7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке. 3 класс

Рабочая программа по музыке. 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей художественно-эстетического цикла



Протокол № _______

От «__»______________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Е.Ф. Кузьменко

от « ___» ___________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ

«Школа-гимназия №39»

______________ В.П. Дюличев

Приказ №______

От «___»___________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

Базовый уровень

для 3 «А», «Б», «В» класса

на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 34





Составитель:

учитель музыки

Веселова Л.А.
















г. Симферополь,

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа построена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);

2. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа-гимназия №39»

3. Авторской программы - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.


Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки ка основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


Учебно-методического комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2008.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;









Общая характеристика учебного курса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки, религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Немецкого, что будет указывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматривается в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразие его форм проявление и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятие музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу - художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целостность - заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование музыкальных пьес программного характера; основание элемента музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на тему полюбившихся музыкальных произведений, эскизов, костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ, концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие к музыке, размышление о ней и воплощение образного содержание в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщение, классификация различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные лини, указанные музыкальные произведения. Название разделов являются выражение художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.


Место предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в основной образовательной программе МБОУ «Школа-гимназия №39». Курс «Музыка» изучается в 3 классе в объеме 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебные недели).


Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Курс «Музыка», развивая умение учиться, признан формировать у ребенка современную картину мира.













ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ.


Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса

обучающиеся должны уметь:

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся.

обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.


Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс.

1 четверть «Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 1.Мелодия - душа музыки.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Природа и музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5.Опера «Иван Сусанин».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 6. Утро.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

2 четверть «О России петь - что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери - величайшая святыня Руси.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства.нрк. Образ матери у ненцев.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери у ненцев.

Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки.нрк. Ненецкие праздники.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).

Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).

Урок 15. Певцы русской старины. Лель.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.Мелодии в народном стиле.

3 четверть «В музыкальном театре» - 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл - жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. .Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан - море синее».

Урок 20. «Океан - море синее».

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 21. Балет «Спящая красавица».

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

«В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.Выразительные возможности флейты.

Урок 25.Музыкальные инструменты (скрипка).

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевостьКонтрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Урок 29. Мир Бетховена.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Музыка - источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель - слушатель.

Джаз - музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.

Урок 31. Мир Прокофьева.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 32. Певцы родной природы.нрк. Образ природы в творчестве ямальских композиторов.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка - источник вдохновения и радости.

Урок 34. Обобщающий урок.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Примерный музыкальный материал.

Раздел 1. Россия - Родина моя (5 ч)

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Раздел 2. День, полный событий (4 ч)

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч)

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки, русские и украинские народные песни.

Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. В концертном зале (7 ч)

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

Шествие солнцаС. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.

Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 3 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

№пп

Разделы и темы

Количество

часов

Контрольные работы


1 четверть Россия-Родина моя.



1

«Мелодия - душа музыки»

1


2

«Природа и музыка.Звучащие картины».

1


3

«Виват, Россия!»

1


4

Кантата «Александр Невский»

1


5

Опера «Иван Сусанин».«Славься, Русь моя!»

1


«День, полный событий»

6.

«Утро».

7.

Портрет в музыке.

1


8.

В детской! Игры и игрушки. На прогулке.Вечер.

1


9.

«Проверь себя».Обобщение тем I четверти.

1


2 четверть «О России петь - что стремиться в храм»

10.

«Радуйся, Мария! Богородице, Дево, радуйся!»

1


11.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

1


12.

«Тихая моя, нежная моя,добрая моя мама!

1


13.

Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье

1


14.

Княгиня Ольга, князь Владимир.

1


15

«Проверь себя»

Обобщение тем первого полугодия:

1

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

16.

Настрою гусли на старинный лад…

1


17.

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

1


18.

Образы былинных сказителей

1


19.

Народные традиции и обряды: Масленица.

1


В музыкальном театре

20.

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»


1


21.

Опера К. Глюка«Орфей и Эвридика»


1


22.

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

1


23.

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко»


1


24.

Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» (либретто И. Всеволожского и М. Петипа)


1


25.

В современных ритмах


1

В концертном зале

26.

Музыкальноесостязание

1


27.

Музыкальные инструменты -флейта и скрипка

1


28.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

1


29.

Симфония «Героическая» Бетховена

1


30.

Мир Бетховена

1


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

31

Джаз- музыка ХХ века

1


32

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов

1


33.

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов

1


34

«Прославим радость на земле»

( обобщение)

1

1


ИТОГО

34

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Тема №2. "День, полный событий"Обобщающий урок

по теме

1


2

Тема №3. "О России петь - что стремиться в храм"

Тестирование

1


3

Тема №5. "В музыкальном театре" Обобщающий урок

по теме

1


4

Тема №7. "Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье"

Тестирование

1


ИТОГО 4



СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.


Текущий контроль проводится, в основном, В устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.


Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий.


Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия в виде теста.


При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Общими критериями оценивания результативности обучения музыки являются следующие:

- индивидуальный прогресс в совершенствовании хорового , ансамблевого и сольного пения;

- индивидуальный прогресс в пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях;

- индивидуальный прогресс в игре на музыкальных инструментах;

- индивидуальный прогресс в инсценировании песен, сюжетов сказок;

- умение прочитать и понять нотную грамотность;

- интерес к музыке, расширение музыкального кругозора.

Способами оценивания результативности обучения музыки являются:

- тестирование;

- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, жанровой принадлежности музыкальных произведений;

- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

- выполнение заданий по ориентировке в книгах;

- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой

деятельности (в составлении выставок, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; .

- наблюдения за музыкальной деятельностью учащихся;

- анализ отзывов учащихся о прослушанном;


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методического комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2008.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CDmp3,М.,Просвещение, 2009)

Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

Список научно-методической литературы.

«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г

Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.

Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г

Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

Песенные сборники.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

MULTIMEDIA - поддержка предмета


1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»


Календарно - тематическое планирование уроков музыки в 3 классе (34 часа)

№ п/п

Класс

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия - Родина моя» (5 ч.)

1.

3-А



3-Б



3-В

01.09

01.09

Мелодия - душа музыки!

«Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь непостижима,

Музыка!»

П.И.Чайковский

«Симфония № 4»;

«Благословляю вас, леса»

Г.Свиридов «Романс»

Н.Римский-Корсаков

«Звонче жаворонка пенье»

Выявлять мелодичность и песенность в музыке.


Регулятивные: самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.

Познавательные: различать звучание муз. инструментов, использованных в мелодиях

Коммуникативные: Интонационно исполнять сочинения разных жанров.

Уважительно относится к творчеству русских композиторов.


2.

3-А



3-Б



3-В

Природа и музыка. Романс. Звучащие картины

«О, если б мог в свои объятья

Я…всю природу заключить!»

А.Толстой

Музыка П.Чайковского, Свиридова, Глинки, Римского-Корсакова


Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке.


Регулятивные: самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям.

Познавательные: различать аккомпанемент мелодии.

Коммуникативные: выполнить творческое задание.

Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи.


3.

3-А



3-Б



3-В

Виват, Россия!

Наша слава-Русская держава!

«Наша слава - русская держава».


Старинные русские канты.


Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.


Регулятивные: самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП.

Познавательные: различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

Коммуникативные: исполнение старинных кантов и песен.


Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях

4.

3-А



3-Б



3-В

С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

«На Руси родной не бывать врагу».


Фрагменты кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»

Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества.


Регулятивные: самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная.

Познавательные: определять выразительные возможности различных муз. образов.

Коммуникативные: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.


Уважать свою Родину и её Защитников.


5.

3-А



3-Б



3-В

М.И.Глинка

опера «Иван Сусанин»

«Славься, Русь моя!»


Фрагменты оперы Глинки «Иван Сусанин»


Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества.

Регулятивные: знать песни о героических событиях истории Отечества.

Познавательные: познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

Коммуникативные: исполнение фрагментов из оперы.


Гордиться Защитниками Отечества.

«День полный событий» ( 4 часа)

6.

3-А



3-Б



3-В

Утро

«Доброе утро приносит добрые дела». Еврейская пословица


Э.Григ «Утро»,

П.Чайковский

«Утренняя молитва»

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли.


Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера»

Познавательные: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов.

Коммуникативные: исполнение главных мелодий произведений.




Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига.


7.

3-А



3-Б



3-В

Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек


С.Прокофьев «Болтунья»

Балет «Золушка»

Симф.сказка «Петя и волк»


Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек.


Регулятивные: самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Познавательные: понимать художественно-образное содержание муз.произведения.

Коммуникативные: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

8.

3-А



3-Б



3-В

В детской.

Игры и игрушки


Музыка Прокофьева, Чайковского, Мусоргского

Отличать интонационные линии персонажей.


Регулятивные: самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев.

Познавательные: понимать содержание муз.произведения.

Коммуникативные: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа.


Выявлять связь музыки и живописи.


9.

3-А



3-Б



3-В

На прогулке. Вечер

М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» -фрагменты

Выявлять связь музыкальных и живописных образов.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии.

Познавательные: понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов.

Коммуникативные: разработать сценарий к муз.произведению.


Исполнять соло из муз.сочинений различных жанров.

2 четверть «В музыкальном театре» (7 часов)

10.

3-А



3-Б



3-В

М.Глинка опера «Руслан и Людмила


М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты

Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.


Регулятивные: самостоятельно

определять муз. темы главных героев.

Познавательные: называть и объяснять основные термины оперы.

Коммуникативные: интонационно узнавать образы героев.


Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения.


11.

3-А



3-Б



3-В

К.В.Глюк опера

«Орфей и Эвридика

Фрагменты оперы


Различать контрастные средства выразительности образов.


Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

Познавательные: понимать значения терминов.

Коммуникативные: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей.

Развивать ассоциативную связь музыки и этноса.


12.

3-А



3-Б



3-В

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Фрагменты оперы

Рассуждать о смысле и значении оперного искусства.


Регулятивные: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере.

Познавательные: понимать смысл терминов.

Коммуникативные: передавать свои муз. впечатления в рисунке.

Рассуждать о смысле и значении опер-сказок.


13.

3-А



3-Б



3-В

Океан-море синее

Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко» - фрагм

Различать интонационно музыкальную картину моря.


Регулятивные: самостоятельно передавать содержание оперы-былины.

Познавательные: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море.

Коммуникативные: выполнять живописно-творческую работу.

Анализировать художественно-образное содержание оперы.


14.

3-А



3-Б



3-В

Балет П.Чайковского «Спящая красавица

П.Чайковский балет «Спящая красавица» -фрагменты


Сравнительный анализ оперы и балета.


Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

Познавательные: понимать смысл терминов.

Коммуникативные: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов.


Выявлять связь музыки и танца

15.

3-А



3-Б



3-В

В современных ритмах

А.Рыбников мюзикл

«Волк и семеро козлят на новый лад»

Р.Роджерс «Урок музыки»


Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл.




Регулятивные: уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия.

Познавательные: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов.

Коммуникативные: исполнение сцен из мюзиклов


Выявлять основные отличия оперы от мюзикла.


16.

3-А



3-Б



3-В

Обобщение


Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и муз. произведениях.

Регулятивные: самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: сравнивать муз. произведение и литературное или живописное.




Гордиться полученными музыкальными знаниями.

3 четверть «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа)

17.




3-А



3-Б



3-В




Настрою гусли на старинный лад. Былины




Глинка

«Первая песня Баяна»

(опера «Руслан и Людмила»)


Выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества.




Регулятивные: самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки.

Познавательные: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии.

Коммуникативные: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер. произведений.


Хранить традиции народного фольклора






18.



3-А



3-Б



3-В



Былина о Садко и Морском царе




Н.А.Римский-Корсаков

«Песня Садко»


Знать древний Новгородский эпос.


Регулятивные: самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах.

Познавательные: аккомпанировать на воображаемых гуслях.

Коммуникативные: исполнить северный былинный напев

Хранить традиции народного фольклора.


19.

3-А



3-Б



3-В

Лель, мой Лель

Н.А.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Песня Леля»


Узнавать меццо-сопрано.




Регулятивные: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст.

Познавательные: называть и объяснять основные термины.

Коммуникативные: спеть мелодию «Песни Леля»

Знать творчество русских композиторов

20.

3-А



3-Б



3-В

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

Н.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Хор -«Проводы Масленицы»


Различать мелодии в народном стиле.

Регулятивные: самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: разучивание масленичных песен.


Хранить традиции русского народа

«О России петь - что стремиться в Храм!» (4 часа)

21.

3-А



3-Б



3-В

Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!

«…Она с величием,

Он с разумом в очах…»


Ф.Шуберт «Аве, Мария»

С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся»

( из «Всенощного бдения»)

Узнавать жанры церковной музыки.


Регулятивные: самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства.

Познавательные: определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций.

Коммуникативные: исполнение молитвы.




Знать религиозные праздники России.




22.

3-А



3-Б



3-В

Древнейшая песнь материнства

«Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой».


К.Глюк «Мелодия»

( оп. «Орфей и Эвридика»)

Ф.Шуберт «Аве, Мария!»


Познакомить с величайшей Святыней Руси - Иконами Божией Матери.


Регулятивные: самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.

Познавательные: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства.

Коммуникативные исполнять песни о матери.


Ценить и уважать свою мать.


23.

3-А



3-Б



3-В

Вербное Воскресение

Э.Л.Уэббер «Осанна»

( рок-оп. «Иисус Христос суперзвезда»)


Расширить представление о православных праздниках.


Регулятивные: самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках.

Познавательные: знать жанры церковной музыки.

Коммуникативные: обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства.




Приобщаться с традициям православной церкви.


24.

3-А



3-Б



3-В

Святые Земли Русской!


В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

Стихиры русским Святым

Расширить представление о Православных Святых.

Регулятивные: самостоятельно ориентироваться в терминах.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: исполнение стихиры.


Уважать историю Родины.

«В концертном зале» ( 3 часа)

25.

3-А



3-Б



3-В

Музыкальное состязание. Концерт

П. Чайковский

«Концерт № 1»для ф-но с оркестром


Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра.


Регулятивные: самостоятельно ориентироваться в терминах.

Познавательные: различать главные и побочные темы «Концерта»

Коммуникативные: выполнить творческое задание.




Узнавать тембры музыкальных инструментов.




26.

3-А



3-Б



3-В

Музыкальные инструменты. Флейта.

Звучащие картины

К.Глюк «Мелодия»

И.С.Бах «Шутка»

Э.Григ «Утро»

С.Прокофьев «Петя и волк» - тема Птички


Различать на слух старинную и современную музыку.




Регулятивные: самостоятельно узнавать тембр флейты.

Познавательные: стилевые особенности старинной и современной музыки.

Коммуникативные: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать тембры музыкальных инструментов

27.

3-А



3-Б



3-В

Музыкальные инструменты. Скрипка

Н.Паганини « Каприс № 24»

П.Чайковский «Мелодия»


Узнавать на слух звучание скрипки.

Регулятивные: самостоятельно узнавать главные мелодические темы.

Познавательные: расширить музыкальный кругозор.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.

Уважительно относится к симфонической музыки.

4 четверть «В концертном зале» ( 3 часа)

28.

3-А



3-Б



3-В

Эдвард Григ

сюита «Пер Гюнт»

Фрагменты сюиты

Знать понятие сюита.


Регулятивные: самостоятельно определять муз. темы.

Познавательные: самостоятельно называть части сюита.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.


Уважать творчество зарубежных композиторов.




29.

3-А



3-Б



3-В

Л.В.Бетховен «Симфония № 7»

( «Героическая»)


Фрагменты симфонии

Различать контрастные средства выразительности.




Регулятивные: самостоятельно определять муз. темы.

Познавательные: ориентироваться в динамических оттенках.

Коммуникативные: дирижирование главных тем

Уметь анализировать сюжетную линию.




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 часов)

30.

3-А



3-Б



3-В

Джаз-чудо музыка

Дж. Гершвин «Я поймал звуки джаза»,

«Колыбельная»

( из оп. «Порги и Бесс»)


Различать и узнавать ритмы джазовой музыки.


Регулятивные: самостоятельно сравнивать джазовые композиции.

Познавательные: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза.

Коммуникативные: знать известных джазовых музыкантов-исполнителей

Импровизировать джазовые мелодии.


31.

3-А



3-Б



3-В

Мир Г.Свиридова и С.Прокофьева

Музыка Г.Свиридова и С.Прокофьева.


Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова.




Регулятивные: самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.

Познавательные: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.

Коммуникативные: выполнение творческого задания.

Определять жанры музыкальных произведений.




32.

3-А



3-Б



3-В

Певцы родной природы

Э.Григ «Утро»

П.Чайковский «Мелодия»


Различать музыкальную речь разных композиторов.

Регулятивные: самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.

Познавательные: определять особенности построения формы муз. сочинений.

Коммуникативные: исполнение песен.

Исполнять муз.сочинения разных жанров и стилей.


33.

3-А



3-Б



3-В

Прославим радость на Земле!

В.А.Моцарт

«Симфония № 40»

( финал)

Л.Бетховен

«Симфония № 9»

М.Глинка «Хор «Славься!»

( оп. «Иван Сусанин»)


Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру.




Регулятивные: самостоятельно различать музыкальную речь

разных композиторов.

Познавательные: определять характерные черты языка современной музыки.

Коммуникативные: определять жанровую принадлежность муз. произведения


Уважительно относится к музыке разных композиторов.


34.

3-А



3-Б



3-В

Обобщение

Музыка использованная в течении года.

Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и произведениях.

Регулятивная: самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

Познавательная: отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативная: творческое задание.


Гордиться великой силой искусства.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал