7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке для 3 класса

Рабочая программа по музыке для 3 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:       Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом  второго поколения начального общего образования, рабочая программа составлена  на основе примерной программы на­чального образования по музыке и соде
предварительный просмотр материала

Календарно-тематическое планирование по музыке для 3 класса

№ урока

Тема и тип урока

Элемент содержания



Планируемые результаты УУД

Вид контроля,

измерители

Дата проведения урока

План

Факт



«Россия - Родина моя» - 5 ч.


1

Мелодия - душа музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки - ее души.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован­щина». М. Мусоргский.

  • Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

  • Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Научатся :

- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

- Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.

Будут оперировать музыкальными понятиями, проводить анализ произведений.

- выполнять учебные действия в качестве слушателя.

-использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале урока.

- уметь оценивать собственную музыкальную деятельность; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

входной

устный опрос

2



Природа и музыка. Комбинированный урок.

Традиционный

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

  • Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.

  • Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Научатся:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;

Сделают открытие о неразрывности музыки , литературы и изобразительного искусства.

Рефлексия.

- преобразовывать познавательную задачу в практическую.

-пополнять и использовать активный музыкальный запас слов при анализе музыкальных произведений.

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, работать в парах, группах.

- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

текущий

устный опрос

3



Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

  • Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Уметь:

-Выявлять жанровое начало музыки;

-Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

-Определять средства музыкальной выразительности;

-оперировать музыкальными понятиями.

Проведут исследование жанра «кант» (работа в группах)

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

- осуществлять поиск необходимой информации.

-ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

текущий

устный опрос

4

Кантата «Александр Невский».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-презентация.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Александр Невский. Кантата (фрагменты. С. Прокофьев.

Научатся: -определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; -характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

Откроют: новое музыкальное понятие «кантата».

Исполнят патриотические песни, украсят их исполнение музыкальными инструментами.

- формировать и удерживать учебную задачу

- использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

-Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач


итого

вый тематический

фронтальный опрос устный опрос



5

Опера М. Глинки

«Иван Сусанин».



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок -беседа.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.


- продолжат работу по ориентированию в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

- проникнут в особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;


Сделают открытие, о том, что оперы могут быть «историческими».

Рефлексия.

-формулировать и удерживать учебную задачу.

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

-формулировать собственное мнение
и позицию во время работы в парах.

-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию


текущий

устный опрос





День, полный событий. - 4 ч.



6



Утро.



Урок закрепления нового материала.

Урок-беседа.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.

  • Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.


-Выявлять жанровое начало музыки;

-Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

-Определять средства музыкальной выразительности, на примерах музыкального материала урока.

Рефлексия (составление аппликации)

- выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

- использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

- ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию

текущий

групповая




7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

  • Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

  • Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

  • Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.


-Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

-Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

- осуществлять и выделять необходимую информацию

- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках

-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

текущий

устный опрос


8



«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Традиционный.



Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

  • С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музы­ка М. Мусоргского.

  • Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

  • Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.


-Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ прослушанных произведений.

-Определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

-Исполнять хоровые произведения.

-Сопоставить пьесы П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

-формулировать и удерживать учебную задачу.

-ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- проявлять активность в творческих заданиях, решении познавательных задач.

-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

текущий

устный опрос


9



Обобщающий урок.



Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.




Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть.


-Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ прослушанных произведений.

-Определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

-Исполнять хоровые произведения.

-Сопоставить пьесы С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского.

-формулировать и удерживать учебную задачу.

-ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- проявлять активность в творческих заданиях, решении познавательных задач.

-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.


тематический

тест


10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Пле­щеева.

  • Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темпе­рированного клавира». И.-С. Бах.

  • Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бде­ния». С. Рахманинов.


Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощён образ матери.

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведений искусства.

Научатся исполнять песни о маме.

- использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

- ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.

- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

текущий

устный опрос

групповая




11

Древнейшая песнь материнства.



Комбинированный урок.

Традиционный.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.

Познакомятся:

- с изображениями Богородицы на иконах;

- с песнопениями в честь Богородичных праздников.

Научиться слушать духовную музыку.

Откроют для себя взаимосвязь музыкальных и иконописных образов.

Рефлексия (работа с музыкальными картами).

- составлять план и последовательность действий.

- осуществлять поиск необходимой информации.


-во время групповой работы уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, делать выводы.

- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.


текущий

устный опрос


12



Вербное Воскресение. Вербочки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.



Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

  • Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвез­да». Э.-Л. Уэббер.

  • Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Познакомятся: с историей праздника Вербное воскресенье.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое и сольное пение.

Игра на колокольчиках.

Работа с музыкальными картами.

Рефлексия.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-узнавать и называть духовные музыкальные произведения

-участвовать в исполнении музыкальных хоровых произведений.

-развитие ассоциативно-образного мышления.


текущий

устный опрос


13



Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.

Комбинированный урок.

Традиционный.



Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге;

  • Балла­да о князе Владимире. Слова А. Толстого


Знать имена, жизнь и дела русских святых - княгини Ольги и князя Владимира.

-Участвовать в исполнении патриотической музыки на уроке.

Рефлексия.

- формулировать и удерживать учебную задачу.

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

-участвовать в исполнительской деятельности на уроке.


тематический

устный опрос

групповая


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.


14

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.



Комбинированный урок.

Традиционный.

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.

  • Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.

  • Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская ста­рина).

  • Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Научатся: определять жанр былины, познакомятся с её историей развития.

Узнают, кто раньше и для чего исполнял былины (баян)

Откроют для себя инструменты, которые могут «помочь» в исполнении этого жанра.

Рефлексия.

- формулировать и удерживать учебную задачу.

- узнавать, называть и определять по тембру русские народные инструменты.

-участвовать в исполнении муз-х произведений

текущий

самостотельная

работа


15



Певцы русской старины. Лель.



Комбинированный урок.

Традиционный.


Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

  • Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.


-Узнают имена былинных сказителей и истории русских былин.

-Откроют новые музыкальные понятия (с помощью карточек, работая в парах)

- Поучаствуют в исполнении музыкальных произведений на уроке.

Рефлексия.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

тематический

устный опрос



16-17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.



Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Урок-викторина.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

  • Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  • Веснянки. Русские, украинские народные песни.


Научатся:-

сопоставлять мелодии в народном стиле;

-проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников.

Узнают: содержание народного праздника Масленица.

Рефлексия.

- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

- осуществлять поиск необходимой информации.

- ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

итоговый

тест;

индивидуальный.


«В музыкальном театре» - 6 ч.


18

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок- беседа.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.


Научатся:

-слушать арии главных персонажей оперы «Руслан и Людмила»;

-определять инструментальные темы героев.

Петь в хоре.

Рефлексия.

- использовать речь для регуляции своего действия.

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


тематический

устный опрос





19

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Познакомятся: с сюжетом оперы, будут слушать музыкальные темы героев.

Узнают где и как раньше исполняли оперы.

Обобщат для себя сюжеты, на которые сочиняются оперы.

Рефлексия.

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

текущий

устный опрос




20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.



Комбинированный урок. Традиционный.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан - море синее».

  • Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.


Дадут музыкальную характеристику любого персонажа оперы

-Откроют для себя новые сюжеты.

-Закрепят знания о музыкальных голосах и формах.

-Работа с карточками (моделирование)

Рефлексия.

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- узнавать, называть и определять сюжет балета и оперы.

- задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

-Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

текущий

устный опрос





21

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко».



Комбинированный урок.

Традиционный.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

  • Океан - море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.


Научатся: использовать свои знания при обобщении приёмов развития музыки в оперном жанре.

Моделирование (выкладывание 3-х частной формы из карточек)

Откроют для себя приёмы развития музыки.

Исполнение и слушание музыки.

Рефлексия.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

-опираясь на личный музыкальный опыт и опыт своих товарищей и учителя вести дискуссию по данной теме

-Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

текущий

устный опрос



22

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».



Комбинированный урок.

Традиционный.

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Проведут: сравнительный анализ жанров «опера» и «балет»

Откроют для себя возможности музыки показать характер героев балета.

Сделают зарисовки главных героев, используя накопленный опыт слушания музыкального произведения.

Будут исполнять и слушать музыкальные произведения на уроке.

Рефлексия.

- применять установленные правила работы на уроке

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

-Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач

тематический

устный опрос



23

В современных ритмах (мюзикл).



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

  • Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

  • Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыб­ников, сценарий Ю. Энтина.

Научатся: выразительно исполнять (хором, в группах и сольно) фрагменты из мюзикла «Звуки музыки» Р.Роджерса.

Сделают открытие, что мюзикл - это очень творческий жанр, в котором каждый может проявить себя в музыке и хореографии.

Рефлексия.

- формулировать и удерживать учебную задачу.

- ставить и формулировать проблемы

- задавать вопросы, исполнять произведения, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки


текущий

устный опрос



«В концертном зале» - 7 ч.


24

Музыкальное состязание (концерт).



Комбинированный урок.

Традиционный.

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

  • «Веснянка»-укр. народная песня.


Научатся: -различать на слух солирующий инструмент и инструменты симфонического оркестра, -следить по партитуре за развитием музыки.

Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.

Музыкальный словарь (использование детьми во время урока).

Рефлексия.

- составлять план и последовательность действий.

- ставить
и формулировать проблемы.

- проявлять активность во взаимодействии с участниками урока.

-Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

тематический

устный опрос

групповая


25

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.



Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.

  • Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

  • Волшебный смычок, норвежская народная песня;

  • Скрип­ка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Узнают историю появления инструмента флейты..

Проводить интонационно-образный анализ музыки;

- выделят изобразительность и выразительность в инструментальной музыке;

Работа с музыкальными картами в парах.

Рефлексия (оформление рисунка)

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

- контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

-участвовать во всех видах музыкальной деятельности на уроке.

текущий

устный опрос



26

Музыкальные инструменты (скрипка).

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

  • «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

  • Мелодия. П. Чайковский.

  • Каприс № 24. Н. Паганини

Узнают историю появления инструмента скрипки.

Проводить интонационно-образный анализ музыки;

- выделят изобразительность и выразительность в инструментальной музыке;

Работа с музыкальными картами в парах.

Рефлексия (оформление рисунка)

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

- контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

-участвовать во всех видах музыкальной деятельности на уроке.

тематический

устный опрос



27

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

  • Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);

  • Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.


Научатся:- оперировать музыкальными понятиями «сюита» и «вариационное развитие»;

-проследят контрастные образы сюиты.

Поиграют «В дирижёра», изображая игру на музыкальных инструментах в оркестре.

Исполнят музыкальные произведения хором и сольно.

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

-Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

текущий

устный опрос



28

Симфония Л.В.Бетховен. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.



Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

  • Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

  • Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.




Научатся: выделяя характерные, особенности отличать музыку Бетховена.

Сделают открытие: музыка бывает героической.

Составят цветную диаграмму развития музыки.

Рефлексия.

- выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

- выделять и формулировать познавательную цель.

-задавать вопросы, формулировать свои затруднения, работать в группах.

-Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.

тематический

устный опрос



29

Мир Л. В. Бетховена.



Комбинированный урок.

Традиционный.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

  • Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бет­ховен.

  • Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.


Научатся: -слушать музыку Бетховена, ощущая её трагизм.

-проведут интонационно-образный характер его произведений.

Исполнят знакомый песенный репертуар. Рефлексия.

- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.


- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

-участвовать в групповой и индивидуальной музыкальной деятельности.

текущий

устный опрос



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.


30

Чудо музыка. Острый ритм - джаза.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель - слушатель.

Джаз - музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.

  • Мелодия. П. Чайковский.

  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Научатся: -узнавать и воспринимать джазовую музыку;

-выделят её характерные особенности.

Исполнят произведение Д.Гершвина «Хлопай в ладоши»

. Работа с музыкальными карточками (особенности ритма - моделирование)


- использовать общие приемы решения задач.

- ставить и формулировать проблему, осуществлять поиск нужной информации.

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

текущий

устный опрос





31

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.



Урок закрепления знаний.

Урок- беседа.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

  • Шествие солнца. С. Про­кофьев.

  • Мелодия. П. Чайковский.

  • Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

Научатся: отличать особенности музыкального языка разных композиторов..

Творческая деятельность: «Угадай композитора»

Исполнение музыкального репертуара по желанию детей.

Рефлексия.

- применять планирование действий во время решения поставленных задач.

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

тематический

устный опрос



32



Певцы родной природы.

нрк. Образ природы в творчестве композиторов.



Комбинированный урок.

Традиционный.



Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

  • Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.


Научатся находить в музыке радостные, торжественные интонации, характеризовать, какими средствами это достигается.

Исполнят наиболее запомнившиеся и полюбившиеся музыкальные произведения.

Поучаствуют в музыкальной викторине.

Назовут наиболее запомнившихся и полюбившихся композиторов и их произведения.

Личностные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

- формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

-Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.


текущий

устный опрос





33



Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Урок- беседа.



Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка - источник вдохновения и радости.

  • Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

  • Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

  • Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

  • Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Си­нявского;


Научатся находить в музыке радостные, торжественные интонации, характеризовать, какими средствами это достигается.

Исполнят наиболее запомнившиеся и полюбившиеся музыкальные произведения.

Поучаствуют в музыкальной викторине.

Назовут наиболее запомнившихся и полюбившихся композиторов и их произведения.

Личностные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

- формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

-Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.

тематический

Фронтальный опрос




34

Обобщающий урок.

Урок контроля, оценки и коррек

ции знаний учащихся

Урок - концерт

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александ­ровой

Исполнят наиболее запомнившиеся и полюбившиеся музыкальные произведения.

Поучаствуют в музыкальной викторине.

Назовут наиболее запомнившихся и полюбившихся композиторов и их произведения.

-Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.


итоговый контроль

групповая






Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования, рабочая программа составлена на основе примерной программы на­чального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» всего - 34 часа, в том числе 4 обобщающих урока, 1 урок-концерт в конце учебного года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений (год издания 2011), учебник «Музыка. 3 класс» (М.: Про­свещение, 2011), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 1-4 классы "» в соответствии учебным планом МОУ ООШ № 104 на 2014- 2015 учебный год.

Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся - тестирование, контрольные работы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. - М.: Просвещение, 2013

  • Рабочая тетрадь для 3 класса, М.: Просвещение, 2013

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.:

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)

  • В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого полугодия:

2 четверть - 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;

4 четверть - 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти».

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

  • Действие смыслообразования,

  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание,

  • волевая саморегуляция,

  • коррекция,

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,

  • Смысловое чтение,

  • Знаково - символическое моделирование,

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование

  • Построение логической цепи рассуждения

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся .

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопостав­ление особенностей их языка, творческого почерка рус­ских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жан­рами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущи­ми годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве му­зыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пе­ния, выразительное исполнение песен, вокальных импро­визаций, накопление песенного репертуара, формирова­ние умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в вырази­тельных движениях (пластические этюды); развитие на­выков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной вы­разительности в разных видах и форматах детского музи­цирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явле­ний музыкального искусства.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010., стр. 16 - 21 и 35 - 39.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение, 2004г.

фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2007 г.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2008.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция -

12.Российский общеобразовательный портал -

13.Детские электронные книги и презентации -

14. Материалы сайта «Созвездие Ориона» -

15. » под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

16. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-6 - 2009 г., №№1-5 - 2010г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  11. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Учитель, 2005г.

  12. Улашенко Н.Б. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.

  13. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2004г.

  14. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  15. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  19. Песенные сборники.

  20. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал