- Учителю
- Рабочая программа по музыке для 2 класса
Рабочая программа по музыке для 2 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Серебряно - Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В. И. Чуйкова»
« Утверждаю»
Директор школы ____________________Пащенко И.Б.
02. 09. 2014 г
Рабочая программа
по музыке
( базовый уровень)
2 класс
Составитель: Ефимова Татьяна Ивановна
учитель музыки высшей категории
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе, авторской программы под редакцией Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка. Рабочие программы Предметная линия учебников 1-4 классы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская» М. : Просвещение, 2013» , в соответствии с примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского , требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательной программой МОУ Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»
Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 35 часов, в том числе 2 обобщающих урока.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.2 класс» (М. Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Музыка. 1-4 классы» ( М. Просвещение, 2013).
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников .
Задачи музыкального образования младших школьников в 2 классе:
-
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, музыкального вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мирового музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
-
уважительное отношение к культуре других народов;
-
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы города и др.;
-
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
Метапредметные результаты:
-
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей ;
-
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох;
-
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания;
-
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты :
-
формирование представления о роли музыки в жизни человека;
-
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
-
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки ученик 2 класса научится:
-
воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на искусство;
-
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
-
исполнять музыкальные произведения. разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание программы предмета « Музыка» 2 КЛАСС (35 ч)
Раздел 1. Россия - Родина моя (3 ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.
Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. День, полный событий (6 ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент - фортепиано.
Музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев.
Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. С. Соснин, слова П. Синявского.
Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой.
Ай-я, жу-жу, латышская народная песня.
Колыбельная медведицы. Е. Крылатов, слова Ю. Яковлев
Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (7 ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Молитва Хорал.
Музыкальный материал
Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские! Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Утренняя молитва; В церкви. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.
Добрый тебе вечер, Рождественское чудо; Рождественская песенка, народные славянские песнопения. Слова и музыка П. Синявского.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал
Светит месяц; Камаринская. Плясовые наигрыши.
Наигрыш. А. Шнитке.
Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.
Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.
Камаринская. П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. В музыкальном театре (4 ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня-спор. Из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. В концертном зале (5 ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песня о картинах. Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)
Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.
Весенняя. В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикор- ской.
Колыбельная. Б. Флис - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Песня жаворонка* П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.
Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Кавалерийская; Клоуны; Карусель. Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова JI. Ошанина.
Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Тематическое планирование уроков во 2 классе
Разделы и темы
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
2а
2б
2в
2г
I
II класс (35 ч)
Россия - Родина моя
3
1
Мелодия
1
01.09-
05.09
2
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия
1
08.09-12.09
3
Гимн России
1
15.09-
19.09
II
День, полный событий
6
4
Музыкальные инструменты (фортепиано)
1
22.09-
27.09
5
Природа и музыка. Прогулка
1
29.09-
03.10
6
Танцы, танцы, танцы...
1
06.10-
10.10
7
Эти разные марши. Звучащие картины
1
13.10-
17.10
8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
1
20.10-
24.10
9
Обобщающий урок I четверти
1
27.10-
31.10
III
«О России петь - что стремиться в храм»
7
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины
1
03.11-
07.11
11
Святые земли Русской. Князь Александр Невский.
1
17.11-
21.11
12
Сергий Радонежский
1
24.11-
28.11
13
Молитва
1
01.12-
05.12
14
С Рождеством Христовым!
1
08.12-
12.12
15
Музыка на Новогоднем празднике
1
15.12-
19.12
16
Обобщающий урок II четверти
1
22.12-26.12
IV
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4
17
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
1
12.01-
16.01
18
Разыграй песню
1
19.01-
24.01
19
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
1
26.01-30.01
20
Проводы зимы. Встреча весны.
1
02.02-06.02
V
В музыкальном театре
4
21
Музыкальный театр. Детская опера.
