7


  • Учителю
  • ' Программа внеурочной деятельности'. 5, 6 класс.

' Программа внеурочной деятельности'. 5, 6 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Хумалаг

Рабочая программа

по внеурочной деятельности учащихся


«Веселые нотки»


(разработано для учащихся 5-6 классов)

срок реализации 2 года

Автор программы

Ненашева Алена Владимировна

учитель музыки.


2014год.

«Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие человека».


Сухомлинский

Пояснительная записка.


  1. Актуальность тематики и причины введения курса.


Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того они любят петь, выступать на праздниках и на внеклассных мероприятиях. Это придает им уверенность в себе.

Современные научные исследователи свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. Если ребенок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать, развить у него творческие навыки и музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия; обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей, развивается эстетический и художественный вкус.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с младших классов. И ведущая роль в этом принадлежит вокальному кружку.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверие к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.


  1. Цель и задачи программы.

Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности. Формировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умение владеть своим голосовым аппаратом; воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе; воспитывать потребность к творческому самовыражению.


В ходе достижения этих целей, решаются задачи:


Образовательные:

  • Углублять знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучать детей вокальным навыкам;

  • Совершенствовать музыкальный слух.


Воспитательные:

  • Прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

  • Воспитывать организованность, умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • Развивать музыкально-эстетический вкус; музыкальные способности детей;

  • Развивать слух, внимание, память; голосовые данные.



3.Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры творческого музицирования.

Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями. Это и создание разнообразных иллюстраций, поделок к разучиваемым произведениям, использование элементов театрализации, подключение разнообразных шумовых инструментов.

Формы проведения занятий по предмету выбираются педагогом, исходя из целей обучения и содержания материала:

Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях, олимпиадах и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

- петь песни разного эмоционального содержания;

- чувствовать настроение музыкального произведения и передавать его в своем исполнении;

- петь двухголосные песни;

- соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);

- понимать основные дирижерские жесты - «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).

Критериями правильного пения школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.

Подбор вокально-хорового репертуара в 5-6 классах осуществляется с учетом следующих положений:

- соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;

- высокий уровень художественных достоинств музыкального материала;

- небольшие объемы;

- адекватность психическим особенностям учащихся начальной школы;

- образные и жанровые контрасты выбираемых песен;

- воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.



4.Особенности возрастной группы детей.

Значимым для развития музыкального восприятия является школьный возраст (особенно первые его три года), именно в силу психических особенностей этого возраста, его исключительной восприимчивости и склонности к творчеству.

Результаты экспериментов В. К. Белобородовой и Г. С. Ригиной свидетельствуют, что для музыкального восприятия этого возраста характерны ярко выраженные заинтересованность, эмоциональность, целостность, образность, но нерасчлененность, диффузность, неосознанность, недостаточная константность и избирательность. То есть музыкальное восприятие еще мало развито. Однако есть любознательность и желание слушать музыку. И это возрастное качество необходимо максимально полноценно использовать. В младшем школьном возрасте формируется стадия образования эстетических моделей, с которой, собственно, начинается становление музыкального восприятия как сложной интеллектуальной функции. При целенаправленных занятиях к третьему классу наблюдается значительный качественный скачок в развитии музыкального восприятия.

В этом процессе главным является совершенствование музыкального слуха и тренировка голосовых связок. Эффективен опыт моделирования музыкальных явлений, в основе методики должна лежать ориентация на целостность музыкального восприятия с выявлением наиболее ярких средств музыкальной выразительности.

Особое свойство этого возраста связано с синкретичностью (слитность, неразделенность) художественного восприятия. Это надо непосредственно использовать при подборе методов и приемов для развития музыкального восприятия.

Состав кружка вокального пения является постоянным. Число обучающихся зависит от количества детей в классе.


5. Особенности реализации программы.

Планирование составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа будет реализовываться в рамках внеурочной деятельности.


Общий курс занятий кружка вокального пения 5-6 классы. (68 ч.)

Что составляет 34 часа в год и 1 час в неделю.

Групповые занятия проводятся по школьному расписанию.

Оснащение кабинета:

аудио и видео аппаратура;

диски с фонограммами песен;

сборники песен

диски с выступлениями хоровых коллективов.


6.Прогнозируемые результаты и способы их проверки:


- формирование и поддержание интереса к данному курсу,

  • участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,

  • заинтересованность в личном росте,

  • качество выполнения учебных заданий,

  • объем музыкальной эрудиции.


Способы диагностики результативности:

  • тесты, беседы с детьми,

  • наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,

  • выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,

  • предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,

  • наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.

Содержание программы

Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 10 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется со 2 года обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Программа включает следующие разделы:

Раздел I. Вокальная работа в хоре.

1. Певческая установка.

2. Работа над дыханием.

3. Работа над звуком.

4. Артикуляция

5. Работа над дикцией.

Раздел II. Распевание хора.

6. Вокально-интонационные упражнения.

Раздел III. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

7. Ансамбль.

8. Строй

9. Стили хоровых произведений.

10. Разучивание хоровых произведений.


Раздел 1. Вокальная работа в хоре.

Тема 1. Певческая установка.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.

Тема 2. Дыхание.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание.

Тема 3. Атака звука.

Атака - начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.

Тема 4. Артикуляция.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Тема 5. Дикция.

Освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, при помощи различных скороговорок, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.

Раздел 2. Распевание хора.

Тема 6. Система упражнений.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения на развитие дыхания.

3. Интонационно-фонетические упражнения.

4. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов.

Расслабление в работе гортани.

5. Вокально-интонационные упражнения.

Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

Тема 7. Ансамбль.

Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.

Тема 8. Строй.

Строй: мелодический и гармонический. Особенности тонов, полутонов. Пение a capella. Канон. Двухголосие. Воспитание унисона, мелодический гармонический слух


Раздел 4. Хоровой репертуар.

Тема 9. Стили хоровых произведений.

Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Исполнение русских народных песен, произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей.

Тема 10. Разучивание хоровых произведений.

Язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения». Работа с нотным текстом. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • концерт;

  • выступления учащихся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля;


Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

№ п/п


Тема занятий

Общее кол-во часов


Теория


Практика

Формы проведения занятий

1.

Вокальная работа в хоре.


1)певческая установка;

1

1

-

групповое

2)работа над дыханием;


3

1

2

Групповое/ подгрупповое


3)работа над звуком;

2

1

1

Групповое / подгрупповое


4)артикуляция;

2

1

1

Групповое / индивидуальное


5)работа над дикцией;

4

1

3

Групповое / индивидуальное

2.

Распевание хора.


6) вокально - интонационные упражнения

5


1


4

Групповое / индивидуальное

3.

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.


7)ансамбль;

4

2

2

Групповое / индивидуальное


8)строй;

2

1

1

Групповое / индивидуальное


9)стили хоровых произведений;

3

1

2

Групповое / подгрупповое


10)разучивание хоровых произведений.


8

2


6

Групповое / индивидуальное

Всего:


34


12


22


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 ступень - 1 год обучения)

В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:

знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

-на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно.



- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления великих вокалистов;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.








Учебно-тематический план

(2 й год обучения)

Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части

духовной культуры школьников.




Тема занятий

Общее кол-во часов


Теория


Практика

Формы проведения занятий

1.

Вокальная работа в хоре.


1)Введение; владение голосовым аппаратом; использование певческих навыков; певческая установка;

2

0

2

групповое


2)работа над дыханием; певческая позиция;


2

0

2

Групповое/ подгрупповое; индивидуальное


3)работа над звуком; совершенствование вокальных навыков

2

1

1

Групповое / подгрупповое


4)артикуляция; работа над дикцией.

1

0

1

Групповое / индивидуальное


5)вокально - хоровые навыки в исполнительском мастерстве;

2

0

2

Групповое / индивидуальное

2.

Распевание хора.


6) вокально - интонационные упражнения

2


0


2

Групповое / индивидуальное

3.

Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.


7)ансамбль; знакомство с многоголосным пением;

6

1

5

Групповое/ подгрупповое


8)строй;

2

1

1

Групповое / индивидуальное


9)стили хоровых произведений; Знакомство с музыкальными жанрами.

3

1

2

Групповое / подгрупповое


10)разучивание хоровых произведений; разучивание элементов ритмики; работа над певческим репертуаром;


12

2


10

Групповое / подгрупповое; индивидуальное

Всего:


34


6


28



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2 ступень - 2 год обучения)

В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:

знать, понимать:

- основы музыкальной грамоты;

- гигиену певческого голоса;

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- соблюдать певческую установку;

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- работать над сглаживанием регистров (грудной, головной);

- вырабатывать динамические оттенки в пении;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения "подгонять" под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хора. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.

Планируемые результаты


Личностные.

  1. Чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства.

  2. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыке других стран.

  3. умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

4.развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

5. формирование доброжелательности эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

этических чувств;

6. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в

эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его

функций в жизни человека и общества.


Метапредметные:


  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  2. формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  3. продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально творческих задач во внеурочной деятельности;

  4. позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  5. овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров.


Предметные.


1.формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

2. формирование общего представления о музыкальной картине

мира;


По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал