- Учителю
- Рабочая программа учебного предмета Музыка для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета Музыка для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
УМК «Школа России»
для 6 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Дерябиной Т.Н.
учителя музыки ОЧУ «Школа Эрудит»
высшая квалификационная категория
Москва 2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2014год). Программа «Музыка» для основной школы имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. № 19644.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19\12.2012г. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год».
5.Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»- М. Просвещение, 2014;;
6. Учебный план Общеобразовательного частного учреждения «Школа «Эрудит» на 2016-2017г.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности: экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.
Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.
Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тест (творческие задания, анализ музыкальных произведений, уроки-концерты).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
-
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
-
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
-
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы
-
иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2014г.
-
Фонохрестоматии для 5,6,7,8, классов ( кассеты)
-
Г.П. Сергеева «Музыка» фонохрестоматии для 5,6,7,8 классов. СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
-
Учебники «Музыка» 5,6,7,8классы.
-
Учебник «Искусство 8-9 классы»
-Музыкальный инструмент : фортепиано
-Персональный компьютер
Список научно-методической литературы.
-
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
-
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
-
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
-
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
-
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
-
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
-
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
-
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
-
Песенные сборники.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224
Содержание рабочей программы предмета Музыка» 6 класс
(34 часа)
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Контроль уровня обученности.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Текущий - письменный
Тест
16.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
Текущий - письменный
Тест
27.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Текущий - письменный
Тест
34.
Образы киномузыки. Проверочная работа.
Итоговый - письменный
Тест
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Дат а план
Дата факт
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Требования к уровню достижений
Контрольно-оценочная
деятельность
ИКТ средства
обучения
Иметь представ-ление
Знать
Уметь/иметь опыт, применять на практике
вид
форма
тема I полугодия: " Мир образов вокальной и инструментальной музыки
1 четверть (9 часов)
Удивительный мир музыка-льных образов.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.Слушание.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
-
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
-
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
-
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
-
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Вход -ной
устный опрос
Модуль:
Разнообразие музыкальных образов в вокальной и вокально-инструментальной музыке
.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Слушание.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..
-
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
-
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
-
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
-
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
-
Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.
Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.
Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.
текущий
устный опрос
Модуль:
Русский романс XIX века
Вокальная музыка. Романс
.
Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. Слушание.Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
-
Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».
-
М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
-
М. Глинка. «Вальс-фантазия».
-
«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»
-
«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.
Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора - М.Глинки.
текущий
устный опрос
Модуль:
Творчество Михаила Ивановича Глинки
.
Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея..Слушание.
Комбинированный урок
текущий
устный опрос
«Уноси мое сердце в звенящую даль…». Слушание.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.
-
С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
-
С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
-
С.В.Рахманинов «Островок».
-
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
тематический
устный опрос
Модуль:
Творчество Сергея Васильевича Рахманинова
.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Слушание.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
-
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
-
М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
-
Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».
-
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
текущий
устный опрос
Модуль:
Знаменитые исполнители-вокалисты.
Знаменитые исполнители-вокалистки.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.Слушание.
Урок-лекция.
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
-
РНП «Матушка, что во поле пыльно».
-
М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».
-
М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
-
М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».
-
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.
тематический
устный опрос
практика
Модуль:
Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке
Свадебный обряд Древней Руси
.
Образы песен зарубежных ком-позиторовИскусство прекра-сного пения.
Комбинированный урок
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
-
М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак
-
Ф.Шуберт «Форель».
-
Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
-
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.
-
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей
-
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов
искусств в создании единого образа.
текущий
тест
практика
Модуль:
Творчество Франца Шуберта
Знаменитые исполнители-вокалисты.
Знаменитые исполнители-вокалистки
Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». « Угадай мелодию»
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
-
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
-
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.
-
В. Шаинский «Багульник»
Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.
Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.
тематический
устный опрос
Модуль:
Творчество Франца Шуберта
2 четверть (8 часов)
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.Слушание.
Урок-лекция.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
-
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
-
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»
-
Киевский распев «Свете тихий»
-
П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»
Знать/понимать: особенности народного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная.
текущий
устный опрос
практика
Модуль:
Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Слушание.
Урок-лекция.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
-
М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
-
Б.Окуджава «Молитва»
Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная, религиозная.
текущий
устный опрос
Модуль:
Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством в эпоху средневековья
«Фрески Софии Киевской».
Комбинированный урок
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:
-
«№3. Орнамент»;
-
«№6. Борьба ряженых»;
-
«№7. Музыкант».
-
Б.Окуджава «Молитва»
Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.
текущий
устный опрос
рисунок
«Перезвоны» Молитва.Слушание
Комбинированный урок
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
-
В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
-
В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
-
Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»
-
Б.Окуджава «Молитва»
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
тематиче
ский
устный опрос
отзыв
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.Полифония. Фуга. Хорал.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
-
И.С.Бах «Токката» ре минор.
-
И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.
-
И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
-
И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.
-
И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.
-
А.Городницкий «Атланты»
Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
текущий
устный опрос
практика
Модуль:
Западноевропейская музыка эпохи Возрождения
текущий
устный опрос
Модуль:
Западноевропейская музыка эпохи Барокко.
Духовная музыка в синтезе храмовых искусств.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Угадай мелодию.
Урок расширения знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:
-
«№1. Стабат матер долороза»
-
«№13. Амен».
-
В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»
Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:
-
« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
-
«№5. Тая, исчезает снег»
-
«№8. Купец, продай мне краску»; «№20
-
Приходите, приходи»
-
«№21. На неверных весах моей души».
-
А.Городницкий «Атланты»
Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.
Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.
тематический
Тестирование
Оформление афиши
Презентация Духовная музыка.
Авторская музыка: прошлое и настоящееСлушание
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
-
Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».
-
«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.
-
А.Городницкий «Снег»;
Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.
Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
тематический
устный опрос
беседа
Презентация: «Бардовская песня»
тема II полугодия: " Мир образов камерной и симфонической музыки "
3 четверть (9часов)
Джаз - искусство 20 века. Слушание.
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
-
Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»
-
Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».
-
Блюз «Сегодня я пою блюз».
-
Дж.Гершвин. «Любимый мой».
-
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.
-
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.
-
М.Минков «Старый рояль».
-
У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».
Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
тематический
устный опрос
беседа
Модуль:
Джаз.Истоки.
Вечные темы искусства и жизни.
Слушание
Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний..
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
-
Ф.Шопен. «Этюд № 12».
-
Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
-
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Знать/понимать: что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
текущий
устный опрос
беседа
Модуль: Разнообразие музыкальных образов в камерно- инструментальной музыке.
Образы камерной музыки.
Слушание Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..
-
Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.
-
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.
Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
текущий
устный опрос
беседа
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен - создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
-
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
-
П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
-
А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.
Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
текущий
устный опрос
Модуль:
«Жанры инструментальной музыки»
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».Слушание
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:
-
А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
-
А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
-
А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
-
И.С. Бах «Итальянский концерт».
-
О.Митяев «Как здорово».
Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
текущий
устный опрос
Презентация
«Вивальди.Времена года»
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
-
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
-
Э. Артемьев «Мозаика».
-
О.Митяев «Как здорово».
Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
тематический
устный опрос
рисунок
Диск:
Музыкальные инструменты.
Образы сим-фонической му-зыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Сообщение и усвоение новых знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
-
«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
-
Н.Зубов. «Не уходи».
-
О.Митяев «Как здорово
Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.
Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.
текущий
устный опрос
рисунок
Модуль:
Творчество Г.Свиридова.
текущий
беседа
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Расширение и углубление знаний.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.
-
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
-
В.А.Моцарт «Авэ верум».
-
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
-
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.
Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
тематический
устный опрос
отзыв о роизведении
Модуль:
«Моцарт»
итоговый
тест
Модуль:
Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Практика.
4 четверть( 7 часов)
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».
Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.
текущий
устный опрос
отзыв о роизведении
Модуль:
Бетховен. Становление личности.
текущий
устный опрос
Модуль:
Бетховен. Зрелые годы.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
-
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
-
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности
тематический
устный опрос
Модуль:
Ромео и Джульетта. Трагедия В.Шекспира,увертюра-фантазия П.Чайковского и балет С.Прокофьева.
текущий
устный опрос
Мир музы
кального театра.
Слушание
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)
-
«Вступление»
-
«Улица просыпается»
-
«Патер Лоренцо»
-
«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».
-
Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)
-
«Песня Орфея»;
-
«Дуэт Орфея и Эвридики»;
-
песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны
-
«Все несчастливцы, как один…»;
-
сцена Орфея и Харона;
-
речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»
Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений.
Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
тематический
устный опрос
беседа
Модуль:
«Литературные образы в балете. Русские балеты 20 века»
текущий
устный опрос
Образы киномузыки.
Слушание
Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.
(на выбор учителя)
И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:
-
«Увертюра»
-
«Песенка о капитане»
-
песенка Роберта «Спой нам, ветер».
-
М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
-
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
-
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
-
Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,
Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.
Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.
тематический
Тест
Модуль:
«Музыка в кино 20-40 годы.Отечественные фильмы»
«Музыка в кино. Нино Рота»
Итоговый
Беседа
Игра
Модуль:
«Музыка как вид искусства»
Фрагменты из мюзикла «Вестсайдская история»