013).
Общая характеристика предмета «Музыка»
Предмет «Музыка» в основной школе является одним из основных предметов и направлен на формирование ценностных ориентаций личности, его духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки произведения представляют «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего.
Содержанием программы «Музыка» в 7 классе является тема «Классика и современность», в которой рассматриваются особенности музыкальной драматургии как одной основных закономерностей музыкального искусства, единства содержания и формы в музыке.
Цели и задачи предмета «Музыка»
Изучение музыки в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии, воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности; умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров; осознавание ценности музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства; уважение культуры другого народа, освоение духовных ценностей, накопленных в музыкальных произведениях; проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения предмета «Музыка» в 7 классе учащимися должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты: эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; иметь навыки познания мира через музыкальные формы и образы; уметь реализовывать свой творческий потенциал в процессе музицирования при воплощении музыкальных образов; позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности; иметь навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; иметь навыки самообразования.
Личностные УУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Познавательные УУД: познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности; выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений; идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании); формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования; устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Информационные УУД: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач; использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов; владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон); развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Метапредметные результаты: уметь организовывать свою деятельность в процессе познавательной деятельности; уметь работать с различными источниками информации; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; уметь решать проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
Предметные результаты: уметь производить интонационно-образный анализ музыкального произведения, знать жанровые и стилистические особенности музыки; понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать их наиболее значимые произведения в интерпретации; иметь навыки сотрудничества со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; применять выразительные средства в творческой исполнительской деятельности.
Технологии преподавания предмета «Музыка»
Реализация данной программы опирается на следующие технологии преподавания предмета «Музыка»: развития процессов восприятия; формирования певческой культуры; музицирования, арттерапевтического воздействия музыки; развития ассоциативно-образного мышления школьников; развития познавательных интересов школьников (ученические исследовательские проекты); диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников; информационно-коммуникативные; преподавания музыки по учебно-методическим комплектам
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов
На уроках используются аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеозаписи оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, художественных фильмов, мультимедийные презентации, различные источник информации: книги, энциклопедии, словари (в том числе на электронных носителях).
Методическое обеспечение предмета «Музыка»
1.Стандарт основного общего образования второго поколения по образовательной области «Искусство».2. Программы «Музыка 1-7 классы. М., Просвещение.3. УМК «Музыка», авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, М., Просвещение. 4. Хрестоматии с нотным материалом. 5. Методические пособия «Музыка 1-4», «Музыка 5-6 классы», «Музыка 7 класс», авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,Т.С., Просвещение. 6. Методический журнал «Искусство». 7. Книги о музыке и музыкантах. 8. Музыкальная энциклопедия, энциклопедия «Искусство». 9. Нотный и поэтический тексты Гимна России. 10.Портреты композиторов и исполнителей. 11. Коллекция дисков по музыке, аудио и видео записи.
Календарно-тематическое планирование уроков в 7 классе
Разделы и темы
Кол-во
часов
Дата проведения
План
факт
7а
7б
7в
№
п/п
7 класс (35 ч)
I.
Особенности драматургии сценической музыки.
17
1.
Классика и современность.
1
01.09
05.09
2.
3.
В музыкальном театре. Опера. Опера «Жизнь за царя». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.
2
08.0912.0915.09
19.09
4.
5.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
2
22.09
27.0929.09
03.10
6.
7.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
2
06.10
10.1013.10
17.10
8.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
1
20.10
24.10
9.
10.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
2
27.10
31.1010.11
14.11
11. 12.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образы Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы «Кармен». Образ Кармен. Образ Хозе. Образы масок и Тореодора.
2
17.11
21.1124.11
28.11
13.
14.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
2
01.12
05.1208.12
12.12
15.
16.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
2
15.12
19.1222.1226.12
17.
Музыка к драматическому спектаклю.
1
29.1231.12
II.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
18
18.
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
1
12.01
16.01
19.
20.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
2
19.01
24.0126.0130.01
21.
22.
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.
2
02.0206.0209.02
13.02
23.24
Соната. Соната №8 (Патетическая) Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. Моцарта.
2
16.02
20.0223.0227.02
25. 26.
27
28.29.
Симфоническая музыка. Симфония № 40 В. Моцарта, Симфония № 5 Л. Бетховена, Симфония № 7 Д. Шостаковича, Симфония № 1 П. Чайковского.
5
02.03
06.0309.03
13.0316.03
20.0301.04
03.0406.04
10.04
30.31.
32.33.
Рок -опера «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова.
Вечные темы. Главные образы.
4
13.04
17.04
20.04
24.0427.04
30.0404.05
08.05
34.
35
Защита исследовательских проектов.
Исследовательский проект.
3
11.05
15.0518.0522.0525.0529.05
Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 7 класс
Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально - драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Первое полугодие.
Урок 1. Классика и современность.
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
Урок 2. Урок 3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Жизнь за царя». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. - основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.
Урок 4. Урок 5. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ - основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
Урок 6. Урок 7. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета - «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета..
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.
Урок 8. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай - дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
Урок 9. Урок 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Д. Гершвин - создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки - блюз, спиричуэл. Симфоджаз - стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
Урок 11. Урок 12. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образы Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы «Кармен». Образ Кармен. Образ Хозе. Образы масок и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро
Урок 13. Урок 14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Урок 15. Урок 16. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Урок 17. Музыка к драматическому спектаклю.
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
II полугодие
Урок 18. Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Урок 19. Урок 20. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.
Урок 21. Урок 22. .
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Урок 23. Урок 24. Соната. Соната №8 (Патетическая) Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Урок 25. Урок 26. Урок 27. Урок 28. Урок 29.
Симфоническая музыка. Симфония № 40 В. Моцарта, Симфония № 5 Л. Бетховена, Симфония № 7 Д. Шостаковича, Симфония № 1 П. Чайковского.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония - «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст - основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.
Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Урок 30. Урок 31. Урок 32. Урок 33. Рок -опера «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова. Вечные темы. Главные образы.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы.
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий.
Урок 34-35. Защита исследовательских проектов.
№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Худ.-пед. идея урока, раздела
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
I.
Название раздела «Особенности драматургии сценической музыки»
(17 часов)
1.
Классика и современность.
(с. 6 - 7)
Классическими могут быть названы произведения созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
классическая музыка
классика жанра
стиль
Расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.
Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов разных композиторов.
Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.
Соотносить звучания музыки с нотной записью,
исполнение арии из мюзикла «Кошки» Уэббера.
К. Способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов.
Осознавать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.
2. 3.
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.
(с. 8 - 17)
«Оперная драма, возможно самое оригинальное создание современной цивилизации».
Р. Ролан
драма
драматургия
музыкальная драматургия
конфликт
экспозиция
завязка
развитие
кульминация
развязка
либретто
действия (акт)
картины
сцена
ария хор
песня
каватина
дуэт
трио
речитатив
ансамбль
оркестр оркестровые эпизоды
русская песенность
польская танцевальность
романс
Развитие образного и ассоциативного мышления.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.
Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов.
Р. Исполнение оперных номеров, соотносить их с нотной записью.
Выявлять жанровые и стилевые особенности музыки.
Моделирование хоровой интродукции из оперы.
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России.
4. 5.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
(с.18 - 25)
«Князь Игорь» … опера высокого гражданского звучания. Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».
Б. Асафьев
плач
причет
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
Расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа.
П. Чтение текста хора и выделение в нем смысловой основы.
Производить анализ музыкального произведения и выделять в нем приемы драматургического развития.
Выявлять взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и литературы.
Р. Выявлять национальные стилевые особенности музыки.
К. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми.
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России.
Проявлять компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора и поступкам героев музыкального произведения, осознанное и ответственное отношение собственным поступкам.
6. 7.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
(с. 26 - 35)
Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня..
танец
пантомима
па-де-де
па-де-труа
гран-па
балетмейстер
дирижер
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
Расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа.
П. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.
Интонационно-образный анализ основных образов балета и сравнение образных сфер балета с образами оперы.
Выявлять взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и пластики.
Р. Свободное дирижирование.
Выявление жанровых особенностей плача, как р.н.п.
И. Просмотр видеофрагментов балетных номеров.
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
8.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
(с. 36 - 39)
«О поколении судят по героям. которые ему принадлежат»
пластические монологи
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
Самостоятельная работа с разворотом учебника «Галерея героических образов»
П. Выявлять взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и литературы.
Р. Исполнение былины о Добрыне и песни Садко.
Соотносить нотную запись с темой виватного канта с последующим его выразительным исполнением.
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России.
9.
10.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
(с. 40 - 47)
Красота музыки «черного» населения Америки - негритянской музыки.
джаз
симфоджаз
контраст
негритянский фольклор
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения.
выявлять особенности драматургии классической оперы и современной рок-оперы.
Выявлять жанровые и стилистические особенности музыки, определять вариационное развитие музыки.
Р. Исполнение знакомых песен в стиле джаз. Вокализировать основные темы мюзикла «Смешная девчонка» и «Колыбельную Клары» из оперы «Порги и Бесс».
К. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми.
Знать и проявлять уважение к культуре других народов. Проявлять компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора и поступкам героев музыкального произведения, осознанное и ответственное отношение собственным поступкам. Рассуждать о вечных темах искусства.
11.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образы Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
(с. 48 -53)
Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен …
Мелодией одной звучат печаль и радость
А. Блок
увертюра
непрерывное
симфоническое развитие
хабанера
сегидилья
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.
Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности.
Выявлять особенности драматургии на основе взаимодействия происходящих в нем явлений и событий.
Р. Выявлять жанровые и национально-стилевые особенности музыки.
Пропевание основных тем музыкальных образов.
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Уважительно относиться к культуре других народов; уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимать чувства других людей и сопереживать им.
Рассуждать о вечных темах искусства.
12.
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы «Кармен». Образ Кармен. Образ Хозе. Образы масок и Тореодора.
(с. 54 - 61)
Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен …
Мелодией одной звучат печаль и радость
А. Блок
сюита
транскрипции
писсакальи
адажио
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения и сравнение образных сфер балета с образами оперы. Проследить за особенностями музыкальной драматургии балета как способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе.
Р.
Выявлять жанровые особенности музыки.
К. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимать чувств других людей и сопереживать им.
Рассуждать о современности затронутой в музыке темы любви и свободы.
12.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
(с. 62 - 65)
«Не ручей - море ему имя»
Л. Бетховен
месса
вокально-драматический жанр
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Знакомиться с вокально -драматическим творчеством зарубежных композиторов.
Проследить за особенностями развития полифонической музыки, выявлять контрастность образов.
Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.
Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях.
Пропевание главных тем произведений.
К. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимать чувств других людей и сопереживание им.
Рассуждать о современности музыки и вечных темах искусства.
13.
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
(с. 66 - 69)
Озвученный облик Родины.
Всенощная
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Знакомиться с вокально -драматическим творчеством русских композиторов; выявлять сходство и различия в музыке композиторов разных стран и эпох.
Выявлять взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и литературы.
Р. Исполнение мелодий с ориентацией на нотную запись.
Проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимать чувств других людей и сопереживать им.
Рассуждать о современности музыки и вечных темах искусства.
14.
15.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
(с. 70- 73)
Вечные темы искусства.
рок-опера
соул
хард-рок
джаз
рок-н-ролл
балладный рок
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.
Проследить за драматургией развития образов рок-оперы, выявлять его жанровые и стилистические особенности; рассмотреть вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы.
Выявлять единство содержания и формы музыки, особенности музыкальной драматургии; употреблять в речи понятия музыкального языка.
Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов разных композиторов и стилей, выявлять сходство и различия.
Р. Моделировать музыкальный образ; анализировать содержание и средства выразительности, особенности музыкального сопровождения.
К. Высказываться о месте и роли музыкального искусства в жизни человека.
Высказывать личностное отношение к содержанию музыкального произведения и его жизненного содержания.
16.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
(с. 74 - 75)
«Они ушли во тьму, но не исчез их след».
У. Шекспир
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Знакомиться с особенностями музыки к драматическому спектаклю; актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся о роли музыки в сценическом действии; выявлять контрастность образных сфер театральной музыки; закреплять знания учащихся о взаимодействии музыки и литературы; понимать выразительность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий.
Р. Исследовательский проект «Ромео и Джульетта» - бессмертное творение Шекспира в музыке разных эпох».
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций
Проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимать чувства других людей и сопереживание им.
Рассуждать о вечных темах искусства.
17.
Гоголь-сюита.
Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ Гоголь-сюиты. Музыканты - извечные маги.
(с.76 - 81)
«Три чудные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня ….»
Н. Гоголь
симфонический театр
полистилистика
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
П. Выявлять значение музыки в раскрытии драматургии действия спектакля.
Выявлять особенности музыкальной драматургии сценической музыки.
Р. Самостоятельно выстраивать драматургическую линию музыки.
Сопоставлять музыку А. Шнитке с «Всенощной» С. Рахманинова.
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций
Понимать, что музыка, как и жизнь, безгранична в своих проявлениях и возможностях.
Понимать значимость музыкального творчества в жизни человека.
II.
Название раздела: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
(18 часов)
1.
2.
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Светская музыка.
(с.84 - 91)
Особенности духовной и светской музыки.
музыкальная драматургия
развитие
рефрен
вариации
разработка
секвенция
имитация
духовная музыка
светская музыка
знаменный распев
хорал
полифония
фуга
соната
трио квартет
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомых музыкальных произведений;
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Проследить за такими приемами развития, как повтор. варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Сопоставлять музыкальные произведения по жанровым и стилистическим особенностям.
знакомиться с историей возникновения вокальной и инструментально-симфонической музыки.
Р. Исполнение р.н.п.,
импровизация,
свободное дирижирование, составить исполнительский план песни «Россия, Россия» Ю. Чичкова
К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций
Понимать нравственные начала музыкальных произведениях различных жанров.
3.
4.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
(с. 92 -97)
«Чтобы воспринимать художественное произведение, половину работы над этим должен проделать сам воспринимающий»
Ф. Бузони
этюд
концертный этюд
траскрипция
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Выявлять особенности развития музыки камерных жанров; знакомиться с мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф. Листа и Ф. Бузони; выявлять изменения в музыке на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; выявлять интонационные особенности, свойственные музыке эпохи романтизма.
Р. Моделировать транскрипции музыкального произведения. Выявлять взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.
Исполнение знакомых песен в собственной интерпретации.
К. Умение вести диалог с произведениями искусства.
Проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
5.
6.
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.
(с. 98 - 101)
«Для нас прошлое становиться все более актуальным мы вступаем с ним в диалог … Мы способны жить в разных временах»
циклические формы музыки
полистилистика
сюита
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии;
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Выявлять особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; высказываться о полистилистике, характерной для современной музыки на примере Рондо из Кончерто гроссо № 1 А. Шнитке.
Выявлять взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
Р. Сравнивать произведения разных композиторов и эпох.
Пропевание основных тем сюит
К. Аргументировать в письменной форме собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Понимать, что музыка, как и жизнь, безгранична в своих проявлениях и возможностях.
Понимать значимость музыкального творчества в жизни человека.
7.
8.
Соната. Соната №8 (Патетическая) Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. Моцарта.
(с. 102 - 109)
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
соната
сонатная форма
экспозиция
разработка
реприза
кода
вступление
адажио
кадансы
Актуализировать знания учащихся об особенностях драматургического развития музыки.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Знакомиться с особенностями музыкальной драматургии в циклических формах; выявлять содержание и идею музыкального произведения сонатной формы; понимать особенности развития музыки сонатной формы как отражение жизненных противоречий; иметь представление о форме сонатного allegro на основе сопоставления с действием в драматической пьесе;
знакомиться с нетрадиционной трактовкой сонатного цикла.
Р. Вокализация в опоре на нотную запись.
К. Аргументировать в письменной форме собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Осознавать личностных смыслов музыкальных произведений, понимать их роль в развитии современней музыки.
9.
10.
11.
12.
13.
Симфоническая музыка. Симфония № 103 Й. Гайдана, Симфония № 40 В. Моцарта, Симфония № 1 (Классическая) С. Прокофьева, Симфония № 5 Л. Бетховена, Симфония № 8 (Неоконченная) Ф. Шуберта), Симфония № 1 В. Калиникова, Картинная галерея, Симфония № 7 Д. Шостаковича, Симфония № 5 П. Чайковского.
(с. 110 - 1350)
Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека.
симфония
сонатное allegro
экспозиция
разработка
реприза
кода
сонатно-симфонический цикл
лирико-драматическая симфония
симфоническая картина
Актуализация представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Знакомиться с шедеврами музыкальной классики; закреплять понимание формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романе в звуках.
Р. Вокализация с опорой на нотную запись.
К. Рассуждать о традициях и новаторстве в музыкальном искусстве.
Осознавать личностных смыслов музыкальных произведений, понимать их роль в развитии современней музыки.
14.
15.
16.
Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.
(с. 136 - 137)
Актуализировать знания учащихся о стиле «импрессионизм»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К. Дебюсси;
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Проанализировать приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества»; сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими знакомыми сочинениями на тему праздника.
Р. Вокализация главных тем музыкального произведения.
К. Высказываться об эмоциональном состоянии музыки.
Присваивать духовно-нравственные ценности музыкального искусства на основе их жизненного содержания.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.
(с. 138 -143)
Концерт … Согласие или состязание?
концерт
сонатно-симфонический цикл
симфоджаз
Актуализировать знания учащихся об инструментальном концерте.
Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
П. Определять образный строй знакомых музыкальных произведений; узнать об истории создания жанра концерта; определять содержание, эмоциональный строй и национальный колорит музыкального произведения, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Р. Вокализация с опорой на нотную запись.
Знать и проявлять уважение к культуре других народов.
Понимать значимость музыкального творчества в жизни человека.
17.
18.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.
(с. 144 - 149)
Сохранение и преумножение духовного богатства в произведениях искусства.
хит
хит-парад
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить их представления о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре.
П. Познакомиться с известными исполнителями музыки народной традиции.
Р. Вокализация популярных хитов.
К. Аргументировать в письменной форме собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
Знать и проявлять уважение к культуре других народов.
Понимать значимость музыкального творчества в жизни человека.
Исследовательский проект.
(с. 150 - 153)
Драматургия «чистого листа».
Осознание взаимодействия, взаимообогащения различных видов искусства.
И. Создание презентации проекта.
Присваивать духовно-нравственные ценности искусства, критически осмысливать их проявлять самостоятельность.
Список литературы, используемой учителем и рекомендованный учащимся
(учебная литература, методическая литература, дополнительная литература)
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник музыки. 7 класс. -М., Просвещение, 2009
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс. -М., Просвещение, 2010
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка». 1-4 классы -М., Просвещение, 2009
-
Э.Б. Абдулин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983 г.
-
Т.В. Челошева. Спутник учителя музыки. - М., Просвещение, 1993
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Русская музыка в школе. - М., МИРОС, 1998
-
Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2000
-
Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. - М., Владос, 2005
-
Д.Б. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение, 1989
-
Т.С. Шмагина. Музыка в Московских школах. - М., МИРОС, 1993
-
Л.А. Рапацкая. История русской музыки от древности до «серебряного века». - М., Владос, 2001
-
М.Г. Рыцарева. Популярная энциклопедия для детей. Музыка и я. - М., 2000
-
Слово о музыке. Хрестоматия. Составители В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - М., Просвещение. 1990
-
З. Апетян. Воспоминания о Рахманинове. - М., «Музыка», 1974
-
Е. Дулова. А.П. Бородин. - М., «Детская литература», 1990
-
А. Багиров. «Битлз» - любовь моя. - Минск, «Парус»-«Красико», 1993
-
А.А. Орлова. Мусоргский в Петербурге. - Лениздат, 1974
-
Альбом. М. Глинка. - М., «Музыка», 1987
-
А.В. Терещенко. История культуры русского народа, - М., ЭКСМО, 2007
-
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс - М., Просвещение, 2005
-
«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства 9приложение к газете «Первое сентября»