7


  • Учителю
  • Использование методов художественной дидактики на уроках искусства

Использование методов художественной дидактики на уроках искусства

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Автором данного передового педагогического опыта является учитель музыки высшей категории, учитель-методист ГБОУ СОШ №23 им. Б. А. Кучера Волкова Лариса Ивановна. Опыт изучался в процессе экспериментальной работы по предмету с 2007 г. по 2014 год. По характеру новизны этот оп
предварительный просмотр материала

Главное требование к современному человеку, который живет в мире глобальных перемен и интеграционных процессов, чрезвычайно стремительного развития техники и информационных ресурсов, - является умение творить. Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе гуманизации образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы учащегося. Искусство-своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца. Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественнно-познавательных, художественно-коммуникативных и др.), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играет эмоционально-чувствительная сфера и творческая активность личности, развитие которой непосредственно связано с занятиями искусством. Идею комплексного взаимопроникновения искусств, которая возникла в 20-30х годах XX столетия, обосновали выдающиеся педагоги и деятели культуры. П. Блонский писал: «Уроки поэзии, музыки, рисования как изолированные эстетические занятия, имеют очень мало педагогической ценности. В крайнем случае - это уроки оторванного от жизни искусства» [5,с.59]

Согласно Концепции художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях [Педагогическая газета.-2001.- №12.-С.6-7.] и государственных стандартов в школы Украины внедряется интегрированный курс «Искусство».[3]

Научным руководителем экспериментального, интегрированного курса является кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории эстетического воспитания Института проблем воспитания АПН Украины, главный редактор научно-методического журнала «Мистецтво та освіта» Л. М. Масол. Специфика методологии междисциплинарного знания лежит в верховенстве интеграционных, синтезирующих тенденций. Такой подход содействует возрождению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса.[3]

Проблема «как обучать», становится сегодня всё более актуальной. Обновляющейся школе нужны эффективные методы, приёмы, техники обучения, такие, которые помогут решать современные задачи компетентностного подхода в образовании, формирования ключевых компетенций у учащихся.

Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода. Вооружение учащихся способами познавательной деятельности- важнейшая тенденция повышения развивающей функции учебного метода.

Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует. Поэтому темой данной статьи выбраны наиболее актуальные методы художественной дидактики в преподавании интегрированного курса «Искусство». Целью данной статьи является выявление оптимальных методов обучения, которые используются в процессе деятельности на уроках экспериментального, интегрированного курса « Искусство».

Предмет «Искусство» объединяет в единый тематический цикл предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» с использованием элементов синтетических искусств (хореографии, театра, киноискусства). Целью интегрированного курса является индивидуально-эстетическое развитие учащихся через осмысление связи искусства с природной, социальной и культурной основами их жизнедеятельности. Практическая реализация интеграции в школе, подчеркивает Л.М. Масол «решается на двух уровнях: интеграция содержания образования и интеграция в процессе обучения и воспитания (интегративные педагогические технологии). К технологиям интегрированного преподавания можно отнести технологии: личностно-ориентированные, интегративные, компьютерные, суггестивные, интерактивные, здоровьесберегающие, художественно-игровые». [3]

Внедрение курса «Искусство» в практику работы общеобразовательных школ началось во многих регионах Украины, также и в Севастополе. Руководителем интегрированного курса «Искусство» в г.Севастополе является заместитель директора института последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Н.Н.Мурованая. Вот уже шестой год подряд с 2007 г. в ОШ №23 внедряется экспериментальный интегрированный курс «Искусство» на всеукраинском уровне. За это время были опробованны разные инновационные технологии, формы и методы работы на уроках искусства. В процессе экспериментальной работы в школе был накоплен огромный опыт преподавания этого интегрированного курса, что позволит начинающим коллегам избежать определенных трудностей и проблем в преподавании. С использованием некоторых технологий художественной дидактики на уроках интегрированного курса «Искусство» и познакомит данная статья.

Интегрированный курс «Искусство» предполагает использование интегративных технологий, которые можно условно разделить на три группы:

  1. духовно-мировоззренческий вид интеграции, который обеспечивает на основе общего для всех видов искусства тематизм, связанный с отображением в искусстве разных аспектов жизни;

  2. эстетико-искусствоведческий вид интеграции, который обеспечивает введение общих для разных видов искусства понятий и категорий эстетических, художественно-языковых, жанровых и т.д.;

  3. комплексный вид интеграции, который предусматривает одновременное соединение нескольких видов интеграций, ведущих интегрантов из двух перечисленных групп или еще с добавлением к ним других видов.

Обозначенные виды интеграции на уроках курса «Искусство» реализуются через систему творческих заданий интегративного типа, которые предусматривают активизацию межсенсорных образных ассоциаций учеников в процессе восприятия и художественно-творческой деятельности, например:

  • графически изобразить мелодичный рисунок, передать линиями характер движения мелодии (плавный, скачкообразный), направление движения мелодии (вверх или вниз), подобрать к мелодии соответствующие по характеру линии-образы («линия-пружинка», «линия-волна», «линия-зигзаг», «линия-пунктир»);

  • подобрать цвета соответствующие музыкальным тембрам, образам и настроениям;

  • отобразить развитие музыки, её формы в беспредметных цветных композициях - «визуальных вариациях», в которых изменить цветную гамму (яркость, насыщенность, контрастность) соответственно изменениям в музыке;

  • создавать музыкальные образы-интонации, ритмы, «звуковые пятна», которые бы характеризовали героев сказки, персонажей сюжетной картины или портрета;

  • «оживить» картину с помощью пантомимы, мимики, жестов, движений или разыграть мысленный диалог по сюжету картины (например, натюрморт в лицах, «разговор героев парного портрета»);

  • создать «театр костюма» - инсценировка мини-рассказов о традициях национальной одежды, вышивки, украшений (в сопровождении танцевальной музыки), и др . [7 ,с.69]

Поскольку основными задачами этих уроков является формирование целостной художественной картины мира, полихудожественное развитие личности школьника, мы проводим уроки музыкального и изобразительного искусства спаренными: на первом уроке-музыкальное искусство, а на втором-визуальное искусство. Особенностью экспериментальной работы по интегрированному курсу «Искусство» в нашей школе является тесное сотрудничество с национально-культурными обществами города, а также привлечение учащихся школьной музыкальной студии «Колокольчик» и изостудии «Аист» для участия в открытых, итоговых и других интересных уроках по предмету. Уроки изобразительного искусства проходят в мастерской детской изобразительной студии «Аист» школы №23, что дает нам возможность широкого проявления творческой инициативы, и позволяет создавать атмосферу увлеченности и активности учащихся. Такие уроки способствуют развитию ключевых компетенций у детей, а также развитию компетенций художественной самореализации.

«Общая цель уроков конкретизируется в основных задачах-образовательных, воспитательных, развивающих, т.е. в приобретении детьми деятельно-творческих, общекультурных, коммуникативных, социально-практических компетенций, а также компетенций саморегуляции художественной деятельности».[8,с.58-64]

Именно на решение этих задач направлены уроки искусства с использованием компьютерных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по таким направлениям: 1.Создание презентаций к уроку; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3.Использование готовых обучающих программ; 4. Использование электронных ресурсов учебного назначения; 5. Мультимедийные курсы, тесты, электронные энциклопедии. Презентация позволяет наглядно представить учебный материал, сделать урок более интересным и продуктивным. Использование ресурсов Интернета , Flash-технологии помогают найти дополнительные материалы к уроку, Web-странички помогают улучшить качество знаний по предмету, могут использоваться как для фронтальной работы с детьми, так и для их индивидуальной, самостоятельной работы. Использование готовых обучающих программ помогает снизить дидактические затруднения у учащихся и повысить активность школьников на уроке. Каждый из таких уроков является совокупностью рисунков, анимаций, гостиных, видеофрагментов, текстовых объяснений, звукового сопровождения, тестовых вопросов и других, которые использует учитель при проведении уроков искусства с использованием электронных средств. Из урока в урок путешествуют с детьми в мир искусства постоянные анимационные друзья, помощники учителя - Лясолька и Барвик. При подготовке к уроку «Искусство» используется «Конструктор» урока, в котором выбирается любой тип урока или фрагмент его, что позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Для более разнообразного применения компьютера на уроках искусства фрагментарно используются и другие методы, например метод проектов, который обеспечивает динамичное овладение школьниками курса «Искусство».

Характерной чертой педагогического взаимодействия учителя и учеников современной школы является введение в учебный процесс интерактивных методов, которые нацелены на развитие личности ученика. Интерактивные методы ориентированы на реализацию познавательных интересов потребностей личности, поэтому особое внимание уделяется организации процесса эффективной коммуникации, в которой участники процесса взаимодействия более мобильны, открыты и активны. Организации процесса такого взаимодействия содействует использование соответствующих технологий обучения.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит путем взаимодействия всех тех, кто обучается и обучает. Самые известные формы интерактивных методов - «большой круг», «аквариум», «мозговой штурм», «микрофон», «ажурная пила», «ассоциативный куст» - эффективно можно использовать на уроках искусства в начальной и основной школе. Например: на доске висит ключевое слово «динамика». Детям необходимо выбрать из предложенных карточек те, которые ассоциируются со словом «динамика». «Ассоциативный куст» успешно используется в работе над новыми понятиями, музыкально-художественными терминами. Например, во время изучения темы урока «В мире реального и воображаемого» (3кл.) учащиеся включаются в «мозговой штурм» и выдвигают свои версии, отвечая на вопрос учителя: «Что вы знаете или думаете о реальном и вымышленном?». Метод «Микрофон» применяется в ситуациях, которые требуют от учащихся быстрого ответа. Высказывая свою мысль, ученики держат в руке микрофон. Микрофон может быть воображаемым, но желательно использовать настоящий или предмет, который его имитирует, поскольку его наличие даёт преимущество - имеет право отвечать только тот ученик, у которого в руке микрофон, все другие не могут говорить, кричать с места, а могут только слушать. Этот метод хорошо использовать на всех этапах урока. В 3-м классе (тема2: «Легендарные герои в искусстве», тема урока: «Герои древних мифов») можно предложить несколько вариантов применения этого метода.

Например, в процессе слушания музыки, на этапе проверки выученного материала или закрепления знаний:1 вариант: Что вы знаете о героях древних мифов? Учащиеся отвечают по одному предложению, передавая один другому микрофон. Таким способом можно выявить, что именно запомнили третьеклассники на предыдущем уроке. 2 вариант: Дайте характеристику прослушанной музыке.

Можно поделить класс на три группы: 1 ряд отвечает о характере музыки, 2 ряд подбирает слова-характеристики, которые наиболее близки к определению темповых особенностей произведения, 3 ряд рассказывает о чувствах, какие хотел передать композитор. (К.В.Глюк, Ария Орфея «Потерял я Эвридику» или «Мелодия» К.В.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»). Метод «Микрофон» эффективен и в вокально-хоровой работе на этапе распевания, знакомства и исполнения песни: 1 вариант: Учитель предлагает пропеть короткую попевку из 3-4-х нот на какой-нибудь гласный звук. Каждый ученик по очереди поет попевку в микрофон от разных нот, а класс повторяет (происходит чередование сольного и коллективного пения).

2 вариант: Охарактеризуйте песню, которую только что прослушали («Україно-дівчино» муз. М.Мельника, сл.М.Бути. 3 класс, тема: «Легендарные художники»). Учащиеся по очереди высказывают свои мысли. -А как бы вы исполнили эту песню? (Ученики отвечают одним словом, передавая один другому микрофон.).

Метод «Ролевой игры» является эффективным во время исполнения выученной песни. Между учениками распределяются роли персонажей, о которых рассказывается в песне. Для большей убедительности актёрской игры учащиеся используют атрибуты, которые даются им на выбор: маски, головные уборы, предметы и др. (песня «Баба Яга» сл.и муз.А.Лукьяненко, 3класс, тема «Силуэты зла», «Песня капитана Врунгеля» муз. Г.Фиртича, сл. Ю.Чеповецкого, 3 класс, тема: «В царстве выдумки» и др.). Не нужно ждать от детей большого актерского мастерства, главное, что разыгранная в ролях песня запомнится им надолго. Для того, чтобы все дети взяли активное участие в исполнении песни, класс можно разделить на хоровую и оркестровую группы. Хоровая группа поёт, а оркестровая группа аккомпанирует одноклассникам на шумовых инструментах.

Используя игровые художественно-педагогические технологии, учитель предлагает ученикам выполнить определённые задания под разными углами зрения, предварительно распределив среди них роли: композитора, певца, художника, дизайнера, посетителей концерта (выставки, театра). На уроках искусства используются также новые музыкально-дидактические игры: режиссерские игры, которые помогают интересно и творчески организовать исполнительскую деятельность учащихся, усвоение музыкальной грамоты; игры-имитации, игры-соревнования, игры-лабиринты, игры-исследования, игры на внимание «Правильно-неправильно», игры в парах. На уроках применяются также инновационные формы: задания-импровизации, задания-интерпретации, задания-наблюдения.

Другие технологии характерны для проведения уроков искусства с использованием театрализованных сюжетно-ролевых игр, которые предусматривают обязательное перевоплощение в реальных или вымышленных персонажей, героев сказок и мультфильмов, допускают выдумывание новых, несуществующих фантастических действующих лиц.

Интересно проходят при изучении курса «Искусство» уроки, в которых роль Лясольки и Барвика исполняют сами дети. Такая технология тоже положительно влияет на глубину усвоения материала. Так ученики 4-го класса на протяжении года вместе с Лясолькой и Барвиком путешествуют по странам и континентам, знакомятся с искусством разных народов: россиян, поляков, венгров, крымских татар, японцев, болгар и др. На уроке «Путешествие в Болгарию. В гостях у Бабы Марты» учащиеся 4-го класса совершили не только путешествие в Болгарию, но и узнали о календарно-обрядовом действии, связанном с приходом весны и называемом в Болгарии «Баба Марта». На уроке присутствовали также: председатель национального болгарского общества «Изгрев» Бучков Савелий и болгарская мастерица вышивки и пошива национальной одежды Майстренко Татьяна Ильинична.

На уроке «Путешествие в Японию» учащиеся вместе с этими персонажами побывали в японском доме, в японском храме, познакомились с японской культурой и искусством оригами, бонсай, амигуруми, окимоно. Интересно и насыщенно проходят уроки по «Искусству» с вовлечением детей из различных студий художественно-эстетического направления, имеющихся в школе, в процесс урока.Это и урок «Дорога к храму» (3-й класс), «Зимние краски в искусстве» (1-й класс), «Народные творцы» (1-й класс), «Свято Миколая» (2-й класс), «Традиции и ремесла Болгарии» (3-й класс), «Образ Мадонны в искусстве» (3-й класс), «Козацькому роду нема переводу» (3-й класс) и др.

Технология формирования образного мышления (ФОМ) является эффективной во время обсуждения картин, скульптур, фотографий и других произведений визуальных искусств. Для проведения обсуждений можно использовать художественные произведения разных жанров, стилей, эпох, рекомендованные программой (и, следовательно, отобранные специалистами, в частности, музейными работниками) или тематически и художественно равноценные. Например, И.Айвазовский «Буря на море», С.Шишко «Осенний пейзаж», М.Чюрлёнис «Сказка» и др.[6,с.70]

Технология ФОМ даёт возможность успешно проводить анализ-интерпретацию образов в музыкальных произведениях. С первых уроков следует приучать учащихся к системе творческих заданий на уроках искусства, особенно в 1-м классе. С этой целью на уроках мы работаем с тетрадью-альбомом для учащихся 1-х классов «Абетка мистецтв». Выполнение отдельных заданий потребует от первоклассников формирования также элементарных навыков художественного общения с одноклассниками в парной, групповой или коллективной работе. Поэтому большинство заданий принадлежат к «открытому» типу и предусматривают многовариантность ответов, среди которых практически отсутствуют так называемые правильные или неправильные. Например: учитель предлагает детям самим пропеть песенки героев оперы-сказки «Колобок» голосами других персонажей этого спектакля. Что изменилось? А затем вместе с колобком предлагает разгадать кроссворд: 1.Пою один-догадайся - кто я такой ? 2.Запоем вместе-понравится обоим.3.Певцов много стало-звонко песня прозвучала. При индивидуальной работе с тетрадью-альбомом мы имеем возможность сделать экспресс-диагностику образовательных результатов и творческого развития каждого ученика, выявить уровень осмысления ими учебного материала, динамику творческого роста и скорректировать обучение и развитие.

Интересным методом усвоения нового материала для первоклассников является игра-имитация типа «Представь, что ты…». Для закрепления новой информации на уроках искусства в 1-м классе желательно выбирать форму игры, соревнования или загадок. Например, «Загадки-отгадки» (по новой теме): учитель демонстрирует аудиозапись с образцами разных звуков. Если учащиеся считают, что услышанный звук принадлежит к группе музыкальных - они поднимают руки, если слышат шумовые - кладут их на парту. Шумовые и музыкальные звуки можно создавать и распознавать на слух и в других играх-имитациях, в частности, в парах: один ученик воспроизводит какой-нибудь звук, другой его называет и отгадывает.

Очень эффективно используется в работе также «Словарь признаков характера звучания эмоций» В.Ражникова, в котором выделены группы, каждая из которых имеет определённое количество близких к главной характеристике слов- эпитетов.

Таким образом, предложенные выше методы художественной дидактики на уроках интегрированного курса «Искусство», кроме формирования художественных компетентностей, развития творческого мышления, содействуют еще и формированию навыков культуры общения между учениками, а именно: умению вести разговор, брать участие в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс, работать в коллективе, взаимодействовать с другими при выработке общих решений - то есть черт, необходимых современным молодым людям в профессиональной и личной жизни в социуме.

В конце и в начале каждого учебного года мы проводим итоговое проверочное тестирование учащихся, мониторинг приобретенных компетенций учащихся. Результаты проверки тестирования говорят о том, что уровень успешности учащихся, которые изучают интегрированный курс «Искусство» достаточно высокий.

Можно сделать вывод, что преподавание экспериментального интегрированного курса «Искусство» с использованием методов художественной дидактики развивает ключевые компетенции учащихся, их мыслительную и творческую деятельность, обогащает их духовно и эмоционально, формирует креативного человека, способного жить в информационном мире, способного творить. Интегрированные уроки с использованием данных методов являются эффективной формой организации учебного процесса, которая используется для систематизации знаний в современной школе, поскольку на таких уроках происходит синтез знаний по различным дисциплинам, вследствие чего создается новое качество, неразрывное целое, которое достигнуто широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Использование методов художественной дидактики в интегрированном уроке имеет и психологическое преимущество: пробуждается интерес к предмету, снимается напряжение, неуверенность, формируются творческие способности учащихся, что является очень важным условием для дальнейшей перспективы успешной работы в этом направлении.



Список использованных источников

  1. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. Вид. Ранок .К. 2001 г.- с.189.

2. Комар О. Інтерактивні методи та інноваційна діяльність сучасного вчителя. // Початкова школа - 2010 р. - № 7 - с. 47. Вид. Ранок.

3.МасолЛ.М. Ігрові художньо-педагогічні технології в інтегрованому курсі «Мистецтво».

// Початкова школа - 2007 р. - № 1 - с. 46-54. Вид. Ранок.

4.Матюшенко О. Інтерактивні методи навчання на уроках мистецтва // Мистецтво та освіта - 2010 р. - № 3 - с. 22. Вид. Фенікс.

5.Мурована Н.М. Упровадження інтегрованого курсу «Мистецтво» в загальноосвітніх навчальних закладах // Мистецтво та освіта - 2006 р. - №2. - с.59. Вид. Фенікс.

6.Рагозіна В. Система творчих завдань на уроках мистецтва у 1-му класі // Мистецтво та освіта. - 2010 р. - №1 - с.40. Вид. Фенікс.

7.СавченкоА.И.«Горизонты образования» методическое приложение№1,-

2008 г. - с. 66-70.

8.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент

личностно- ориентированного образования. //Народное образование/-

2003 г. - с. 58-64.



Волкова Лариса Ивановна

Высшая категория, Старший учитель

ОШ №23 им. Б. А. Кучера

Учитель музыки

Домашний адрес: ул. Кесаева д.5 /2 кв. 28

E-mail:

Д.т.: 47-39-06

М.т.:0975176467

Направление: интегрированный курс « Искусство»

Тема доклада: « Использование методов

художественной дидактики на уроках

интегрированного курса «Искусство».



16




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал