7


  • Учителю
  • рабочая программа по музыке для 6 класса

рабочая программа по музыке для 6 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа  по музыке для 6 класса составлена на основе,  авторской программы под редакцией  Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка.  Сборник рабочих программ Предметная линия учебников  5-7 классы  Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская» 
предварительный просмотр материала




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Серебряно - Прудская средняя общеобразовательная школа

имени маршала В. И. Чуйкова»

« Утверждаю»


Директор школы ____________________Пащенко И.Б.

02. 09. 2014г


Рабочая программа

по музыке

( базовый уровень)


6 класс


Составитель: Ефимова Татьяна Ивановна

учитель музыки высшей категории

2014г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе, авторской программы под редакцией Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка. Сборник рабочих программ Предметная линия учебников 5-7 классы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская»

М. : Просвещение, 2013» , в соответствии с примерными программами для основного общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского , требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательной программой МОУ Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 35 часов.

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.6 класс» ( М. Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие « Музыка. 5-6 классы» ( М. Просвещение, 20013).


В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).



Личностные УУД: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Познавательные УУД: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Коммуникативные УУД: решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.

Информационные УУД: владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию; развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета; увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.



Содержание рабочей программы предмета Музыка» 6 класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.




Календарно-тематическое планирование уроков в 6 классе



Разделы и темы

Кол-во

часов

Дата проведения

План

факт

п/п

6 класс (35 ч)


I.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

17

1.


Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1


01.09

05.09


2

Песня-романс. Мир чарующих звуков.


1

08.0912.09


3.4.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2

15.09

19.0922.09

27.09


5

Уноси мое сердце в звенящую даль…

1

29.09

03.10


6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

06.10

10.10


7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

13.10

17.10


8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

20.10

24.10


9

Старинной песни мир. Баллада. «Лесной царь»

1

27.10

31.10


10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

10.11

14.11


11

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

1

17.11

21.11


12

Фрески Софии Киевской

Перезвоны . Молитва.

1

24.11

28.11


13

.14

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

2

01.12

05.1208.12

12.12


15.

16

Образы скорби и печали.


2

15.12

19.1222.1226.12


17

Авторская песня. Прошлое и настоящее

Джаз - искусство ХХ века.

1

29.1231.12


II.

Мир образов камерной и симфонической музыки.

18

12.01

16.01


1

Вечные темы камерной и симфонической музыки. Образы камерной музыки.

1

19.01

24.01


2

Инструментальная баллада

1

26.0130.01


3

Ночной пейзаж.

1

02.0206.02


4

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1

09.02

13.02


5

«Космический пейзаж. «Может быть вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.

1

16.02

20.02


6.7

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

2

23.0227.0202.03

06.03


8.9

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2

09.03

13.0316.03

20.03


10

.11

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»


2

01.04

03.0406.04

10.04


12.\13

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


2

13.04

17.04

20.04

24.04


14

15

16

Мир музыкального театра.


3

27.04

30.0404.05

08.0511.05

15.05


17

18

Образы киномузыки.

2

18.0522.0525.0529.05



1 четверть.

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль …»

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина.

Урок 6. Обряды и обычаи в фольклоре т творчестве композиторов.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 8. Старинной песни мир. Баллада. «Лесной царь»

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

2 четверть.



Урок 10. Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 11. «Фрески Софии Киевской»

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Урок 12. Перезвоны. Молитва.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 14. Образы скорби и печали.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 15. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 16. Авторская песня. Прошлое и настоящее

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

3 четверть.

Урок 17. Джаз - искусство ХХ века.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 18. Урок 19. Урок 20. Вечные темы камерной и симфонической музыки. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.

Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

Урок 22. «Космический пейзаж. «Может быть вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения (по А.Пиличяускасу). Выразительные возможности электромузыкального инструмента.

Урок 23. Урок 24 Урок 25. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель».

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

4 четверть.

Урок 26. Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в весельи печален». Связь времен

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. Урок 29. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30. Урок 31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. Урок 33. Мир музыкального театра.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Урок 34. Образы киномузыки.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Дата прове-

дения.

Темы раздела и уроков

( страницы учебника)

Прослушиваемый материал.

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты.

Понятия.

Предметные

результаты.

УУД

Личностные

результаты.


Первое полугодие.16 часов.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» ( 16 часов)

1. Удивительный мир музыкальных образов.

Старинный русский романс»

( уч. Стр. 6-9)

Прослушивание:

Романсы А.Гурилева, П.Булахова, А.Обухова

М.Глинки, А.Балактрева.


2. «Песня-романс. Мир чарующих звуков»

( уч. Стр. 10-13)

Прослушивание:

А.Варламов

«Красный сарафан»

М.Глинка «Жаворонок»


3. «Два музыкальных посвящения»

( уч. Стр 14-23)

Прослушивание:

М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»

«Вальс-фантазия»

4. «Уноси моё сердце в звенящую даль…»

( уч. Стр. 24-25)


Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Сирень»


5. «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

( уч. Стр. 26-29)

Прослушивание:

Произведения в исполнении Ф.Шаляпина из оп. М.Глинки «Руслан и Людмила»

6. «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

( уч. Стр. 30-37)

Прослушивание:

М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно»,

М.Глинка «Романс Антониды»

7. «Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения»

( уч. Стр. 38-39)

Прослушивание:

Музыка Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова

8. «Старинной песни мир.

Песни Франца Шуберта»

( уч. Стр. 40-47)


Прослушивание:

Ф.Шуберт «Аве, Мария»

«Лесной царь»


9. «Образы русской народной и духовной музыки»

( уч. Стр. 48-49)

Прослушивание:

РНП,

Н. Римский-Корсаков фрагм. из оп. «Снегурочка», «Садко»

П.Чайковский

Фрагм. из «Концерта № 1»

10. «Русская духовная музыка»

( уч. Стр. 50-53)

Прослушивание:

Знаменный распев

Произведения С.Рахманинова, П,Чеснокова, иеромонаха Романа.


11. «Духовный концерт»

( уч. Стр. 54-57)

Прослушивание:

М.Березовский «Не отверже мене во время старости»

( из «Духовного концерта»)


12. «Фрески Софии Киевской»

( уч. Стр. 58-61)

Прослушивание:

В.Кикта «Фрески Софии Киевской» -фрагм.


13. «Перезвоны» «По прочтении Шукшина»

( уч. Стр. 62-65)

Прослушивание:

В.Гаврилин «Перезвоны»

-фрагм. из симфонии -действа.


14. «Образы духовной музыки Западной Европы»

( уч.стр. 66-69)

Прослушивание:

И.Бах «Токката ре минор»,

«Фуга № 2»


15. «Небесное и земное в музыке Баха. Хорал»

( уч. Стр. 70-71)

Прослушивание:

И.Бах «Рождественская оратория»

«Проснитесь, голос к Вам взывает»,

«Хорал № 2»

«Хорал № 4».

16. «Образы скорби и печали…»

( уч. Стр. 72-79)

Прослушивание:

Дж.Перголези «Стояла мать скорбящая»,

В.Моцарт «Реквием»

К.Орф «Кармина Бурана»

Познакомить с жанром камерной музыки -романс.


Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия.


Познакомить с шедеврами музыкального романса.

Расширить понятие: мир образов, романов и песен.


Познакомить с творчеством великого русского певца Ф.Шаляпина


Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: обрядами и РНП.


Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства.

Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта.

Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте.


Дать представление о духовной музыке.


Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М.Березовского.


Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.


Дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом.

Познакомить с особенностями полифонической музыки.

Познакомить с творчеством И.Баха.


Дать представление об образе печали в религиозной музыке.


Романс, интонация, музыкальная речь, поэтическая речь, музыкальный образ, вокальная музыка.

Мелодия, аккомпанемент, рефрен, диалог, композитор, поэт, исполнитель, слушатель, лирические образы.

Песня-романс.


Содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс.


Выразительность, изобразительность,

Приемы развития,

Образы покоя.

Ария, песня, речитатив,

Рондо, бас.

Диалог, приемы развития, куплетная форма, народные напевы, хор в опере, жанры народных песен, повтор интонации, народные напевы, контраст интонаций.

Бельканто,

Баркарола

Мастерство исполнителя,

Романс-фантазия.

Образы песен, жанры песен, сходство, контраст, выразительность, изобразительность, контраст интонаций, развитие образа, форма, серенада, баллада.


Народные инструменты, напев, наигрыш, инструменты симфонического оркестра.

Знаменный распев, партесное пение,

а капелла,

тропарь, стихира, величание, молитва, всенощное, литургия.


Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония.


Арфа, фреска, симфония , музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование.

Контраст -сопоставление,

хор-солист,

молитва, вокализ, песня без слов,

благовест, трезвон, набат, перезвоны.

Стиль барокко, жанры: токката, фуга, хорал,

Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд,

Контрапункт,

Канон, орган, светская и духовная церковная музыка.


Хорал, полифония, хор, орган, контрапункт.

Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.


Знать и развивать традиции русской песенной культуры.

Четко понимать специфику и особенности романса

( лирический, драматический, эпический)

Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.

Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.


Знать различные способы звуковедения.

Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской.

Уметь различать становление муз. образа.

Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.

Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.

Понимать значение духовной музыки.

Знать особенности русской духовной музыки 18 века.

Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.

Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов.

Знать особенности полифонической

Музыки Западной Европы.

Уметь определять многоголосность музыки Баха.

Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)


Р: самостоятельно отличать интонацию романса и речи.

П: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.

К: знать особенности мелодической линии.

Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.

П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.

К:находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса.


Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

П: уметь определять форму романса

К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.

Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.

К:знать приемы развития музыки в романсе.


Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

П: понимать красоту и правду в искусстве.

К:расширять муз. компетентность.

Р: самостоятельно различать диалог в РНП

П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»


Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

П: знать музыкальные термины.

К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»


Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

П: знать музыкальные термины.

К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.


Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

П: знать народные муз. инструменты.

К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.


Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

П: владеть знаниями музыкальных терминов.

К: разучивание духовного муз. произведения.


Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.

П:определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.

К: углублять знание жанра хорового концерта.


Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия муз. образов.


Р: самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.

П: определять контраст инструментального и вокального начала.

К: выполнение творческого задания.


Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.

П: сравнивать темы токкаты т фуги.

К: определять близость хоралов к народным песням.


Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.

П: отличать светскую и духовную церковную музыку.

К: определять близость хоралов к народным песням.

Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.


Речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего.


Знать известные русские романсы.


Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.

Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.

Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.


Понимать и любить русские народные обряды.


Расширять музыкальный кругозор.

Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.


Гордиться РНП.


Уважать традиции русской духовной музыки.

Уважать традиции русской духовной музыки.

Уважать и любить историю Родины.


Знать значение колокола в церковных обрядах.


Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.


Уважать традиции Западно европейской духовной музыки


Второе полугодие 19 часов.


«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» ( 2 часа)

1. «Авторская песня: прошлое и настоящее».

( ус. Стр. 80-87)

Прослушивание:

Гаудеамус,

Д.Тухманов «По волне моей памяти»

Авторские песни

А.Розенбаума,

М.Светлова, В.Высоцкого,

Ю.Ким, Б.Окуджавы


2. «Джаз-искусство 20 века»

«Спиричуэл и блюз»

( уч. Стр. 88-93)


Прослушивание:

Джазовая музыка,

Спиричуэлы,

Дж.Гершвин ,

И.Миллас,

Д.Эллингтон.


Диск 6к2ч -№ 19,22


Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях.

Познакомить с истоками джазовой музыки.


Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор.


Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка.


Знать историю становления авторской песни.

Знать историю становления джаза и блюза.


Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

П: знать жанры и особенности авторской песни.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

К: разучивание песни.


Формировать художественный вкус.

Знать и любить джазовую музыку.

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

( 17 часов)

1. «Вечные темы искусства и жизни»

( уч. Стр. 96-97)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагм.


2. «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»

( уч. Стр. 98-103)

Прослушивание:

Музыка Фредерика Шопена


3. «Ночной пейзаж. Ноктюрн.»

( уч. Стр. 104-107)

Прослушивание:

А.Бородин «Ноктюрн»

( из «Квартета № 2»)

Ф.Шопен

«Ноктюрн фа минор»


4. «Инструментальный концерт».

( уч. Стр. 108-113)

Прослушивание:

А.Вивальди «Времена года»

И.Бах «Итальянский концерт»

5. «Космический пейзаж».

(уч. Стр. 114-119)

Прослушивание:

Ч.Айвз «Космический пейзаж»

Э.Артемьев «Мозаика»


6. «Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»

( уч. Стр. 120-127)

Прослушивание:

Г.Свиридов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,

«Романс»,

«Пастораль»,

Н.Зубов «Не уходи»


7. «Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»

(уч. Стр. 128-131)

Прослушивание
Г.Свиридов «Военный марш», «Венчание»

( из «Метели»)


8. «Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

( уч. Стр. 132-137)

Прослушивание:

В.Симфония № 40»

П.Чайковский «Моцартиана»

9. «Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»

( уч. Стр. 138-141)

Прослушивание:

Бетховен увертюра «Эгмонт»

10. «Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

( уч. Стр. 142-149)

Прослушивание:

П.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» -фрагм.


11. «Мир музыкального театра.

Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

( уч. Стр. 150-153)

Прослушивание:

С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» -фрагм.


12. «Мюзикл.

Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

( уч. Стр. 154-155)

Прослушивание:

Л.Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» -фрагменты.


13. Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

( уч. Стр. 156-157)

Прослушивание:

К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» -фрагм.


14. «А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»

( уч. Стр. 158-159)

Прослушивание:

Фрагменты рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»


15. Образы киномузыки.

«Ромео и Джульетта» в кино 20 века.»

( уч. Стр. 160-161)

Прослушивание:

Музыка из отечественных и заруб. кинофильмов

(Н.Рота, К.Армстронг, Е.Дога)

16. «Музыка в отечественном кино»

( уч. Стр. 162-163)

Прослушивание:

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

И.Дунаевский «Дети капитана Гранта» -увертюра.

Фрагменты из к/ф «Цирк»,

Е.Дога «Мой ласковый и нежный зверь» -«Вальс»

М.Таривердиев «Мгновения» ( к\ф «Семнадцать мгновений весны»)


17. «Исследовательский проект»

( уч. Стр. 164-165)


Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.


Познакомить с различными жанрами инструментальной музыки.

Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена.

Дать представление о музыкальном жанре -ноктюрн.

Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди.

Познакомить с творчеством композиторов 20 века Ч.Айвза и Э.Артемьева.


Расширить представление о тесной связи музыки и литературы.

Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях.


Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки.


Познакомить с жанром программной увертюры.

Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы.

Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах.

Дать понять, как одно литературное произведение может быть воспроизведено не только в балете, но и в мюзикле.

Познакомить с творчеством немецкого композитора Глюка на основе оперы «Орфей и Эвридика»

Дать представление о рок-опере.


Продолжить тему воплощения сюжета трагедии Шекспира на примерах музыки из кинофильмов.


Познакомить с различными жанрами киномузыки.


Подбор литературного и музыкального материала для проекта.


Музыкальные произведение, вокальные, инструментальные программные и непрограммные произведения.


Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез.


Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариационность.

Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт.

Выразительность, изобразительность, тембр, колорит, гармония, синтезатор, мозаика.

Романс, диалог, муз.пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация.


Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония.


Симфония, контраст образов, тембры инструментов, динамика, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.

Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода;

Контраст, конфликт.

Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов.


Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем,


Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл.

Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия.


Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист.

Киномузыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, лейтмотив, лейттема.


Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино.


Проект, выбор темы, муз. образ, истоки, направления, сюжет, суждения, мнение.


Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст)

Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.


Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение.

Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки.

Понимать оригинальность

Музыки и особенную манеру её изложения.


Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. сочинений.


Знать интонации музыкальных иллюстраций.


Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.


Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра.


Знать этапы разработки разделов сонатной формы.


Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца.

Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения.

Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора.

Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни - тему любви и силу искусства.


Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.


Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства ( кино в частности)

Знать правила составления и разработки исследоват. проекта.

Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

П: знать отличие камерной музыки от симфонической.

К: знать жанры камерно музыки

( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн.

Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки

П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека.

К: четко определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки.


Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди

( быстро-медленно-быстро)

П: вспомнить жанр духовного концерта.

К: знать форму построения первой части концерта

( «Весна») -рондо, вариация.

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях

( Космос и Вселенная)

Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.

К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений.

Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов.

П: знать отличие пьес лирических от драматических

К: творческое задание.


Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»

П: определять жанр музыки.

К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.


Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.

П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.

Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.

П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.

К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»


Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.

П: знать значение контраста музыкальной темы.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной.

П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев.

К:знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.


Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.

П: знать основные понятия и термины.

К: творческое задание.


Р: самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор.

( участник действия)

П: знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы.

К: уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка.


Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.

П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема

Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах.

П: знать, как музыка помогает раскрыть образ героев.

К:творческое задание.

Р: самостоятельно защищать разработанный проект.

П: расширять свой музыкальный кругозор.

К: творческое задание.


Расширять музыкальный кругозор.


Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний.


Ценить музыкальные шедевры.

Ценить актуальность старинной музыки.

Интересоваться современной электронной музыкой.

Глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова.

Гордиться творчеством Пушкина.


С уважением относится к современным интерпретациям.

Развивать в себе патриотическое отношение к Родине.


Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы.

Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета.

Любить современное искусство, посещать театр.

Уважать и понимать оперное искусство.


Повышать музыкальный кругозор.

Интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино.


Любить и ценить киноискусство.

Расширять музыкальный кругозор.

Список литературы, используемой учителем и рекомендованный учащимся

(учебная литература, методическая литература, дополнительная литература)

  1. Примерные программы основного общего образования. Искусство. - М., Просвещение,2010

  2. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник музыки. 6 класс. -М., Просвещение, 2009

  3. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс. -М., Просвещение, 2010

  4. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка». 1-4 классы -М., Просвещение, 2009

  5. Э.Б. Абдулин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983 г.

  6. Т.В. Челошева. Спутник учителя музыки. - М., Просвещение, 1993

  7. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Русская музыка в школе. - М., МИРОС, 1998

  8. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2000

  9. Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. - М., Владос, 2005

  10. Д.Б. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение, 1989

  11. Т.С. Шмагина. Музыка в Московских школах. - М., МИРОС, 1993

  12. Л.А. Рапацкая. История русской музыки от древности до «серебряного века». - М., Владос, 2001

  13. М.Г. Рыцарева. Популярная энциклопедия для детей. Музыка и я. - М., 2000

  14. Слово о музыке. Хрестоматия. Составители В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - М., Просвещение. 1990

  15. З. Апетян. Воспоминания о Рахманинове. - М., «Музыка», 1974

  16. Е. Дулова. А.П. Бородин. - М., «Детская литература», 1990

  17. А. Багиров. «Битлз» - любовь моя. - Минск, «Парус»-«Красико», 1993

  18. А.А. Орлова. Мусоргский в Петербурге. - Лениздат, 1974

  19. Альбом. М. Глинка. - М., «Музыка», 1987

  20. А.В. Терещенко. История культуры русского народа, - М., ЭКСМО, 2007

  21. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс - М., Просвещение, 2005

  22. «Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства 9приложение к газете «Первое сентября»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал