- Учителю
- Календарно-тематическое планирование 'Музыка' 6 класс
Календарно-тематическое планирование 'Музыка' 6 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
Дата
план
Дата
факт
Тема урока,
тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки учащихся
Вид контроля
1
2
3
4
5
6
7
Мир образов вокальной и инструментальной музыки ( 17 часов )
1
Удивительный мир музыкальных образов
(вводный урок-лекция)
Что роднит музыкальную и разговорную речь?
Интонация. Мелодия-душа музыки Музыкальный образ-.
живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Вокальная музыка.
Слушать музыку,понимать термины:мелодия, интонация, мелодическая линия.; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы, выявлять общность истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Понимать термины: музыкальный образ, вокальная музыка..
Беседа .Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль
(индивидуальный и фронтальный)
.
2
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Песня-романс. Мир чарующих звуков
Расширение и
углубление знаний
(урок-беседа)
Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах.
Знать понятия романс; способы создания образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог). Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных интонаций.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
(индивидуальный и фронтальный)
1
2
3
4
5
6
7
8
3
Два музыкальных посвящения
Сообщение и усвоение новых знаний
( урок практической деятельности)
Вокальная музыка-романс
«Я помню чудное мгновенье»; инструментальная музыка- «Вальс-фантазия» М. Глинки
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений;
определять приёмы развития,
форму музыкальных произведений
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
4
Портрет в музыке
и живописи. Картинная галерея.
Расширение и углубление знаний
(урок-лекция)
Вокальная музыка -романс
«Я помню чудное мгновенье»; инструментальная музыка-
«Вальс-фантазия» М. Глинки.
Портрет в музыке и живописи.
Выявлять своеобразие почерка
М. Глинки .Объяснять. Как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
Устный контроль (индивидуальный и фронтальный)
5
«Уноси моё сердце
в звенящую даль...»
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-лекция)
Жизнь и творчество С.Рахманинова. Романс «Сирень». Роль мелодии
и аккомпонимента.
Исполнительские интерпретации.
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений; сравнивать исполнительские интерпретации
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
.
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Жизнь и творчество Ф.Шаляпина. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.
Проводить интонационно-образный анализ музыки;сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
1
2
3
4
5
6
7
8
7
Обряды и обычаи
в фольклоре и в творчестве композиторов
Сообщение и усвоение новых знаний
(комбинированный)
Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов- старинной русской свадьбы.
Чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер;
определять приёмы развития музыкальных произведений; проводить интонационно-образный анализ музыки;
Интонационно-образный анализ музыки прослушанных произведений. Хоровое пение Устный опрос.
.
8
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Знакомство с вокальным стилем бельканто.
Освоение вокального и инструментального жанров- баркаролы
(песни на воде). Знакомство с исполнителями бельканто.
Понимать термин бельканто, называть имена великих оперных певцов.
Беседа. Интонационно-образный анализ музыки Хоровое пение
9
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Сообщение и усвоение новых знаний
( урок- беседа)
Жизнь и творчество Ф.Шуберта.
Вокальный жанр-баллада.
Выявление средств выразительности разных видов искусств.
(литературного,
музыкального, изобразительного)
Знать основные моменты из жизни Ф.Шуберта; понимать термин баллада; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; выявлять средства выразительности и
изобразительности музыкальных произведений.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
.
1
2
3
4
5
6
7
8
10
Образы русской народной и духовной музыки.
Народное
искусство Древней Руси
Расширение и углубление знаний (урок-лекция)
Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи- странствующие актёры.
Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты,современные исполнители народных песен.
Понимать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; особенности музыкального языка народных песен; называть народные музыкальные инструменты и
имена исполнителей народной музыки.
Беседа. Слушание музыки.
Музыкальная «Угадай-ка!»
Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
Игра в оркестре на музыкальных инструментах
11
Образы русской народной духовной музыки.
Духовный концерт.
Сообщение и усвоение новых знаний
(комплексный)
Особенности развития духовной (церковной) музыки Древней Руси в историческом контексте
( от знаменного распева до партесного пения).
Различные жанры проводить интонационно-образный анализ музыки; церковного пения.
Творчество М. Березовского. Жанр
хоровой концерт.
Понимать основные этапы развития духовной музыки; понимать термины:знаменный распев,
Партесноепение и а капелла,
унисон, духовный концерт;
проводить интонационно-образный анализ музыки;
Сопоставление музыкального и художественного искусства.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
12
«Фрески Софии
Киевской»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-беседа)
Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской».
искусстве.
Понятия: фреска, орнамент, скоморохи;узнавать инструменты, исполняющие основные темы.
проводить интонационно-образный анализ музыки;
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
1
2
3
4
5
6
7
8
13
В.Гаврилин.
Симфония «Перезвоны». Молитва.
Расширение и углубление
новых знаний
(урок-беседа)
Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством
Понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты; выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитвы
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный); выявление средств музыкальной выразительности
14
Образы духовной музыки
Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.Баха. Полифония .Фуга.
Хорал
Углубление и расширение знаний
(урок-беседа)
Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров кантаты , фуги, хорала.
Особенности творчества
И. С. Баха, стиля барокко;
понятия:токката, фуга, хорал, контрапункт
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение; выявление средств музыкальной выразительности
15
Образы скорби и печали
Расширение и углубление знаний,
(урок-беседа)
Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров-кантаты, реквиема. Образцы скорби в религиозной музыке. «Реквием» В.А.Моцарт.
Основные факты из жизни и творчества В. Моцарта и
Дж. Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; понятия: кантата, реквием, полифония;
выявлять средства музыкальной выразительности и приёмы развития музыки.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ; сопоставление музыкального и художественного искусства;
выявление средств музыкальной выразительности
1
2
3
4
5
6
7
8
16
Фортуна правит миром.
«Кармина Бурана» Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»
Особенности творчества
К. Орфа.; понятия: фортуна, ваганты; проводить интонационно-образный анализ музыки; применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов;
Беседа. Использование жестов или движений, передающих характер музыки; слушание музыки; интонационно-образный анализ;
.
17
Авторская песня: прошлое и
настоящее.
Джаз -искусство
20 века
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-путешествие)
История развития авторской песни от Средневековья до нашего времени. Взаимодействие лёгкой
и серьёзной музыки
(рок-музыка, симфоджаз);
Джазовая музыка( спиричуэл,
бдюз) импровизации.
История развития авторской песни, особенности жанра, называть имена исполнителей авторской песни; история развития джаза; отличительные особенности блюза и спиричуэла; понятия: импровизация, обработка; называть имена джазовых музыкантов
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ; сопоставление музыкального и художественного искусства;
выявление средств музыкальной выразительности
Мир образов камерной и симфонической музыки ( 17 часов )
18
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.
(вводный урок)
Музыкальные произведения:
вокальные, инструментальные, камерные, симфонические. Принципы музыкального развития
(повтор, контраст, развитие)
Понятия: вокальная, инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; основные принципы развития музыкального произведения
Беседа. Интонационно-образный анализ музыки Хоровое пение
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный)
.
1
2
3
4
5
6
7
8
19
Инструменталь-
ная баллада.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-беседа)
Творчество Ф.Шопена.
Различные жанры фортепианной миниатюры (прелюдии,
вальсы, мазурки, полонезы, этюды). Жанр инструментальная баллада.
Основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры.
Беседа. Устный контроль.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
20
Ночной пейзаж
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-беседа)
Жанр камерной музыки-ноктюрн. Образы «ночной музыки».
Музыка-выражение личных чувств композитора. Картинная галерея.
Понятие: ноктюрн; уметь
проводить интонационно-образный анализ музыки,
выявлять средства музыкальной выразительности
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов поэзии музыки и живописи.
Поиск общих средств художественной выразительности.
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
.
21
Инструменталь-
ный концерт. «Итальянский концерт»
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Развитие жанра камерной музыки-инструментального концерта.
Различные виды концерта, программная музыка. И.С.Баха «Итальянский концерт».Особенности стиля борокко.
А.Вивальди «Весна» из
цикла «Времена года»
Понятие: инструментальный концерт; особенности стиля борокко; называть имена композиторов: А. Вивальди и
И.С. Бах; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов поэзии, музыки. Определение формы музыкального произведения.
!
2
3
4
5
6
7
8
22
«Космический пейзаж».
«Быть может вся природа мозаика цветов?»
Картинная галерея
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Новый звуковой мир на примере произведения
Ч. Айвза «Космический пейзаж» и «Мозаика» Э.Артемьева. Выразительные возможности синтезатора.
Понятие: синтезатор; называть имена композиторов: Ч, Айвз и
Э. Артемьев; определять тембры музыкальных инструментов;
проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов живописи и музыки.
23
Образы симфонической музыки.
«Метель»
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок -лекция)
Связь музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора
Г.Свиридова.
Знать композитора Г. Свиридова; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; определять форму, приёмы развития музыки, тембры;
выявлять средства музыкальной выразительности инструментов;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов живописи и музыки. Игра в «дирижёра», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.
.
24
Музыкальные иллюстрации к драме А.Пушкина «Метель».
Урок расширение и углубления знаний
(урок- беседа)
Связь музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.Свиридова.
Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; выявлять средства музыкальной выразительности инструментов;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов живописи и музыки. Игра в «дирижёра», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.
1
2
3
4
5
6
7
8
25
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печале весел,
а в веселье печален» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-беседа)
Основной принцип музыкального развития- сходство и различие.
Основной приём-контраст. Построение музыкальной формы
(вариации, сонатная форма).Жанры симфония, сюита;
Понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка;знать имена композиторов: В. Моцарт, П. Чайковский; проводить интонационно-образный анализ музыкального
произведения; определять тембры музыкальных инструментов;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ, определение тембров музыкальных инструментов; приёмы развития музыки; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.
26
Связь времён.
Расширение и углубление знаний
(урок -беседа)
В.Моцарт Симфония №40; оркестровая сюита «Моцартиана» №41 П. Чайковского.
Л. ван Бетховен «Скорбь и радость»
(канон)
Высказывать суждения об основной идее. О средствах и формах её воплощения;
владеть своим голосом и дыханием
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ, определение тембров музыкальных инструментов; приёмы развития музыки; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.
27
Программная увертюра.
Увертюра «Эгмонт» Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Знакомство с жанром
программной увертюры
Л. Ван Бетховена «Эгмонт».
Сонатная форма. Мир героических образов.
Знать понятия: увертюра. Программная музыка; строение сонатной формы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ, определение тембров музыкальных инструментов; приёмы развития музыки; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.
1
2
3
4
5
6
7
8
28
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта»
П.Чайковского.
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-лекция)
Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов
увертюры-фантазии
(«Ромео и Джульетта)
Называть полное имя
композитора П. Чайковского;
Знать понятия: увертюра. Программная музыка; строение сонатной формы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального
произведения,определять приёмы развития и средства выразительности музыки.
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-
образный анализ,
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный)
.
29
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта»
П.Чайковского.
Продолжение темы
Расширение и углубление знаний
(комбинирован- ный)
Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов
увертюры-фантазии
(«Ромео и Джульетта)
Называть полное имя
Композитора П. Чайковского;
Знать понятия: увертюра. Программная музыка; строение сонатной формы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения, определять приёмы развития и средства выразительности музыки.
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ,
1
2
3
4
5
6
7
8
30
Мир музыкального театра.
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-лекция)
Интерпретация литературного произведения ( трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С.Профьева «Ромео и Джульетта».
Понимать термины: опера,балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;
называть полные имена композиторов:С. Прокофьев,
Л. Бернстайн, К. Глюк, А. Журбин
Устный опрос.
31
Мир музыкального театра.
Продолжение темы.
Сообщение и усвоение новых знаний,
(урок-беседа)
Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: мюзикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история», опере К.Глюка; рок-опере А.Журбина «Орфей и Эвридика»
Уметь проводить
интонационно-образный анализ музыкальных произведений, определять приёмы развития и средства выразительности музыки;
развивать умения и навыки музыкально- эстетического самоанализа: формирование фонотеки, посещение концертов, театров
Устный опрос.
32
Мир музыкального театра.
Продолжение темы.
Расширение и углубление знаний
(урок-беседа)
Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «лёгкой» и серьёзной музыки.
Размышлять о знакомом тебе музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
1
2
3
4
5
6
7
8
33
Образы киномузыки
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах зарубежного кинематографа.
Иметь представление о мировых шедеврах музыкального кинематографа, знать названия фильмов, называть мелодии из фильмов,
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный)
34
Образы киномузыки.
Продолжение темы.
Расширение и углубление знаний.
Обобщение полученных знаний
(комплексный)
Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах
отечественного кинематографа.
Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности; совершенствовать навыки самообразования, уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении
Устный опрос.
(индивидуальный и фронтальный) Музыкальная викторина.