- Учителю
- Конспект урока музыки на тему ' Его величество вальс' (5 класс)
Конспект урока музыки на тему ' Его величество вальс' (5 класс)
Урок музыки в 7 классе « Его величество вальс».
Учитель музыки МБОУ СОШ №17 г. Владикавказ РСО - Алания
Семенчатенко Людмила Александровна.
Аннотация к уроку.
Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает огромное положительное влияние на формирование личности ребенка.
Музыка сопровождает нас повсюду, её значение в нашей жизни трудно переоценить. Как вид искусства музыка обладает глубоким воспитательным воздействием на человека, заставляет думать о высоком, приносит прекрасное в нашу жизнь и делает нас лучше. В наше прагматичное время музыка просто необходима человеку как воздух! Она дарит детям радость, позволяя выразить себя с помощью пения, танца и игры на музыкальном инструменте.
Данный урок с темой:« Его величество вальс» разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся и посвящен вальсу.
На уроке используются ИКТ, как сопровождение изучаемого материала. Это позволяет наиболее полно раскрыть тему, пробуждает в учащихся любовь к прекрасному. Визуальный материал способствует усвоению материала и повышению мотивации к предмету.
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся зарубежных и Советских композиторов таких как: И.Штраус, Ф.Шопен, А.Хачатурян, слушают их произведения.
Цель урока:
Образовательная:
1. Провести параллель между музыкой сегодняшнего дня и музыкой ХІХ века на
примерах творчества И.Штрауса, Ф. Шопена, П. Чайковского, Г. Свиридова. 2.. Закрепить определение понятия «музыкальный образ», познакомить с
понятием « вальс», историей возникновения вальса.
3. Развивать вокально - хоровые навыки, умение работать над текстом, находить
в нем главные мысли и опорные слова, логически мыслить.
4. Воспитывать эстетический вкус.
5. Раскрыть характерные особенности жанра вальс, выявить значение и
сущность инструментального искусства в жизни человека.
Развивающая:
1. Развивать музыкальный слух и память, умение по тембру различать
музыкальные инструменты.
2. Продолжить вокально-хоровую работу над песней.
3. Развивать зрительную память, навыки восприятия особенности музыки вальса.
Воспитывающая:
1. Прививать любовь и уважение к симфонической музыке.
2. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
3. Воспитывать эстетический интерес к музыке жанра вальса.
Тип урока: урок- концерт.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический;
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы обучения: коллективная, групповая.
Музыкальный материал:
1. « Вальс о вальсе» Муз. Э.Колмановского
2. «Вальс» сим минор Ф. Шопена.
3. « Венский вальс» И.Штрауса.
4. «Вальс» А.Хачатуряна.
5. «Школьный корабль» муз. Г.Струве.
Ход урока.
Учащиеся входят в класс под песню « Вальс о вальсе» в исполнении
К.Шульженко.
слайд 1,2
Приветствие.
Уч. Сегодня вы вошли в класс под звуки необыкновенной красоты - что вам хотелось сейчас делать? Хотелось танцевать.
Да, вы правы, эта музыка приглашает нас совершить путешествие в прошлое, сегодня мы узнаем, где и когда появился вальс.
Появление вальса относится к 70 годам 18 века. Своим появление вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце - « матеник» и его разновидности « фурианте» исполняемых на танцах в чешской деревне, во французском танце « вольт» и Австрийском « лендлер». слайд 6
Фуриант - чешский народный танец, исполняется как пародия на крестьян - зазнаек. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива, он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки.
слайд 7
Вольта - старинный парный танец провансальского или итальянского происхождения в быстром или умеренно быстром темпе. Обычно танец исполняется одной парой, но пар может быть и больше. Был распространен в XVI-XVII вв. в странах Европы, особенно во Франции и Англии.
слайд 8
Лендлер (деревенский) - народный парный круговой танец, распространенный в Австрии, степенный и одновременно чуточку озорной, похожий на домовитого австрийского крестьянина, его танцуют под ритм 3/4. Слово «лендлер» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, скорее всего, оно связано с названием альпийской местности в Австрии - Ландль (Landl). В конце 18 века лендлер пережил рост популярности и считается преемником более изысканного и степенного танца - менуэта
слайд 9 Уч. При первом появлении вальса в России Екатерина II и Павел I его не одобрили. Павел, взойдя на престол, запретил специальным указом танцевать вальс в России до самой смерти своей жены. Мария Федоровна умерла только в 1830 году девятнадцатого века, поэтому до этого времени дорога к русскому двору для вальса была закрыта. Сыновья Марии Федоровны не осмеливались ослушаться матери.
слайд10
Уч. На частных балах после Отечественной войны 1812 года вальс стал одним из любимейших танцев. Вальс - коронный танец бала.
Зато после войны двенадцатого года на частных балах вальс стал одним из самых любимых танцев. Он в особую моду был введен Венским конгрессом в четырнадцатом году, на нем решалась судьба Европы. Дипломаты днем решали важные государственные проблемы, а вечерами они вели светскую жизнь и танцевали на подобных балах, на которых вальс считался коронным танцем. В Вену в то время съехалось много людей: императоры и короли, писатели и журналисты, целые европейские дворы, великосветские красавицы - они все вальсировали с упоением.
Еще довольно долгое время репутация вальса была сомнительной. Однако молодежь была от вальса без ума, и без него в то время не обходился ни один столичный и даже провинциальный бал.
слайд11
уч. Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных вальсов Ф. Шопена слайд 12, 13 звучит вальс си минор.
уч. Каков темп и характер вальса? - ( ответы детей)
уч. Австрийский композитор, скрипач, дирижёр, родоначальник музыкальных династий Штраусов.
Слайды 14,15,16
Трое его сыновей - Иоганн, Йозеф, Эдуард тоже стали очень известными композиторами.
Наследие композитора насчитывает 251 творение из которых 152 вальса.
Биография Штрауса младшего была довольно тесно связана с Россией. В течение 8 лет от весны до поздней осени он жил в Петербурге , выступая в Павловске в курортном зале - играть в котором считалось честью.
Свои впечатления от пребывания в России Штраус выразил в вальсе «Прощание с Петербургом»,польках « Воспоминание о Павловске» и « Нева».
слайды 17,18,19,20.
уч. Сегодня, ребята мы разучиваем песни « Школьный корабль» композитора Георгия Струве.
Показ, литературный анализ текста и разучивание по методике.
слайд 21 Текст песни на экране.
слайд 23,24. Звучит Вальс А. Хачатуряна. « Маскарад»
уч. Подведем итог:
Родился и расцвел вальс в начале 19 века в Вене, а затем и во всем мире. Именно вальсу суждено было стать визитной карточкой 19 века. Ни один танец не может соперничать с ним.
Использованные материалы:
1.Ерохина О.В. Школа танцев для детей/Серия «Мир вашего ребенка».-Ростов на/Д: Феникс, 2003.-224 с.
2. Бальные танцы. /Сост. А.Н. Беликова. Москва 1984г.
3.
4.http://mp3-pesnja.com/
5. www.youtube.com