7


  • Учителю
  • Конспект урока по музыке для 6 класса «Другая жизнь поэзии»

Конспект урока по музыке для 6 класса «Другая жизнь поэзии»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Выдержка из материала:"Урок "музыки«"Другая "жизнь "поэзии»("для "учащихся "6 "класса)"Тип "урока: "комбинированный." "Жанр "урока: "интегрированный."ХПИ: "Искусства "различны – "темы "едины."Оборудование: "Компьютер, "мультимедийная "установка, "синтезатор."Оформление: 
предварительный просмотр материала

Районный конкурс учебно-методических разработок

среди учителей разных предметов, посвященный

210-летию со дня рождения А.С.Пушкина.



Урок музыки

«Другая жизнь поэзии»

(для учащихся 6 класса)





Учитель музыки

МОУ СОШ с. Преображеновки

Шуленина Т.П.





2009г.

Цель: знакомство учащихся с судьбой стихотворений А. С. Пушкина, нашедших новую жизнь в романсах М. И. Глинки.

Задачи:

- углубление знаний о творчестве основоположника русской музыки М. И. Глинки на примере новых произведений; закрепление знаний о специфике жанра романса; совершенствование уровня исполнительских навыков учащихся (звуковедение, фразировка, окончание фраз);

- развитие музыкально-творческого мышления, фантазии, воображения, эмоциональной отзывчивости;

- воспитание любви и уважения к произведениям русских классиков, формирование художественно - эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Жанр урока: интегрированный.

ХПИ: Искусства различны - темы едины.

Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, синтезатор.

Оформление: мультимедийная презентация, CD.

Художники бессмертны: уж давно
Покинул нас поэта светлый гений,
И вот "волшебной силой песнопений"
Ты воскресаешь то, что им погребено.
Пускай всю жизнь его терзал венец терновый,
Пусть и теперь над ним звучит неправый суд,
Поэта песни не умрут:
Где замирает мысль и умолкает слово,
Там с новой силою аккорды потекут…

А.Н.Апухтин

Ход урока.

  1. В качестве музыкального эпиграфа звучит романс «В крови горит огонь желанья».

  2. Слайд 1.



(Внимание учащихся обращается на тему урока, литературный эпиграф и формируется проблема занятия)

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Что на нем изображено?

Слайд 2.

- Для какой цели служат афиши?

(Афиши приглашают посетить концерты, спектакли, творческие вечера, сообщают о времени и месте проведения, рассказывают о содержании, которое мы можем увидеть или услышать).

- Какую информацию несет эта афиша, что в ней знакомо и незнакомо вам? (Дети анализируют содержание афиши: сообщает о предстоящем концерте произведений Глинки, т.к. указано место - концертный зал, портрет композитора, изображение фортепиано сообщают о том, что музыка, которая будет звучать написана в прошлых веках. Некоторые слова в названии концерта и произведений не знакомы, непонятно присутствие портрета Пушкина).

Учитель: Музыкальным эпиграфом нашего урока служит романс Михаила Ивановича Глинки на стихи А.С. Пушкина «В крови горит огонь желанья». Прослушаем его еще раз и попробуем выразить эту музыку в жесте.

Слайд 3.

Прослушивание романса «В крови горит огонь желанья».

Задание перед прослушиванием:

- Пластическое интонирование.

Слайд 4.


Учитель:

Творчество М.И.Глинки, как нам известно, открыло эпоху русской музыки и оказало огромное воздействие на развитие русской культуры в целом.

- Можем ли мы сказать то же самое о творчестве А.С.Пушкина? (Учащиеся отвечают утвердительно, говорят об открытии Пушкиным классической эпохи русской литературы и его вкладе в развитие русского национального языка.)

- А.С.Пушкина называют «Солнцем русской поэзии», М.И.Глинку - «Пушкиным русской музыки». Почему? Что роднит двух великих представителей русской культуры? Ответить на эти вопросы мы попытаемся на сегодняшнем уроке.

III. А.С. Пушкин и М.И.Глинка . Жизнь и творчество.

В жизни двух великих представителей земли русской мы можем найти немало параллелей, начиная с раннего детства и заканчивая юностью. Глинка учился в Благородном пансионе, где и познакомился с Александром Сергеевичем. Позже композитор и поэт встречались не один раз. Одна из таких встреч состоялась на квартире у Глинки, тогда и был написан романс «Не пой красавица при мне». История создания этого романса очень увлекательна.

Слайд 5.

(Выступление учащегося).

… Однажды, летом 1828 года, Глинка встретился с Грибоедовым. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке, который вскоре за тем развил ее в законченную пьесу и в присутствии Пушкина исполнил своим друзьям. Один из современников вспоминает: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал… стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

Прослушивание романса «Не пой, красавица, при мне».

Задание перед прослушиванием:

- анализ средств музыкальной выразительности.


Учитель: В свою очередь лирика Пушкина служила источником вдохновения для композитора. Девять романсов им написано на пушкинские стихи. История одного из них поистине удивительна и еще раз доказывает нам, как тесно переплелись судьбы поэта и композитора.

В один из весенних дней 1819 года у президента Академии Художеств А.И. Оленина собрались гости; среди них был Крылов, читавший свои басни. Пушкин слушал его. Но вдруг внимание поэта привлекла вошедшая в это время в гостиную женщина. Красавица, на которую невозможно было не обратить внимание.

Слайд 6.


Её сопровождал 52-летний генерал, за которого она только что вышла замуж…. Это была Анна Керн. Пушкин не отрывал от нее глаз, и весь вечер находился под обаянием её красоты. Когда Анна садилась в экипаж, Пушкин, стоя на ступенях крыльца, провожал её долгим взглядом. "Мимолетным виденьем" пронеслась она перед поэтом. После этой встречи был создан шедевр лирики А. С. Пушкина - «Я помню чудное мгновенье».


Перед вами стихотворение А. С. Пушкина К*** Прочтите его.


Слайд 7.



- Ребята, какие чувства переполняли поэта, когда писал он эти строки?

- Кому они могли быть посвящены? (любимой женщине)


Слайд 8.



Многое всколыхнула встреча с Анной Петровной в душе поэта и благодаря этому были созданы строки, которые больше полутора веков воскрешают "жизнь, и слезы, и любовь".

Учитель:

- Если бы вы были композиторами, то какую бы сочинили музыку к этим стихам? Попробуем вместе это сделать?

Слайд 9.

Через много лет - так распорядилась судьба - Глинка увлекся дочерью Анны Керн - Екатериной.

Слайд 10.

Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, будоражили его музыкальное воображение. Вспыхнувшая любовь вдохновляет композитора, он пишет прекрасный романс на стихи Пушкина, на те стихи, которые некогда поэт посвящал ее матери.

Вопросы учащимся:

- Каким будет характер произведения? (Работа со словарем эмоционально-образной характеристики музыки).

- Музыка будет выразительная или изобразительная?

- Выразительность звучала бы в голосе или инструменте?

- Главную роль вы бы отвели голосу или инструменту? А может, голоса были бы равнозначны?

- Где бы была кульминация вашего произведения?

(Ответы учащихся).

Задание перед прослушиванием: (класс делится на две группы)

I группа - анализ средств музыкальной выразительности (работа с

папками ).

II группа - графическое моделирование (работа в тетрадях).

М.И. Глинка, А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье"- слушание.

(Ответы учащихся I, II группы)

Работа с классом. Сопоставление литературного и музыкального текстов

Сначала это воспоминание о встрече. Гибкая, пластичная, задушевная мелодия, поддержанная легким аккомпанементом, словно рисует перед нами прекрасный и нежный женский образ.

Композитор следит за каждой мыслью поэта, рисует каждую строку отдельной картиной, не нарушая между тем цельности формы и ее простой пластичности. На словах:

Шли годы. Бурь порыв мятежный -

В глуши, во мраке заточенья -

буквально передавая в музыке поэтический смысл стихов, минорными интонациями выражено настроение души, темное, печальное, безотрадное. И вот снова возникает знакомый, милый образ. Это уже не воспоминание, это - встреча! Мелодия, которую мы слышали в начале романса, становится радостно взволнованной, и, кажется, что только так и можно выразить в музыке настроение заключительного четверостишия:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель:

Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви высказалась в романсе «Я помню чудное мгновенье». И, наверное, согласитесь, что этот романс походит на восторженный гимн торжествующей любви. Это удивительный образец слияния пленительных стихов и вдохновенной музыки.

- Как объединяет этот романс М.И.Глинку и А.С.Пушкина? Только ли авторством? (Ответы учащихся).

Учитель: В этом романсе объединены не только таланты, но и чувства двух корифеев русской культуры Пушкина и Глинки, которые они питали к любимым. Возникло произведение, где слово и музыка слились неразрывно настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не представить сразу же мысленно музыку Глинки. Этот романс - исповедь любящей души, пылкой и восторженной. И вечная тема глубоко раскрытая в стихах Пушкиным, так просто и точно нашла отражение в творчестве Глинки.

- Какие виды искусств соединяются в этом романсе? (Ответы учащихся).

