- Учителю
- Календарно-Тематическое Планирование в 8 классе
Календарно-Тематическое Планирование в 8 классе
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 44»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МБНОУ «Гимназия №44» педагогическим советом
______________Л.И. Метелева МБНОУ «Гимназия№44»
Протокол № 15
от «29» августа 2014 г.
Программа обсуждена
на методическом объединении
учителей эстетического цикла
Протокол № 1
от «26» августа 2014 г.
Рабочая программа
по музыке для 8 класса
(Составлена на основе программы «Искусство. 8-9 классы».
Автор:Г.П. Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская)
СМК РП М 7 01-2014(01)
Составитель программы
учитель музыки:
Шеремеев Илья Андреевич
Новокузнецк, 2014
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству 8 класс
Рабочая учебная программа по искусству для учащихся 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по искусству, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования с учетом авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы».
Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 1 час в неделю, всего 35часа за год.
В учебном плане предусмотрено 35 часов для преподавания предмета «Искусство» (музыка) в 8 классе. Департаментом образования и науки Кемеровской области в рамках реализации государственного образовательного стандарта с 2011-2012 учебного года введено0,5 часа в неделю национально-регионального компонента (НРК) дляпреподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов), направленное на изучение краеведческих модулей.
ЦЕЛЬ предмета- ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания.
В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек не знал музыки, это ещё не свидетельствует о том, что он не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от плохой музыки. Темы этого года: «Жанровое многообразие музыки» «Музыкальный стиль - камерон эпохи» помогают ответить и разобраться в данных вопросах. Обучающийся должен понять смысл словосочетания «музыкальный стиль» «Стиль - это человек» (Ж.Л.Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений».Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох.
Национально - региональный компонент
Введение национально - регионального компонента в учебном плане 8 класса придаёт преподаванию предмета «Музыка» значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные, социальные проблемы региона, края, своей местности. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Кузбасса, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса.
Национально-региональный компонент включает информационный материал:
Музыкальная культура Кузбасса. История становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор.
Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири. Образы разных народов (русских, телеутов, шорцев, алтайцев, татар и др.) в произведениях Кузбасских художников.
Музыкальный материал(песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области. «Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит обучающимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие подростков исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.
Реализуя региональный компонент по искусству, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:
- знание и умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, о важности и значение классической и другой музыки;
- умение обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений;
- умение проанализировать свою творческую работу;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимание их неразрывной связи;
- умение использовать свои певческие навыки во внеклассной коллективной работе, умение владеть своим голосом и дыханием при распевках, в период мутации;
- понимание особенностей музыкальной культуры Кузбасса и его народов;
- знание названия музыкальных коллективов и композиторов Кемеровской области.
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Певческого и музыкального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных занятиях, школьных праздниках;
-
Слушание музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров, форм;
-
Размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
Музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио, и телепередач), определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе.
Рабочая программа включает следующие темы:
Что значит современность в музыке?
Музыка серьезная и музыка легкая
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
Великие наши «современники».
-
Содержание программы по предмету (курсу).
п/п
Темы
Кол-во
Часов
Содержание учебного раздела
(основные изучаемые вопросы)
Что значит современность в музыке (9ч.)
Что означает современность в музыке?
1
Осознание темы современности и актуальности в музыке различных жанров, стилей и направлений
Музыка Бетховена
1
Изучение биографии Людвига ван Бетховена, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления. Усвоение и закрепление ранее изученного материала.
Современна ли музыка Бетховена?
НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества
1
Осознание темы современности и актуальности музыки Бетховена.
НРК: Становление музыкальной культуры в Кузбассе.
Современна ли музыка Штрауса?
НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества
1
Осознание темы современности и актуальности Штрауса.
НРК: Становление музыкального образования в Кузбассе.
Современна ли тема любви в искусстве?
1
Осознание темы современности и актуальности темы любви в музыке.
Современно ли творчество Баха?
1
Осознание темы современности и актуальности музыки И. С. Баха.
Что значит авангардизм в музыке?
1
Понимание авангардизма в музыке. Знание идейных представителей среди композиторов и исполнителей!
Что значит классика в музыке?
1
Понимание изложенного понятия «классика». Определение понятия «классика» среди оперного, песенного творчества различных композиторов разных времен.
Современность в музыке!
1
Подведение общего итога раздела современности и актуальности музыкальных композиции различных эпох.
Музыка серьёзная и музыка лёгкая (7 ч.)
Что такое «Лёгкая» и «Серьёзная» музыка?
НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
1
Умение распознавать музыку «лёгкую» и музыку «серьёзную».
НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении Новокузнецкого муниципального камерного хора!
Эстрадная музыка - это лёгкая или серьёзная музыка?
НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
1
Распознавание эстрадной музыки XX века различных стран Европы - Италия, Франция, Испания и т. д.
НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области: «Звёзды» Губернаторского джаз-клуба «Геликон», муниципальный академический хор г. Междуреченск.
Что такое Рок-музыка?
НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино
1
Распознавание стилей направления рок-музыки, знать основных представителей рок-музыки в развитых странах Европы и США.
НРК: Творчество местных музыкальных коллективов, сольных исполнителей, композиторов города - рок-группы: AdventuS, BlackSword, Чёрная Вдова Мария Валиева и авторская группа MaryRise (г. Новокузнецк); ForTE, Графиня Глория (г. Прокопьевск); Аэдра (г. Кемерово).
Что такое джаз?
НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино
1
Понимания структуры построения стиля «Джаз», знание исполнителей.
НРК: Джаз-клуб «Геликон», деятельность губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса»
Что такое «Авторская песня»?
НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
1
Понимания структуры построения стиля «Авторская песня», знание исполнителей.
НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области: Хор ветеранов ДК им. Дзержинского г. Новокузнецка.
«Лёгкая» и «Серьёзная» музыка!
НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
1
Умение распознавать музыку «лёгкую» и музыку «серьёзную» на основе изученного материала.
НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области: Хор «Консонанс» г. Новокузнецка
Что такое «Лёгкая» и «Серьёзная» музыка, что их объединяет и различает? НРК: Общечеловеческие ценности искусства
1
Умение распознавать музыку «лёгкую» и музыку «серьёзную» на основе изученного материала.
НРК: Государственные символы. Гимн, Флаг и Герб Кемеровской области.
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. (10 ч.)
Что общего и чем отличается лёгкая и серьёзная музыка? НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства
1
Знать отличия в музыке лёгкой и серьёзной.
НРК: Композиторы Кузбасса. С. Б. Толстокулаков, Маслов (г. Новокузнецк)
Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникаться? НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства
1
Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.
НРК: Творчество уникальных коллективов области (Школьный хор народных инструментов пос. Мундыбаш, Академический хор Кемеровского государственного университета и т.д.)
Может ли в одном произведении быть лёгкая и серьёзная музыка, их назначение? НРК: Первобытное искусство
1
Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки и их назначение.
НРК: Старинные обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе и их роль в жизни человека. Музыкальный фольклор.
Оперетта - это лёгкий или серьёзный жанр?
1
Знание понятия «оперетта».
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (рапсодия - блюз).
1
Знание понятий рапсодия, блюз.
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыке? (сюита - балет). НРК: Основные особенности искусства народов России
1
Знание и закрепление понятий сюита балет!
НРК: Музыкальные традиции народов Кемеровской области.
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыке? (частушка в классике).
1
Знание основных моментов использования русскими композиторами частушек в своих произведениях.
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыке? (драматизация образа).
НРК: Основные особенности искусства народов России
1
Размышление о музыке и её сходстве друг с другом.
НРК: Фольклор и его способность отражать жизнь человека.
Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникаться? НРК: Основные особенности искусства народов России
1
Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.
НРК: Воззрения и идеалы народов Юга Кемеровской области, народные напевы телеутов, шорцев.
Что происходит при взаимопроникновении лёгкой и серьёзной музыки? НРК: Основные особенности искусства народов России
1
Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.
НРК: Духовная (храмовая ) музыка. Хор Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Новокузнецка, Кеме5ровской и Таштагольской епархии, Кемеровской и Новокузнецкой Митрополии.
Великие наши «современники» (8 ч.)
Творчество Л. Бетховена. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства
1
Закрепление биографии Л. Бетховена, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления
НРК: Инструментальные и хоровые коллективы филармонии и других учреждений культуры:
Симфонический оркестр, Оркестр народных инструментов, камерный хор, и т.д. Творческая деятельность коллективов: разнообразие исполняемого репертуара. Прослушивание произведений в исполнении некоторых коллективов по выбору педагога.
Можно ли назвать Бетховена великим нашим современником и почему, если это так?
1
Закрепление биографии Л. Бетховена, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления
Творчество М. П. Мусоргского. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства
1
Закрепление биографии М. П. Мусоргского, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления
НРК: Анализ образов искусства (музыкального) разных эпох в исполнении современных коллективов.
Можно ли назвать Мусоргского великим нашим современником и почему, если это так?
1
Закрепление биографии М. П. Мусоргского, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления
Творчество С. С. Прокофьева. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства.
1
Закрепление биографии С. С. Прокофьева, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления
НРК: Анализ образов искусства (музыкального) разных эпох в исполнении современных коллективов.
Можно ли назвать Прокофьева великим нашим современником и почему, если это так?
1
Закрепление биографии С. С. Прокофьева, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления
Кого можно назвать современником? Великие наши современники
1
Закрепление и обобщение всего года обучения!
Урок-концерт
1
Урок-концерт
Итого:
35
5.1. Тематическое планирование 8 «а», 8 «г»Что означает современность в музыке?
ПЕНИЕ: «Всё преодолеем» - разучивание
«Всё преодолеем», П. Сигер - разучивание; Токката и фуга d-moll, И. С. Бах - слушание.
Устный опрос
2
9.09.15
Музыка Бетховена
ПЕНИЕ: «Всё преодолеем» - разучивание
«Всё преодолеем», П. Сигер - разучивание; Соната № 14 (часть 1), Л. Бетховен - слушание.
Устный опрос
3
16.09.15
Современна ли музыка Бетховена?НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества.
ПЕНИЕ: «Всё преодолеем» - исполнение
«Всё преодолеем», П. Сигер - разучивание;Соната № 14 (полностью), Л. Бетховен - слушание.
Устный опрос
4
23.09.15
Современна ли музыка Штрауса?НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества.
ПЕНИЕ: «Алёша» разучивание
«Алёша», Э. Колмановский- разучивание; «Полька-пиццикато», И. Штраус - слушание.
Устный опрос
5
30.09.15
Современна ли тема любви в искусстве?
ПЕНИЕ: «Алёша» - исполнение, «В путь»
- разучивание
«Алёша», Э. Колмановский - исполнение; «В путь», Ф. Шуберт - разучивание; Скерцо из 4-й симфонии, П. И. Чайковский - слушание
Устный опрос
6
11.10.14
Современно ли творчество Баха?
ПЕНИЕ: «Алёша» - исполнение; «В путь», - разучивание;
«Алёша», Э. Колмановский - исполнение; «В путь», Ф. Шуберт - исполнение. «Ария» из «Бразильской бахианы» № 5 - Э. В. Лобос - слушание.
Устный опрос
7
18.10.14
Что значит авангардизм в музыке?
ПЕНИЕ:
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», - разучивание
«В путь» - исполнение
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», А. Петров - разучивание. «В путь», Ф. Шуберт - исполнение. 9-я симфония (1-3 части), Д. Шостакович - слушание.
Устный опрос
8
25.10.14
Что значит классика в музыке?
ПЕНИЕ:Песня и к/ф «Я шагаю по Москве»
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», А. Петров - исполнение.
9-я симфония (1-3 части), Д. Шостакович - слушание.
Письменный опрос по четверти.
9
1.11.14
Современность в музыке!
ПЕНИЕ:Песня и к/ф «Я шагаю по Москве»
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», А. Петров - исполнение.
9-я симфония (1-3 части), Д. Шостакович - слушание.
Итоговое занятие.
10 (1)
15.11.14
«Лёгкая» и «серьёзная» музыка. (7 ч.)
Что такое лёгкая и серьёзная музыка? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Вальс о вальсе» - разучивание
«Полька-пиццикато», И. Штраус - слушание; Полька, С. Рахманинов - слушание. «Вальс о Вальсе», Э. Колмановский - пение.
Устный опрос.
11 (2)
22.11.14
Эстрадная музыка - это лёгкая или серьёзная музыка? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Вальс о вальсе» - исполнение
«Слава семнадцатому полку» - слушание; «История любви», Ф. Лей и «Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…» - слушание. «Вальс о вальсе», Ж. Брель- исполнение.
Устный опрос
12 (3)
29.11.14
Что такое Рок-музыка? НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино
ПЕНИЕ: «Вальс о вальсе» - закрепление, «Песня народного единства» - разучивание.
«Потому что», Д. Леннон и П. Маккартни - слушание, «Чо ты не прийшов» (Укр. нар, песня) - слушание. «Вальс о вальсе», Ж. Брель - закрепление, «Песня народного единства» (чилийская народная песня) - разучивание.
Устный опрос
13(4)
6.12.14
Что такое Джаз? НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино.
ПЕНИЕ: «Песня народного единства» исполнение.
«Молитва» (негритянский спиричуэл) - слушание; «Блюз западной окраины» - слушание. «Роллем Пит» (американский народный блюз) - слушание.«Песня народного единства» (чилийская народная песня) - исполнение.
Устный опрос
14 (5)
13.12.14
Что такое «авторская песня»? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Гренада» - разучивание
«Бразилейра», Д.Мийо - слушание; «Гренада», В. Берковского- разучивание.
Устный опрос
15 (6)
20.12.14
Лёгкая и серьёзная музыка? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Гренада» - исполнение
«Вальс-фантазия», М. И. Глинка - исполнение; «Гренада»,В. Берковского - исполнение.
Устный опрос
16 (7)
27.12.14
Что такое лёгкая и серьёзная музыка, что их объединяет и различает? НРК: Общечеловеческие ценности искусства.
ПЕНИЕ: «Гренада» - закрепление
«Гренада», В. Берковского - исполнение; «Гренада», М. Таривердиев - слушание.
Устный опрос
17 (1)
17.01.15
Взаимопроникновение лёгкой и
серьёзной музыки.
Что общего и чем отличается лёгкая и серьёзная музыка. НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства.
ПЕНИЕ: «Вокализ» - разучивание
«Песенка Герцога» из оперы «Риголетто», Д. Верди - слушание. «Вокализ», Д. Кабалевский- разучивание.
Устный опрос
18 (2)
24.01.15
Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникать? НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства.
ПЕНИЕ: «Вокализ» - исполнение
«Песенка Герцога» из оперы «Риголетто», Д. Верди - слушание. Финал из оперы «Риголетто», Д. Верди - слушание.«Вокализ», Д. Кабалевский - разучивание.
Устный опрос
19 (3)
31.01.15
Может ли в одном произведении быть лёгкая и серьёзная музыка, их назначение? НРК: Первобытное искусство.
ПЕНИЕ: «Вокализ» - закрепление, «Эх, хорошо» - разучивание
«Вокализ», Д. Кабалевский - разучивание. «Эх, хорошо», И. Дунаевский - разучивание. «Песня об акации» из оперы «Белая акация», И. Дунаевский - слушание.
Устный опрос
20 (4)
7.02.15
Оперетта - это лёгкий или серьёзный жанр?
ПЕНИЕ:«Это, хорошо» - исполнение
«Эх, хорошо», И. Дунаевский - разучивание. «Песня об акации» из оперы «Белая акация», И. Дунаевский - слушание. Сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» - слушание.
Устный опрос
21 (5)
14.02.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (рапсодия-блюз)
ПЕНИЕ: «Это, хорошо» - закрепление, «Комара женить мы будем» - разучивание
1-я часть Концерта для фортепиано с оркестром, Дж. Гершвин - слушание. «Комара женить мы будем» (рус, нар, песня.) - разучивание.
Устный опрос
22 (6)
21.02.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (сюита-балет). НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ: «Комара женить мы будем» - исполнение
Сюита из балета «Любовью за любовь», Т. Хренников - слушание.«Комара женить мы будем» (рус, нар, песня.) - разучивание.
Устный опрос
23(7)
28.02.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (частушка в классике)
ПЕНИЕ:«Комара женить мы будем» - закрепление, «Любопытный сосед» - разучивание
Песня и частушки Варвары из оперы «Не толь любовь», Р. Щедрин - слушание. «Комара женить мы будем» (рус, нар, песня.) - исполнение.«Любопытный сосед» (австрийская народная песня)- разучивание.
Устный опрос
24 (8)
7.03.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (драматизация образа). НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ: «Любопытный сосед» - исполнение
«Любопытный сосед» (австрийская народная песня) - исполнение. «Галоп» и «Вальс» из сюиты «Маскарад», А. Хачатурян - слушание
Устный опрос
25 (9)
14.03.15
Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникать? НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ:
Музыкальные композиции пройденные в течении раздела.
Устный опрос
26 (10)
21.03.15
Что происходит при взаимопроникновении лёгкой и серьёзной музыки? НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ:
Музыкальные композиции пройденные в течении раздела
Устный опрос
27
4.04.15
Великие наши современники (8 ч.)
Творчество Л. Бетховена. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства.
ПЕНИЕ: «Верный Джонни»
Рондо, Л. Бетховен - слушание; «Верный Джонни», Л. Бетховен - разучивание.
Устный опрос
28
11.04.15
Можно ли назвать Бетховена великим нашим современником и почему, если это не так?
ПЕНИЕ:«Верный Джонни»
Экоссезы, Л. Бетховен - слушание; «Верный Джонни», Л. Бетховен - исполнение.
Устный опрос
29
18.04.15
Творчество М. П. Мусоргского. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства
ПЕНИЕ: «Исходила младешенька»
«Сцена смерти Бориса» из оперы «Борис Годунов», М. П. Мусоргский - слушание, музыкальный анализ; «Исходила младешенька» (рус, нар, песня) - пение.
Устный опрос
30
25.04.15
Можно ли назвать Мусоргского великим нашим современником и почему, если это не так?
ПЕНИЕ:«Исходила младешенька»
«Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский - слушание, музыкальный анализ. «Исходила младешенька» (рус, нар, песня) - пение.
Устный опрос
31
2.05.15
Творчество С. С. Прокофьева. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства
ПЕНИЕ: «Зелёная рощица»
«Классическая симфония», С. Прокофьев - слушание. «Зелёная рощица» - исполнение.
Устный опрос
32
16.05.15
Можно ли назвать Прокофьева великим нашим современником и почему, если это не так?
ПЕНИЕ:«Зелёная рощица»
«Классическая симфония», С. Прокофьев - слушание. «Зелёная рощица» - исполнение.
Устный опрос
33
23.05.15
Кого можно назвать великим
современником? Великие наши современники.
ПЕНИЕ: Подготовка к уроку-концерту
Подготовка к уроку-концерту
Устный опрос
35
30.05.15
Обобщение всего года.
Урок-концерт
Урок-концерт
5.2. Календарно-Тематическое планирование 8 «б», 8 «в»Что означает современность в музыке?
ПЕНИЕ: «Всё преодолеем» - разучивание
«Всё преодолеем», П. Сигер - разучивание; Токката и фуга d-moll, И. С. Бах - слушание.
Устный опрос
2
12.09.14
Музыка Бетховена
ПЕНИЕ: «Всё преодолеем» - разучивание
«Всё преодолеем», П. Сигер - разучивание; Соната № 14 (часть 1), Л. Бетховен - слушание.
Устный опрос
3
19.09.14
Современна ли музыка Бетховена?НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества.
ПЕНИЕ: «Всё преодолеем» - исполнение
«Всё преодолеем», П. Сигер - разучивание;Соната № 14 (полностью), Л. Бетховен - слушание.
Устный опрос
4
26.09.14
Современна ли музыка Штрауса?НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества.
ПЕНИЕ: «Алёша» разучивание
«Алёша», Э. Колмановский- разучивание; «Полька-пиццикато», И. Штраус - слушание.
Устный опрос
5
3.10.14
Современна ли тема любви в искусстве?
ПЕНИЕ: «Алёша» - исполнение, «В путь»
- разучивание
«Алёша», Э. Колмановский - исполнение; «В путь», Ф. Шуберт - разучивание; Скерцо из 4-й симфонии, П. И. Чайковский - слушание
Устный опрос
6
10.10.14
Современно ли творчество Баха?
ПЕНИЕ: «Алёша» - исполнение; «В путь», - разучивание;
«Алёша», Э. Колмановский - исполнение; «В путь», Ф. Шуберт - исполнение. «Ария» из «Бразильской бахианы» № 5 - Э. В. Лобос - слушание.
Устный опрос
7
17.10.14
Что значит авангардизм в музыке?
ПЕНИЕ:
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», - разучивание
«В путь» - исполнение
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», А. Петров - разучивание. «В путь», Ф. Шуберт - исполнение. 9-я симфония (1-3 части), Д. Шостакович - слушание.
Устный опрос
8
24.10.14
Что значит классика в музыке?
ПЕНИЕ:Песня и к/ф «Я шагаю по Москве»
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», А. Петров - исполнение.
9-я симфония (1-3 части), Д. Шостакович - слушание.
Письменный опрос по четверти.
9
31.10.14
Современность в музыке!
ПЕНИЕ:Песня и к/ф «Я шагаю по Москве»
Песня и к/ф «Я шагаю по Москве», А. Петров - исполнение.
9-я симфония (1-3 части), Д. Шостакович - слушание.
Итоговое занятие.
10 (1)
14.11.14
«Лёгкая» и «серьёзная» музыка. (7 ч.)
Что такое лёгкая и серьёзная музыка? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Вальс о вальсе» - разучивание
«Полька-пиццикато», И. Штраус - слушание; Полька, С. Рахманинов - слушание. «Вальс о Вальсе», Э. Колмановский - пение.
Устный опрос.
11 (2)
21.11.14
Эстрадная музыка - это лёгкая или серьёзная музыка? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Вальс о вальсе» - исполнение
«Слава семнадцатому полку» - слушание; «История любви», Ф. Лей и «Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…» - слушание.«Вальс о вальсе», Ж. Брель- исполнение.
Устный опрос
12 (3)
28.11.14
Что такое Рок-музыка? НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино
ПЕНИЕ: «Вальс о вальсе» - закрепление, «Песня народного единства» - разучивание.
«Потому что», Д. Леннон и П. Маккартни - слушание, «Чо ты не прийшов» (Укр. нар, песня) - слушание. «Вальс о вальсе», Ж. Брель - закрепление, «Песня народного единства» (чилийская народная песня) - разучивание.
Устный опрос
13 (4)
5.12.14
Что такое Джаз? НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино.
ПЕНИЕ: «Песня народного единства» исполнение.
«Молитва» (негритянский спиричуэл) - слушание; «Блюз западной окраины» - слушание. «Роллем Пит» (американский народный блюз) - слушание.«Песня народного единства» (чилийская народная песня) - исполнение.
Устный опрос
14 (5)
12.12.14
Что такое «авторская песня»? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Гренада» - разучивание
«Бразилейра», Д.Мийо - слушание; «Гренада», В. Берковского- разучивание.
Устный опрос
15 (6)
19.12.14
Лёгкая и серьёзная музыка? НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
ПЕНИЕ: «Гренада» - исполнение
«Вальс-фантазия», М. И. Глинка - исполнение; «Гренада»,В. Берковского - исполнение.
Устный опрос
16 (7)
26.12.14
Что такое лёгкая и серьёзная музыка, что их объединяет и различает? НРК: Общечеловеческие ценности искусства.
ПЕНИЕ: «Гренада» - закрепление
«Гренада», В. Берковского - исполнение; «Гренада», М. Таривердиев - слушание.
Устный опрос
17 (1)
16.01.15
Взаимопроникновение лёгкой и
серьёзной музыки.
Что общего и чем отличается лёгкая и серьёзная музыка. НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства.
ПЕНИЕ: «Вокализ» - разучивание
«Песенка Герцога» из оперы «Риголетто», Д. Верди - слушание. «Вокализ», Д. Кабалевский- разучивание.
Устный опрос
18 (2)
23.01.15
Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникать? НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства.
ПЕНИЕ: «Вокализ» - исполнение
«Песенка Герцога» из оперы «Риголетто», Д. Верди - слушание. Финал из оперы «Риголетто», Д. Верди - слушание.«Вокализ», Д. Кабалевский - разучивание.
Устный опрос
19 (3)
30.01.15
Может ли в одном произведении быть лёгкая и серьёзная музыка, их назначение? НРК: Первобытное искусство.
ПЕНИЕ: «Вокализ» - закрепление, «Эх, хорошо» - разучивание
«Вокализ», Д. Кабалевский - разучивание. «Эх, хорошо», И. Дунаевский - разучивание. «Песня об акации» из оперы «Белая акация», И. Дунаевский - слушание.
Устный опрос
20 (4)
6.02.15
Оперетта - это лёгкий или серьёзный жанр?
ПЕНИЕ:«Это, хорошо» - исполнение
«Эх, хорошо», И. Дунаевский - разучивание. «Песня об акации» из оперы «Белая акация», И. Дунаевский - слушание. Сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» - слушание.
Устный опрос
21 (5)
13.02.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (рапсодия-блюз)
ПЕНИЕ: «Это, хорошо» - закрепление, «Комара женить мы будем» - разучивание
1-я часть Концерта для фортепиано с оркестром, Дж. Гершвин - слушание. «Комара женить мы будем» (рус, нар, песня.) - разучивание.
Устный опрос
22 (6)
20.02.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (сюита-балет). НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ: «Комара женить мы будем» - исполнение
Сюита из балета «Любовью за любовь», Т. Хренников - слушание.«Комара женить мы будем» (рус, нар, песня.) - разучивание.
Устный опрос
23(7)
27.02.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (частушка в классике)
ПЕНИЕ:«Комара женить мы будем» - закрепление, «Любопытный сосед» - разучивание
Песня и частушки Варвары из оперы «Не толь любовь», Р. Щедрин - слушание. «Комара женить мы будем» (рус, нар, песня.) - исполнение.«Любопытный сосед» (австрийская народная песня)- разучивание.
Устный опрос
24 (8)
6.03.15
Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (драматизация образа). НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ: «Любопытный сосед» - исполнение
«Любопытный сосед» (австрийская народная песня) - исполнение. «Галоп» и «Вальс» из сюиты «Маскарад», А. Хачатурян - слушание
Устный опрос
25 (9)
13.03.15
Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникать? НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ:
Музыкальные композиции пройденные в течении раздела.
Устный опрос
26 (10)
20.03.15
Что происходит при взаимопроникновении лёгкой и серьёзной музыки? НРК: Основные особенности искусства народов России.
ПЕНИЕ:
Музыкальные композиции пройденные в течении раздела
Устный опрос
27
3.04.15
Великие наши современники (8 ч.)
Творчество Л. Бетховена. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства.
ПЕНИЕ: «Верный Джонни»
Рондо, Л. Бетховен - слушание; «Верный Джонни», Л. Бетховен - разучивание.
Устный опрос
28
10.04.15
Можно ли назвать Бетховена великим нашим современником и почему, если это не так?
ПЕНИЕ:«Верный Джонни»
Экоссезы, Л. Бетховен - слушание; «Верный Джонни», Л. Бетховен - исполнение.
Устный опрос
29
17.04.15
Творчество М. П. Мусоргского. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства
ПЕНИЕ: «Исходила младешенька»
«Сцена смерти Бориса» из оперы «Борис Годунов», М. П. Мусоргский - слушание, музыкальный анализ; «Исходила младешенька» (рус, нар, песня) - пение.
Устный опрос
30
24.04.15
Можно ли назвать Мусоргского великим нашим современником и почему, если это не так?
ПЕНИЕ:«Исходила младешенька»
«Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский - слушание, музыкальный анализ. «Исходила младешенька» (рус, нар, песня) - пение.
Устный опрос
31
8.05.15
Творчество С. С. Прокофьева. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства
ПЕНИЕ: «Зелёная рощица»
«Классическая симфония», С. Прокофьев - слушание. «Зелёная рощица» - исполнение.
Устный опрос
32
15.05.15
Можно ли назвать Прокофьева великим нашим современником и почему, если это не так?
ПЕНИЕ:«Зелёная рощица»
«Классическая симфония», С. Прокофьев - слушание. «Зелёная рощица» - исполнение.
Устный опрос
33
22.05.15
Кого можно назвать великим
современником? Великие наши современники.
ПЕНИЕ: Подготовка к уроку-концерту
Подготовка к уроку-концерту
Устный опрос
34
29.05.15
Обобщение всего года.
Урок-концерт
Урок-концерт
Учебно-методическое обеспечение:
-
Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: дрофа, 2008.
-
Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 1- 8 классы М.: Просвещение. 2007
Методическая литература для учителя
Кабалевский Д.Б. Сила искусства. - М.: Молодая гвардия, 1994.
Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. -М.:2005.
Митхеева Л.И. Музыкальный словарь в школе. Учебное пособие. - М.: 2003.
Васина - Гроссман В.А. М.И.Глинка. - М.: Музыка, 1992.
Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. - М.: Музыка, 1992.
Е.И.Карабчевская, Детская энциклопедия «Музыка и музыканты», М., 2007 г.
Н.Н.Рябенко «Уроки музыки в 1-7 классах», М., Просвещение 2006 г.
В.М. Самигулина, Поурочные планы 1 - 7 классы, Издательство «Просвещение», 2007 г.
И.Д.Агеева, Занимательные материалы по музыке. ТЦ «Сфера» ,2006 г.
С.А.Левина, «Занимательные музыкальные минутки», Издательство «Учитель», 2004г
Е.И.Карабчевская, Детская энциклопедия «Музыка и музыканты», М., 2007
Энциклопедия классической музыки «Шедевры классической музыки»;Научно - методические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе».
Научно - популярная и справочная литература для учащихся:
Шедевры мирового оперного искусства. История создания. Либретто. - Киев 1993.
Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. М.: 1996.
Воспитание музыкой. - М.: Просвещение, 1991.
Тарасов Л.И. Музыка в семье. Муз. - Ленинград: Детская литература.1995
Интернет-ресурсы
dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа: classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны - Электронный ресурс. Режим доступа: www.predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. - Электронный ресурс. Режим доступа: days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. - Электронный ресурс. Режим доступа - www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/
Житие святителя Андрея Критского. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.sedmitza.ru/text/187642.html
Житие преподобного Иоанна Дамаскина. - Электронный ресурс. Режим доступа: theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html
Житие преподобного Романа Сладкопевца - Электронный ресурс. Режим доступа: lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html
Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/
Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.vstrana.ru/</</p>
24