- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 класс
Рабочая программа по музыке 6 класс
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Соколовская средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю»
на методическом совете зам. директора по УВР директор МБОУ «Соколовская СОШ № 4»
МБОУ «Соколовская СОШ № 4» Ковалева Н.Н. ____________ Шледевиц И.Г. __________________
протокол № _____ от __________ приказ № __________ от ____________
Рабочая программа
по учебному предмету
ИСКУССТВО (МУЗЫКА)
в 6 классе
Учитель: Демешкевич Светлана Сергеевна
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка)» в 6 классе разработана на основе Примерной программы основного общего образования, а также Программы курса «Искусство (музыка)» для учащихся 5 - 7 классов общеобразовательных учреждений, авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (2011). При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса искусство (музыка) в 6 классе.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке и авторской программой учебного курса.
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развивать музыкальность; музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память, способность к сопереживанию;
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- осваивать музыку и знания о музыке, ее интонационно-образную природу, жанровое и стилевое многообразие, особенности музыкального языка; музыкальный фольклор, классическое наследие и современное творчество отечественных и зарубежных композиторов; воздействие музыки на человека; взаимосвязь с другими видами искусства и жизнью;
- овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкальный вкус учащихся; потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Содержание тематического планирования базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. В их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее значение которой, по словам академика Д.С.Лихачёва, «в преодолении времени». Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Часы первого полугодия посвящены миру образов вокальной и инструментальной музыки, а второго полугодия - миру образов камерной и симфонической музыки. Учащиеся должны почувствовать, что эти миры искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Учебно-методический комплект:
-
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 5 - 7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2011
-
Учебник для общеобразовательных учреждений « Музыка» 6 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение» 2012
-
Творческая тетрадь «Музыка 6 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение» 2011
-
Фонохрестоматия музыкального материала (2СД МР3) Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: ООО «Аудио-Школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение» 2012
В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю), в том числе 4 обобщающих урока в конце четверти.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Виды контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Искусство (Музыка)» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
-конкурс
-викторина
-самостоятельная работа
-творческая работа
Основные виды контроля при организации контроля работы:
-вводный
-текущий
-итоговый
-индивидуальный
-письменный
-контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
-тест
Тематический план
-
№ п\п
Содержание
Кол-во часов
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17часов)
Цель : Выявить выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения , направить их внимание на сопоставление музыкальных образов, их столкновения и развития.
1
Удивительный мир музыкальных образов
1
2
Образы романсов и песен русских композиторов.
7
3
Образы романсов и песен зарубежных композиторов
1
4
Образы русской народной и духовной музыки
4
5
Образы духовной музыки Западной Европы
2
6
Авторская песня: прошлое и настоящее
1
7
Джаз - искусство XX века
1
Итого:
17
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18часов)
Цель: способствовать в освоении учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в различных жанрах инструментальной (программной и не программной) музыки, и осознанию принципов музыкального развития.
1
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.
6
2
Образы симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов.
4
3
Программная увертюра
2
4
Мир музыкального театра
3
5
Образы киномузыки
2
6
Исследовательский проект «Музыкальная культура родного края»
1
Итого:
18
График контрольных работ
-
№п/п
№ урока
Тема урока
Дата
Корр.
даты
1
8
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
2
16
Авторская песня: прошлое и настоящее.
3
27
В печали весел, а в веселье печален.
4
34
Музыка в отечественном кино. Музыкальная викторина.
Календарно-тематический план
№
п/п
№
п/т
Тема урока
Содержание урока
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Домашнее
задание
Дата
проведения
Корректи
ровка
даты
Первое полугодие (17 ч)
1. Удивительный мир музыкальных образов (1 ч)
Цель: Осознание учащимися назначения искусства в духовной жизни человека.
1
1
Удивительный мир музыкальных образов.
Старинный русский романс.
П.Булахова, В.Чуевский «Гори, гори, моя звезда»; А. Морозов «Мама»
Знать:
- что роднит музыку и разговорную речь;
- классификацию музыкальных жанров.
Уметь: приводить примеры различных музыкальных образов.
Беседа. Слушание музыки.
Устный контроль.
Хоровое пение
Творческая тетрадь с.4-5
А. Морозов «Мама»
2. Образы романсов и песен русских композиторов (7 ч)
Цель: Введение учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса, сравнения его с народной песней и песней современного автора.
2
1
Два музыкальных посвящения.
А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье», М.Глинка «Вальс-фантазия»; Н Рубцов «В горнице»
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.