1
09.02-
13.02
22
Балет С.Прокофьева «Золушка»
1
16.02
20.02
23
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера
1
23.02-27..02
24
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал
1
02.03-
06.03
VI
В концертном зале
5
25
Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)
1
09.03-
13.03
26
Обобщающий урок III четверти
1
16.03-
20.03
27
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление
1
01.04-
03.04
28, 29
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра
2
06.04-
10.04
VII
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
6
30
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это - Бах
1
13.04-
17.04
31
Все в движении. Попутная песня
1
20.04-
24.04
32
Два лада. Легенда. Природа и музыка
1
27.04-
30.04
33
Печаль моя светла. Первый
1
04.05-
08.05
34
Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
1
11.05-
15.05
35
Заключительный урок-концерт
1
18.05-23.05
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» во 2 классе .
№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Художественно-педагогическая идея уроков
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
Название раздела (количество часов)
1
Мелодия
стр 6-9
Музыка о Родине
Мелодия
Песня, Песенность Инструментальная музыка
Оркестр
Композитор
Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.
Понимать содержание, интонационно-образный смысл муз. произведения.
Р: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике,
П: овладение умениями, навыками интонационного- обр анализа музыкальных сочинений,
осмысление знаково-символических элементов музыки, распознавать песенное начало произведения.
К.: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употребление музыкальных терминов, умение общаться с учителем и одноклассниками.
И.: подобрать музыку, которая могла бы звучать на с.6-7.
Л: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
2
Здравствуй ,Родина моя
стр 10-13
стр 4-5
Песенность- основа русской музыки
Мелодия
Песня
Аккомпанемент
Ноты
Запев
Припев
исполнитель
Выразительно исполнять песни, овладевать певческими умениями и навыками.
Понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.
П.: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе разучивания и исполнения песен.
Р.: воплощение эмоционального состояния в различных видах музыкально - творческой деятельности, передача в движениях содержание муз. произведений,
К.: участие в хоровом исполнении мелодий и песен, взаимодействие с учителем и учащимися в процессе музыкально-творческой деятельности.
И.: выполнение творческого задания в Рабочей тетради.
Соотнесение графической записи музыки с её жанром и музыкальной речью композитора, оценка своих действий и действий одноклассников
Л: воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки.
3
Гимн России
стр12 -15
Музыка о Родине
Гимн
Композитор
Государственные символы
Иметь представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, исполнять его в соответствующем характере. познакомиться с различными вариантами российского гимна.
П.: формирование представления о содержании, форме, языке, стиле песен о Родине.
Р: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради.
К.: участвовать в хоровом исполнении гимнов и песен, взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности.
И: подбирать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке.
Л: исполнять Гимн своей страны, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
II
День, полный событий (6 часов)
4
Музыкальные инструменты. Фортепиано
(с.16-19)
(с.8-11)
Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и
образах фортепианных пьес П. Чайковского и С. Прокофьева.
Фортепиано.
Клавиатура.
Исполнитель.
Пианист.
Познакомить с музыкальным инструментом - фортепиано и его выразительными возможностями.
П.: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; понимать жанровые признаки музыки.
Р.: планирование собственных действий в процессе пластического интонирования и движения под музыку.
К.: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
И.: найди на стр. учебника изображения фортепиано и пианиста (с.29, 104)
Понимать единство деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
Выявлять жизненную основу музыкальных произведений.
5
Природа и
музыка.
Прогулка
(с.20-23)
Образы
природы
в музыке.
Песенность.
Танцевальность.
Маршевость.
Регистр.
Знакомить с творчеством русских композиторов - классиков.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
П.: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; понимание графических знаков для ориентации в нотной записи.
Р.: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
К.: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.
И.: найти описание природы в детских рассказах.
Развивать позитивное отношение к природе, любование красотой природы, ценностное осознание природы в жизни человека.
6
Танцы,
танцы,
танцы…
(с.24-25)
(с.14)
Какие бывают танцы?
Танцевальные ритмы.
Пластика
движений.
Определять основные музыкальные жанры (песня. танец, марш).
Сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности.
П.: формирование устойчивого интереса к муз. искусству и муз. занятиям; осмысление знаково-символических элементов музыки.
Р.: соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора, передавать в танцевальных движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников.
К.: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра в танцевальных движениях.
И.: поиск информации: какие ещё бывают танцы?
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
7
Эти разные марши.
Звучащие
картины
(с.26-29)
(с.15)
Какие бывают марши?
Интонация
шага.
Ритм шага.
Расширять представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях.
Соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов.
П.: усвоение элементов музыкального языка как средства создания муз. образов; выполнение творческого задания в рабочей тетради.
Р.: планировать собственные действия в процессе восприятия музыки; создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
К.: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
И.: поиск информации: какие ещё бывают марши?
Демонстрировать понимание интонационно-образной основы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.
8
Расскажи
сказку.
Колыбельные
Мама
(с.30-35)
Мамины сказки и колыбельные.
Мелодия.
Аккомпанемент.
Вступление.
Интонации
колыбельной.
Фраза. Темп.
Динамика.
Выразительность.
Находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз. произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение в пении,
пластическом интонировании.
П.: применять знания основных средств музыкальной выразительности при интонационно-образном анализе и в исполнительской деятельности.
Р.: музицирование на основе разработанного исполнительского плана с учётом особенностей развития образов.
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, способов взаимодействия в процессе муз. деятельности.
И.: отвечать на вопросы учебника (с.31)
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз. инструментах, пластическом интонировании) различные муз. образы.
9
Обобщающий урок
I четверти
Обобщение
музыкальных впечатлений
Понятия,
изучаемые в
I четверти
Закреплять полученные знания и умения по предмету, демонстрировать желание заниматься музыкально-творческой деятельностью, развивать творческие способности учащихся.
П.: формирование устойчивого интереса к муз. искусству и муз. занятиям; позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
Р.: постановка учебных задач на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования.
К.: владение умениями совместной деятельности, и координации деятельности с другими её участниками; воспитание любви к своей культуре, своему народу.
И.: искать информацию на страницах учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Познание разнообразных явлений окружающей действительности - отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям.
III
О России петь - что стремиться в храм (7 часов)
10
Великий
колокольный
звон.
Звучащие
картины
(с.38-41)
Колокольные звоны России.
Музыкальный пейзаж.
Голоса-тембры колоколов.
Показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства.
П.: умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Р.: устанавливать связь с жизнью и изобразительным искусством через картины художников; передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.
К.: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
И.: поиск информации об истории колокольных звонов.
Понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
11-
12
Святые
земли
Русской.
Князь
Александр
Невский.
Сергий
Радонежский
(с.42-45)
(с.16-17)
Кантата. Хор.
Народные
песнопения.
Познакомить с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение.
П.: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.
Р.: понимать характер исполнения классической музыки и духовных песнопений; эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
К.: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.
И.: с помощью взрослых найти икону с изображением святого Преподобного Сергия Радонежского, прочитать рассказы о его жизни.
Познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.
13
Молитва
(с.46-47)
Духовная
музыка
в творчестве
русских
композиторов.
Молитва.
Мелодия.
Композитор.
Дать представление о духовной музыке в творчестве русских композиторов-классиков, о молитве как о душевном откровении человека, обращении его к Богу.
П.: расширение представлений о муз. языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке; овладение умениями интонационно-образного анализа муз. произведения.
Р.: определение идеи произведения, его содержания, главной мысли, оценка своего отношения к музыке.
К.: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре и своему народу.
И.: поиск информации о произведениях церковного искусства (архитектура, икона, музыка).
Углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника.
Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания муз. сочинений на основе понимания их интонационной природы.
14
С Рождеством
Христовым!
(с.48-51)
Праздники
Русской
православной церкви.
Рождественские
песнопения и
колядки.
Познакомить с историческими и музыкальными традициями православного праздника, воспитывать уважение к национальным традициям и обычаям, формировать интерес к исполнению музыки духовной направленности.
П.: передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений, приобщение детей к пению без сопровождения ( а cappella), развивать навыки пения в унисон, кантилены, формировать остроту слуха.
Р.: планирование собственных действий в процессе пластического интонирования и свободного дирижирования.
К.: воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны.
И.: найти в литературе колядки и рождественские песенки.
Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания.
15
Музыка на
Новогоднем
празднике.
Новогодние
обычаи и
праздники.
Музыкальные
традиции
Расширять представление о традиционных новогодних обычаях и песнях.
Воспитывать интерес к традициям и обычаям своего народа, исполнять новогодние песни в характере , соответственно содержанию песен.
П.: использование полученных на уроках музыки навыков выразительного исполнения песен во внеурочной творческой деятельности.
Р.: контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения игр и хороводов.
К.: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально-творческой деятельности.
И.: найти и выучить стихотворения о новогоднем пазднике.
Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.
Использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной творческой деятельности.
16
Обобщающий урок
II четверти
Обобщение
музыкальных впечатлений
Понятия,
изучаемые во
II четверти.
Закреплять полученные знания и умения по предмету, демонстрировать желание заниматься музыкально-творческой деятельностью, развивать творческие способности учащихся.
П.: формирование устойчивого интереса к муз. искусству и муз. занятиям; позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
Р.: постановка учебных задач на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования.
К.: владение умениями совместной деятельности, и координации деятельности с другими её участниками; воспитание любви к своей культуре, своему народу.
И.: искать информацию на страницах учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Познание разнообразных явлений окружающей действительности - отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям.
IV
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)
17
Русские
народные
инструменты
(с.52-55)
Фольклор -
народная
мудрость.
Оркестр
русских
народных
инструментов.
Ввести в мир народных музыкальных инструментов и показать их роль и место в жизни русского народа.
Развивать музыкальную и слуховую память.
П.: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования.
Р.: разработка исполнительского плана и музицирование на его основе;
оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.
К.: планирование учебного сотрудничества, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.
И.: поиск информации: история создания какого-либо народного инструмента.
Узнавать образцы музыкального фольклора России; понимать, что муз. фольклор - это неразрывная связь напева, слова, движения, инструментального наигрыша и среды бытования.
18
Плясовые
наигрыши.
Разыграй
песню
(с.56-61)
Фольклор -
народная
мудрость.
Пляска.
Наигрыш.
Вариация.
Русские
народные песни.
Хоровод.
Дать представление о народных праздниках и музыкальных традициях Отечества.
Познакомить с музыкальным игровым фольклором; учить общаться и взаимодействовать под музыку, исполнять народные напевы и наигрыши; воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
П.: формировать устойчивый интерес к народному муз. искусству как способу познания мира; освоение знаково-символических действий (игра по ритмической партитуре).
Р.: планирование собственных действий в процессе музицирования, создания муз. композиций.
К.: освоение методов и принципов коллективной музыкально-творческой и игровой деятельности и её самооценка.
И.: поиск на страницах учебника изображений народных инструментов.
Осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора.
Углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.
Присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества.
19
Музыка в
народном стиле.
Сочини
песенку
(с.62-65)
Фольклор -
народная
мудрость.
Напев. Наигрыш.
Регистр. Мотив.
Выразительность.
Выявлять общую интонационно-образную природу народной и композиторской музыки; различать музыку народную и композиторскую; развивать муз. способности учащихся в области сочинительства музыки и её исполнения.
П.: формировать опыт сочинения мелодий песенок на тексты народных песенок - попевок.
Р.: планирование собственных действий в процессе сочинения мелодии попевки.
К.: уметь общаться и взаимодействовать в процессе индивидуального и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
И.: сочинить дома с родителями мелодии к русским потешкам.
Реализация творческого потенциала в процессе индивидуального музицирования при вопло-
щении муз. образов; позитивная самооценка своих музыкально-творчес-
ких возможностей.
20
Проводы
зимы.
Встреча
весны
(с.66-69)
(с.18-19)
Обряды
и праздники
русского
народа.
Русский
народный
праздник.
Песенка -
закличка.
Выразительность.
Узнавать народные и композиторские муз. произведения по стилевым особенностям; обобщать знания о музыкальных и исторических традициях и обычаях русского народа.
П.: передавать настроение мкзыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, выразительно исполнять народные песенки.
Р.: разыгрывать народные песни, игры, хороводы, связанные с праздником Масленицы.
К.: использовать полученный опыт от общения с фольклором в досуговой деятельности и внеурочное время.
И.: поиск информации: как отмечали наши предки проводы зимы и встречу весны?
Использовать полученный опыт от общения с фольклором в досуговой деятельности и внеурочное время.
Присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества.
V
В музыкальном театре (4 часа)
21
Музыкальный театр.
Детская
опера
Многообразие сюжетов
и образов
музыкального
спектакля.
Опера. Хор.
Солист.
Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии муз. жанров; определять изученные муз. жанры, определять песенность, танцевальность, маршевость в муз. фрагментах оперы.
П.: выявлять особенности развития музыкальных образов; определять музыкальные и речевые интонации (песенность, танцевальность, маршевость).
Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
К.: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.
И.: найди на страницах учебника фрагмент из оперы, с которым знакомились во второй четверти.
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы.
22
Балет С.С.
Прокофьева
«Золушка»
(с.76-77)
(с.20-21)
Многообразие сюжетов
и образов
музыкального
спектакля.
Балет.
Балерина.
Танцор.
Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии муз. жанров; определять изученные муз. жанры, определять песенность, танцевальность, маршевость в муз. фрагментах балета.
П.: выявлять особенности развития музыкальных образов; определять музыкальные и речевые интонации (песенность, танцевальность, маршевость).
Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
К.: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов балета.
И.: найти сказку Ш. Перро «Золушка» с иллюстрациями, рассмотреть их и нарисовать свой портрет Золушки.
Эмоционально откликаться и выражать свои впечатления через танцевальные и пластические импровизации к образам балета.
23
Театр оперы и балета.
Волшебная
палочка
дирижёра
(с.78-81)
Роль дирижёра в создании
музыкального
спектакля.
Театр оперы и балета.
Симфонический оркестр.
Дирижёр.
Дирижёрские
жесты.
Показать роль дирижёра в музыкальном театре, научить дирижёрским жестам, навыкам работы с ритмической партитурой; выявить основные особенности маршевой музыки
П.: узнавать изученные муз. произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры (песня, танец, марш); определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства разных маршей.
Р.: передавать в дирижёрском жесте характер музыкальных образов; оценивать воздействия муз. сочинений на собственные чувства и мысли.
К.: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер.
И.: найти изображения ( рисунки, фотографии) известных дирижёров.
Осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.
24
Опера
«Руслан и
Людмила».
Сцены из
оперы
(с.82-85)
(с.22-23)
Музыкальные
темы -
характеристики
главных
действующих лиц.
Первое
действие.
Солист. Хор.
Контраст.
Сцена из оперы.
Показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов; выявлять особенности развития музыкальных образов.
П.: узнавать изученные муз. произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры (песня, танец, марш); определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства разных маршей.
Р.: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, муз. темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
К.: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.
И.: найти в поэме А.С. Пушкина описание сцен, с которыми знакомились на уроке.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
VI
В концертном зале ( 5 часов)
25
Симфоническая сказка
С. Прокофьева
«Петя и волк»
(с.88-91)
Жанровое
многообразие
инструментальной
и симфонической музыки.
Сюжет. Тема.
Тембр.
Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра; понимать и сопоставлять тембры муз. инструментов с муз. образами сказки.
П.: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра; выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу муз. характеристик.
Р.: рефлексия полученных знаний о названиях муз. инструментов и их голосах.
К.: передача собственных впечатлений о музыке в устной речи; умение вступать в диалог со сверстниками и учителем.
И.: найти и посмотреть мультфильмы по симф. сказке и поделиться своими впечатлениями.
Осознание жизненного смысла музыкальных образов; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, анимацией.
26
Симфоническая сказка
С. Прокофьева
«Петя и волк»
Обобщающий
урок
III четверти
(с.92-93)
(с.24-25)
Жанровое
многообразие
инструментальной
и симфонической музыки.
Обобщение
музыкальных впечатлений
Инструменты
симфонического
оркестра.
Обобщить знания учащихся о мире симфонического оркестра; понимать и сопоставлять тембры муз. инструментов с муз. образами сказки.
П.: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр; выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Р.: рефлексия полученных знаний о названиях муз. инструментов и их голосах (муз. викторина).
К.: передача собственных впечатлений о музыке в устной речи; умение вступать в диалог со сверстниками и учителем.
И.: искать информацию на страницах учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Осознание жизненного смысла музыкальных образов; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, анимацией.
27
Картинки
с выставки.
Музыкальное
впечатление
(с.94-97)
Музыкальная
живопись
Сюита.
Выразительность.
Изобразитель-
ность.
Музыкальные
Впечатления.
Показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке; выявлять выразительные и изобразительные интонации в музыке.
П.: определять и сравнивать характер, настроение и средства муз. выразительности в муз. произведениях, демонстрировать понимание интонационно-образной природы муз. искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Р.: определять идею произведения, содержание , главную мысль; оценка своего отношения к музыке в рисунке; выполнение творческих заданий в тетради.
К.: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.
И.: найти на страницах учебника знакомые произведения М.П. Мусоргского.
Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания муз. сочинений на основе понимания их интонационной природы; понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
28
Звучит
нестареющий
Моцарт!
(с.98-99)
Мир композитора Моцарта
Опера.
Симфония.
Рондо.
Продолжать знакомство с западноевропейской музыкой;
накопление сведений о жизни и творчестве В. Моцарта, об интонационно-образным смысле его музыки.
П.: узнавать изученные муз. произведения и называть имена их авторов; определять и сравнивать характер, настроение и средства муз. выразительности в муз. произведениях.
Р.: соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора.
К.: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.
И.: поиск информации о детстве В. Моцарта.
Осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.
29
Симфония
№ 40.
Увертюра
(c.100-103)
Мир композитора Моцарта
Симфоническая
партитура.
Контраст.
Увертюра.
Расширять представление об особенностях симфонической музыки; развитие чувства музыкального стиля и способности определять на слух русскую и западноевропейскую музыку.
П.: определять и сравнивать характер, настроение и средства муз. выразительности в муз. произведениях; анализировать и соотносить особенности динамики, фактуры, ритма; осмысление знаково-символических элементов музыки (партитура).
Р.: выявление содержания и характера муз. произведения с помощью ролевой игры « Играем в дирижёра».
К.: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально-творческой деятельности.
И.: найти стихотворения о творчестве В. А. Моцарта.
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью свободного дирижирования, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
VII
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов)
30
Волшебный
цветик-
семицветик.
Музыкаль-
ные инструменты.
И всё это - Бах!
(с.104-111)
Интонационная природа музыки.
Музыкальная речь.
Органная
музыка.
Менуэт.
Оркестр.
Закрепить понятие интонации в музыке как основному средству музыкальной речи; демонстрировать понимание интонационно-образной природы муз. искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
П.: определять содержание муз. сочинений, их характер и настроение, следить за её развитием в процессе звучания музыки, искать приёмы передачи особенностей муз. образа в своём исполнении.
Р.: оценка своего отношения к музыке через моделирование музыки, танцевальные движения и вокально-хоровую работу.
К.: настроенность на диалог с культурой других народов, стран.
И.: поиск информации о жизни и творчестве И. С. Баха.
Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
31
Всё в движении.
Попутная песня
(с.112-115)
(с.26-27)
Музыкальная
живопись.
Выразительность.
Изобразитель-
ность.
Темп. Контраст.
Скороговорка.
Понимание интонационно-образной основы музыки; выявление особенности муз. речи, её воздействие на эмоциональное состояние людей, закрепление умения определять в музыке основные средства выразительности (лад, темп, ритм и т.д.).
П.: применять знания основных средств музыкальной выразительности при интонационно-образном анализе и в исполнительской деятельности.
Р.: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных, литературных и изобразительных художественных произведениях.
К.: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.
И.: найти на страницах учебника муз. произведение, в котором изображается движение (с.22-23).
Осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.
32
Два лада.
Природа и
музыка.
Печаль моя светла
(с.118-123)
(с.28-29)
Музыкальная
живопись.
Лад. Рисунок.
Цвет. Мелодия.
Мажор. Минор.
Тембр. Краска.
Выразительность.
Сопоставление.
Знакомить с творчеством русских композиторов - классиков.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
П.: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык, развивать чувство лада.
Р.: формировать приёмы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в муз. произведениях.
К.: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.
И.: поиск репродукций картин художников, отвечающих настроению пьесы Г. Свиридова «Весна. Осень».
Развивать позитивное отношение к природе, любование красотой природы, ценностное осознание природы в жизни человека.
33
Первый
международный
конкурс имени
П. Чайковского.
Мир композитора
(с.124-127)
Международные конкурсы
исполнителей.
Консерватория.
Конкурс.
Концерт.
Дать представление о музыкальной жизни страны, о конкурсах и фестивалях музыкантов; проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов.
П.: узнавать изученные муз. произведения и называть имена их авторов; определять и сравнивать особенности, характерные черты музыки П. Чайковского, которые роднят все его сочинения.
Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций.
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе муз. деятельности.
И.: работа с «Музыкальным словариком» в Рабочей тетради.
Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
34
Мир
композитора.
(c.126-127)
Повсюду музыка
слышна.
Стиль.
Музыкальная
речь.
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к муз. произведениям;
П.: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям; расширение представлений о муз. языке произведений различных жанров и композиторов.
Р.: понимание цели проекта, планирование собственных действий в процессе поиска материала для создания проекта.
К.: понимание цели проекта, планирование собственных действий в процессе поиска материала для создания проекта.
И.: формирование умения поиска информации в литературных источниках, в интернете самостоятельно и с помощью родителей, создание простейших презентаций.
Реализация творческого потенциала в процессе проектной деятельности;
эмоциональное и осознанное отношение к исследуемой теме; понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя.
35
Могут ли
иссякнуть
мелодии?
(с. 127)
Повсюду музыка
слышна.
Проект.
Развитие познавательных интересов школьников в работе над созданием исследовательских проектов, имеющие социальную значимость для школьников.
П.: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям; расширение представлений о муз. языке произведений различных жанров и композиторов.
Р.: понимание цели проекта, планирование собственных действий в процессе поиска материала для создания проекта.
К.: понимание цели проекта, планирование собственных действий в процессе поиска материала для создания проекта.
И.: формирование умения поиска информации в литературных источниках, в интернете самостоятельно и с помощью родителей, создание простейших презентаций.
Реализация творческого потенциала в процессе проектной деятельности;
эмоциональное и осознанное отношение к исследуемой теме; понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
-
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
-
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
-
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Знать/понимать:
-
Жанры музыки (песня, танец, марш);
-
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
-
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
-
Выявлять жанровое начало музыки;
-
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
-
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Список литературы, используемой учителем и рекомендованный учащимся
(учебная литература, методическая литература, дополнительная литература)
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник музыки. 2 класс. -М., Просвещение, 2013
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. Творческая тетрадь. 2 класс. -М., Просвещение, 2013
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка». 1-4 классы -М., Просвещение, 2013
-
Э.Б. Абдулин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983 г.
-
Т.В. Челошева. Спутник учителя музыки. - М., Просвещение, 1993
-
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Русская музыка в школе. - М., МИРОС, 1998
-
Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2000
-
Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. - М., Владос, 2005
-
Д.Б. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение, 1989
-
Т.С. Шмагина. Музыка в Московских школах. - М., МИРОС, 1993
-
Л.А. Рапацкая. История русской музыки от древности до «серебряного века». - М., Владос, 2001
-
М.Г. Рыцарева. Популярная энциклопедия для детей. Музыка и я. - М., 2000
-
Слово о музыке. Хрестоматия. Составители В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - М., Просвещение. 1990
-
З. Апетян. Воспоминания о Рахманинове. - М., «Музыка», 1974
-
Е. Дулова. А.П. Бородин. - М., «Детская литература», 1990
-
А. Багиров. «Битлз» - любовь моя. - Минск, «Парус»-«Красико», 1993
-
А.А. Орлова. Мусоргский в Петербурге. - Лениздат, 1974
-
Альбом. М. Глинка. - М., «Музыка», 1987
-
А.В. Терещенко. История культуры русского народа, - М., ЭКСМО, 2007
-
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс - М., Просвещение, 2005
-
«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства приложение к газете «Первое сентября»
Согласовано. Протокол заседания
методического объединения учителей
от______________2014 г. №_______
Согласовано
Зам. директора по УВР
______________Т.А.Павлихина
«____»__________2014 г.