7


  • Учителю
  • Лекция-концерт 'Эпоха барокко'по музыкальной литературе 5-6 классы

Лекция-концерт 'Эпоха барокко'по музыкальной литературе 5-6 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ «ЭПОХА БАРОККО»

Большая и богатая явлениями эпоха 17 столетия называется веком барокко. Это направление стало ведущим стилем Нового времени.

Слово «барокко» имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы. Этим словом стали называть художественный стиль, господствовавший в культуре Европы 17 века.

Это стиль резких контрастов и неожиданных сопоставлений. Ему свойственно тяготение к гиперболе, к преувеличению, что проявляется во всех видах искусства: чрезвычайная эмоциональная наполненность, стремление вырваться из рамок привычного, воспарить духом свойственно и музыке, и живописи, и архитектуре и литературе. Формы барокко не обладают пропорциональностью и уравновешенностью, они стремятся к нарушению симметрии, к изобилию, к тяжеловесной детализации. Искусство барокко обладает страстным характером и эта страсть поистине безгранична: радость неизбежно оборачивается ликованием, печаль - скорбью, а упрек легко превращается в проклятье.

Дай мне любви, презренья дай,

Дай насладиться полнотой.

Мне надо жизни через край -

В любви невыносим покой!

Огонь и лед - одно из двух!

Чрезмерное волнует дух.

Пускай любовь сойдет с небес,

Как сквозь гранит златым дождем,

К Данае проникал Зевес!

Пусть грянет ненависть как гром,

Разрушив все, что мне дано,

Эдем и ад - из двух одно,

О, дай упиться полнотой -

Душе невыносим покой!



(Томас Кэрью «Нетерпимость к обыденному»)



17 столетие - подлинный век музыки. Здесь все ново: жанры, инструменты, тематизм, приемы его развития, сам склад - гомофонно-гармонический. Новы формы - бытование музыки (оперный театр, концертный зал.) Дух светскости проникал всюду, но при этом сохранились и традиции прошлого: еще сильна была церковная музыка, имеющая многовековую историю.

С начала 17 века музыкальное искусство обращается к забытой со времен средневековья одноголосной мелодии, способной передать страсти и волнения Души. Так появляется то, что в музыке называют гомофонно-гармоническим изложением, когда мелодия верхнего голоса преобладает над другими голосами, а они лишь аккомпанируют.

Музыкальный номер: И.С.Бах «Шутка» из симфонической сюиты.

Вторым важнейшим открытием, без которого мы не мыслим себе европейскую музыку, стало открытие мажора и минора, символизирующих разные эмоциональные полюсы. Потому что лишь в 17 веке, когда в искусстве возникла тема Человека, печаль и радость, без которой не мыслима жизнь души человека, и которые составляют содержательный подтекст мажора и минора, потребовали своего музыкального выражения.

Чтобы почувствовать эмоциональную противоположность мажора и минора послушаем два фрагмента из цикла концерта «Времена года» А. Вивальди.

Музыкальный номер: фрагмент из цикла концерта «Времена года» А. Вивальди.

В музыке барокко действует правило одноаффектности. Вивальди в своем произведении разворачивает одну картину, одну главную мысль, которая обрастает новыми подробностями.

Чтобы получить наглядное представление об искусстве барокко достаточно перейти в любом из музеев с западноевропейской живописи из зала итальянского искусства 16 века, где представлены полотно Тициана, Джорджоне, Веронезе, в зал итальянского искусства 17 века. Непосвященного человека охватывает подлинное смятение: что произошло с изобразительным искусством? От чего так разительно отличается этот зал от соседнего? Возросло количество картин с сюжетами: «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Оплакивание Христа», «Распятый Иисус», «Мученичество Святого Себастьяна»; фон картин потемнел, дойдя до полной затемненности; фигуры, контрастно выступающие из этого фона, впечатляют экспрессией поз, красочных сочетаний тонов. Все словно пришло в движение - складки одежды, голова, руки, сами персонажи относительно друг друга. То же произошло и в скульптуре, где нет больше «действующих лиц» покоящихся, все они в волнении, в действии, в устремлении. Все это не оставляет сомнения в том, что на грани двух эпох произошел резкий перелом.

Искусство барокко не менее многомерно, чем искусство Возрождения. Оно чаще передает страдания, но ищет и пути к выражению величаво-яростного, философски-обобщенного или символически-значительного. Многофигурные сюжетные композиции (на библейские и евангельские темы) в живописи соседствуют с портретами реальных людей - одним из любимых живописных жанров эпохи. Люди на портретах Веласкеса, Рембрандта, Караваджо, полны значительности, их внутренняя жизнь глубока и серьезна. Среди художников барокко со существуют полярные индивидуальности: Агостино Караччи и Гвидо Ренни в Италии , Эль Греко и Рибера в Испании, Ян Питер Рубенс в Голландии.

Рубенс - духовная пара Генделя, его кисть сочна и красочна. Он любит нагромождение фигур на полотне, гигантские масштабы и яркие эффекты. Его живописи свойственно особое богатство колорита, пристрастие к золоту. Мысль Рубенса как и мысль Генделя устремлена к внешнему миру, контраст и великолепие которого увлекает художника , радует глаз и эту радость разделяет зритель.

«Персей и Андромеда»

Зерно замысла картина - пробуждение любовного чувства у Персея к Андромеде, дочери царя Кефея; освобожденным юным героем от дракона. Все ясно и определенно: с одной стороны Андромеда, испытывающая чувство смущения, порожденное вспыхивающим в ней чувством и сознанием своей красоты и притягательности, с другой - утонченная деликатность Персея, приблизившегося к прекрасной Андромеде. Здесь нет рассуждений, толкований Рубенс сразу проявляет внутреннюю суть события.

Показ

Выделим несколько характерных особенностей, благодаря которым мы сможем определить принадлежность картины к стилю барокко:

  1. Эмоциональность, перегруженность деталями.

  2. Барочная картина часто изображает одновременность нескольких различных событий, переживаний, чтобы подчеркнуть динамику времени.

  3. Художники, пишущие в стиле барокко, красоту воспринимают как элемент живописной фантазии. Посмотрите на картины Рубенса: для художника главное не сымитировать природный цвет предмета, а создать мощный цветовой аккорд - яркий, насыщенный, волнующий чувства зрителей.

  4. Большинство мастеров барокко (Рубенс, Караваджо) предпочитают вертикальный формат картины, который позволяет выделить торжественность, величавость момента и воплотить движение сверху вниз: например, в картине «Воздвижение креста» с телом распятого Иисуса. Рубенс фиксирует момент, когда крест уже не лежит на земле, но еще не принял вертикальное положение, т.е. художник изображает движение сверху вниз.

  5. Сюжеты в картинах очень динамичны, для чего часто вводятся мотивы схватки, погони: в работе Рубенса «Воздвижение креста» участникам действия приходится выполнять огромные усилия для воздвижения креста, внешне это действие напоминает борьбу.

Для искусства 17 века в целом характерен интерес к театру. Принципы театрализации проявились в новом музыкальном жанре. Рождение оперы было событием величайшего значения. Отныне не на церковное, а чисто светское искусство, живущее на театральной сцене, обращено внимание и музыкантов, и слушателей. Теперь театр, а не церковь давал множеству людей «музыкальную пищу». Как и все люди искусства, музыканты считали самыми идеальными художественные формы античности. Возник особый музыкально-театральный жанр, рожденный стимулами эпохи. Родился спектакль, где объединялись действие и музыкальное искусство. В середине 17 века этот жанр стали называть оперой.

Великий композитор Клаудио Монтеверди вдохнул в оперу подлинный драматизм, выразительно соединив слово и музыку, где музыке отводилась ведущая роль. Эпоха барокко ценила аллегорический смысл искусства. С аллегории начинается и «Орфей», где звучит монолог Музыки, которая прославляет силу искусства.

Показ

Монтеверди, не отбрасывая старого, переосмысливая новое, придал новым выразительным средствам драматургическую направленность. Сольное пение и декламация, хор и оркестровые тембры, все дифференцировано в согласии с содержанием.

Принципы театрализации проявляются и живописи, где в сюжетной ком позиции персонажи выступают как действующие лица, и в скульптуре, и в архитектуре. Нам кажется, что архитектурная каменная фантазия пышных фасадов, зданий и дворцов, причудливые фонтаны, памятники и обелиски - бутафория, выставленная напоказ во время праздника. Великолепием и величавостью привлекают взгляд дворцы Рима, с нарядно украшенными главными корпусами и крыльями флигелей.

Не менее, прекрасны виллы, окруженные садами, где пышная растительность конкурирует с павильонами и скульптурами.

Лоренцо Бернини - символ эпохи барокко. Скульптор, архитектор, живописец, декоратор, проектировал храмы и палацы, создавал статуи, фонтаны, надгробья, алтари церквей. Бернини, как никто другой, мог создать произведение напоминающее волшебную сказку, фантазию, симфонию празднично звучащих красок и форм. Он подавлял своей воле «природный материал, превращая мрамор в воск, создавая иллюзию мягкости, воздушности». Бессмертным памятником самому себе Бернини воздвиг, доведя до совершенства ансамбль Святого Петра. Внутри собора много его скульптурных работ, в том числе огромная, ослепляющая декоративным богатством алтарная кафедра Святого Петра с фигурами отцов церкви, святых, апостолов и ангелов, сияющих позолотой. Перед собором Бернини соорудил знаменитую овальную площадь с колоннадой. Ее аттик венчают 96 больших статуй, 284 колонны, 80 столбов. Все это составляет рисунок, который, по словам мастера, подобен распростертым объятиям, словно приглашая верующих в лоно храма.

показ

Главная сущность стиля барокко заключается в его многогранности, отсутствии единообразия. Можно сказать, что каждая европейская страна создавала свой «национальный портрет барокко» в живописи, театре, музыке, архитектуре. Люди убедились, что человек не всевластен в своей судьбе, он включен в огромный космос, и человеческая жизнь полна контрастов, неожиданностей, трагических событий. Искусство наполнилось динамичностью, драматизмом. Многоплановое восприятие жизни рождало новые художественные образы и средства выразительности.

Последующим эпохам 17 век дал совершено неоценимые новые импульсы. Искусство как бы достигло первой зрелости, осознав свою специфическую силу. Широко распахав поле для новых посевов, эта эпоха породила и такое богатство первостепенных художников, композиторов.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал