- Учителю
- Конспект занятия по музыкально-эстетическому развитию детей от 4 до 5 лет на песенно-игровом материале русского фольклора «Деятельностный подход как средство реализации целей музыкально-эстетического развития дошкольников»
Конспект занятия по музыкально-эстетическому развитию детей от 4 до 5 лет на песенно-игровом материале русского фольклора «Деятельностный подход как средство реализации целей музыкально-эстетического развития дошкольников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»
Конспект занятия
по музыкально-эстетическому развитию
детей от 4 до 5 лет
на песенно-игровом материале русского фольклора
«Деятельностный подход как средство реализации целей музыкально-эстетического развития дошкольников»
Автор:
Гоголева Анна Ивановна,
преподаватель народного пения
высшей квалификационной категории
Томск, 2013
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.План урока.
3.Список источников.
4.Приложения.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по
музыкально-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
на песенно-игровом материале русского фольклора.
Тема:«Деятельностный подход как средство реализации целей музыкально-эстетического развития дошкольников».
Разработка содержит:
1)теоретический и практический материал по теме урока;
2)методические рекомендации по организации учебной деятельности на занятии с использованием музыкально-дидактических игр;
3)нотные примеры и описание разыгрывания игр;
4)список рекомендуемой литературы.
Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми
4-х, 5-ти лет по программам музыкально-эстетического развития дошкольников в детских музыкальных школах, школах искусств, детских садах, кружках, студиях.
Цель урока: формирование и развитие первоначальных вокальных навыков, моторики на материале пальчиковой гимнастики и музыкально-дидактических игр.
Задачи урока:
1) обучающая - учить с детьми новую пальчиковую и музыкальную игру;
2) развивающая - продолжить развитие вокальных данных детей: дикции, звукообразования, чувства ритма, «чистого» интонирования мелодии;
3) воспитательная - воспитывать интерес и любовь к творчеству, а именно к музыкальным играм, влияющих на становление эмоционально-волевой сферы ребёнка и формируют положительные качества личности.
В данной разработке урока применяет следующие методы работы:
1)словесные (рассказ, объяснение), помогающие раскрыть детям содержание урока;
2) наглядно-образные (художественный показ голосом), помогающие настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение к характеру произведения, образам;
В ходе урока преподаватель использует следующие приёмы:
1) эмоциональное воздействие - педагог при помощи эмоционально красочных интонаций передает устный, песенный материал, вызывая интерес к его усвоению;
2) удивление - педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления;
3) соревновательность - педагог поддерживает активность учащихся на уроке, посредством моделирования ситуации соревнования( «Кто быстрей»)
4) создания ситуации успешности ребёнка на занятии - педагог даёт индивидуальные задания учащимся, соответствующие их уровню развития.
Отличительная особенность занятия - это применение различных форм деятельности: пения, движения, театрализации, музицирования, что соответствует основному принципу фольклора - принципу синкретизма.
Следует особо обратить внимание на то, что основным условием для получения положительного результата по формированию и развитию музыкальных навыков является организация учебного процесса на игровой основе. Игровую основу составляют пальчиковые и музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическая игра - это сплав народной игры с образовательными, воспитательными и развивающими задачами, подчиненными цели формирования навыка. Дидактическая игра - это игра обучающая и воспитывающая, в ходе которой формируются и развиваются по способности ребенка. Существуют следующие типы дидактических игр, роль которых меняется с развитием и обучением ребенка:
1)игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие эмоциональное напряжение (применяются, например, в период адаптации к новым условиям);
2)игры, направленные на формирование и активизацию собственно самой учебной деятельности;
3)игры, формирующие развитие психологических качеств личности (мышление, память, воображение и т. д.);
4)игры, направленные на формирование и освоение социальных ролей;
5)игры, обеспечивающие формирование и развитие знаний, умений, навыков;
6)игры, направленные на формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Пальчиковая игра- это комплексное упражнение, состоящее из различных видов деятельности: пение текста и мелодии, ритмичные движения пальцами и кистями рук, театрализация.
В представленном уроке преподавателем применяется комплекс игр с музыкальным припевом, которые являются по своей сути дидактически многофункциональными (обучающими). С их помощью осваивается новый материал
В предложенном уроке используется репертуар, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип урока: комбинированный. Урок направлен как на отработку, закрепление навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.
Оборудование урока
для преподавателя и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян (рояль), часы, 1 стол, 2 стула.
для учащихся: стулья, ложки, трещотки, колокольчики, бубны, цветной платок.
Ход урока
I этап. Подготовительный
1. Организационный момент.
Концертмейстер играет мелодию на 4/4, дети садятся в полукруг на стульчики. Педагог, здороваясь, выполняет головной поклон - дети отвечают тем же. Педагог проверяет правильность посадки ребёнка на стуле, используя прием соревновательности (кто красивей?).
Занятие начинается с «Разминки»- пальчиковой игры «Прятки». Эта игра применяется для концентрации внимания ребёнка, разминки кистей рук, а следовательно - активизации речевых центров головного мозга.
«Прятки».
(приложение 1)
1.В прят-ки паль-чи-ки иг-ра-ли (пальцы сжимаются в кулачок одновременно обе руки)
И го-лов-ки у-би-ра-ли, в ритме слога)
Раз, два, три, че-ты-ре, пять: (зажимается каждый пальчик в ладонь)
И-дём паль-чи-ки ис-кать. (делаем ножки из указательного и
среднего пальцев)
Второй куплет данной игры помогает педагогу закрепить с детьми счёт до 5,
а детям узнать количество пальцев на обеих руках, понять значение слова: «пара». Эта информация проговаривается при первом знакомстве с игрой «Прятки» и повторяется на последующих занятиях, коим является данное.
2.Мо-жем паль-цы сос-чи-тать: (кисти вращаем, делая «фонарики»)
Раз, два, три, че-ты-ре, пять! (зажимается каждый пальчик в ладонь)
Де-сять паль-цев, па-ра рук: (показываем пальцы и ладони с обоих сторон)
Вот твоё богатство друг! (рисуем сердечко руками в воздухе)
Продолжая «Разминку» педагог предлагает детям вспомнить пальчиковую игру «В гости...». В ней дети закрепляют названия имён каждого пальчика, что в дальнейшем помогает в освоении приёмов игры на шумовых инструментах.
«В гости...»
(приложение 2 )
В гос-ти к паль-чи-ку бо-льшо-му, (большой пальчик сгибать в ритме слога,
остальные пальцы в кулачке);
При-хо-ди-ли пря-мо к до-му: (сделать «ножки» из указательного и среднего
пальца, прошагать по коленям, сделав крышу
обеими ладонями);
У-ка-за-те-льный и сред-ний, (из кулачка достаём названные пальцы);
Бе-зы-мян-ный и пос-лед-ний- (из кулачка достаём названные пальцы);
Он ми-зин-чик ма-лы-шок, (из кулачка достаём мизинец, сгибая его);
Сам заб-рал-ся на по-рог. («лесенка» вверх из кулачков);
Вмес-те паль-чи-ки-друзь-я, (открываем и закрываем кулачки);
Друг без дру-га нам нель-зя. (разводим ручки в стороны и соединяем
пальцы в «замок»)
Для перехода к основному этапу занятия педагог предлагает детям взять в руки деревянные ложки приёмом «ручка за голову» (рукой дети берут ложку за голову), сказав, что «ручки разогрелись - нужно ими поиграть и вспомнить следующую группировку длительностей: долгий - два коротких !»
( приложение 3 )
Все хлопают данный ритм под мелодию музыкальной игры «Баба Яга». Педагог обращает внимание детей на звучащую мелодию и просит ёё запоминать. После выполнения задания устно отмечаются успехи детей, ложки кладутся на стульчики, а дети встают в общий кружочек.
II этап. Основной (изучение нового материала)
Педагог объявляет всем о знакомстве с новой игрой, которая называется «Баба-Яга» и просит за ним проговаривать текст и прохлопать ритм руками:
долгие ладошками о колени, короткие - ладошками друг о друга.
( ритм и текст)
Затем педагог даёт задание: прослушать мелодию и сказать слышали ёё дети на данном занятии или нет. Концертмейстер играет мелодию игры «Баба-Яга». Дети узнают мелодию и отвечают, что данная мелодия уже звучала в «разминке». Педагог объявляет, что это и есть мелодия игры «Баба-Яга», которую нужно спеть: все поют.
(приложение4)
Далее педагог предлагает сыграть в «Бабу-Ягу». Для этого один ребёнок по считалке «Аты-баты...» выбирает Бабу-ягу, на неё одевается платок и педагог рассказывает правила игры (правила игры).
Данная игра объединяет в себе несколько видов деятельности: пение, движение, игру, что способствует эффективному усвоению и закреплению нового репертуара, а также формированию и развитию таких навыков как дикция, чувство ритма, «чистое» интонирование мелодии, умение общатся в группе, соблюдать правила игры, воспитывать внимание.
Продолжая занятие педагог предлагает играть в музыкальную игру
«Заря - заряница», и напоминает правила игры: участники игры берут по ленте и встают в круг. По считалке «Красный мяч» выбирается водящий, он ходит за кругом, а все идут по кругу хороводным шагом и поют:
(приложение 5)
1. Заря заряница, красная девица.
Пр: Ой, ладушки, лада - красная девица.
2. По полю ходила, ключи обронила
Пр: Ой, ладушки, лада - ключи обронила
3. Ключи золотые, ленты голубые.
Пр: Ой, ладушки, лада - ленты голубые.
Кричат все: Раз, два, не воронь - беги как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока, они бегут в разные стороны: кто первый прибежит на пустое место - тот победитель, ему отдают ленту.
Новая музыкальная игра «Делай так!...»
Преподаватель предлагает познакомиться с музыкально-двигательной игрой «Делай так...»,
(прложение 6)
1.Де-лай так, де-лай так: (кистями делаем фонарики)
По-бе-жит во-ди-ца (кончиками пальцев о колени капли)
Де-лай так, де-лай так: (кистями делаем фонарики)
Мой-те ру-ки, ли-ца! (кисти вращаем и трём друг о друга)
( пляска)
2.Де-лай так, де-лай так: (кистями делаем фонарики)
Ше-ю мой и у-ши (ладошками проводим пошее и ушам)
Де-лай так, де-лай так: (кистями делаем фонарики)
Вы-ти-ра-ся су-ше! (трём руки о «полотенце»)
( пляска)
3.Де-лай так, де-лай так: (пружинки ногами, приседая)
Раз-ми-най-те нож-ки. (пружинки ногами, приседая)
Де-лай так, де-лай так: (пружинки ногами, приседая)
Бе-ги по до-рож-ке! (бег на месте)
(пляска)
4.Де-лай так, де-лай так: (кистями делаем «фонарики»)
Хло-пай-те в ла-дош-ки (хлопают в ладошки)
Де-лай так, де-лай так: (кистями делаем «фонарики»)
В ру-ки бе-ри лож-ки (берут в руки ложки)
(игра на ложках)
III этап. Подведение итогов.
Педагог хвалит детей за активность. Концертмейстер играет мелодию на 4/4, выполняется земной поклон.
Литература.
-
365 развивающих игр. Сост. Беляков Е.А. - М., 1999
-
Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995
-
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. Кинеман А.В. - М., 1978
-
Есырева Л.А. Учить играя // Начальная школа, 1988, № 10.
-
Земцов Л.И., Сушилова Н. Роль дидактических игр на уроках. // Начальная школа, 1988, № 10.
-
Методика музыкального воспитания в детском саду. Ред. Ветлугиной Н.А. - М., 1989
-
Музыкальное воспитание в школе. № 15. Сост. Апраксина О.М. - М., 1982
-
Науменко Г.М. Фольклорный праздник. - М., 2000
-
Общая психология. Ред. Богославского В.В. - М., 1973
-
Педагогика. Ред. Баранова С.П. - М., 1987
-
Педагогика. Сост. Савин Н.В. - М., 1972
-
Школа русского фольклора. Ред. Картавцевой М.Т. - М., 1994