- Учителю
- Программа по внеурочной деятельности ' Мир музыки'
Программа по внеурочной деятельности ' Мир музыки'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 городского округа Самара |
«согласовано»
«утверждено»
Зам. директора по УВР
Директор МБОУ Гимназии №1 г.о. Самара
____________ /С.А. Егорова
____________/ Л.В. Картамышева
Протокол № 1
Приказ № _____________
от « 22 » августа 2013 г.
от « ____ » _____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование предмета
Внеурочная деятельность по музыке
«Мир мелодий»
Класс
2 и 3
Преподаватель
Назаркина Татьяна Николаевна
Общее количество часов на предмет по учебному плану в неделю/ в год
1 час в неделю/34ч.в год.-2класс
1час в неделю/34ч.в год-3класс
План преподавателя составлен на основании примерной (типовой), авторской программы
Авторская программа Долгополовой Е.С.
Учебники, учебные пособия
«Учите детей петь»- М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова.
Самара 2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно -образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии. Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации внеурочной деятельности учащихся. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе, в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».
Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки; формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей.
Программа поможет решить различные задачи:
-учебные: освоение детьми основных правил пения; овладение техникой пения; развитие стремления к общению с искусством;
-воспитательные: формирование эстетического отношения к вокальному искусству, развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
-творческие: умения осознанно использовать средства музыкальной выразительности для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами вокальной деятельности.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод . У младших школьников игра-ведущий вид деятельности, следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Особенности программы:
-
позволяет в условиях школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
-
программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников в течение учебного года соразмерно личной индивидуальности;
-
включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
-
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
-
использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
-
содержание программы «Мир мелодий» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
-
песенный репертуар подобран с учётом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности гимназии.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - данная программа разработана для учащихся 2-х и 3-х классов. Условиями отбора детей являются: их желание заниматься именно этим видом искусства, способности к творческой деятельности. В процессе занятий возможен отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 1 учебный урок. Всего в году - 34 занятия. Время занятий распределено для теоретической и практической работы. Программа предусматривает возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Желаемые результаты изучения предмета:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, в театрализациях. Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства.
Прогнозируемые результаты:
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения:
1. Знать понятия: ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партитура, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
2. Уметь действовать в коллективе.
3. Уметь управлять интонацией своего голоса.
4. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.
5. Уметь проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности.
6. Уметь петь хором в унисон.
7. Уметь импровизировать на заданную тему.
Знания, умения и навыки в конце второго года обучения:
1.Знать понятия: жанр, опера, оперетта, мюзикл, народная песня.
2. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.
3. Уметь управлять интонацией голоса.
4. Иметь навыки сольного и хорового пения.
5. Иметь навыки пения дуэтов, трио, речитативом.
6. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие: знакомство с историей происхождения пения как вида музыкальной деятельности.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному исполнению песенного репертуара.
В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнения для настройки певческих голосов, речевые упражнения, песни.
Содержание первого года обучения
Пение как вид музыкальной деятельности.
Содержание занятий направлено на общую подготовку учащихся к вокальной деятельности. Знакомство с происхождением звуков, звукосочетаний, ритма, темпа. Работа направлена на формирование звуков речи и пения, на развитие навыка резонирования звука, формирование высокой певческой форманты. В течение учебного года дети знакомятся с типом звуковедения, ансамблевого и кантиленного пения.
Вводное занятие: История происхождения пения как вида музыкальной деятельности. История происхождения звуков (шумовых, музыкальных). Начало песенных звукосочетаний, рифм, ритма и темпа.
Строение голосового аппарата.
Теоретическая часть: основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Вводная часть: характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Пред мутационный, мутационный и пост мутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков.
Теоретическая часть: нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Звукообразование .Вводная часть: образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Практическая часть: интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.
Теоретическая часть: понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Певческое дыхание.
Вводная часть: основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования.
Теоретическая часть: правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
Практическая часть: пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Вводная часть: пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая часть: общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
« Сказка о музыкальных капельках». Музыкальная грамота.
1.Элементарные знания теории музыки: звукоряд гаммы до мажор; понятие о разнообразных длительностях; паузах; динамика звука, темп.
2. Пение попевок, интервалов (чистая прима, малая и большая секунды, терции, чистая октава);выработка навыка пения в унисон.
«Веселая гимнастика». Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Практическая часть: тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
«Как звучат слова». Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
«Волшебной музыки страна». «С песенкой по лесенке». Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Этот раздел включает в себя знакомство и слушание детских песен, произведений русских и зарубежных композиторов - классиков. Пение соло и в ансамбле. Работу над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
«Голосовые игры». Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Практическая часть: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
«Глазами детей». Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
Теоретическая часть: Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
Практическая часть: Сбор материалов для архива гимназии.
Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Содержание второго года обучения
«Талант- это…» Формирование детского голоса.
Работа по данному разделу проходит в реализации целей и задач учебного заведения. Работа с солистами.
Практическая часть: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Разучивание песен и работа над подобранным репертуаром.
Практическая часть: пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Работа с народной песней.
Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.
Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.
Практическая часть: Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
«Волшебной музыки страна». Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Теоретическая часть: Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Практическая часть: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
«Осенние забавы», «Зимние забавы», «Весенние забавы». Игровая деятельность, театрализация песни. В этом разделе, учащиеся разучивают движения, создают игровые и театрализованные моменты для создания образа песни. Песни и игры в этих разделах подбираются соответственно времени года.
Практическая часть: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
«Жанры вокального искусства». Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. В данном разделе проходит формирование вокального слуха обучающихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса. Знакомство с понятиями: опера, оперетта, песня, народная песня…
«Музыкальные инструменты». Прослушивание аудио- и видеозаписей.
Практическая часть: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать и различать различные инструменты (игра «Угадай-ка») достоинства и недостатки звучания; анализировать, как профессиональных исполнителей, так и фонограммы своей группы.
Теоретическая часть: Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
Постановка эстрадного номера. Формирование навыка пения под фонограмму. Выработка умения слышать свой голос через усилительную аппаратуру и владеть микрофоном (для солистов).
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
-
№
п\п
Содержание темы
Кол-во часов
Из них
теория, ч
практика, ч
1.
Как зародилась музыка…
3
1
2
2.
Строение голосового аппарата
3
2
1
3.
« Сказка о музыкальных капельках»
4
2
2
4.
Веселая гимнастика
3
-
3
5.
Как звучат слова
2
-
2
6.
Волшебной музыки страна
4
2
2
7.
С песенкой по лесенке
3
1
2
8.
«Голосовые игры»
3
-
3
9.
Глазами детей
6
-
6
10.
Концертная деятельность
3
-
3
Всего:
34
8
26
Второй год обучения
№
п\п
Содержание темы
Кол-во часов
Из них
теория, ч
практика, ч
1.
«Талант-это…»
2
1
1
2.
«Осенние забавы»
4
1
3
3.
«Голосовые игры»
5
3
2
4.
Волшебной музыки страна
6
2
4
5.
Элементы музыкальной грамоты
4
2
2
6.
Жанры вокального искусства
5
3
2
7.
«Зимние забавы»
4
1
3
7.
Музыкальные инструменты
2
1
1
8.
«Весенние забавы»
2
1
1
Всего:
34
15
19
Информационно-методическое обеспечение
Перечень оборудования и наглядных пособий:
-
Фортепиано.
-
Музыкальный центр, компьютер.
-
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
-
Таблицы, схемы.
-
Электроаппаратура.
-
Зеркало.
-
Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
-
Нотный материал, подборка репертуара.
-
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Учебно-методическое обеспечение
-
Музыкальное воспитание школьников./.РадыноваО.П.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.
-
Методика музыкального воспитания./ Сост. Н.А.ВетлугинаМ.:Просвещение, 1982. - 271с.
-
Внеурочная деятельность. ГригорьевД.В., Степанов П.В. -М.: Просвещение,2010.223с.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Горский.
-
Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.
-
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей /Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М.,1988.
-
Музыкальное развитие детей. Радынова О.П.- М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.
Список литературы
-
Астафьев Б.В. Статьи о музыкальном воспитании и образовании. - М., 1965.
-
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки.-М.,1957. В 3-х тт.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.,1968.
-
Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. - Калининград, 1993.
-
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., Просвещение, 1988
6.Выготский Л.С. Психология и искусство. - М., Искусство,1968.
7.Газарян.С.В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1985.
8.Гульянц.Е. Детям о музыке. - М., Аквариум, 1996.
9.Емельянова В.В. Развитие голоса.- СПб.,1997.
10.Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники.-М., 2005.
11.Калёнов А.Там, где музыка живёт. -М., Педагогика, 1986.
12.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов.- М., Просвещение,2005.
13.Красновцева Е.А. Поют дети. - М.,1989.
14.Линклэйтер К. Освобождение голоса.- М.,1993.
15.Макшанцева Е. Скворушка .-М., Просвещение, 1998.
16.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1986.
17.Творчество младших школьников на уроках музыки: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы/ Авторы- составители: И.М. Салпыкова.- Казань: ИФИ КФУ, 2011.32с