Слушание музыки.
Устный контроль.
Хоровое пение.
Творческая тетрадь с. 8-9
3
2
Мир чарующих звуков. Песня - романс.
М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; А.Варламов «Горные вершины»; А. Гурилёв «Колокольчик»
Знать:
- понятие романс;
- способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена( монолог, диалог)
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Творческая тетрадь с.6-7
4
3
Старинной песни мир.
Ф.Шуберт «Баркарола», Баллада Ф. Шуберт, И. Гёте «Лесной царь»,
Знать:
- основные моменты из жизни Ф. Шуберта;
- понятие баллада.
Уметь:
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.
Устный контроль.
Хоровое пение. Слушание музыки.
5
4
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
М.Глинка «Вальс-фантазия»; Н Рубцов «В горнице»
Уметь:
- объяснять как форма и приёмы развития могут раскрывать образы сочинений;
- выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Исполнение романса
6
5
Уноси моё сердце в звенящую даль…
Жизнь и творчество С. В. Рахманинова; романс «Здесь хорошо»
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыки;
- сравнивать исполнительские интерпретации.
Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
Напевать «Горные вершины»
7
6
Музыкальный образ и мастерство композитора.
Исп-е Ф. Шаляпиным «Песня Галицкого», «Вдоль по Питерской», «Два гренадера», «Дубинушка»
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыки;
- сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников.
Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
Т/Р записать известных оперных певцов
8
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Русские народные песни «Матушка, что во поле пыльно»; М. Мусоргский «Плывёт лебёдушка», «На море утушка купалася»- свадебная песня
Знать:
- особенности народной музыки и жанры народной песни.
Уметь:
- определять приёмы развития музыкальных произведений;
- чисто интонировать мелодии русских песен и фрагментов хоров из опер.
Устный контроль.
Хоровое пение.
К/Р № 1
Творческая тетрадь с. 16-17, исполнение р.н.п.
3. Образы романсов и песен зарубежных композиторов (1 ч)
Цель: Знакомство с вокальным стилем бельканто, выявление средств выразительности разных видов искусства в создании единых образов.
9
1
Образы песен зарубежных композиторов.
Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера», Ф.Шуберт «Серенада»,«Баркарола», Баллада Ф. Шуберт, И. Гёте «Лесной царь», О. Фельцман, Р. Рождественский «Огромное небо»
Знать понятие бельканто.
- основные моменты из жизни Ф. Шуберта;
- понятие баллада
Уметь:
- называть имена великих оперных певцов мира;
- сопоставлять, находить сходство в прослушанной музыке.
Беседа. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
О.Фельцман, «Огромное небо»
4. Образы русской народной и духовной музыки (4 ч)
Цель: Изучение особенностей развития народной и духовной музыка Древней Руси, о роли музыки в народных праздниках; различение жанров и форм народной музыки.
10
1
Народное искусство Древней Руси
Н. Римский-Корсаков из оперы «Снегурочка» - «Пляска скоморохов», русские народные песни «Комара женить мы будем», «Во кузнице»
Знать:
- особенности развития народной музыки, её жанры и формы;
- особенности музыкального языка народных песен;
- роль народной музыки в жизни человека;
- кто такие скоморохи.
Уметь:
- называть народные музыкальные 1инструменты и имена исполнителей народной музыки.
Музыкальная «Угадай-ка!». Хоровое пение.
Вопросы-загадки в картинках об инструментах
11
2
Образы русской духовной музыки.
Духовный концерт.
М.Березовский «Не отвержи мене во старости», песнь «Свете тихий», гимн (киевский распев), П. Чеснокова «Да исправится молитва моя»
Знать:
- основные этапы развития духовной музыки;
- понятия знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт.
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыки;
- составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий).
Слушание музыки.
Устный контроль.
Сопоставление музыкального и художественного искусства.
Творческая тетрадь с. 26-27
12
3
В. Кикта «Фрески Софии Киевской»
В. Кикта «Фрески Софии Киевской» концертная симфония, Е. Крылатов, Ю. Энтин «Будь со мною»
Знать:
- понятия: фреска, орнамент;
- кто такие скоморохи.
Уметь:
- узнавать инструменты исполняющие основные темы;
- определять приёмы развития музыки, её форму;
Устный контроль.
Выявление средств музыкальной выразительности. Слушание музыки.
Е.Крылатов «Будь со мною»
13
4
В.А. Гаврилин Симфония «Перезвоны». Молитва
В.А. Гаврилин симфония - действо «Перезвоны», Б.Окуджава «Молитва»
Знать понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты.
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыки;
- выявлять особенности музыкального языка жанра молитвы.
Выявление средств музыкальной выразительности. Слушание музыки.
Б.Окуджава «Молитва»
5. Образы духовной музыки Западной Европы (2 ч)
Цель: Знакомство с творчеством И.С.Баха
14
1
«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха.
И.С.Бах органная токката. Полифония. Фуга. Хорал.
Б.Окуджава «Молитва Франсуа Виньона»
Знать:
- особенности творчества И.С. Баха, стиля барокко;
- понятия: токтата, фуга, хорал, полифония (контрапункт).
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип её развития.
Выявление средств музыкальной выразительности, принципа музыкального развития. Слушание музыки.
Знать
особенности творчества И.С. Баха
15
2
Образы скорби и печали.
Углубленное понимание особенностей языка западноевропейской музыки на примере в/и жанров - кантаты, реквиема.
В.А.Моцарт «Реквием»,
Д. Тухманов, Л.Гинзбург «Из вагантов»
Знать:
- основные факты из жизни и творчества В.А.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема;
- понятия: кантата, реквием, полифония.
Уметь: выявлять особенности музыкальной выразительности и приёмы развития музыки.
Слушание музыки. Сопоставление музыкального и художественного искусства.
Исполнение мелодий Б.Окуджавы.
6. Авторская песня: прошлое и настоящее (1 ч)
Цель: Расширение представления учащимися об авторской песне, её жанрах и особенностях.
16
1
Авторская песня: прошлое и настоящее
Гимн «Гаудеамус»
Песни современных бардов: В. Высоцкий «Я не люблю», Ю. Визбор «Милая моя», А. Макаревич «Пока горит свеча»
Знать:
- историю развития авторской песни;
- особенности и жанры авторской песни.
Уметь называть имена исполнителей авторской песни.
Слушание песен.
Устный контроль.
К/Р №2
Ю. Визбор «Милая моя»
7. Джаз - искусство XX века (1 ч)
Цель: Знакомство с истоками джазовой музыки, с джазовыми импровизациями и обработками; взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки.
17
1
Джаз - искусство XX века.
Дж. Гершвин «Колыбельная Клары», М. Минков, Д. Иванов «Старый рояль»
Знать:
- историю развития джаза;
- отличительные особенности блюза и спиричуэла;
- понятия: импровизация, обработка.
Уметь называть имена джазовых музыкантов.
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Творческая тетрадь с. 32-33.
Мир образов камерной и симфонической музыки. Второе полугодие (18 ч)
1. Вечные темы искусства и жизни (6 ч)
Цель: Знакомство с жанрами камерной музыки: баллада, ноктюрн, инструментальный концерт; осмысление основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.
18
1
Вечные темы искусства и жизни.
Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные). Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность)
Знать:
- понятия: вокальная и инструментальная музыка, камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка
- основные принципы развития музыкального произведения.
Беседа.
Устный контроль. Слушание музыки.
Творческая тетрадь с. 34-35.
19
2
Могучее царство Ф. Шопена.
Творческий облик
Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Этюд №12, Прелюдия №24,Я.Френкель, Ю. Левитанский «Баллада о гитаре и трубе»
Знать:
- основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание музыкальных произведений;
- различные жанры фортепианной миниатюры.
Беседа.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Мини-сочинение «О Шопене»
20
3
Инструментальная баллада
Ф. Шопен баллада №1,
К. Певзнер «Оранжевая песенка»
Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения.
Устный опрос.
Оранжевая песенка.
21
4
Ночной пейзаж. Ноктюрн.
Жанр камерной музыки - ноктюрн.
А. Бородин. Ноктюрн из «Квартета №2»
Знать понятие ноктюрн.
Уметь
- проводить интонационно-образный анализ музыки
Беседа.
Слушание музыки. Поиск общих средств художественной выразительности.
Творческая тетрадь с. 40-41
22
5
Инструментальный концерт.
Различные виды концерта, программная музыка. И.С. Бах «Итальянский концерт». А. Вивальди «Времена года»; О. Митяев «Как здорово…»
Знать:
- понятие инструментальный концерт,
- особенности стиля барокко.
Уметь
- называть полные имена композиторов: А. Вивальди, И. Бах.
- определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Слушание музыки. Сопоставление музыкальных и художественных образов.
О. Митяев «Как здорово…»
23
6
Космический пейзаж.
Знакомство с новым «Звуковым миром.
Ч.Айзва «Космический пейзаж». Выразительные возможности электромузыкальных инструментов.
О. Митяев «Как здорово…»
Знать:
- понятие синтезатор.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: Ч .Айвз и Э.Н. Артемьев;
- рассказывать о современном электромузыкальном инструменте - синтезаторе, его возможностях.
Слушание музыки. Сопоставление музыкальных и художественных образов.
Творческая тетрадь с. 42-43
2. Образы симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов (4 ч)
Цель: Развитие представления о широких связях музыки и литературы, раскрытие образов с помощью симфонического оркестра на примере программного сочинения Георгия Свиридова.
24
1
Образы симфонической музыки.
Стиль композитора Г.В. Свиридова. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», Романс»; М. Ивенсен «Всегда найдётся дело»
Уметь:
- называть полное имя композитора - Г.В. Свиридов;
- определять форму, приёмы развития музыки, тембры;
- применять дирижёрский жест для передачи музыкальных образов.
Устный контроль. Слушание музыки. Игра в «дирижёра» определение формы музыки, тембра муз-ных ин-ментов.
Слова «Всегда найдётся дело»
25
2
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»
Г.В. Свиридов Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Венчание», «Военный марш»
Уметь:
- называть полное имя композитора - Г.В. Свиридов;
- определять форму, приёмы развития музыки, тембры;
- применять дирижёрский жест для передачи музыкальных образов.
Устный контроль. Слушание музыки. Игра в «дирижёра», определение формы музыки, тембра музыкальных инструментов.
«Всегда найдётся дело»
26
3
Симфоническое развитие музыкальных образов
Основной приём симфонического развития - контраст.
В.А. Моцарт симфония № 40 и оркестровая сюита № 41 П.И.Чайковского,
А. Усачёв «Шкатулка».
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ музыки;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов.
Устный контроль. Слушание музыки.
Ответить на вопросы в учебнике с.131
27
4
«В печали весел, а в веселье печален».
Связь времён. Л. Бетховен «Скорбь и радость», Е. Крылатов, Е.Евтушенко «Серёжка ольховая»
Знать:
- понятия: симфоническая, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В Моцарт и П. Чайковский;
- определять тембры музыкальных инструментов.
Устный контроль. Слушание музыки. Определение тембра музыкальных инструментов.
К/Р № 3
3. Программная увертюра (2 ч)
Цель: Знакомство учащихся с программной увертюрой.
28
1
Программная увертюра.
Знакомство с жанром программная увертюра
Л. Ван Бетховен увертюра «Эгмонт», Ф. Савинов, А. Самойлов «Родина»
Знать:
- понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы.
Уметь:
- называть полное имя композитора Л. Бетховен;
- определять приёмы музыкального развития.
Устный контроль. Определение тембров и приёмов развития музыки.
Творческая тетрадь с.54-55
29
2
П.И. Чайковский увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»
П.И. Чайковский увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»; Н. Рот, Л. Дербенёв «Слова любви»
Уметь:
- называть полное имя композитора П.И. Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять приёмы музыкального развития.
Устный контроль.
Хоровое пение. Слушание музыки.
Л. Дербенёв «Слова любви»
4. Мир музыкального театра (3 ч)
Цель: знакомство с интерпретацией литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах
30
1
Мир музыкального театра
С. Прокофьев. Фрагменты балета «Ромео и Джульетта»: «Вступление», «Монтекки и Капулетти (танец рыцарей), «Похороны и смерть Джульетты»
Знать
- понятия: опера, балет, ария, хор, ансамбль, солисты.
Уметь:
- называть полное имя композитора С. Прокофьев,
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения
Устный контроль. Слушание музыки.
Творческая тетрадь с.56-57
31
2
Л. Бернстайн Мюзикл «Вестсайдская история»
Л. Бернстайн Мюзикл «Вестсайдская история», Н. Рот, Л. Дербенёв «Слова любви»
Уметь:
- называть полное имя композитора Л. Бернстайн;
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения
Устный контроль.
Хоровое пение. Слушание музыки.
Л. Дербенёв «Слова любви»
32
3
К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера
К.В. Глюк. Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика».
Уметь:
- называть полное имя композитора К. Глюк;
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения
Устный опрос
Сообщение об артистах кино
5. Образы киномузыки (2 ч)
Цель: Получение представлений и обобщение знаний о различных жанрах в фильмах отечественного кинематографа.
33
1
Образы киномузыки.
Тема любви в музыке Н. Рота из к/ф «Ромео и Джульетта», Е. Дога вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; исполнение песен», «Песенка о весёлом ветре»
Знать:
- понятия вокальная и инструментальная музыка.
Уметь:
- называть полные имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;
- определять форму музыкального произведения
Беседа по теме занятия. Слушание музыки.
34
2
Музыка в отечественном кино
И. Дунаевский. Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Песенка о капитане»
Уметь:
- называть полные имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения.
Устный опрос Музыкальная викторина
Песенка о капитане
6. Исследовательский проект «Музыкальная культура родного края» (1 ч)
Цель: Развитие креативности, исследовательских умений и навыков.
35
1
Исследовательский проект «Музыкальная культура родного края»
Исследовательский проект «Музыкальная культура родного края»
Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.
Совершенствовать навыки самообразования.
Проект
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения «искусства (музыки)» ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка "5"
Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока, высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу.
Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования.
Свободная импровизация. Реализация сложного замысла с помощью широкого спектра выразительных средств в процессе сочинения.
Оценка "4"
Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.
Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования частично на основе нотной записи. Осмысленное использование в собственной исполнительской деятельности средств музыкальной выразительности
Оценка "3"
У учащегося периодически возникает интерес к урокам музыки или каким-либо отдельным видам учебной деятельности.
Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.
Оценка "2"
Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока, отсутствует музыкальное суждение, не показывает личностных проявлений при слушании, исполнении и сочинении музыки.
Оснащенность учебного процесса
Основная литература:
1 . Фонохрестоматия музыкального материала (2СД МР3) Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: ООО «Аудио-Школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение», 2012
2. Сергеева Г.П. Музыка: 5-7 классы: Методическое пособие / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2007
3. Учебник « Музыка» 6 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение», 2013
4. Творческая тетрадь «Музыка 6 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
1. Антонова О. Музыка. Полная иллюстрированная энциклопедия / Залеская М.К. - М.: Астрель, 2007.
2. М. Барбьери. Всё об искусстве. Научно-популярное издание / перевод с итал. Г.П.Смирнова. - М., 2003.
3. Бугаева З.Н. Весёлые уроки музыки в школе и дома. / З.Н.Бугаева. - Донецк «Сталкер», 2002.
4. Моравская Т. Любимые песни России. / Моравская Т. М., Лабиринт- пресс, 2001
5. Савинцев И. Песенник «Я о Родине пою» / И.Савинцев. М., 1985.
6. Такун Ф.И. Песенник «Розовый слон» популярные детские песни./ М., «Современная музыка», 2002.
7. Фаст Е.П. Краткий музыкальный словарь вокалиста. Красноярск, КГАиТ, 2013.
8. Жемчугова П.П. Оперы. Справочник для школьника. /Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2010.
9. Жемчугова П.П. Балеты. Справочник для школьника. /Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2010
Музыка «Караоке» Компакт-диск - М., 2001.
Музыка в авторском исполнении. Компакт-диск - М., 2009.
Музыкальные файлы интернет ресурсов
Ноутбук, колонки, проектор, экран, СД диски с фоновыми записями, презентации, портреты композиторов в электронном варианте, музыкальный материал (плюсы и минусовки)
Литература
Основная литература:
1. Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение», 2011;
2 . Фонохрестоматия музыкального материала (2СД МР3) Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: ООО «Аудио-Школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение», 2012
3. Сергеева Г.П. Музыка: 5-7 классы: Методическое пособие / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2007
4. Учебник « Музыка» 6 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение», 2013
5. Творческая тетрадь «Музыка 6 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство: Москва «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
1. Антонова О. Музыка. Полная иллюстрированная энциклопедия / Залеская М.К. - М.: Астрель, 2007.
2. М. Барбьери. Всё об искусстве. Научно-популярное издание / перевод с итал. Г.П.Смирнова. - М., 2003.
3. Бугаева З.Н. Весёлые уроки музыки в школе и дома. / З.Н.Бугаева. - Донецк «Сталкер», 2002.
4. Моравская Т. Любимые песни России. / Моравская Т. М., Лабиринт- пресс, 2001
5. Савинцев И. Песенник «Я о Родине пою» / И.Савинцев. М., 1985.
6. Такун Ф.И. Песенник «Розовый слон» популярные детские песни./ М., «Современная музыка», 2002.
7. Фаст Е.П. Краткий музыкальный словарь вокалиста. Красноярск, КГАиТ, 2013.
8. Жемчугова П.П. Оперы. Справочник для школьника. /Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2010.
9. Жемчугова П.П. Балеты. Справочник для школьника. /Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2010