7


  • Учителю
  • Доклад 'Инновационные формы работы на уроках музыки'

Доклад 'Инновационные формы работы на уроках музыки'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологийПонятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах: 1.научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабат
предварительный просмотр материала

Инновационные формы работы на уроках музыки.

Клочай И. А. сш№16

Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологий

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:

  1. научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  2. процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

  3. деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Ее можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся.

Но любая педагогическая технология должна соответствовать требованиям - критериям:

  • концептуальность;

  • системность;

  • управляемость;

  • эффективность;

  • воспроизводимость.

Наиболее показательным является использование инновационных технологий:

  • Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность);

Способы создания проблемных ситуаций на уроке

1 способ. Преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений обучающихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Такое столкновение можно обеспечить с помощью:

  1. исследования, эксперимента;

  2. рассказа об исследовании, эксперименте;

  3. различных наглядных средств, ТСО;

  4. практических заданий, в которых обучающиеся обязательно допускают ошибки, или невыполнимых заданий.

2 способ. Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия, когда обучающиеся пытаются выполнять новые задания старыми способами.

3 способ. Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых:

  1. фактов, явлений, данных;

  2. суждений, мнений великих ученых, писателей, критиков, политиков и т.д.;

  3. мнений самих обучающихся;

  4. различных вариантов текстов художественных произведений, документов, различных видов искусств.

4 способ. Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям.

5 способ. Побуждение обучающихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает:

  • в результате столкновения различных мнений учеников;

  • между выдвинутым предположением и результатом его проверки;

  • между гипотезой и новыми фактами;

  • между следствиями из гипотезы и проверочными экспериментами.

Проектная исследовательская деятельность

Одним из методов технологии развивающего обучения (Гальперин, Давыдов, Выготский) является проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследований.

Типология проектов

Для типологии проектов предполагаются следующие типологические признаки:

  • доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);

  • предметно-содержательная область: монопроект - межпредметный проект;

  • характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);

  • характер контактов (среди участников одной школы, всего города, республики, страны, разных стран мира);

  • количество участников проекта;

  • продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.

Следует остановиться на структурировании проекта:

  1. Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учениками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

  6. Защита проектов, оппонирование.

  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Критерии внешней оценки

  1. Актуальность проблемы.

  2. Корректность методов исследования.

  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  4. Характер общения участников проекта.

  5. Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.

  6. Умение аргументировать свои заключения, выводы.

  7. Эстетика оформления проекта.

  8. Умение отвечать на вопросы.

  • Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное образование предполагает обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы, умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

Обучение

Традиционное обучение

Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения

Ориентир на коллективную

и фронтальную работу учеников.

Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося.

Работа с группами различной

успеваемости.

Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей

и предпочтений.

Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика».

Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика.

Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.

Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал.

Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.

Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.

Стимулируется активность класса (как группы).

Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников.

Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.

Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.

Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.

Сообщение новых знаний только преподавателем.

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и

учащихся.

Оценка ответа учащегося только

учителем.

Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.

Использование только количественных способов оценки знаний

(баллы, %).

Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.

Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.


  • ИКТ-технологии:

  1. использование интерактивной доски;

  2. работа с Интернет-ресурсами;

  3. создание собственного цифрового образовательного пространства;

  4. создание собственной мультимедийной библиотеки;

  5. проведение, организация конференций;

  6. создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.


  • Здоровьесберегающие технологии.

Типы здоровьесберагающих технологий:

  1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

  2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

  3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).


  • Игровые технологии


Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало.

Игра - это универсальное средство, помогающее учителю превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости - всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.

На уроках музыки в начальной школе я все чаще стала применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Мною используются разнообразные формы игры. Это ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы.

Для развития мелкой моторики и в качестве физкультминутки использую пальчиковые и музыкально-ритмические игры. Хорошо известная, но в тоже время увлекательная форма игры - это уроки - КВН, музыкальные турниры. Большую подготовительную работу требует организация и проведение уроков концертов, уроков спектаклей. А сколько ещё интересных игровых форм можно использовать на уроках: музыкальные эстафеты и весёлые старты, игры сюрпризы и аукционы, музыкальные маскарады и карнавалы…



Список литературы
1. Алиев Ю. Б. Настольная школьного учителя-музыканта. - М.: Манускрипт, 2000.

2. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе.
3.Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. -Биробиждан, 2004.
4. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Ожегов С. Ю., Шведова Н. В. Толковый словарь. - М., 1983.
6. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании (Материалы конференции 7-11 декабря 1999 г.).
7. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. - М.: Дрофа, 2002.














 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал