- Учителю
- Биография 'Имя ему Моцарт'
Биография 'Имя ему Моцарт'
В.А.МОЦАРТ
27.01.1756-05.12.1791
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене. Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию.
В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров.
1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак»
В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта.
В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. В 1783 году Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим.Однако с оперой у Моцарта в последующие годы в Вене складывалось не лучшим образом. Оперы «L'oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными. Наконец, в 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта.
В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, - «Дон Жуан».
В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера - комическая, на сюжет из светской жизни - была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Cosi fan tutte» (1790).
В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года.Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.
Творчество
Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Особое значение Моцарт придавал . Его оперы - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с , он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы , и «».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от и, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
, с примечаниями, составленный («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», , ), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Педагогическая деятельность
Моцарт также вошёл в историю как музыкальный педагог. Среди его учеников был, в частности, английский музыкант , который, по возвращении из Австрии в столицу город , сразу занял должности придворного , органиста в , музыкального наставника герцогини , и потом принцессы .
Моцарт и масонство
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка () возникает интерес к учениям древности.
Моцарт вступил в , а к уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), который пришёл к степени Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу.
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» . В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и . В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга - Леопольд Моцарт (в ).
Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в . Как указывает ,
«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство "свободных каменщиков", ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, - самая мысль о масонстве пронизывает его творчество».
Преобладают среди «масонских» работ Моцарта вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях - это составные части кантат. Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер».
Среди них такие сочинения, как:
-
«Погребальная масонская музыка» (K.477/479a)
-
Адажио для двух и Фа мажор. (K.410/484d) Использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий.
-
Адажио для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов Си мажор (K.411/484a) для вступления в ложу братьев ложи.
-
Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.» Ми мажор, (K.471)
-
Адажио и фуга До минор для струнного оркестра, (K.546)
-
Адажио и Рондо До минор для флейты, гобоя, виолончели и , (K.617)
-
Маленькая Кантата «Laut Verkiinde unsere freude» (K.623), и другие.
Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер.
Как полагают журналисты А. Рыбалка и , занимающиеся историей масонства, создание оперы связано с тем, что к моменту поступления Моцарта в масонскую ложу Европа начала переживать общественно-политическую неустойчивость. Обострилась освободительная борьба в и во многих областях. В этой деморализующей обстановке Моцарт и Шиканедер решили, что их «Волшебная флейта» станет демонстрацией доброжелательности и лояльности масонов к власти. Согласно тем же авторам, в символике оперы угадываются: доброжелательный намек на (образ Царицы ночи), (Принц Тамино), , известный идеолог австрийских масонов (жрец Зарастро), образ доброго и славного австрийского народа (Папагено и Папагена).
в роли Папагено в «»
В символике оперы явно прослеживается декларация основных . Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. Действие открывается тем, что три феи убивают змея - олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы.
Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет ,
«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике "Волшебной флейты" прежде всего масонскую проповедь - значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике».
В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным , многоголосием».
Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность , имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.
Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта , сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой.
Произведения
Оперы
-
«» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория
-
«» (Apollo et Hyacinthus), 1767 - ученическая музыкальная драма на латинский текст
-
«» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо - «Деревенский колдун»
-
«» (La finta semplice), 1768 - упражнение в жанре опера-буффа на либретто
-
«» (Mitridate, re di Ponto), 1770 - в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии
-
«» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
-
Betulia Liberata, 1771 - оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
-
«Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
-
«» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
-
«Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
-
«» (La finta giardiniera), 1774-5 - снова возвращение к традициям оперы-буфф
-
«» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
-
«» (Zaide), 1779 (реконструирована Х., )
-
«» (Idomeneo), 1781
-
«» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
-
«Каирский гусь» (L'oca del Cairo), 1783
-
«» (Lo sposo deluso)
-
«» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
-
«» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
-
«» (Don Giovanni), 1787
-
«» (Così fan tutte), 1789
-
«» (La clemenza di Tito), 1791
-
«» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль
Другие произведения
-
17 , среди которых:
-
«Коронационная», KV 317 (1779)
-
«Большая месса» C-moll, KV 427 (1782)
-
(1791)
-
Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема
-
Более 50 симфоний, в том числе:
-
№ 21 ля мажор, KV 134
-
№ 22 до мажор, KV 162
-
№ 24 си-бемоль мажор, KV 182
-
№ 25 соль минор, KV 183
-
№ 27 соль мажор, KV 199
-
№ 31, KV 297 «Парижская» (1778)
-
№ 34 до мажор, KV 388
-
№ 35, KV 385 «Хаффнер» (1782)
-
№ 36, KV 425 «Линцская» (1783)
-
№ 38, KV 504 «Пражская» (1786)
-
-
-
-
-
27 концертов для фортепиано с оркестром
-
концерты для двух и трёх фортепиано с оркестром
-
6 концертов для скрипки с оркестром
-
Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
-
Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
-
2 концерта для флейты с оркестром (1778)
-
-
Концерт для флейты и арфы с оркестром, K 299
-
-
-
-
4 концерта для валторны с оркестром:
-
-
10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
-
«» (1787)
-
-
7 дивертисментов для оркестра
-
Различные ансамбли духовых инструментов
-
Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
-
19 сонат для фортепиано
-
-
14 циклов других вариаций для фортепиано
-
Рондо, фантазии, пьесы
-
Более 50 арий
-
Ансамбли, хоры, песни
Каноны