- Учителю
- Рабочая программа по музыке 5 класс фгос
Рабочая программа по музыке 5 класс фгос
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2014 в соответствии с ФГОС 2 поколения,
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса- М.: Просвещение, 2012.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Роль предмета Музыка» в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощении на примере разных чипов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкальною воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает п целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
3.Место предмета «Музыка» в учебном плане
Согласно Базисного учебного плана МБОУ КР ОО «Короськовская средняя общеобразовательная школа» предмет «Музыка» изучается в V классе в объеме не менее 34 часов ( 1 час в неделю).
4.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
-
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
5. Содержание учебного предмета
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема 1 полугодия: "Музыка и литература"
(16 часов)
Тема 2 полугодия: "Музыка и изобразительное искусство"
(18 часов)
Основные задачи:
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Тематическое планирование
Характеристика видов
деятельности учащихся
V класс (34 часа)
Музыка и литература (16 часов)
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...
Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...
Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою...
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Обобщение материала I четверти.
Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной - черный гость...
Первое путешествие в музыкальный театр Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Мир композитора.
Раскрываются следующие содержательные линии: Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).
Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.
Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.
Обобщение материала II четверти.
Музыкальный материал
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка а словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. «Проводы Масленицы. Сцена из оперы «Снегурочка».
Н. Римский-Корсаков.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis расет. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. «Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-JI. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подбе- резского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране Чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Кук- лина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Литературные произведения
Осыпаются листья в садах... И.Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрлёнис. Листопад. И. Бунин. Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.
Музыкант-чародей. Белорусская сказка. Венецианская ночь. И. Козлов. Война колоколов. Дж. Родари.
О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Снег идет. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери.
Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Миф об Орфее. Из «Мифов и ягащ ДрашЛ Граяв».
Щемсунчяк. Э.-Т.-А. Гофман.
Произведения изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник.
Б. Кустодиев.
На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.
Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев.
Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский пейзаж.
А. Мордвинов.
Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.
Вальсирующая пара. В. Гаузе.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Сал- тане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...
Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.
Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы - краски, мои краски - напевы... И это все - весенних дней приметы! Форел- лен-квинтет. Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло.
Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет...
Раскрываются следующие содержательные линии: Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.
Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.
Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.
Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Обобщение материала III четверти.
Застывшая музыка. Содружество муз в храме.
Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса...
Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...
Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины.
В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.
Мир композитора.
С веком наравне.
Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор a capella. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. "Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.
Обобщение материала IV четверти.
Музыкальный материал
Тематическое планирование
Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всеношного бдения» П.Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всеношного бдения» С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А.Н. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш.Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский».
-
Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С.Рахманинов
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Форель. Ф. Шуберт, слова JI. Шубарта, русский текст
-
Костомарова. Фореллен-квинтет. Ф. Шуберт.
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей:- В. Серебренников, слова В. Степанова.
Сюита-фантазия для двух фортепиано (фрагменты).
-
Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). JI. Бетховен.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано; Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»; Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии; Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова. Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»; Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпретации).
Произведения изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухое. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов. Пейзаж. Д. Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов. Формула весны. П. Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Коненков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. Р. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо.
Ника Самофракийская. Восставший раб. Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Православные храмы и их внутреннее убранство. Готические соборы И их внутреннее убранство.
Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.
Реквием. Цикл гравюр; Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Впечатление. Восход солнца; Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин; Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Литературные прооизведения
Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.
Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.
Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей - то скрипка пела... А. Блок. Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует... И. Бунин. Реквием. Р. Рождественский.
Я не знаю мудрости, годной для других... К- Бальмонт.
Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)
7.Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Для учителя
1.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка 5-7 классы» - М. : Просвещение, 2014.
2. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2011
3.Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
4.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Технические средства обучения
1.Музыкальный центр
2.Ноутбук
3.Экран
4.Мультимедиа проектор
5.Микрофон
Для детей
1.Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка» в 5 классе:
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
-
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
-
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
-
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
по план
Дата факт
тема I полугодия: "Музыка и литература"
1 четверть
16
1
Вводный урок. Что роднит музыку с литературой.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
5.09.15
2
Вокальная музыка. Комбинированный урок
12.09.15
3
Музыкальный фольклор орловского края
19.09.15
4
Вокальная музыка.
Комбинированный урок
26.09.15
5
Фольклор в музыке русских композиторов.
Комбинированный урок
3.10.15
6
Музыкальный фольклор орловского края
10.10.15
7
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Урок закрепления нового материала.
17.10.15
8
Вторая жизнь песни.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
24.10.15
9
Музыкальное прошлое Орла
Урок закрепления нового материала
31.10.15
10
Всю жизнь мою несу родину в душе…
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
14.11.15
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Комбинированный урок.
21.11.15
12
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Театры г.Орла
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
28.11.15
13
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
5.12.15
14
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
12.12.15
15
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
19.12.15
16
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу I.
26.12.15
тема II полугодия: "Музыка и изобразительное искусство"
18
17
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
16.01.16
18
Небесное и земное в звуках и красках.
Комбинированныйурок.
23.01.16
19
Звать через прошлое к настоящему.
Урок закрепления нового материала.
30.01.16
20
Звать через прошлое к настоящему.
Урок закрепления нового материала
6.02.16
21
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Урок обобщения и систематизации знаний
13.02.16
22
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Урок обобщения и систематизации знаний.
20.02.16
23
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Комбинированный урок
27.02.16
24
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Урок обобщения и систематизации знаний.
5.03.16
25
Волшебная палочка дирижера.
Комбинированный урок.НРК.
12.03.16
26
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.
Комбинированный урок.
19.03.16
27
Застывшая музыка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
2.04.16
28
Полифония в музыке и живописи.
Урок обобщения и систематизации знаний.
9.04.16
29
Музыка на мольберте.
Комбинированный урок
16.04.16
30
Импрессионизм в музыке и живописи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
23.04.16
31
О подвигах, о доблести и славе...
Комбинированный урок.
30.04.16
32
В каждой мимолетности вижу я миры…
Комбинированный урок.
7.05.16
33
Мир композитора. С веком наравне.
Комбинированный урок
14.05.16
34
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу II.
21.05.16
Тесты по музыке для 5 класса
1.Как называется произведение без слов для голоса?
1) ария 2) песня 3) вокализ 4) романс
2.Как называется музыкальное произведение, исполняемое солирующим инструментом и оркестром?
1) оратория 2) кантата 3) соната 4) концерт
3.Мелодия какой народной песни лежит в основе первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского?
1) «Калинка» 2) «Во поле береза стояла» 3) «Веснянка» 4) «Валенки»
4.Как называется романс М.И.Глинки, в котором он воспел Венецию?
1) «Баркарола» 2) «Венецианская ночь» 3) «Венецианская песня» 4) «Песня венецианского гондольера»
5.Что стало бы с музыкой, если бы исчезла литература?
1) не стало бы музыкально-театральных жанров 2) музыки не было бы вообще 3) не было бы песен 4) ничего бы не произошло
6.Как называется высокий женский голос?
1)меццо-сопрано 2) форте 3) бас 4) сопрано
7.Какой инструмент не входит в басню Крылова И.А.?
1) скрипка 2) альт 3) виолончель 4) контрабас
8.Какие музыкальные жанры относятся к вокальным?
1) песня 2) соната 3) романс 4) симфония 5) кантата
9.Соедините стрелочкой имя композитора и мюзикл, который он написал:
1) Р.Роджерс 2) Э-Л Уэббер 3) Дж. Гершвин 4) Л. Бернстайн
А) «Звуки музыки» Б) «Кошки» в) «Призрак оперы» Г) «Юнона и Авось»
10.Как называется ансамбль из четырех исполнителей?
1) трио 2) квартет 3) дуэт 4) соло
Тесты 5 класс
1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы:
а) П. И. Чайковский; б) М. И. Глинка; в) Н. А. Римский-Корсаков.
2. Чем отличается вокализ от песни или романса?
а) отсутствием аккомпанемента; б) отсутствием текста.
3. Согласны ли вы, что «кантата - это произведение для солиста и оркестра»:
а) да; б) нет; в) не знаю.
4. В Симфонии №4 П. И. Чайковского звучит тема русской народной песни. Что это за песня:
а) «Тонкая рябина»; б) «Ай, во поле липонька»; в) «Во поле береза стояла».
5. Согласны ли вы, что «балет - это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют»:
а) да; б) нет; в) не знаю.
6. Какая птичка вьется «между небом и землей» в знаменитом романсе М. И. Глинки на слова Кукольника:
а) жаворонок; б) воробей; в) соловей.
7. Согласны ли вы, что «либретто - это краткое литературное содержание оперы или балета»:
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. Какое из произведений принадлежит Г. В. Свиридову:
а) «Александр Невский»; б) «Поэма памяти Сергея Есенина»; в) «Лебединое озеро».
9. Какой из музыкальных струнных инструментов не относится к «струнно-смычковым»:
а) альт; б) скрипка; в) гитара; г) контрабас.
10. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это -
а) балет; б) опера; в) концерт.
11. Назовите русского композитора автора оперы «Руслан и Людмила»:
а) П. И. Чайковский; б) А. П. Бородин; в) М. И. Глинка.
Итоговая контрольная работа по музыке в 5 классе __________________________________________________________
1.Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс В) опера С) этюд D) балет
2.«Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка D) музыка к кинофильмам
3.Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик» В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро» D) «Спящая красавица»
4.«Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада D) фамилия композитора
5.«Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента В) название оперы
С) оркестровое вступление D) форма музыкального произведения
6. Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт D) П.И. Чайковский
7. Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский D) И.С. Бах
8.Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония В) песня С) балет D) баллада
9.Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд В) фреска С) тембр D) оркестр
10 Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка В) историческая драма
С) лирика D) сатира
Ответы 5 класс
СВВВСВВСАВ
Содержание
1. Пояснительная записка 1-2 стр.
2. Общая характеристика учебного предмета 2 стр.
3. Место предмета «Музыка» в учебном плане 2 стр.
4. Личностные, метапредметные и предметные планируемые
результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка» 3-4 стр.
5. Содержание учебного предмета 4-5 стр.
6.Тематическое планирование с определением основных
видов деятельности учащихся 6-14 стр.
7.Описание учебно-методического и материально - технического
обеспечения образовательного процесса. 14 стр.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
в 5 классе. 14-15 стр.
9. Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5 классе
10. Тесты.