- Учителю
- 'Фортепианная миниатюра. Работа над музыкальной формой'.
'Фортепианная миниатюра. Работа над музыкальной формой'.
Добрый день, уважаемые преподаватели. Я рада видеть вас на своем открытом уроке, тема которого звучит так: «Фортепианная миниатюра. Работа над музыкальной формой». Помогать мне будет ученица 5 класса Гализина Анна.
Итак, что такое музыкальная форма? Музыкальная форма это художественная организация музыкального материала. Надлежащее исполнение произведения не может быть достигнуто без понимания выразительного значения формы. У Гёте есть высказывание: « Содержание чувствуют все, сущность понимают немногие, форму понимают лишь единицы». Здесь подразумевается, что для глубокого понимания произведения искусства требуются специальные знания и проникновения в то, как и какими композиционными средствами пользовался автор для воплощения своего художественного замысла. На примере лендлеров Ф.Шуберта мы рассмотрим музыкальную форму фортепианных миниатюр.
Франц Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма. Это композитор - лирик. Основа его музыки - внутренние переживания.
Музыка Шуберта тесно связана с народным искусством Австрии, с бытовой музыкой Вены (хотя Шуберт редко использовал в своих сочинениях подлинные народные темы).
В его творческом багаже более 300 фортепианных миниатюр, предназначенных для домашнего музицирования и исполнения в камерной уютной обстановке.
На «шубертиадах»- вечерах, где собирались друзья Шуберта, - часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки,лендлеры, экосезы. Особенно удачные, запомнившиеся импровизации он потом записывал.
Что такое лендлер? Лендлер- предшественник вальса, неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочисленные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта - это и есть лендлеры.
- Аня, я прошу тебя исполнить первый лендлер со всеми репризами.
-Сколько ты услышала частей в музыке?
-2 части.
-Совершенно верно. Это простая 2-х частная форма.
Она состоит из 2 частей, каждая из которых является простым построением. Сколько тактов в 1 части?
-8 тактов.
-Это простое построение называется период. В простой 2-х ч. форме 2 периода. Как ты видишь, каждый период повторяется. В танцевальных пьесах повторяемая часть называется коленом, а мы называем просто репризой.
Простая 2-х ч. форма бывает слитного и расчлененного строения т.е. имеющего четкие границы между первой и второй частью.
-Аня, какое строение имеет эта форма?
-Расчлененное.
-Да, расчлененность характерна для танцевальной музыки, т.е. четкая граница между 1 и 2 частями, а слитность типична для медленной лиричной музыки.
Теперь давай рассмотрим каждый период более подробно.
-Аня, сыграй первые 2 такта периода, а я вторые 2 такта. Что ты услышала?
-Интонацию вопроса и ответа.
-Сколько таких интонаций?
-Две.
-Верно. Получается, что период состоит из двух предложений повторного строения, а каждое предложение состоит из двух фраз -фразы вопроса и ответа. Такое вопросо-ответное соотношение характерно для классического периода.
- В какой тональности заканчивается первый период?
-В основной. Ля мажор.
-Да, такой период мы называем однотональным - завершающимся в основной тональности. Период замкнутый и имеет законченный характер.
Теперь перейдем к анализу второго периода. Исполни его.
-Что отличает второй период от первого, и какие общие черты у них?
-Повторяется вопросительная фраза из первого периода и вальсовый аккомпанемент сохраняется. Меняется динамика и тональность.
-Нужно почувствовать новую тональную краску и динамическое сопоставление.
Хочется заметить, что динамическое сопоставление является одним из принципов формообразования.
-Рассмотрим предложение дальше. Как развивается тема дальше? Исполни. Что ты видишь?
-Композитор использует секвенцию.
-Да, формообразующим элементом является здесь секвенция. Тема развивается секвенционно. Аня, ты можешь разделить первое предложение на две фразы?
-Здесь одна фраза.
-Верно. Это называется фраза-предложение.
Теперь обрати внимание на мотив в левой руке второго предложения .Откуда он? Исполни.
-Это тоже вопросительная фраза, вернее ее мотив из первого периода.
-Все внимание и слух переключаем на мотив в левой руке. Он должен быть исполнен выпукло и ясно. И опять же обращаем внимание на динамическое сопоставление 1 и 2 предложений. Первое предложение-f, второе-pp.
Заканчивается период в основной тональности. Тональная замкнутость является основным признаком, определяющим завершенность и самостоятельность простой 2-х частной формы.
-Аня, исполни второй лендлер.
Анализируя 2 и 4 лендлеры, мне показалось, что аккордовая фактура музыкальной ткани лишает пьесу танцевальности. Но жизненное происхождение танца (танец народный) оправдывает эту фактуру т.к. танец тяжеловатый и здесь имеет место массовость исполнения. Посмотрите на 1 и 3 танец. Облегченная фактура придает изящный светский характер музыке. Таким образом композитор как бы сопоставляет эти танцы между собой.
Хочется обратить внимание на затактовые ноты последующих лендлеров. В вальсах затакты придают музыке «полётность». Так как лендлер предшественник вальса, то имеет место говорить о том же.
В этом лендлере и последующих сохраняется простая 2-х частная форма, потому мы будем говорить о музыкальном языке как о формообразующем элементе.
В основе пьесы лежит гармоническое развитие темы.
- Аня, какая тональность этой пьесы и что за аккорд звучит на первой доле такта?
- Ля минор, а первая доля это субдоминанта.
- Затактовая нота рельефно подчеркивает гармонию первой доли - субдоминанту. В первом предложении 2 фразы настойчиво повторяются, а во втором предложении происходит модуляция в другую тональность, в параллельный мажор. Окончание первого периода в тональности доминанты или параллельной тональности очень характерно для простой 2-х частной формы, чего мы не наблюдали в первом лендлере.
Первое предложение второго периода начинается в До мажоре. Весь период построен на напряженных септаккордах, здесь встречаем 6 пониженную ступень, как признак гармонического мажора. Заканчивается период в основной тональности ля миноре.