- Каков характер этого произведения, какие чувства в нем переданы композитором? (Ответы учащихся, работа со словарем эмоционально-образной характеристики музыки).

Учитель:

- А что же такое романс? (Ответы учащихся).

Слайд 11.

Учитель: Это слово испанского происхождения и означает светскую песню на романском языке, т.е. испанском.

Романс - (исп.romance, от roman - романский) - сольная лирическая песня чувственного оттенка с инструментальным сопровождением. (А.Н.Должанский Краткий музыкальный словарь).

- Мы прослушали 3 романса. Что их объединяет?

(Учащиеся отмечают силу и полноту чувств, стройность и ясность формы).

Учитель:

Наибольшую любовь и у певцов, и у слушателей справедливо завоевали романсы «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье». А.Н.Серов с полным основанием говорил, что они представляют собой «две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими».

Романсы на стихи Пушкина были написаны в разные годы, и Глинка не объединял их в специальном альбоме. Однако, они, по существу, составляют высокохудожественный цикл, в котором каждый романс стал совершеннейшим музыкальным выражением пушкинской лирики.

IV. Вокально-хоровая работа:

Разучивание романса «Я помню чудное мгновенье».

V. Обобщение.

- Что послужило основой для возникновения жанра романса? (Без поэтического текста не появились бы романсы.)

- Как вы думаете, какое из искусств способно наиболее полно передать человеческие чувства музыка или литература, что важнее - слово или музыка? (Ответы учащихся)

Как нельзя решить, что в человеке важнее - ум или сердце, так и нельзя определить, что в романсе важнее - слова или музыка. Вся вокальная музыка - это синтез (взаимопроникновение) двух искусств. Я думаю, их сплав неразделим, как неразделим сплав мыслей и чувств, ума и сердца людей, их создавших.

Слайд 12.

"Если музыкант - художник, то не может не чувствовать с той же силой музыку поэзии, с какой он чувствует поэзию музыки", - писал Г.Г.Нейгауз в одной из своих статей о Пушкине и Глинке.

Об этой же связи поэзии с музыкой прекрасно написал поэт прошлого столетия А.Н.Апухтин. (Обращение к литературному эпиграфу урока).

Слайд 13.

VI. Итог урока:

Слайд 2.

- Ребята, посмотрите внимательно на афишу (портреты, фамилии, программу концерта) и попробуйте ответить на вопросы, с которых мы начали сегодняшний урок.

- О чем рассказывает афиша и почему А.С. Пушкина называют «Солнцем русской поэзии», а М.И. Глинку - "Пушкиным русской музыки". (Ответы учащихся).

Учитель: В этих романсах наиболее ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников - Пушкина и Глинки: типичная для обоих целостность, гармоничность, мировосприятия, светлый взгляд на жизнь. Каждое из этих произведений - это частичка самого человека, его мыслей, переживаний, отношения к окружающим людям.

- Какими вам запомнились сегодня эти люди? Напишите на листочке одно слово и приколите его рядом с тем произведением, которое более всего помогло вам разглядеть, понять эти качества М.И.Глинки и А.С.Пушкина.

VII. Домашнее задание: подберите или сочините мелодию к любому из понравившихся вам стихотворений А.С.Пушкина.

Я надеюсь, в жизни вы неоднократно встретитесь с этой прекрасной музыкой, и всякий раз при встрече будете вспоминать историю ее создания, услышанную на этом уроке. До новых встреч!

Слайд 14.

VIII. Выход из класса под звучание наиболее запомнившегося, полюбившегося детям романса.



Литература:

  1. Васина - Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. - М.: Музыка, 1982.

  2. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка: "Воспитание школьников", 1997, № 6

  3. Детская музыкальная энциклопедия /Д.Тэтчел; Пер. с англ. В.Сазанова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 63 с.: ил.

  4. Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке? - М.: просвещение, 1989.

  5. Кленов А.Там, где музыка живет. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с., ил.

  6. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2004, №3

  7. Краткий музыкальный словарь. Издание пятое. Серия «Мир культуры, истории и философии» - СПб.: издательство «Лань», 2000. - 448 с.

  8. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов. /Л.А.Серебрякова - Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001 г.,

508 с.

  1. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методич. Пособие / Т.А.Замятина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Глобус, 2008. - 170 с. - (Уроки мастерства).

  2. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л. В. Золина. - М.: глобус, 2008. - 176с. - (Современная школа).

  3. Школьные годы чудесные…: Праздники от первого звонка до выпускного бала. Выпуск 2. - М., 2000. - 96с.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал