7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности 'Капелька'

Программа по внеурочной деятельности 'Капелька'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня, а также современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальном объединении пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то впоследствии, дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального объединения, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки - трогать сердца. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Программа по внеурочной деятельности «Капелька» имеет художественно-эстетическое направление.

Детское вокальное объединение «Капелька» было создано в 2013 году как ответ на запрос со стороны детей и их родителей на развитие детского голоса, приобщение детей к вокальной культуре, и, в более широком плане, на приобщение их к музыкальной культуре в целом.

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.

Данная программа является модифицированной, художественно-эстетической направленности.

Составлена на основе программ под авторством: Л.Л.Куприянова, Л.В. Шамина, Л.Н. Перышкина.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Опасная тенденция увлечения молодых педагогов «сенсационными» и мало проверенными методиками обучения детей пению может нанести непоправимый вред развивающемуся детскому голосу.

Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным природным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Дети объединения учатся петь, каждый участник - солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в ансамбле.

Обучение детей сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актёрского мастерства является отличительной особенностью настоящей комплексной программы.

Участник студии должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению ребёнка способствуют занятия сценическим движением.

Занятия вокального объединения «Капелька» органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.

С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. Репертуар студии разнообразен: от классики до народных песен.

Программа обучения в объединении включает несколько блоков, среди которых превалирующим является «Сольное пение». В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука.

Цель программы - создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Основные задачи:

- дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения;

- развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;

- сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);

- повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;

- воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детского голоса и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков: пение (сольное и ансамблевое).

Программа рассчитана на обучение детей в течение 4 лет. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. В вокальное объединение принимаются дети в возрасте от 7 до 10 лет. Количество обучающихся в каждой группе по 15, общее количество в текущем учебном году 60 человек.

В соответствие с этим учебные группы формируются следующим образом:

1 группа 7 лет

2 группа 8 лет

3 группа 9 лет

4 группа 10 лет

Этапы обучения включают индивидуальные занятия, ансамблевое пение. Занятия для 1 и 2 группы проводятся два раза в неделю по 40 минут, 3 и 4 группы занимаются 1 раз в неделю по 40 минут. Общее количество часов в год 198.

В репертуаре пения используется материал вокальной классики, народной музыки и современного детского песенного репертуара.


Формы и методы обучения

Основная форма обучения - учебное занятие:

- индивидуальные занятия (сольное пение),

- групповые занятия (пение в вокальном ансамбле).

Дополнительными формами занятий являются:

- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;

- посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимися;

- творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими вокальными коллективами;

- концертные выступления.

На занятиях используются следующие методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.


Ожидаемые результаты

Основным образовательным результатом осуществления комплексной программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии студии. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация учащихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей, декларируемых пафосом репертуара студии.

Первая и вторая ступень обучения:

-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально - творческому самовыражению (сольное пение, пение в ансамбле, участие в импровизациях, участие в музыкально - драматических постановках);

-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

-проявление навыков вокально деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

-уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

-умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.

Третья и четвертая ступень обучения:

-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (сольное пение, в ансамбле, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках);

-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

-проявление навыков вокально деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментальное пение в терцию, фрагментальное отдаление и сближение голосов - принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение, а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Развивать сольную деятельность: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально - творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень

  • принцип успешности;

  • принцип творческого развития;

  • принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень

  • формирование осознанного восприятия музыкального произведения;

  • иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;

  • знать приемы работы над песней; иметь представления о средствах создания сценического имиджа;

  • уметь соблюдать певческую установку.

Третий уровень

  • самостоятельно создавать образ исполняемой песни;

  • уметь петь сольно и в ансамбле;

  • видеть другие сферы применения своим знаниям умениям и навыкам;

  • самостоятельно создавать образ исполняемой песни

Предметными результатами занятий по программе вокального объединения можно выделить:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • овладение основами музыкальной культуры.

Метапредметные результаты:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;

  • культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

  • приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностные результаты:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;

  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Одним из результатов внеурочной деятельности является решение задач воспитания - осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.

Ценностные ориентиры вокального объединения соответствуют основным требованиям Стандарта: патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу; гражданственность - долг перед Отечеством; семья - любовь и верность, забота, уважение к родителям, забота о старших и младших; личность - саморазвитие совершенствование, самоуважение, достоинство, любовь к жизни, способность к личностному и нравственному выбору; труд и творчество - уважение к труду, творчество, целеустремлённость и настойчивость; наука - стремление к познанию и истине, научная картина мира; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всём мире, уважение культур и народов.

Формы и виды контроля:

  • беседа;

  • практические занятия;

  • занятие - постановка, репетиция;

  • заключительное занятие;

  • система специальных вокальных упражнений;

  • индивидуальная работа с учащимися;

  • выездное занятие.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие: пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.3. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.4. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Тема 2. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа над произведениями зарубежных композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей, созданного зарубежными композиторами (Р. Шуман, Ф. Шуберт, И.С. Бах, Л. Бетховен и др.). Освоение произведений различных жанров (песня, миниатюра, баллада и т.д.). Освоение средств исполнительской выразительности динамики, темпоритма, фразировки, штрихов и т.д. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента; сольно и вокальным ансамблем.

Тема 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

4.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

4.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. (Подбор произведений и план выездов определяется ежегодно в контексте комплексных программ школы: «Наша Земля - наше наследие», «Каникулы», «Праздники детства»).



Второй год обучения

Тема 1. Закрепление понятия певческой установки.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гитара).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада, ариэтта и т.д. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

Тема 4. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

4.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

4.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Третий - четвёртый года обучения

Тема 1. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.

Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня - совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

Тема 3. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. *Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Самостоятельный подбор сценических движений (элементов акробатики) к изучаемому произведению.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.

• Творческие задания для самостоятельной работы.

Тема 4. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

4.2. Анализ музыкальных произведений.

Учебно-тематический план

1 класс



Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Вводное занятие: пение как вид музыкальной деятельности.

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Строение голосового аппарата.

Правила охраны детского голоса.

Понятие о певческой установке.

12


3

3

3

3

6


2

2

1

1

18


5

5

4

4

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Формирование детского голоса.

Звукообразование.

Певческое дыхание.

Дикция и артикуляция.

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

2

1

1

12

3

3

3

3

14

4

4

3

3

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Работа над певческим репертуаром.

Работа с народной песней.

Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

Работа над произведениями зарубежных композиторов-классиков.


20

6

7

7

20

6

7

7

4.


4.1.

4.2.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Прослушивание аудио- и видеозаписей.

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2


1

1

12


6

6

16


7

7


Итого:

16

50

66

Учебно-тематический план

второго года обучения


Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

1.1.

1.2.

Закрепление понятия певческой установки.

Закрепление навыков певческой установки.

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

2

1

1

16

8

8

18

9

9

2.


2.1.


2.2.

2.3.

2.4.

Совершенствование вокальных навыков.

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся.

Развитие артикуляционного аппарата.

Укрепление дыхательных функций в пении.

3




1

1

1


11


5


5

1



14


5


6

2

1

3.

3.1.


3.2.

3.3.


3.4.

Работа над певческим репертуаром.

Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

Работа с произведениями современных отечественных композиторов.

Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков.


26

6


7

6


7

26

6


7

6


7

4.


4.1.


4.2.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов.

Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров.

1


1

9


5

4

10


6

4


Итого:

6

62

68

Учебно-тематический план

третьего года обучения


Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

1.1.

1.2.


Закрепление понятия певческой установки.

Закрепление навыков певческой установки.

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.


7

4

3

7

4

3

2.


2.1.

Совершенствование вокальных навыков.

Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся.

1


1

8


8

9


9

3.

3.1.

3.2.

3.3.


3.4.

Работа над певческим репертуаром.

Работа с народной песней.

Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов.

Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков.


14

3

5

4


3

15

3

5

4


3

4.


4.1.



4.2.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов.

Анализ музыкальных произведений.


3


1



2

3


1



2


Итого:

1

33

34

Учебно-тематический план

4 класс


Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

1.1.

1.2.


Закрепление понятия певческой установки.

Закрепление навыков певческой установки.

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.


7

2

5

7

2

5

2.


2.1.

Совершенствование вокальных навыков.

Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся.


10


10

10


10

3.

3.1.

3.2.

3.3.


3.4.

Работа над певческим репертуаром.

Работа с народной песней.

Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов.

Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков.


13

3

4

3


3

13

3

4

3


3

4.


4.1.



4.2.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов.

Анализ музыкальных произведений.


4


3


1

4


3


1


Итого:


34

34
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (66 часов)


Наименование раздела / темы

Количество часов

Дата/ План

Дата /Факт

I четверть .

I. Пение как вид музыкальной деятельности

18



1

Понятие о сольном и ансамблевом пении

1

02.09


2

Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, хоровом пении.

1

04.09


3

Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем.

1

09.09.


4

Строение голосового аппарата

1

11.09


5

Понятие об ансамблевом пении.

1

16.09


6

Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных.

1

18.09


7

Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных.

1

23.09


8


Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных.

1

25.09


9

Регистровое строение голоса.

1

30.09


10

Работа артикуляционного аппарата.

1

02.10


11

Работа артикуляционного аппарата.

1

07.10


12

Понятие о певческой установке

1

09.09


13

Пение в положении «стоя» и «сидя»

1

14.10


14

Пение в положении «стоя» и «сидя»

1

16.10


15

Мимика лица при пении.

1

21.10


16

Мимика лица при пении.

1

23.10


17

Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1

28.10


18

Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1

30.10


II четверть

II. Формирование детского голоса

14



19

Звукообразование

1

11.11


20

Звукообразование

1

13.11


21

Интонирование

1

18.11


22

Интонирование

1

20.11


23

Певческое дыхание

1

25.11


24

Певческое дыхание

1

27.11


25

Дикция и артикуляция

1

02.12


26

Дикция и артикуляция

1

04.12


27

Формирование гласных и согласных звуков

1

09.12


28

Формирование гласных и согласных звуков

1

11.12


29

Комплекс вокальных упражнений

1

16.12


30

Комплекс вокальных упражнений

1

18.12


31

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса

1

23.12


32

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса

1

25.12


III четверть

III.Работа над певческим репертуаром

18



33

Концентрический метод обучения пению.

1

13.01


34

Концентрический метод обучения пению.

1

15.01


35

Работа с народной песней

1

20.01


36

Работа с народной песней

1

22.01


37

Освоение жанра народной песни

1

27.01


38

Освоение жанра народной песни

1

29.01


39

Пение народных песен без сопровождения

1

03.02


40

Пение народных песен без сопровождения

1

05.02


41

Пение народных песен с сопровождением

1

17.02


42

Работа с произведениями русских композиторов-классиков

1

19.02


43

Работа с произведениями русских композиторов-классиков

1

24.02


44

Освоение средств исполнительской выразительности

1

26.02


45

Освоение средств исполнительской выразительности

1

03.03


IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры




46

Работа над произведениями зарубежных композиторов-классиков

1

05.02


47

Работа над произведениями зарубежных композиторов-классиков

1

10.03


48

Работа над произведениями зарубежных композиторов-классиков

1

12.03


49

Работа над произведениями современных композиторов

1

17.03


50

Работа над произведениями современных композиторов

1

19.03


IV четверть

16



51

Работа над произведениями современных композиторов

1

31.03


52

Освоение эстрадного репертуара

1

02.04


53

Освоение эстрадного репертуара

1

07.04


54

Освоение эстрадного репертуара

1

09.04


55

Прослушивание аудио и видео записей

1

14.04


56

Прослушивание аудио и видео записей

1

16.04


57

Формирование вокального слуха

1

21.04


58

Формирование вокального слуха

1

23.04


59

Наблюдение, распознание музыкально-художественного смысла произведения

1

28.04


60

Наблюдение, распознание музыкально-художественного смысла произведения

1

30.04


61

Анализ качества пения профессиональных исполнителей со своим исполнением

1

05.05


62

Анализ качества пения профессиональных исполнителей со своим исполнением

1

07.05


63

Обсуждение, анализ музыкальных произведений

1

12.05


64

Обсуждение, анализ музыкальных произведений

1

14.05


65

Подготовка к мероприятии «Прощание с 1 классом»

1

19.05


66

Участие в мероприятии «Прощание с 1 классом»

1

21.05


ИТОГО:

66




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (68 часов)



Наименование раздела / темы

Количество часов

Дата/План

Дата /Факт

I четверть .

I.Закрепление понятия певческой установки

18



1

Закрепление навыков певческой установки


03.09


2

Специальные упражнения закрепляющие навыки певческой установки

1

05.09


3

Специальные упражнения закрепляющие навыки певческой установки

1

10.09


4

Пение в положении "сидя" и "стоя"

1

12.09


5

Пение в положении "сидя" и "стоя"

1

17.09


6

Контроль за певческой установкой в процессе пения

1

19.09


7

Контроль за певческой установкой в процессе пения

1

23.09


8


Певческая установка и пластические движения

1

26.09


9

Певческая установка и пластические движения

1

01.10


10

Пластические движения

1

03.10


II. Совершенствование вокальных навыков




11

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

1

08.10.


12

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

1

10.10


13

Работа над чистотой интонирования

1

15.10


14

Работа над чистотой интонирования

1

17.10


15

Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха

1

22.10


16

Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха

1

24.10


17

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков

1

29.10.


18

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков

1

31.10


II четверть

14



19

Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей

1

12.11


20

Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей

1

14.11


21

Свободное движение артикуляционного аппарата

1

19.11


22

Свободное движение артикуляционного аппарата

1

21.11


23

Развитие артикуляционного аппарата

1

26.11


24

Развитие артикуляционного аппарата

1

28.11


25

Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи

1

03.12


26

Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи

1

05.12


27

Скороговорки в пении и речи - их соотношение

1

10.12


28

Скороговорки в пении и речи - их соотношение

1

12.12


29

Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой

1

17.12


30

Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой

1

19.12


31

Укрепление дыхательных функций в пении

1

24.12


32

Укрепление дыхательных функций в пении

1

26.12


III четверть

III. Работа над певческим репертуаром

20



33

Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента)

1

14.01


34

Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента)

1

16.01


35

Работа над чистотой интонации и певческими навыками народной песни

1

21.01


36

Работа над чистотой интонации и певческими навыками народной песни

1

23.01


37

Пение соло и в ансамбле

1

28.01


38

Пение соло и в ансамбле

1

30.01


39

Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении).

1

04.02


40

Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении).

1

06.02


41

Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры

1

11.02


42

Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры

1

13.02


43

Народная песня в сопровождении муз. инструментов (фортепиано, детские шумовые)

1

18.02


44

Народная песня в сопровождении муз. инструментов (фортепиано, детские шумовые)

1

20.02


45

Работа с произведениями композиторов-классиков

1

25.02


46

Работа с произведениями композиторов-классиков

1

27.02


47

Работа с произведениями композиторов-классиков

1

4.03


48

Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях

1

06.03


49

Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях

1

11.03


50

Работа с произведениями современных отечественных композиторов

1

13.03


51

Работа с произведениями современных отечественных композиторов

1

18.03


52

Работа с произведениями современных отечественных композиторов

1

20.03


IV четверть

16



53

Пение соло и в ансамбле

1

01.04.


54

Пение соло и в ансамбле

1

03.04


55

Работа над выразительностью исполнения произведений

1

08.04


56

Работа над выразительностью исполнения произведений

1

10.04


57

Овладение элементами стилизации

1

15.04


58

Овладение элементами стилизации

1

17.04


IV. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса




59

Прослушивание аудио и видеозаписей

1

22.04


60

Прослушивание аудио и видеозаписей

1

24.04


61

Формирование вокального слуха

1

29.04


62

Формирование вокального слуха

1

06.05


63

Анализ качества пения как профессиональных исполнителей так и своей группы

1

08.05


64

Индивидуальное собственное исполнение

1

13.05


65

Индивидуальное собственное исполнение

1

15.05


66

Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудиозаписей

1

20.05


67

Генеральная репетиция

1

22.05


68

Выступление на итоговом концерте

1

27.05


ИТОГО:

68









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (34 часа)


Наименование раздела / темы

Количество часов

Дата/ План

Дата /Факт

I четверть .

I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением


7



1

Понятие о сценическом движении

1

04.09


2

Роль сценического движения в создании художественного образа песни

1

11.09


3

Поведение на сцене

1

18.09


4

Различие между сценическим движением актера и хореографией

1

25.09


5

Виды, типы сценического движения

1

02.10


6

Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений.

1

09.10


7

Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

1

16.10


II. Совершенствование вокальных навыков

2



8

Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся

1

23.10


9

Упражнения по совершенствованию певческих навыков.

1

30.10


II четверть

7



10

Утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования.

1

13.11


11

Утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования


20.11


12

Утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования.

1

27.11


13

Навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков.

1

04.12


14

Навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков.

1

11.12


15

Сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания.

1

18.12


16

Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу

1

25.12


III четверть

10



17

Пение в "щадящем" режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

1

15.01


III. Работа над певческим репертуаром




18

Работа с народной песней

1

22.01


19

Работа с народной песней

1

29.01


20

Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности.

1

05.02


21

Пение соло и в ансамбле

1

12.02


22

Пение соло и в ансамбле

1

19.02


23

Работа над созданием художественного образа путем использования элементов пластических и сценических движений.

1

26.02


24

Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (детские шумовые, под фонограмму)

1

05.03


25

Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

1

12.03


26

Работа над чистотой интонирования, строем, ансамблем.

1

19.03


IV четверть

8



27

Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей.

1

02.04


28

Пение с сопровождением (фортепиано, фонограмма)

1

09.04


29

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов.

1

16.04


30

Работа по овладению элементов стилизации.

1

23.04


31

Самостоятельный подбор сценических движений.

1

30.04


IV. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

3



32

Формирование основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширение их музыкального кругозора.

1

07.05


33

Подготовка итогового концерта

1

14.05


34

Выступление на итоговом концерте

1

21.05


ИТОГО:

34

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (34 часа)


Наименование раздела /темы

Количество часов

Дата/ План

Дата /Факт

I четверть .

I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением

9



1

Роль сценического движения в создании художественного образа песни

1

05.09


2

Различие между сценическим движением актера и хореографией

1

12.09


3

Художественный образ и его создание

1

19.09


4

Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения

1

26.09


5

Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями

1

03.10


6

Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений

1

10.10


7

Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями

1

17.10


II. Совершенствование вокальных навыков




8


Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся

1

24.10


9

Упражнения по совершенствованию певческих навыков

1

31.10


II четверть

7



10

Утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования

1

14.11


11

Утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования

1

21.11


12

Навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков

1

28.11


13

Навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков

1

05.12


14

Сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания

1

12.12


15

Концентрический и фонетический метод обучения пению

1

19.12


16

Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу

1

26.12


III четверть

10



17

Пение в "щадящем" режиме звучания голоса на нюансах mp-mf

1

16.01


III. Работа над певческим репертуаром




18

Работа с народной песней

1

23.01


19

Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности

1

30.01


20

Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра

1

06.02


21

Пение соло и в ансамбле

1

13.02


22

Работа над созданием художественного образа путем использования элементов пластических и сценических движений

1

20.02


23

Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (детские шумовые, под фонограмму)

1

27.02


24

Самостоятельный подбор сценических движений в народной песне

1

06.03.


25

Работа с произведениями русских композиторов-классиков

1

13.03


26

Работа над чистотой интонирования, строем, ансамблем

1

20.03


IV четверть

8



27

Пение с сопровождением (фортепиано, фонограмма)

1

03.04


28

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов

1

10.04


29

Работа над сложностями интонации строя и ансамбля

1

17.04


30

Самостоятельный подбор сценических движений

1

24.04


IV. Формирование музыкальной культуры и художественного




31

Формирование основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширение их музыкального кругозор

1

08.05


32

Формирование навыков конструктивного взаимодействия при подготовке группового выступления

1

15.05


33

Подготовка итогового концерта

1

22.05


34

Выступление на концерте

1

26.05


ИТОГО:

34












Методическое обеспечение программы

Методика работы с детьми при реализации программы позволяет научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы, должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися акцентирована на самостоятельную поисковую (импровизации) активность детей.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1.Общие требования к обстановке в кабинете - оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями, чистота, оснащенность, проветриваемость помещения кабинета; -физкультпаузы; -свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

2.Техническое и материальное обеспечение: - кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами; -ИКТ, музыкальный центр, фортепиано, DVD-плеер, телевизор, микрофоны; -CD-диски, кассеты.

3. Кадровое обеспечение:

Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;

  • владеет навыками и приемами организации музыкальных занятий;

  • знает физиологию и психологию детского возраста;

  • умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников

4. Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы

  • конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры.

















Список литературы для учителя


1. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1953.

2. Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. - М., 1953.

3. Вербов А.М. Техника постановки голоса.- М., 1961.

4. Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.

5. Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. - Л., 1968.

6. Гарсия М. Школа пения. - М., 1957.

7. Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре. - М., 1960.

8. Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1950.

9. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964.

10. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. - М., 1982.

11. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.

12. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.

13. Назаренко И.К. Искусство пения. - М., 1968.

14. Подольская В. О Неждановой Антонине Васильевне. - М., 1964.

15. Садовников И. Орфоэпия в пении. - М., 1958.

16. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.


Литература для обучающихся

1. Доломанова Н.Н. «Музыкальное воспитание детей» М. «Сфера» 2009г

2. Кленов А. Там, где музыка живет. Изд. «Педагогика», 1986.

3. Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.

4. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» 1-4 классы «Учитель» 2010г.

5. Юдина Е.И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» М.«Аквариум»

6. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. - М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал