7


  • Учителю
  • Конспект поурочного плана по предмету 'Сольфеджио' на тему 'Квинтовый круг тональностей' (5 класс)

Конспект поурочного плана по предмету 'Сольфеджио' на тему 'Квинтовый круг тональностей' (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План-конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»

5 класс (5-летний курс обучения)

преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»

Белобородова Виктория Викторовна



Тема: Квинтовый круг тональностей

Цель: познакомить обучающихся с квинтовым кругом тональностей до 5 знаков и с новыми ритмическими группами

Задачи: 1. Образовательная:

Квинтовый круг тональностей - правило.

Тональности до 5 знаков в ключе: диезные и бемольные.

№ 434 (I ч.) - простучать ритм, сольмизация, пение с листа (пример на ритмическую группу четверть с точкой и 2 шестнадцатых).

Спеть гамму H-dur (нат.), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, тритоны с разрешением (нат.).

Спеть гамму gis-moll (гарм.), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, тритоны с разрешением (гарм.).

Построить и спеть цепочку интервалов от звука «f»: б.2↑, м.3↓, ч.5↑, м.6↓.

Построить и игра на ф-но и пение последовательности аккордов в тональности H-dur: T5/3-T6-T6/4-S5/3-D7-T3-VII7-T5/3

№ 102 (II ч.) - пение с листа 2-хголосие.

Слушание отрывка Концерта для фортепиано с оркестром Й.Гайдна D-dur (пример на ритмические группы: четверть с точкой и 2 шестнадцатых, четверть залигованная с группой шестнадцатых).

Анализ на слух: б.2 - гарм. минор - ув.2-ч.4 - Б6 - мел. минор - D7 - м.6 - б.3 - М6/4 - нат. мажор - ув.4-б.6 - МVII7

Творческое задание - досочинить мелодию на предложенный ритм (сб. О. Лежнева. Практическая работа на уроках сольфеджио).

2.Воспитательная: воспитание у обучающихся чувства метроритма.

3.Развивающая: слух, ритм, речь память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.

Оборудование: доска, фортепиано.

Раздаточный материал: ластики, карандаши, ручки, клавиатуры.

Использование ЭОР: Квинтовый круг мажорных тональностей: четкая схема для тех, кому приятна четкость. Градусник тональностей:

Название ресурса: учебно-методический материал.

Использованная литература

  1. Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. / Сост. Т.А. Калужская. - М., 1998.

  2. Белобородова В.В. Программа учебного предмета «Сольфеджио» образовательной программы «Музыкальное исполнительство», срок реализации - 5 лет. - Усть-Ордынский, 2015.

  3. Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. - Ч. 1: Одноголосие. - М.: Музыка, 1980.

  4. Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г Фридкин. - Ч.2: Двухголосие. - М.: Музыка, 2006.

  5. Т. Калужская. Сольфеджио для ДМШ 6 класс. - М.: Музыка, 2006.

  6. Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1- 8 кл. ДМШ и ДШИ. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Наглядные пособия

Клавиатура, столбица, квинтовый круг тональностей, тональный градусник.



Ход урока

Вокально-интонационные навыки

1.Спеть гамму H-dur (нат.), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, тритоны с разрешением (нат.).

2.Спеть гамму gis-moll (гарм.), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, тритоны с разрешением (гарм.).

3.Спеть цепочку интервалов от звука «f»: б.2↑, м.3↓, ч.5↑, м.6↓.

4.Игра на ф-но и пение последовательности аккордов в тональности H-dur: T5/3-T6-T6/4-S5/3-D7-T3-VII7-T5/3

Теоретические сведения

1.Квинтовый круг тональностей - это система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам. Квинтовый круг представляет собой спираль, в которой диезная и бемольная ветви теоретически могут быть продолжены бесконечно, посредством дальнейшего движения по ч.5 вверх и вниз (см. в конце урока пособие по квинтовому кругу).

Тональности до 5 знаков в ключе: диезные и бемольные.

Диезные мажорные гаммы расположены по ч.5 вверх начиная от До мажора:

C-dur (нет знаков),

G-dur (1#), D-dur (2#),

A-dur (3#), E-dur (4#),

H-dur (5#).

Бемольные мажорные гаммы расположены по чистым квинтам вниз, начиная от До мажора:

C-dur (нет знаков), F-dur (си-бемоль),

B-dur (си-бемоль, ми-бемоль), Es-dur (си-бемоль, ми-бемоль, ля -бемоль),

As-dur (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль),

Des-dur (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль).


2.Построить цепочку интервалов от звука «f»: б.2↑, м.3↓, ч.5↑, м.6↓.

3.Построить последовательность аккордов в тональности H-dur: T5/3-T6-T6/4-S5/3-D7-T3-VII7-T5/3

Воспитание чувства метроритма

№ 434 (I ч.) - простучать ритм, сольмизация.

Сольфеджирование и пение с листа

№ 434 (I ч.) - пение с листа (пример на ритмическую группу четверть с точкой и 2 шестнадцатых).

№ 102 (II ч.) - пение с листа 2-хголосие.

Воспитание творческих навыков

Досочинить мелодию на предложенный ритм.

Анализ на слух

Слушание отрывка Концерта для фортепиано с оркестром Й.Гайдна D-dur (пример на ритмические группы: четверть с точкой и 2 шестнадцатых, четверть залигованная с группой шестнадцатых).

Анализ на слух: б.2 - гарм. минор - ув.2-ч.4 - Б6 - мел. минор - D7 - м.6 - б.3 - М6/4 - нат. мажор - ув.4-б.6 - МVII7





Д/З

1.Выучить гаммы до 5 диезов.

2.№ 434 (I ч.) - петь с тактированием, № 102 (II ч.) - петь 1 и 2 голос.

3.Построить и играть аккорды в тональности gis-moll: t5/3 - t6 - t6/4 - s5/3 - D7 - t3 - ум.VII7 - t5/3




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал