- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по музыке
Календарно-тематическое планирование по музыке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 классов составлена на основе следующих документов :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
6.Программы ОУ. Музыка 5-8 класс. (модифицирована по содержанию). Алеев В.В. ,Науменко Т.И. ,Кичак Т.Н., Дрофа, 2008г.
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Уровень программы: базовый.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин - таких, как литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения - с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же - о жизни человека.
В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории - содержание и форма - получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.
Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой - только ли скелет произведения, его структуру -период, двухчастность , трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.
А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности - ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.
Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.
Тема «Традиции и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времён. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства- мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Современность трактуется двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность путём сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного,а какие являют собой проявление моды и злободневных течений.
Описание места учебного предмета.
Настоящая программа «Музыка 7класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 7-х классах 34 часов в год (1час в неделю).
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников:
-
вне школы - посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки;
-
в школе - кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования ;
-
другими творческими объединениями учащихся.
Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием во Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
Содержание программного материала 7 класса
В разделе «Содержание и форма в музыке» подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного смысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
В разделе «Традиция и современность в музыке» музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение ля музыкального искусства.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.
Своеобразную часть программы составляет обновленный музыкальный материал.
В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений
хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен. Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников.
-
Содержание в музыке (4часа).
«Магическая единственность» музыкального произведения, живая сила традиций. Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание?
-
Каким бывает музыкальное содержание (5 часа).
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.
3.Музыкальный образ. (3 часа).
Лирические образы в музыке. Тема любви «Евгений Онегин». Драматические образы в музыке. «Лунная соната». Эпические образы в музыке. «Слёзы людские , о слёзы людские»
-
О чём рассказывает музыкальный жанр(4часа). «Память жанра». Мелодией одной звучат печаль и радость. Образы радости в музыке. Такие разные танцы, марши.
-
Что такое музыкальная форма . (3 часов).
Сюжеты и герои музыкальной формы. От целого к деталям.
6 Виды музыкальных форм (9 часов).
Какой бывает музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Двухчастная форма «Венецианская ночь»Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
7.Музыкальная драматургия. (6 ч)
Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальный порыв. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Музыка Шнитке. Любовь никогда не перестанет. Лирические страницы современной музыки. Музыка всегда остаётся. Заключительный урок.
Формы (приемы) контроля:
С целью реализации практических задач курса «Музыка» в 7 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.
Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные :
Познавательные УУД
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
Регулятивные УУД
- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
Предметные:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
4. Учебно-тематический план (основное содержание)
Наименование раздела.
Количество часов
Содержание в музыке
4ч
Каким бывает музыкальное содержание
5ч
Музыкальный образ
3 ч
О чём рассказывает музыкальный жанр
4 ч
Форма в музыке
1 ч
Что такое музыкальная форма
2 ч
Виды музыкальных форм
9 ч
Музыкальная драматургия
6 ч
-
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.
Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).
Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений. При оценке выполнения практических заданий
-
Перечень ресурсного обеспечения
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.Дрофа, 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
Список литературы
1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
Материально-технические обеспечение:
Компьютер, муз.центр, фортепиано
7. Календарно-тематическое планирование
урока п/п
Тема урока
Кол-во часов
Срок проведения (неделя)
Тип урока
Результаты обучения
знать
уметь
УУД
1
О единстве со- держания и формы в художественном произведении
1
1
Урок нового материала
Рассуждение о яркости образов в музыке.
Освоение выдающ.образцов венского классицизма.
Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Осознание личностного смысла в музыке Бетховена .Проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке. Понимать неповторимость музыкальных произведений
Содержание в музыке (3 ч)
2
Музыку трудно объяснить словами
1
2
комбинированный
Знать определение терминов
уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Познавать мир через муз. формы и образы. Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров. Развитие вокально- хоровых навыков
3,4
В чем состоит сущность, музы кального содержания
2
3,4
Урок нового материала
Знать особенности содержания в музыке,
Уметь сравнивать понятие «образ» в других видах искусств
Развитие способности творчески мыслить. Овладение знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта
Каким бывает музыкальное содержание (5 ч.)
5
Музыка, которую можно объяснить словами.
1
5
комбинированный
Знать определение терминов ,знать образы природы в творчестве композиторов
Уметь проанализировать музыкальное произведение
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. Высказывание собственного мнения о художественной ценности произведения.
6
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
1
6
комбинированный
Знать, что может выразить музыка в человеке
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Формирование. способности творческого освоения мира в различных видах музыкальной деятельности. Самостоятельно подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.
7
Восточная тема у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада»
1
7
комбинированный
Знать образы добра и зла
Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Усвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки. Способность аргументировать
свою точку зрения по поводу музыкального произведения
8
Когда музыка не нуждается в словах
1
8
комбинированный
Знать, что может выражать музыка
Уметь осуществлять музыкальное содержания в условиях отсутствия литературной программы.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Выявлять возможности преобразующего значения музыки. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведе ний.
9
Заключительный урок
1
9
Комбинированный
Обобщение полученных впечатлений
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. 5. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности
Музыкальный образ ( 3ч)
10
Лирические образы в музыке
1
10
Урок нового материала
Знать определение и основные признаки лирического образа
уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки
Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в в одном произведении. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные литературные и изобразительные произведения
11
Драматические образы в музыке
1
11
комбинированный
Знать определение и основные признаки драматического образа
Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях ,содержащих контрастные сопоставления образов, тем.
12
Эпические образы в музыке
1
12
комбинированный
Знать определение и основные признаки эпического образа
уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки
Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
О чём рассказывает музыкальный жанр. ( 4ч)
13
Память жанра
1
13
Урок нового материала
Знать что такое музыкальный жанр
Уметь определять жанры музыкальных произведений
Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением п
14,15,16
Такие разные, песни, танцы, марши (3 ч)
1
14,15,16
комбинированный
Знать песни разных стилей и эпох. Обобщить все знания о танце и марше
Уметь выразительно исполнять песни в разных составах. Уметь определять музыкальные жанры
Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений музыки. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранение и развитии общей культуры народа.
Форма в музыке(1)
17
Сюжеты и герои
музыкальной формы.
1
17
Урок нового материала
Знать- форма крупная, мелкая
Куплетная форма, виды
уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Что такое музыкальная форма (2ч)
18,19
«Художественная форма - это ставшее зримым содержание
1
18.19
комбинированный
Понимать музыкальную форму в узком и широком смысле. Единство содержания и формы - непременный закон искусства музыкального произведения с его художественным замыслом ,характером
Уметь рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике).
Виды музыкальных форм (9ч)
20
Почему музыкальные формы бывают большими малыми
1
20
комбинированный
Знать причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам
Уметь анализировать произведение Закрепить вокально-хоровые навыки.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
21
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)
1
21
комбинированный
Знать определение одночастной формы в музыке
Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций и музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов музыки
22
О роли повторов в музыкальной форме
1
22
комбинированный
Знать определение формы рондо, вариации в музыке.
Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за развитием образа, сопоставление его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. Анализировать приемы взаимодействия и развитие одного или нескольких образов в произведениях разных жанров.
23
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма
1
23
Урок нового материала
Знать определение двухчастной формы в музыке
Умение аргументировать свое предложение, мнение
.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа
24
«Ночная серенада Пушкина - Глинки: трехчастная форма
1
24
Комбинированный
Знать определение трехчастной формы в музыке
уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством. Развитие способности рассуждать. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки
25,26
Многомерность образа: форма рондо
2
25,26
Урок нового материала
Знать определение формы рондо, вариации в музыке.
Уметь определять роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за развитием образа, сопоставление его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. Анализировать приемы взаимодействия и развитие одного или нескольких образов в произведениях разных жанров.
27
Образ Великой Отечест- венной войны в « Ленинградской» симфонии Шостаковича
1
27
Комбинированный
Знать динамику образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме
уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации)Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании Самостоятельно подбирать сход- ные поэтические произведения к изучаемой музыке
28
Заключительный урок
1
28
Комбинированный
Знать музыкальные формы
Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации)Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и разли- чии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании Самостоятельно подбирать сход- ные поэтические произведения к изучаемой музыке
Музыкальная драматургия (6 ч.)
29
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
1
29
Урок нового материала
Знать в чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.
Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс - резуль- тат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
1. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 2. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. 3. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.
30
Музыкальный порыв
1
30
комбинированный
Понимать особенности развития музыкальной ткани
уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Воспринимать особенности интонационного и драматургического
развития в произведениях простых и сложных форм. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях
разных музыкальных форм
31
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии
1
31
комбинированный
Знать особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.
Уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Воспринимать особенности интонационного и драматургического
развития в оперных произведениях.
Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке.
Анализировать приемы развития музыкального образа.
Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания
32
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»
1
32
комбинированный
Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет, понимание их роли в развитии современной музыки.
Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
Выявлять круг музыкальных об- разов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах). Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. Понимать характерные особеннос- ти музыкального языка.
33
Развитие музыкальных, тем в симфонической драматургии
1
33
комбинированный
Знать главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.
Уметь понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности
Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в симфонических произведениях.
Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных музыкальных тем. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве- дений (сонатная форма)
34
Формула красоты
1
34
Обобщающий
Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы
Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зре- ния единства содержания и формы. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Понимать характерные особенности музыкального языка
.