7


  • Учителю
  • Конспект урока 'Музыкальная драматургия. Развитие музыки'

Конспект урока 'Музыкальная драматургия. Развитие музыки'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Кочетово Тандинского кожууна



Разработка урока по музыке

на тему:

"Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

7 класс.



Составитель: Пильчирова С.Т.

учитель музыки



Кочетово-2015





Тема: "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие музыки.



Задачи урока:

Дидактические:

  • сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П. Мусоргского, Р. Шумана.

  • научить анализировать музыкальные произведения;



Развивающие:

  • развивать мыслительные способности учащихся;

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

  • развивать музыкальный слух.



Воспитательные:

  • приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусоргского и Р.Шумана.

  • способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке.



Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Методы и приёмы используемые на уроке: словесный. наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.



Оборудование урока: компьютер, проектор, музыкальный центр, синтезатор, иллюстрации картин, портреты композиторов, напечатанные тексты стихов.



Ход урока

Художественно-педагогическая идея урока: Вы объяснили музыку словами

Но, видно, ей надобны слова-

Не то она, соперничая с вами,

Словами изъяснялась бы сама.

И никогда для точности в науке

Не тратила бы времени на звук.

Новелла Матвеева.

На экране тема: "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"



Учитель: Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

-С какими музыкальными формами построения мы с вами знакомы?

Ответы ребят

Учитель:

-В каких музыкальных формах более ярко слышится движение, смена образов, написанных музыкальной форме?

Ответы и мнения детей.

Учитель: Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Попытаемся увидеть разницу изображениях природы...

-Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?

Ответы детей.

Учитель:

- А что мы видим на втором изображении?

Ответы детей.

Учитель: Мы видим главную тему картины -река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения. Так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река - это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры. Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия.

Музыкальное значение не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени; таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, но всё равно воплощает его в движение музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

Вспомните, в 6 классе мы слушали пьесу М.П Мусоргского "Старый замок".

-К какому образу данном произведении обратился композитор?

Ответы детей:

Учитель: "Старые замки" могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность. Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

К названию пьесы композитор сделал примечание: "Старый замок -Средневековый замок, перед которым трубадур поёт песню".

-Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает?

Какое здесь настроение?

-О чём поёт свою песню трубадур?

Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

Слушание - "Старый замок"М.П.Мусоргского.

Учитель: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старый замок - пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье "Средневековье" посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихами, за ускользнувщим словом

Я к замкам уходить люблю Средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,


Угрюмые зубцы на башнях и на крышах

Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,

проёмы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,


Капелла с башенкой - подобъем минерата,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, поросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,


И аист, что парит в сиянии лазурном,


Описывая круг над флюгером ажурным,

И над порталом герб, - на нём изображён.

Единорог иль лев, орёл или грифон;


И погружён мечтой в былое, вижу вновь я

Величие рыцарства и блеск Средневековья.


-Созвучны ли стихотворение и музыка? В чём их сходство? А в чём различие?


Поэт признаётся в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причём перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только "проемы ниш" и "аркады гулкие" - всё что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине. Древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие былые чувства и стремления... Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё жилое тепло; они теперь далёкая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.

Трубадуры - так называли во Франции в конце 9-в начале 13 веков поэтов-певцов.

А вот в музыке - всё наоборот.

В Старом замке нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм все восьмушки, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?


Повторное слушание.

Дети: отвечают на вопросы (грусть, тоска)

Учитель: В мелодии трубадура заложены не ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?

Ответы детей:


Учитель: - Несколько пластов, которые придают звучанию статичность. нет развития, И на этом - звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании - статичность мелодии трубадура происходит слияние времён - ушедшего и устремление к настоящему.

-Что же может показать нам музыка?

Дети отвечают: Движение.

Учитель:

-Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?

Ответы детей: Принцип повторности.


Учитель: Сегодня на уроке противоположное пьесе "старый замок" по образу, характеру. настроению, - пьеса "Порыв" Р..Шумана.


Динамичное, импульсивное сочинение. Данная пьеса построена также на принципе повторности.

-Определите, в какой форме построено данное произведение?

Слушание.

Дети: ответы (рондо)

Учитель: При повторном прослушивании заполните таблицу драматургии пьесы "Порыв".

-Сколько тем звучит в ней?


Ответы детей.


Темп

Динамика

Характер

Первая тема

Быстро

Громко

Страстно, бурно

Вторая тема

Спокойно

Тихо

Нежно, трепетно

Учитель.

-Какой динамический оттенок преобладает в пьесе?

-Куда стремится мелодия в пьесе?

Ответы детей.

И вновь возникает впечатление двуплановости музыкального образа.

1. близкого, реального

2.далёкой мечты.

-Какие средства музыкальной выразительности придают звучанию выразительность, динамичность глубину?

(ритм, темп, динамика, гармония, мелодия)

-Соотнесите средства музыкальной выразительности с их определениями.

Работа в тетради.


Средства музыкальной выразительности

Определения

Ритм

Музыкальная мысль. выраженная одноголосно

Темп

Чередование разных по длительности звуков

Мелодия

Скорость звучания

Динамика

Аккорды, сопровождающие мелодию

Гармония

Громкость звучания



Учитель: Вывод:

-Какой бывает музыкальная драматургия?

(статичной, и динамичной)



Д/З: Ответить на вопросы:

1. Чем отличается музыкальная драматургия в пьесах "Старый замок" и "Порыв"?

2. К программной или не программной музыке относятся данные пьесы?

Почему?



В конце урока исполнение песни "Музыка"И.Крутого.

выход из класса под музыку.



Литература.

1. Музыка. 7 класс.:учебник для общеобразовательных учреждений/автор В.В. Алеев, Т.И.Науменко.-М.:Дрофа,2011.

2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.,1985.

3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.М.:1984.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал