- Учителю
- Программа Внеурочной деятельности по музыке ФГОС (1-4 классы)
Программа Внеурочной деятельности по музыке ФГОС (1-4 классы)
Пояснительная записка.
Программа «Домисолька» относится к художественно - эстетической направленности, так как осуществляет образовательную и воспитательную деятельность детей и требует от ребёнка большой творческой активности и умственного напряжения: он учится сравнивать своё пение с исполнением других детей, стремится повысить свой уровень.
Воспитание подрастающего поколения - многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. Одной из важных форм является влияние на духовное воспитание личности посредством занятий в музыкальных коллективах. Музыка во внешкольных учреждениях - источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности - раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей.
Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Но, к сожалению, изучение музыки в рамках школьной программы не дает возможности более глубокого представления о музыке, как виде искусства.
Программа «Домисолька» является актуальной в данное время, так как обучает
ребенка умению слушать музыку и размышлять о ней, развивает музыкальные
способности и воображение, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, порой убеждает его сильнее, чем полученная другим способом информация.
Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки. Пение- это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Педагогическая целесообразность программы содержится не только в воспитательном значении обучающихся, но и в положительном влиянии на физическое развитие детей: укрепление регуляции сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, укрепление голосовых связок, развитие речи.
Цель: совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке.
Задачи:
-
выявление и развитие певческих способностей у детей;
-
формирование навыков певческой культуры;
-
расширение музыкального кругозора, знакомство с высокими образцами современной музыки;
-
обучение музыкальной грамоте;
-
развитие музыкальных способностей;
-
воспитание художественно- эстетического вкуса.
Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях обучающиеся знакомятся с различными видами музыкальной деятельности, где приобретают определенные знания и умения:
-
Пение учебно - тренировочного материала способствует развитию голоса и слуха, отрабатывают дикцию, развивают речь;
-
Слушание музыки - развивает усидчивость, совершенствует эмоциональную сферу и эстетический вкус;
-
Сольные песни - вырабатывают качество исполнения, развивают певческую культуру;
-
Воспитательно - познавательные мероприятия знакомят с детскими композиторами - классиками; обогащают знания о музыкальных инструментах;
-
Музыкальные игры способствуют сплочению коллектива, развивают уверенность и внимание к окружающему.
Содержание программы учитывает последовательность и систематичность обучения, с учётом возрастных особенностей, а также индивидуальность в творческом развитии личности.
Программа «Домисолька» рассчитана на 4 года обучения для детей 11-14 лет.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу . Для реализации данной программы используются групповые и индивидуальные формы обучения, игровые методы работы, занятие- главным принципом которого является создание атмосферы эмоционального комфорта, успеха, доброжелательности, поддержки творческого самовыражения, открытые и комбинированные занятия, тематические беседы и прослушивания.
Формой контроля являются кроссворды, ребусы, загадки, музыкальные викторины, тестирование и анкетирование.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате прохождения программы обучающиеся приобретут:
* правильную певческую установку
*петь в диапазоне до1 - ре2, фа2.
*правильно формировать гласные, чётко произносить согласные
*умение петь выразительно, осмысленно естественным природным звуком
Формы подведения итогов реализации программы: кроссворды, ребусы, загадки, музыкальные викторины, тестирование и анкетирование, конкурсы, фестивали, смотры, творческие отчёты.
Прохождение курса двухгодичной программы «Домисолька» предусматривает приобретение следующих знаний, умений и навыков:
-
Правильную певческую позицию;
-
Правильную певческую установку;
-
Эмоциональное исполнение песен разного характера;
-
Знание терминологии вокального искусства
Учебно- тематический план.
1 год обучения
№
Наименование разделов
Кол- во
часов
Теория
Практика
Вводное занятие.
1
1
1.
Готовимся к встрече с музыкой.
14
2
12
2.
Музыкальные жанры.
7
1
6
3.
Развиваем образное мышление и память.
6
1
5
4.
Изучаем свойства музыкальных звуков.
7
1
6
ИТОГО:
35
6
29
Содержание программы.
Вводное занятие. (1 ч.)
Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности.
Практическая часть:
Анкетирование: «Творческий ли ты человек?»,
Тест: «Любишь ли ты музыку?»,
Игра «Давайте познакомимся!»
1.«Готовимся к встрече с музыкой» (14 ч.)
Представление о разговорной и музыкальной речи. Знакомство со строением голосового аппарата. Понятие «вокал» как искусство пения.
Практическая часть:
Фонетические упражнения для развития певческого голоса - артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения.
Дидактические игры: «Озвучь голосом», «Давайте познакомимся», «Что любят артисты? Что любят зрители?», « Как мы зрителями стали», «Звуки шумовые и музыкальные», «Что шумит, а что звучит».
Ребус «Музыка начинается с тишины».
2. «Музыкальные жанры» (7ч)
Знакомство детей с музыкальными жанрами: Песня (колыбельная), Танец (полька, вальс), Марш; сходство, различие между жанрами, их значение в жизни человека.
Практическая часть:
Музыкально- дидактические игры: «Угадай танец», «Назови автора», «Определи жанр».
Формы контроля: «Встреча трёх китов»
3.«Развиваем образное мышление и память» (6 ч).
Окружающие звуки. Различие звуков. Понятие «Инструментальная и вокальная» музыка.
Практическая часть:
Игры: «Что в корзине», «Угадай настроение», «Подари песню».
4.Изучаем свойства музыкальных звуков. (7 ч)
Элементы музыкальной речи - мелодия, ритм.
Практическая часть:
Музыкально- дидактические игры:
«Карусель», «Узнай по- голосу», «Научи матрёшек танцевать», «К нам приехал пароход», «Как звучит?», «Хитрая лиса», «Теремок», «Путешествие по звукоряду», «Бубенчики»; ребусы «От А до Я».
Учебно- тематический план.
2 год обучения
№
п\п
Наименование разделов
Кол-во
часов
теория
практика
Вводное занятие
1
1
1.
Изучаем свойства музыкальных звуков
16
1
15
2.
Развиваем внимание и воображение
12
1
11
3.
Познавательные игры с музыкальными инструментами
6
1
5
Итого:
35
4
31
Содержание программы.
1. Изучаем свойства музыкальных звуков (16ч.)
Элементы музыкальной речи -. динамика, темп, тембр, лад, регистр, интонация.
Формы контроля: «Путешествие в страну Звукляндию», "Загадки Королевы Гармонии"
2. «Развиваем внимание и воображение» (12 ч)
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения. Система записи музыкальных звуков.. Импровизация. Песенки -попевки. Знакомство с композитором- классиком П.Чайковским. Музыкальный альбом «Времена года».
Практическая часть:
Сочинять простые песенки- попевки, импровизировать на заданную тему.
Музыкально- дидактические игры: «Сочини песенку», «Музыкальное эхо», «Кто как поёт».
Форма контроля:
«В стране весёлых песен»
3.Познавательные игры с музыкальными инструментами» (6 ч)
История возникновения и создания музыкальных инструментов. Шумовые инструменты. Техника изготовления
Практическая часть:
Игры: «Мы ходили на концерт», «Кто больше назовёт», «Угадай-ка», «Шумит, поёт, играет».
Музыкальный репертуар:
Песние: «Петь приятно и удобно» А.Абелян
«Песенка про дикцию» А.Абелян
«Я красиво петь могу!» А.Абелян
«Про меня и муравья» А.Абелян
«Прекрасен мир поющий» А.Абелян
«Простая песенка» А.Абелян
«Игрушечный солдатик» Л.Вихарёва
«Ябеда» Р.Гуцалюка
«Кашалот» Р.Паульс
«Разноцветная игра»
«Почётней дела нет!» Е.Шкловский, О.Девочкина
«Зимнее утро»
«Маленькая мама» Г.Струве
«Доброе лето» В.Урванцев
«Осенние дорожки»
«Зимняя сказка»
«В море» М.Парцхаладзе
Слушание: «Девочка и дождик»
«Полька» А.Абелян
«Колыбельная» И.Спендиаров
Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римский - Корсаков
Марш Тореодора из оперы «Кармен» Ж.Бизе
«Матушка, матушка, что во поле пыльно?» р.н.п.
Ария Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка
«Очи чёрные» Джазовая обработка
«Вальс» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
«Марш» С.Прокофьева
Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Воспитательно- познавательные мероприятия:
«Сказка о живом и мёртвом времени»
Беседа «Танцы, танцы, танцы»
«Что такое «эхо» и где оно прячется?»
Беседа «Самый древний инструмент»
Сказка «Карандаши и звуки»
Сказка «Как появились музыкальные инструменты»
Беседы «Композиторы - детям»
Сказка «Фломастеры, которые слышали музыку»
Беседы: «Гигиена голоса», «Первая доврачебная помощь», «Закаливание организма»
Беседа «Инструменты разные, но все они прекрасные!»
Учебно - тематический план
3 год обучения.
№
Наименование разделов
Кол-во
часов
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
1.
Вокальный букварь.
25
5
20
2.
Музыкальная грамота.
9
2
7
Итого:
35
8
27
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.).
Тестирование «Всё ли вы знаете о вокале?»
Игра «Кто взял ключи от буфета?»
1.Вокальный букварь (25 ч.)
Строение голосового аппарата. Голос и слух. Процесс голосообразования. Понятие «резонаторы», «вокализ» . Дыхание. Виды дыхания. Артикуляционный аппарат. Дикция. Постановка голоса. Атака звука. Звуковедение. Закаливание организма. Расстройства голоса. Болезни горла.
Практическая часть:
Фонетические упражнения для развития голоса.
Музыкально - дидактические игры: «Я вдыхаю аромат», «Поиграем с зеркалом», « Веселушки».
2. Музыкальная грамота ( 9 ч.)
Элементы музыкальной речи. Средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, лад, темп, интонация, ритм. Нотное письмо как способ записи музыки.
Практическая часть:
Пение по нотам. Музыкально-дидактические игры: «Весёлый поезд», «Найди пару», «Угадай- кА», «Цветочная музыка», «Тик-так», «Ритмические зарисовки», «Нотные ступени», «Поиграем в звукоряд»
Учебно- тематический план
4 год обучения.
№
п\п
Наименование разделов
Кол-во
часов
теория
практика
Вводное занятие
1
1
1.
Музыкальная грамота.
15
5
10
2.
Музыкальные жанры.
14
2
12
3.
Воспитательно- познавательные мероприятия.
5
1
4
Итого:
35
9
26
Содержание программы
1.Музыкальная грамота (15ч.)
Система записи музыкальных звуков. Нотная грамота- скрипичный ключ, ноты, нотоносец. Основные нотные обозначения.
2. Музыкальные жанры ( 28 ч.)
Жанры в музыке. Музыкальный язык песни. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Общее и особенности в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально- образном строе. Виды музыки- вокальная, инструментальная. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Практическая часть:
«Эти разные марши», «Танцы, танцы, танцы»»
Формы контроля: «Вместе весело шагать»
3.Воспитательно- познавательные мероприятия (5 ч.)
Музыкальные стили и направления . Музыка далёкого прошлого. Концертный зал- симфония, концерт, опера, балет.
Практическая часть:
«Мультпарад», «Под знаком Зодиака»,
Форма контроля: «К нам приехали гости»
Музыкальный репертуар:
Пение: «Я буду ждать»
«Сороконожка» Л.Вихарёва
«Катерок» А.Варламов
«Рыбалка удалась!» И.Челноков
«Принцесса»
«Весёлое лето»
«Помогите кенгуру!» Л.Вихарёва
«Баба Нина» Л.Вихарёва
« Божья коровка» К.Костин
«Звонкие голоса» К.Костин
«Ква - кваки» Г.Мовчан
«Все знают» М.Протасова
«Утро» Р.Гуцалюка
«Весёлое лето»
«Песенка про гласные»
«Семь нот»
«Песочница»
«Домовой»
«Маленький музыкант»
Игры: викторина «С песней по жизни» , «Угадай мелодию»
Слушание: «Вальс»Рождественский
«»Вокализ» С.Рахманинов
«Тоска» Пуччини
«Аида» Д.Верди
«Нос» Д.Шостакович
«Игрок» С.Прокофьев
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский
Дидактические игры: «Поиграем в звукоряд», «Нотные ступеньки», «Кто в домике живёт?»
Методическое обеспечение программы.
Прежде чем приступить к работе
над воспитанием вокальных навыков необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались не напряжённо. При пении стоя и сидя корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят.
Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. Певческая установка организует самый процесс пения и прежде всего дыхания.
1. Певческое дыхание.
Дыхание в пении имеет исключительные значение- это источник энергии для возникновения звука. Как дети, так и взрослые пользуются при пении дыханием, с преобладанием грудного, то брюшного типа.
При этом дыхании в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Следует помнить, что певческое дыхание вырабатывается только в активном певческом процессе.
Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения, красивый, полётный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием- есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.
Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента теснейшим образом связаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Ребёнок должен освоить вдох перед началом пения. Различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения, различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но тоже активное в медленных). Расходовать дыхание так, чтобы его хватало до конца фразы. Сначала в песнях с короткими фразами, разделительными паузами (цезурами), или заканчивающиеся на долгом звуке.
2. Звукообразование, дикция, артикуляция.
Педагог должен научить детей петь естественным, лёгким, звонким, но не напряжённым звуком. Пользоваться в основном мягким началом звукообразования (мягкая атака звука), петь активно (не крикливо, мягко, но не вяло). Ясно выпевать гласные звуки, одновременно округляя их звучание.
Так как пение осуществляется только на гласных, то именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонирования, регистровая ровность) и техника.
Естественно красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания.
Согласные в пении должны произноситься предельно кратко, так как многие из них требуют значительного выдоха или активного движения языка. Именно эти причины и указывают на краткость, чёткость произношения согласных.
Итак, гласные должны звучать полно, широко, а согласные - чётко, энергично, коротко.
Для решения всех вокальных задач на начальном этапе работы по развитию и формированию певческих навыков используются артикуляционная гимнастика, фонетические упражнения, вокальные упражнения.
Методические рекомендации.
Развитие творческих способностей обучающихся пению проходит поэтапно:
Выявление природных данных;
Обучение, развитие определённых навыков и умений;
Организация творческой деятельности.
Прежде чем приступить к занятиям, следует внимательно прослушать ребёнка, определить наличие музыкального слуха, вокальные возможности, чувство ритма.
При прослушивании:
*Ребёнок должен пропеть несложную песню без сопровождения;
*Пропеть знакомую мелодию с сопровождением;
*Повторить заданный ритм;
*Найти на клавиатуре звук, сыгранный педагогом.
Уровень развития музыкальных способностей обучающихся неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие- менее; есть дети способные, но стеснительные. Необходимо поощрять и развивать ребёнка, а не исправлять недостатки. Для активизации творческой деятельности детей следует использовать дифференцированный подход с учётом возрастных, психофизических особенностей ребёнка. В основе обучения лежит наглядный метод, повторность и образно- игровой материал.
Работая с детьми нельзя забывать об охране детского голоса. К началу обучения пению у ребёнка в 7- летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении дети делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологическое оправданное певческое воспитание.
Рабочий диапазон голоса ребёнка 7 лет между ре первой и ре второй октавы. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этого возраста.
Переход на стадию развития детского голоса (10-11 лет) происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок - её середину. В результате у ребёнка наблюдается появление певческий «узелков», неровностей на краях связок.
Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте- си малой и до-ре второй октавы.
Для развития певческого аппарата необходимо:
распевать детей в естественной для них тесситуре, избегая напряжённого звучания;
добиваться чистоты и непосредственности в интонировании;
Приложение
Детям о Чайковском
Цель и задачи: Познакомить детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского на примере произведения «Детский альбом»; Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку разного характера, музыкальную память;
Воспитывать любовь и уважение к великому русскому композитору.
Оборудование: Портрет композитора, кассета «Детский альбом», иллюстрации к произведениям.
Ход занятия.
- Есть на Урале небольшой городок- Воткинск. Много лет назад в этом городке родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого - нибудь обидеть и огорчался, если кто -то другой был невнимательным к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно. Он был горазд на выдумки, на забавные истории и весёлые игры. Няня считала, что у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверное так оно и было.
Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда- нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него. Он не знал, что из них складывается мелодия. Петя был очень внимателен, и музыка его заставляла то радоваться, то печалиться. Мелодии внутри него так громко звучали, что порой сильно мешали. Он не знал, куда от них деваться.
Однажды произошёл такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был вначале оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушёл к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в комнате в кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. А он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от неё, она не даёт мне покоя». Няне пришлось успокаивать до тех пор, пока он не уснул. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом и полюбили за то, что он любил людей, природу, свою Родину, и за то, что весь свой путь он выразил в музыке.
Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут П.И.Чайковский. У него был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему и был посвящён «Детский альбом», заполненный необычайно забавными пьесами. Сколько их тут! Знакомый «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», танцы, песни…
Бом, бом, бом, бом.
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много, много лет назад.
Загадка: Они в коробочке лежат,
Но если их достать-
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьём,
Похожи словно братики.
Кто скажет, как мы их зовём?
Дети: Конечно же солдатики!
Слушание «Марш деревянных солдатиков».
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Из всей математики
Знают только «раз- два - три».
- Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья- это летит Баба Яга.
Нос крючком, зубы торчком
А в волосах ветер свищет.
Куда несётся старая?
На какие дела злые?
Слушание «Баба Яга».
Тихо- тихо, тишина
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится,
И она поправится.
Слушание «Болезнь куклы».
Кукла вальс танцует старый,
Пара кружится за парой.
А юла, юла, юла
Себе пары не нашла.
Кто с юлой подружился,
Тот и сам закружился.
Слушание «Новая кукла».
- А вот и полька, польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в косичках с надутыми от старания губами, легко проскакал зайчик, а за ним поспешил усатый охотник в огромных сапогах. Но зайчик не боится охотника, ведь всё это карнавал, и только в праздники вместе танцуют охотник и зайчик…
Слушание «Полька».
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто, с вышины,
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!».
Слушание «Песня жаворонка».
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Могут песней- полусказкой
Нас шутя развеселить
И весёлой русской пляской
В хороводе закружить.
Ну- ка, парни, ну, девицы!
Нам ли в танце не кружиться!
Все танцуют до упаду.
Музыкантов ждёт награда.
Скрипка, флейта, контрабас
Постараются для нас.
Нам нельзя остановиться,
Белый свет в глазах кружится,
Пляшут сердце и душа.
Больно пляска хороша!
Слушание «Камаринская».
Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом».
Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой.
АРТИКУЛЯЦИОННА ГИМНАСТИКА
1 ЦИКЛ
1.Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.
2.«Шинковать» язык, т е, покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторяйте эту процедуру 4-8 раз.
3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это ещё больше увлажнит рот.
4.Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. На щелчках выстроить унисон (фа- соль).
5.Упражнение «иголочка»- протыкание верхней губы, нижней, щёк. Повторить 8-10 раз.
6.Упражнение «щёточка»- проведите языком между дёснами и губами, как бы чистим зубы языком.
7.Покусывание губ- от одного края до другого нижнюю, затем верхнюю.
8.Выворачиваем нижнюю губу- «обиделись»; поднимаем верхнюю губу- «обрадовались».
9.Рисуем круг, квадрат вытянутыми вперёд губами.
10Массаж лицевой мускулатуры, постукивая кончиками пальцев по лицу, начиная от корней волос и вниз интенсивно, но без боли.
11.Без скольжения пальцев по коже продавливаем круговыми движениями пальцев всё лицо.
Происходит питание мышц продавливающим массажем, питание кровообращением.
12.Поставьте указательные пальцы под глазами на мышцы щек т ощутите, что эти мышцы двигаются, как бы поднимите пальцы этими мышцами. Повторите 6-8 раз.
13.Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, что переносица может работать, может сокращаться.
14.Упражнение «злая кошка»- обнажить верхние и нижние 4 зуба, форма рта- прямоугольник.
1.«Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10-30 секунд.
2.«Ворона». Произносите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз, беззвучно.
3.«Колечко». Напряжённо скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делать закрытым ртом несколько раз.
4.«Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5.«Зевота». Вызывать искусственно, несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом.
6.«Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-9 раз.
7.«Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведёт к натуральному веселью.
1.Активно вдохнуть и выдохнуть через нос 6 раз.
2.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот 6 раз. Своеобразный « массаж» связок.
3.Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос 6 раз.
4.Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю по 6 раз.
5.Вдохнуть через нос, выдохнуть плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).
6.Надуть щёки, как шар. Резко «выдохнуть» воздух через «губы- трубочку». Это упражнение активизирует мышцы щёк и губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.
7.Беззвучно сказать «ы». Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов. Упражнение активизирует мягкого и твёрдого нёба.
8.Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.
9.Дышать через губную гармошку.
Втянуть, как насос, воздух через гармошку до полного объёма ваших лёгких, а потом выдохнуть постепенно весь воздух. Время упражнения увеличивать.
10.«Мычание» на удобной тесситуре, после дутья в гармошку. Хорошо перед «мычанием» открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычание на хорошем продохе.
11.Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: «ох, ах». Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать с вдохом.
12.Лёгкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щёки по направлению у ушам, массаж носа: от крыльев вверх до переносицы и в стороны по подбровьям.
« ЭТИ РАЗНЫЕ МАРШИ»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с жанром «марш»; рассмотреть жизненные обстоятельства,
при которых звучит марш, научиться различать разные виды маршей.
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске «кит марш», Три карточки- красная, жёлтая, зелёная для
игры, портреты композиторов,
Ход занятия.
1 Орг. Момент, музыкальное приветствие.
2 Основная часть.
Вступительное слово.
«МАРШ»- это французское слово, означает ходьба, движение. От этого слова и пошло наше- маршировать, то есть ходить особенным, ладным и чётким шагом. Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, чёткая и в тоже время не быстрая. Бегать и прыгать под неё не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить- одно удовольствие. И называется такая музыка- марш. Их очень любят немцы, даже многие песни у них похожи на марши. Издавна немецкие народы воевали с другими странами. Это очень организованная нация, любит порядок во всём и хорошо относится к своей армии, а для солдат марш очень понятен и нужен службе, так как под такую музыку легче ходить в строю.
Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.
- Для кого пишут марши?
- Когда и где вам приходилось слышать марши?
Рассмотрим виды маршей.
А) пионерские (слушание). Пионеры- это школьники, состоящие в пионерской организации. Сейчас их нет, но недавно, 20 лет назад, они были. Эти дети брали шефство над пожилыми, сиротами, помогали отстающим в учёбе, собирали макулатуру, металлолом. В пионерскую организацию не принимали детей с плохим поведением или неуспевающих.
Б) физкультурный, спортивные марши- их музыка словно сама подсказывает красивый, чуть пружинящий, мягкий спортивный шаг. (слушание).
- Где можно услышать такие марши?
В) Военные марши. (слушание).
- Как вы думаете, для кого этот марш? Почему?
Г) Праздничные марши. Где они звучат? (слушание «День Победы»). Пожалуй, это самый торжественный марш. В нём любовь к родине, прославление страны.
- Что ещё , кроме парада, бывает в День Победы? (салют).
Д) - А для вас какой должен звучать марш? Почему? Обычно дети маршируют с флажками. Давайте и мы с вами пройдём по комнате.
Звучит Марш С.Прокофьева.
- Поднялось ли у кого- нибудь настроение?
Итак, музыка нужна человеку в радости и в горе.
Е) Существует ещё один вид марша- похоронный. Это последнее шествие человека. Такие марши очень серьёзные, спокойные и грустные. (слушание «Похороны куклы» П.Чайковский)
Ё) А вот композитор Ф.Мендельсон сочинил «Свадебный марш».
- Послушайте и определите характер музыки.
Ж) - А как бы вы назвали этот марш? Кому он принадлежит?
Это- «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский.
-Итак, какие марши вы запомнили?
3 Знакомство с ритмом в музыке.
У каждого человека есть пульс. Найдите его у себя. Пульс- это ритм нашего сердца. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда. Кто из вас обращал на это внимание? Ритм нашего сердца зависит от состояния здоровья или эмоционального состояния ( у больных- быстрее, у здоровых- медленнее). И в музыке тоже есть свой пульс, он зависит оттого, о чём рассказывает музыка. Пульс- это чередование сильных и слабых долей. Какой пульс в марше. Есть такой прибор- метроном, который может создать любой пульс для музыки. А мы с вами можем поиграть в игру- загадку «Кто идёт?»
Игра «Кто идёт?»
4 Работа по определению признаков отличия в маршах.
- Давайте разберёмся, какие признаки отличают один марш от другого?
Работа с карточками.
- Будем сравнивать военный марш и игрушечный.
5 Игра «Парад».
-Скажите, а что общего у всех маршей?
-Какой инструмент все марши любят? (барабан)
Так как у нас 2 ноги, то удобней будет считать «раз, два».
Дети делятся на три команды. 1- имитируют игру на барабане (красная карточка), 2- хлопают (жёлтая карточка), 3- маршируют (зелёная карточка).
6 Разучивание песни- марша «Бравые солдаты»
- А ещё у нас сегодня на занятии песня- марш.
Разбор песни по схеме: слушание, определение характера, содержание. Разучивание мелодии по руке учителя, исполнение- мальчики, затем девочки, все вместе (1 куплет).
7 Итог занятия.
-Скажите, вы хорошо поняли, что такое марш?
- Какие вы запомнили марши?
- Что общего и чем отличаются?
- Что нового узнали на занятии?
- Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо, всем спасибо!
-
Что заказывает тот, кто платит? ( Музыку)
-
Какой музыкальный инструмент дорог к обеду? (Ложка)
-
Самый «драчливый» музыкальный инструмент? (Барабан)
-
На каком инструменте сидели две первые буквы русского алфавита (На трубе)
-
Среднеарифметическое пианино и баяна - это… (Аккордеон)
-
Представители какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место- в яме!»? (Музыканты)
-
Назовите популярную сегодня «фабричную» группу, которая в одной из своих песен поёт о потере решений математического уравнения? (Группа «Корни»)
-
Какие ноты можно извлечь из кухонной утвари: кастрюли, тарелки, блюда, сита? (Ля, Ре, До, Си)
-
Какой музыкальный инструмент в асфальт закатывают? (Альт)
-
Какой музыкальный инструмент есть в каждой организации? (Орган)
-
Какие две буквы превращают садовую лейку в народный музыкальный инструмент? (Ж и А : Жалейка)
-
Сколько нот можно извлечь из фагота? (Фа)
-
Какая нота портит пение? (Си)
-
В названии какой реки три ноты? (МисСиСипи)
-
В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? ( В Гимназии)
-
Каким озером любуются в театре? ( «Лебединым»)
-
Каким композитором можно выстрелить из ружья? (Бахом)
-
Каким может быть и стул и вальс? (Венским)
-
Что, если верить В.Шаинскому, получается, если к словечку прибавить словечко? (Песенка)
-
Назовите музыкальное «изобретение рыцарей» (Серенада)
Игровые приёмы в работе с детьми
Занятия значительно активизируются, если использовать различные приёмы работы, основанные на игровых, соревновательных, проблемных принципах.
-
«Пение и хлопки».
Неожиданный музыкально- ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни: дети делятся пополам; одна половина поёт мелодию песни, другая- отхлопывает ритм этой песни. При этом создаётся своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот приём, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает детей.
-
«Узнать песню по ритму».
Педагог отхлопывает ритм одной из песен, разученных недавно. По ритму дети пытаются определить, какая это песня.
-
«Педагог и дети».
Приём заключается в перемежающемся пении: несколько тактов поёт педагог, а затем мотив подхватывают дети. Показать детям вступление можно самыми различными способами: дирижёрский жест, внезапное прекращение пения, громкий аккорд фортепиано, хлопок и т. д. Замечено, что в процессе разучивания этот приём активизирует внимание детей, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.
-
«Эхо».
В процессе разучивания вокальных упражнений (песни) педагог предлагает поиграть в эхо. Суть игры в следующем. Педагог под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада, ритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного- двух тактов, пропетые педагогом, его мелодию сразу же, как эхо, смогли повторить дети. Игра проходит так: педагог поёт 2 такта и, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая детям возможность повторить то, ч о только что было им пропето. Затем импровизирует следующие 2 такта, которые за ним повторяют дети. И так до конца .
5. «Уши- назад!»
Суть приёма заключается в том, что в процессе пения дети по команде педагога» «Уши- назад!» прикладывают к ушам спереди ладони, в результате чего они начинают лучше слышать пение товарищей сидящих или стоящих сзади. И, удивительное дело, общее звучание и интонация при этом значительно улучшается.
1.Никогда не выходите сразу после пения на улицу, особенно в холод. Выработайте привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. После горячей еды и питья подождите в помещении 15-30 минут, иначе начнутся катары.
2.Не разговариваете на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Для голосового аппарата чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая лёгкая возможность для простуды.
3.Следите за своей обувью, особенно в сырость и холод. Это верная простуда
4.Головной убор должен быть лёгким и тёплым.
5.Дышите по возможности через нос. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекции.
6.Не пойте в помещениях, где курят или курили.
7.Речь и пение после еды затруднены, выдержите паузу 1 час.
8.Проветривайте помещение, следите, чтобы в нём не было сухо и пыльно.
Список литературы для педагога:
И.Д.Агеева. Занимательные материалы по музыке, кино, театру. Методическое пособие. Москва, 2006 г.
Е.М.Пекерская. Сборник «Вокальный букварь». Кемерово, 2006 г.
А.Абелян Сборник песен «Как Рыжик научился петь».
И.Кончева, А.Яковлева Вокальный словарь. Л.1986 г.
С.Железнов, Е.Железнова. Азбука- потешка. Русские потешки и считалки с нотками- картинками. Москва, 2001 г.
Т.Н.Образцова. Музыкальные игры для детей. Москва, 2005 г.
Ю.Б.Алиев.Настольная книга школьного учителя- музыканта. Москва, 2002 г.
24