7


  • Учителю
  • Программа внеурочной деятельности по музыке 1-3 классы

Программа внеурочной деятельности по музыке 1-3 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная образовательная программа внеурочной деятельности «Споемте, друзья» является модифицированной с учетом  условий работы в данной школе, рассчитана на 3 года обучения 1-3 класс, на детей 7-10 лет. Программа разработана на основе авторской программы «Мир вокального и
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Александрова Владимирской области





«Рассмотрено»

Руководитель МО

Протокол № ___ от «__»

__________________2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

от «__»_________2012г






Образовательная программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления
«Споемте, друзья»

1-3 классы

Возраст учащихся - 7 - 10 лет

1 час в неделю (всего 34 часа)













Составила:

Рябцун Л.П.

учитель музыки и МХК





2012-2013 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная образовательная программа внеурочной деятельности «Споемте, друзья» разработана на основе авторской программы «Мир вокального искусства 1-4 классы», автор-составитель Г.А. Суязова, издательство «Учитель», Волгоград, 2009г. Программа является модифицированной с учетом условий работы в данной школе, рассчитана на 3 года обучения 1-3 класс, на детей 7-10 лет.

Нет ничего прекраснее человеческого голоса. Говорят, что каждый инструмент хорош настолько, насколько он приближается к голосу. А голос - это инструмент музыканта-вокалиста. Голос дает нам возможность передавать свое отношение к различным явлениям жизни, выражать свои самые сокровенные мысли и чувства. И, наконец, голос, позволяет украсить нашу жизнь великолепными звуками, интонациями.

Большинство детей, особенно младшего школьного возраста, любят петь. С увлечением они повторяют услышанную где-то мелодию. И если не развивать это стремление к пению, то впоследствии в старшем школьном возрасте многие из них не будут любить пение и возможно вокальное искусство вообще. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения через пение.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, так как специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится, прежде всего, на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивание эффектных песен, соответствующих сценарию. Поэтому очень важно организовать учебную и внеурочную деятельность младших школьников таким образом, чтобы она стимулировала позитивный творческий процесс, а также активность всех психических факторов: эмоциональные переживания, чувственное восприятие, творческую фантазию. Одновременно воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В основе данной программы лежит компетентностно-ориентированный подход.

Компетентность - это жизненный успех в социально значимой области (Дж. Равен, 1984).

Компетенция - возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней, 1995).

К важнейшим (ключевым) компетенциям, которые должны быть сформированы в процессе работы вокального кружка, относят:

Социальные компетенции: комплекс базовых способностей, необходимых для активного участия в коллективной творческой деятельности, готовность адекватно участвовать в школьных проектах, критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность на себя и др.;

Коммуникативные компетенции: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника и т.д.; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;

Информационные компетенции: владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации;

Компетенции в области профессионального и личностного развития (способность обучаться на протяжении всей жизни).

Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 34 часа, и строятся таким образом, чтобы были реализованы следующие принципы обучения:

1. Принцип творчества - от творческой деятельности до достижения творческого результата.

2. Активная работа, в которой могли бы участвовать все обучающиеся.

3. Важно, чтобы дети имели возможность менять типы, формы и ритмы работы.

Актуальность программы в том, что, музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Одно из главных мест в этом процессе принадлежит вокальному исполнению - ансамблевому и сольному пению - на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В современной отеческой культуре растет число детских вокальных коллективов, расширяется круг музыкальных произведений, разнообразных стилей сочинений, которые пишутся с учетом вокальных и физиологических возможностей детского вокального аппарата. Система дополнительных внеурочных занятий позволяет учесть все эти факторы.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. В вокально-хоровой работе развивается эмоциональная отзывчивость учащихся. В сознании детей градация чувств, настроений, переживаний, приобретает более гибкий, утонченный характер. И это чувственное отношение переносится в другие сферы жизни.

Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, которое в свою очередь развивает музыкальную культуру учащихся и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и внеурочной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе.

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент (голос) всегда при себе. Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный голос и музыкальный слух.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека. Постановка голоса - это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса для профессиональной работы.

Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, широтой диапазона, дыхания; богатством тембральной окраски, четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Физиологи говорят, что при постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются нужные связи, рефлексы; ненужные - тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно.

Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

С тембром голоса тесно связано формирование у детей и такой важнейшей художественной стороны вокальной речи, как ясная и выразительная вокальная дикция. В пении каждый гласный обнаруживает себя именно через специфический тембр голоса. Установлено, что все звонкие согласные, как и гласные, имеют разный тембр, различаемый слухом. Поэтому качество и богатство тембра голоса влияет и на разборчивость звонких согласных.

Наличие музыкального слуха является важным качеством профессионального певца. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего развития. Внеклассная работа позволяет выявить эти особенности и учитывать в ходе творческого процесса.

Во время занятий особая роль принадлежит дыханию и артикуляции. Важное место занимает детская музыкальная импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык. Импровизация - самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления.

Важная особенность программы заключается в том, что игровое моделирование становится важным фактором музыкально-творческого саморазвития младших школьников. Это создает педагогические условия для использования на занятиях игр, драматизации, а также способствует проведению занятий в театрализованной форме, например: «В сказочном лесу», «Деревенские посиделки», «Музыкальный КВН» и т.д.

Данная программа опирается на здоровьесберегающие технологии (см. приложение). Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка становлению полноценной творческой личности, и наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Например, воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре головного мозга сложной системы нервных связей, влияющих на процессы возбуждения и торможения, а вместе с тем и других внутренних процессов, протекающих в организме. Регулярные систематические занятия музыкой развивают математические способности. Планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние на физическое здоровье детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


  • Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:

  • Дополнительно расширить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокально-хоровым навыкам;

  • Развитие положительного интереса к вокальному искусству, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой.

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

  • Воспитать музыкальную и певческую культуру.

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

  • Развитие потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Тематическое построение программы позволит объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Песенный репертуар подбирается в соответствии с принципом доступности и посильной трудности, соотнося с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Частично он зависит от дат, особых праздников, мероприятий. Подчинение всего материала занятий основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Данная программа является интегрированной по способу организации педагогического процесса и предусматривает тесное взаимодействие с предметами образовательного цикла: музыка, литература, живопись, окружающий мир и т.д. - позволяет охватить духовную жизнь ребенка достаточно полно и всесторонне. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Иными словами, внеучебная деятельность становится плодотворной благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями (УУД). УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетенций, включая ключевую компетенцию учащегося - умение и желание учиться творчески.

Разучивание песенного репертуара обращено к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: русский язык - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; литература - начальное понятия о стилях и жанрах: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; изобразительное искусство - представление о специфике решения образа в различных цветах и красках, видах и жанрах, понятие о композиции и колорите. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

Одна из главных задач данной программы - совершенствование умений и навыков вокального исполнения в опоре на опыт педагогов-музыкантов, признанных во всем мире (З. Кодая, К. Орфа, Г. Струве), а именно: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя в процессе пения без сопровождения и с сопровождением; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским жестам. Весь творческий процесс способствует активному включению детей в исполнительскую деятельность, тесно связанную с другими видами музицирования (пластическое интонирование, музыкально-игровая драматизация, театральное искусство).

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: участие в школьных праздниках и вечерах отдыха, встречи с интересными людьми и так далее. Данная программа направлена на привлечение внимания родителей к работе творческого объединения, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: групповые и индивидуальные беседы, экскурсии, встречи и нестандартные вечера. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время - одна из основных задач кружковой работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями окажет показ готовых творческих работ: участие коллектива в концертных программах школы, классных вечерах. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Основным методом контроля и управления образовательным процессом является анализ результатов выступлений учащихся в различных концертах, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, а также наблюдение педагога.

Результат и качество обучения прослеживаются в ходе подготовки, проведения воспитанниками классных и общешкольных мероприятий и участия в них, выступления на городских мероприятиях.


Учебно-тематический план
(1-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие «Петь приятно и удобно»

1

1


2

«Все на свете дети знают - звуки разные бывают».

1


1

3

«В сказочном лесу». Что такое «певческая установка». Дышим правильно!

2

1

1

4

«Волшебная шкатулка».

2

1

1

5

«Как рождается звук?»

2

1

1

6

Легенда о трех китах: «Удивительное рядом».

2

1

1

7

«Музыкальная палитра». Как связаны слова - краски - музыкальные звуки

2

1

1

8

Разыграй песню «Раз морозною зимой».

2

1

1

9

«Кошкин дом».

2

1

1

10

«Волшебный микрофон».

2


2

11

«Музыкальный алфавит».

1

1


12

«Золотой камертон» или «Что такое музыкальные способности?»

2

1

1

13

«Сочиняем и поем». Наша творческая копилка.

2

1

1

14

«В гостях у Скрипичного ключа».

1

1


15

«Музыкальная гостиная».

1


1

16

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Поговорим о русской народной песне.

1


1

17

«И снова в гостях у Скрипичного ключа». Знакомимся с творчеством композиторов.

2

1

1

18

Открытый урок для родителей

1


1

19

Праздники, выступления

5


5


Итого

34

13

21

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны иметь устойчивый интерес к песне.

  2. Иметь представление о строении артикуляционного аппарата;

  3. Познакомиться с правилами гигиены певческого голоса;

  4. Познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

  5. Иметь представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства;

  6. Петь короткие фразы на одном дыхании легким звуком, без напряжения.

  7. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм).

Содержание курса

Название темы

Краткое содержание занятий

Тема№1

«Петь приятно и удобно»

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Тема№2

«Все на свете дети знают - звуки разные бывают».

Музыкальные и шумовые звуки. Речевые и музыкальные звуки. Вокальный звук.

Певческая установка. Соблюдение правил певческой установки, главное из которых: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости (см. приложение):

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях;

- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Тема№3

«В сказочном лесу».

Путешествие в сказочный лес. Звуки природы. Работа над дыханием, формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Выдох удлиняется, а вдох укорачивается. Дышать глубоко, легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох, выдох, опора звука. Взаимосвязь дыхания с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Певческое дыхание как основа вокально-хоровой техники.

Тема№4

«Волшебная шкатулка».

Голосовые игры. Знакомство с различными видами вокально-хоровых упражнений. Особенности звукоизвлечения, влияние различных частей голосового и артикуляционного аппарата на качество звука, его характер. Задачи и функции распевания.

Тема№5

«Как рождается звук?»

Дирижерские жесты: внимание, вдох, начало звукоизвлечения, его окончание. Единообразное звуковедение, выравнивание строя, единовременное дыхание, изменения в темпе, ритме, динамике. Дирижерские схемы.

Тема№6

Легенда о трех китах: «Удивительное рядом».

Углубление в тему «Три кита в музыке»: марш, танец, песня встречаются. Маршевый, танцевальный, песенный характер. Унисон, работа над качеством звука.

Тема№7

«Музыкальная палитра».

Как связаны слова - краски - музыкальные звуки. Вокальная позиция. Формирование оптимальной вокальной позиции, подготовка звука. Ощущение зевка, естественное звучание, работа резонаторов. Высокая вокальная позиция. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).

Тема№8

Разыграй песню «Раз морозною зимой».

Музыкальная драматизация. Настройка к действию, преодоление мышечной зажатости, действие в условиях замысла, развитие артистической смелости и непосредственности, воплощение характеров героев. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования.

Тема№9

«Кошкин дом».

Пластическое интонирование. Вокальная дикция. Четкое и ясное произношение слов. Отчетливое произношение, плавное звучание. Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки; развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата.

Тема№10

«Волшебный микрофон».

Работа с солистами. Изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся. Анализ работы голосового аппарата. Вокальные упражнения с целью правильной постановки голоса.

Тема№11

«Музыкальный алфавит».

Знакомимся с музыкальной грамотой. Названия звуков, их расположение, длительности нот, устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Знаки альтерации. Знакомство с ключами. Фраза, запев, припев.

Тема№12

«Золотой камертон» или «Что такое музыкальные способности?»

Музыкальные способности. Что такое музыкальный слух. Выдающиеся исполнители. Современные музыкальные конкурсы. Детские творческие коллективы. Музыкальные загадки.

Тема№13

«Сочиняем и поем». Наша творческая копилка.

Развитие творческих способностей. Импровизация. Звуковедение: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания с использованием смешанного и грудного регистра.

Тема№14

«В гостях у Скрипичного ключа».

Беседа о гигиене певческого голоса. Строение голосового аппарата, работа его составляющих. Особенности звучания голосов.

Тема№15

«Музыкальная гостиная».

Музыка народная и композиторская. Прослушивание музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, с использованием игровых ситуаций и игр-драматизаций.

Тема№16

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

Поговорим о русской народной песне. Народное творчество как основополагающее звено любой культуры. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения. Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к русской народной песне, формирование их вкусов, взглядов, мировоззрения.

Тема№17

«И снова в гостях у Скрипичного ключа».

Беседа о творчестве композиторов-классиков и современных композиторов с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

«Погружение» в музыку. Внутренний слух и внутреннее зрение. Особенности музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Тема№18

Открытый урок для родителей


Тема№19

Праздники, выступления


Учебно-тематический план
(2-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

«Вот и лето пролетело». Вводное занятие

1

1


2

«Музыкальная шкатулка».

1


1

3

«Люблю я грусть родных просторов…»

2

1

1

4

«Осенний калейдоскоп».

2

1

1

5

«Волшебные слова, звуки, краски и жесты».

2

1

1

6

«Ничего на свете лучше нету…»

2

1

1

7

«Цветик-семицветик». Шкатулка музыкальных знаний.

2

1

1

8

«Незнайка на концерте или как Незнайка пел в большом хоре».

2

1

1

9

«Для чего нужны клавиши?». Догони мелодию.

2

1

1

10

«Волшебный микрофон».

2


2

11

«Музыкальный словарик».

1

1


12

«Угадай мелодию».

2

1

1

13

«Незнайка в музыкальном магазине».

2

1

1

14

«В гостях у Скрипичного ключа». Что мы знаем о гигиене певческого голоса.

1

1


15

«Музыкальная гостиная». В гостях у сказочных героев. Путешествие по музыкальным странам.

1


1

16

«Деревенские посиделки». В гостях у бабушки Агрипины.

2

1

1

17

«И снова в гостях у Скрипичного ключа». Эти знакомые незнакомцы.

1

1


18

Открытый урок для родителей

1


1

19

Праздники, выступления

5


5


Итого

34

14

20

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её.

  2. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать характер мелодии, её настроение, петь индивидуально и коллективно.

  3. Понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание)

  4. Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точно повторять заданный звук, петь чисто унисон.

  5. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Содержание курса

Название темы

Краткое содержание занятий

Тема№1

«Вот и лето пролетело»

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Тема№2

«Музыкальная шкатулка».

Коррекция речи и работы речевого аппарата. Голосовые игры. Вокальная музыка. Жанры вокальной музыки. Чистота интонации. Певческая установка. Правильная вокально-певческая постановка корпуса во время пения: плечи опущены, спина прямая, шею не вытягивать, подбородок высоко не поднимать. Хорошая осанка - залог свободного, легкого, естественного звука.

Тема№3

«Люблю я грусть родных просторов…»

Тема Родины в отечественном музыкальном искусстве. Значение родной природы в жизни и творчестве художников, поэтов и композиторов.

Работа над дыханием, формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Дышать глубоко, легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох, выдох, опора звука. Взаимосвязь дыхания с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Певческое дыхание как основа вокально-хоровой техники.

Тема№4

«Осенний калейдоскоп».

Пластическое интонирование. Распевание. Атака звука. Голосовые игры. Работа над звукоизвлечением, влияние различных частей голосового и артикуляционного аппарата на качество звука, его характер. Задачи и функции распевания. Мелодия. Что необходимо знать и уметь, чтобы сочинить мелодию?

Тема№5

«Волшебные слова, звуки, краски и жесты».

Дирижерские жесты: внимание, вдох, начало звукоизвлечения, его окончание. Единообразное звуковедение, выравнивание строя, единовременное дыхание, изменения в темпе, ритме, динамике. Дирижерские схемы.

Тема№6

«Ничего на свете лучше нету…»

Музыкальные игры-драматизации. Играем в сказку. Маршевый, танцевальный, песенный характер. Унисон, работа над качеством звука.

Тема№7

«Цветик-семицветик».

Шкатулка музыкальных знаний. Как связаны слова - краски - музыкальные звуки. Ритмическая сказка. Вокальная импровизация. Высокая вокальная позиция. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).

Тема№8

«Незнайка на концерте или как Незнайка пел в большом хоре».

Музыкальная драматизация. Настройка к действию, преодоление мышечной зажатости, действие в условиях замысла, развитие артистической смелости и непосредственности, воплощение характеров героев. Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки; развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата.

Тема№9

«Для чего нужны клавиши?».

Догони мелодию. Исполнение канонов, двухголосных русских народных песен, подголосков, упражнений. Пластическое интонирование. Вокальная дикция. Четкое и ясное произношение слов. Отчетливое произношение, плавное звучание.

Тема№10

«Волшебный микрофон».

Работа с солистами. Изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся. Анализ работы голосового аппарата. Вокальные упражнения с целью правильной постановки голоса. Приемы работы с микрофоном.

Тема№11

«Музыкальный словарик».

Основы музыкальной грамоты. Нотная грамота, длительности нот, устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Знаки альтерации. Мажор, минор. Тембры певческих голосов. Ударные и безударные доли такта. Фраза, запев, припев.

Тема№12

«Угадай мелодию».

Музыкальные игры на развитие музыкальной памяти, чувства метра и ритма. Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием движения руки. Игровые упражнения на развитие ладотонального и звуковысотного слуха.

Тема№13

«Незнайка в музыкальном магазине».

Беседа о певческих голосах и музыкальных тембрах. Метроритмические игры. Импровизация. Звуковедение: связное пение (легато), активная подача звука, выработка высокого, головного звучания с использованием смешанного и грудного регистра.

Тема№14

«В гостях у Скрипичного ключа».

Что мы знаем о гигиене певческого голоса. Устройство голосового аппарата, охрана голосового и артикуляционного аппарата. Профилактические мероприятия по сохранению здоровья певческого голоса.

Тема№15

«Музыкальная гостиная».

В гостях у сказочных героев. Путешествие по музыкальным странам. Музыка народная и композиторская. Стили в музыке. Тембры музыкальных инструментов. Игровые ситуации и игры-драматизации.

Тема№16

«Деревенские посиделки». В гостях у бабушки Агрипины.

Обрядовая и бытовая песня, частушки и песни-хороводы. Отличительные черты русских народных песен, формы, сюжеты, драматические линии, действующие лица. История создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения.

Тема№17

«И снова в гостях у Скрипичного ключа». Эти знакомые незнакомцы

Беседа о творчестве композиторов-классиков и современных композиторов с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

«Погружение» в музыку. Внутренний слух и внутреннее зрение. Особенности музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Тема№18

Открытый урок для родителей


Тема№19

Праздники, выступления


Учебно-тематический план
(3-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

«Красота вокруг нас». Вводное занятие

1

1


2

«Солнце просыпается - мир улыбается».

1


1

3

«Идем в музыкальный магазин».

2

1

1

4

«Осенний калейдоскоп». Осенние забавы, художница осень.

2

1

1

5

«Подражаем звукам природы». Звуки, живущие в единстве.

2

1

1

6

«Мир в движении и красках, тишине и звуках».

2

1

1

7

«В гостях у Снежной Королевы».

2

1

1

8

«Незнайка в музыкальном театре». Составляем афишу.

2

1

1

9

«Когда мои друзья со мной».

2

1

1

10

«Волшебный микрофон».

2


2

11

«Музыкальный словарик».

1

1


12

«Музыкальный КВН».

2

1

1

13

«Ритмы природы, слова, музыки и цвета».

2

1

1

14

«В гостях у Скрипичного ключа». Как ухаживать за певческим голосом.

1

1


15

«Музыкальная гостиная». Путешествие по концертным залам мира.

1


1

16

«Старинные обряды нашего края». Праздник русской народной песни.

2

1

1

17

«И снова в гостях у Скрипичного ключа». Песенное творчество отечественных композиторов-классиков и современных композиторов.

1

1


18

Открытый урок для родителей

1


1

19

Праздники, выступления

5


5


Итого

34

14

20

Ожидаемые результаты освоения курса

  1. Заинтересованность детей уроками искусства, обогащение впечатлений детей о природе, окружающем мире и человеке.

  2. Сформированность певческой, слушательской, зрительской, художественно-игровой культуры.

  3. Координация движений, слуха, голоса и речи.

  4. Комплексное развитие чувства метра и ритма (временного и пространственного).

  5. Накопление опыта разнообразной творческой деятельности.

  6. Развитие внимания, ассоциативного мышления и художественного воображения, умения перевоплощаться.

  7. Первоначальное ознакомление с русской национальной культурой: народными музыкальными инструментами, песнями, танцами, фольклорными праздниками, национальным костюмом; художниками, поэтами, композиторами.

  8. Воспитание интереса и внимания к людям, стремления понимать человека, умения его наблюдать, слушать, сопереживать, красиво и доброжелательно общаться.

Содержание курса

Название темы

Краткое содержание занятий

Тема№1

«Красота вокруг нас».

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Тема№2

«Солнце просыпается - мир улыбается».

Коррекция речи и работы речевого аппарата. Формирование правильной позиции и работы гортани при звукообразовании. Индивидуальное прослушивание.

Тема№3

«Идем в музыкальный магазин».

Певческий голос. Певческая установка. Соблюдение правил певческой установки, главное из которых: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости (см. приложение). Певческий вдох, выдох, опора звука. Взаимосвязь дыхания с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Тема№4

«Осенний калейдоскоп».

Голосовые игры. Осенние забавы, художница осень. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Взаимосвязь жизненных впечатлений школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художников, музыкальными произведениями, детскими песнями.

Тема№5

«Подражаем звукам природы». Звуки, живущие в единстве.

Вокально-хоровая работа. Унисон. Работа над качеством звука. Вокально-хоровые упражнения.

Тема№6

«Мир в движении и красках, тишине и звуках».

Как связаны слова - краски - музыкальные звуки. Развитие эмоциональной отзывчивости средствами различных видов искусства. Вокальная позиция. Формирование оптимальной вокальной позиции, подготовка звука. Ощущение зевка, естественное звучание, работа резонаторов. Высокая вокальная позиция.

Тема№7

«В гостях у Снежной Королевы». Дирижерские жесты

Дирижерские жесты: внимание, вдох, начало звукоизвлечения, его окончание. Единообразное звуковедение, выравнивание строя, единовременное дыхание, изменения в темпе, ритме, динамике. Дирижерские схемы.

Тема№8

«Незнайка в музыкальном театре».

Составляем афишу. Музыкальная драматизация. Настройка к действию, преодоление мышечной зажатости, действие в условиях замысла, развитие артистической смелости и непосредственности, воплощение характеров героев. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий для улучшения чистоты интонирования .

Тема№9

«Когда мои друзья со мной».

Пластическое интонирование. Вокальная дикция. Двухголосие. Четкое и ясное произношение слов. Отчетливое, плавное звучание, развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата.

Тема№10

«Волшебный микрофон».

Работа с солистами. Изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся. Анализ работы голосового аппарата. Вокальные упражнения с целью правильной постановки голоса. Приемы преодоления тревожности. Приемы работы с микрофоном.

Тема№11

«Музыкальный словарик».

Основы музыкальной грамоты. Нотная грамота, музыкальные термины, устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Знаки альтерации. Мажор, минор. Тембры певческих голосов. Ударные и безударные доли такта, темп, размер.

Тема№12

«Музыкальный КВН»

Современные музыкальные конкурсы. Детские творческие коллективы. Занимательная викторина, музыкальные загадки, голосовые игры, творческие этюды.

Тема№13

«Ритмы природы, слова, музыки и цвета».

Развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Развитие наблюдательности и внимания. Тренинги на развитие смелости и непосредственности на сцене.

Тема№14

«В гостях у Скрипичного ключа».

Как ухаживать за певческим голосом. Строение голосового аппарата, работа его составляющих. Особенности звучания голосов. Если болит горло.

Тема№15

«Музыкальная гостиная». Путешествие по концертным залам мира.

Знакомство со знаменитыми концертными залами, истории величайших исполнителей, забавные случаи из жизни знаменитых людей. Прослушивание музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, с использованием игровых ситуаций и игр-драматизаций.

Тема№16

«Старинные обряды нашего края» Праздник русской песни.

Закрепление знаний о русской народной песне, ее основные виды и жанры. Народные праздники. Инструменты. Русская духовная музыка. Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к русской народной песне, формирование их вкусов, взглядов, мировоззрения.

Тема№17

«И снова в гостях у Скрипичного ключа».

Анализ творчества современных композиторов-песенников с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости детей на музыку. Сравнение с творчеством композиторов прошлых лет и композиторов-классиков. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Особенности музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Тема№18

Открытый урок для родителей


Тема№19

Праздники, выступления


Основные направления и содержание работы кружка

В программе выделены следующие направления:

1. Вокально-хоровая работа.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

3. Концертно-исполнительская деятельность.


Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива, требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт - это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством - одна из главных задач педагога.

Формы проведения занятий

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими, художественными и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети разучивают русские народные песни, песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Каждое занятие строится по схеме:

1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

2) дыхательная гимнастика;

3) распевание;

4) пение вокализов;

5) работа над произведением;

6) анализ занятия;

6) задание на дом.

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В качестве главных методов программы: системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения, фонопедический метод.

1. Системный подход

Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

2. Творческий подход

Используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

4. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более ярким, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

5. Социо-игровой метод - у младших школьников игра - ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

6. Фонопедический метод

У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат не развит, работает слабо, скован, зажат. Устранение этого является одной из задач обучения. Особое внимание уделяется дыханию - ведь это основа, фундамент, на котором строится певческое искусство. Здоровый голосовой аппарат является залогом правильного формирования вокального звука, поэтому особое внимание стоит уделять физическому здоровью голосовых связок, гортани и носовой полости. В приложении предлагаются методы для профилактики и домашнего лечения некоторых заболеваний голосового аппарата.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Ресурсное обеспечение программы:

1. Программа «Споемте, друзья»;

2. «Уроки пения», Журавленко Н.И., учебное пособие для обучающихся -Минск: «Полиграфмаркет», 1998;

3. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

4. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

5. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа - продукты;

6. Компьютер; усиливающая аппаратура;

2. Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

  • если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.


СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий - наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов участия и выступления обучающихся в рамках различных мероприятий.

При условии успешной, продуктивной деятельности на всех этапах работы учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого отношения к жизни.


Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник достижений «Споемте, друзья!»

(Фамилия, имя воспитанника)

2012-2013 год


Мероприятия

Форма участия

Репертуар

Самооценка

1.

2.

3.

4.

5.

Ключевые слова.

1. Аккорд

2. Аккомпанемент

3. Акцент

4. Альт

5. Ансамбль

6. Артикуляция

7. Атака

8. Ауфтакт

9. Вокал

10. Вступление

11. Диапазон

12. Диминуэндо

13. Дикция

14. Дирижёр

15. Динамика

16. Жанр

17. Запев

18. Затакт

19. Звуковедение

20. Звукообразование

21. Интервал

22. Интонация

23. Кантилена

25. Канон

26. Крещендо

27. Куплет

28. Легато

29. Лад

30. Мажор

31. Минор

32. Мелодия

33. Мотив

34. Нота

35. Пиано

36. Припев

37. Распев

38. Соло

39. Солист

40. Стаккато

41. Сопрано

42. Строй

43. Тембр

44. Темп

45. Трезвучие

46. Такт

47. Унисон

48. Форма

49. Форте

50. Фальцет

51. Характер

52. Штрихи



Список литературы

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 208с. - (Классному руководителю).

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 224с. - (Классному руководителю).

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. - 222с. -(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).

5. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1986

6. Емельянов В. Развитие голоса (координация и тренинг). - СПб.: Лань, 2000. - 190с.

7. Краткий пересказ и изложение взглядов систем исцеления дыхания по методике Бутейко К.П. и Стрельниковой А.Н.. Дыхательная гимнастика/Авт.-сост. Дудинский Д.И.. - М., АСТ, 2007. - 96с.

8. Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. - 94 с.

9. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.

11. Музыка в школе. Выпуск 1. Песни и хоры для учащихся начальных классов./сост. Сергеева Г.П. -М., «Москва», 2000. - 143с.

12. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. - 99с.

13. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников/сост. В.В.Фадин.- Волгоград. «Учитель», 1997. - 139с.

14. Песни для детей 1./сост. Выстрелов Г. - М., издательство Зайцева В.Н., 2001. - 48с.

15. Песни для детей 2./сост. Выстрелов Г. - М., издательство Зайцева В.Н., 2001. - 48с.

16. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 608 с.: нот.

17. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).

18. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).

19. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старего возраста./сост. Калиш И.В. - М., ВЛАДОС, 1999. - 124с.

20. Соколов В. Живи и здравствуй, наша школа. Сборник песен для школьных хоров и детских хоровых студий - СПб, 2000. - 32с.

21. Струве Г. Музыка всегда с тобой. Песни для детей - СПб., «Лань», 1998. - 64с.

22. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства 1-4 классы», Волгоград, 2009.


Приложение№1


Правила пения

  • Помните, что при пении лучше всего стоять. Стойте или сидите прямо, разверните плечи, руки опустите, голову держите свободно, смотрите на учителя.

  • Следите за своим дыханием. Перед пением вдохните бесшумно. Выдыхайте (при пении) медленно и осторожно, как бы выдувая через соломинку мыльный пузырь. Учитесь распределять дыхание на всю музыкальную фразу. Не прерывайте слова дыханием.

  • Слова в песне имеют большое значение. Когда поёте, следите за тем, чтобы рот открывался свободно, губы были подвижными, крепкими (не вялыми). Произносите слова песни ясно, чётко и выразительно.

  • Гласные в пении тяните, согласные произносите быстро и чётко.

  • Пойте спокойно, слушайте друг друга, подстраивайте свой голос к голосам товарищей.

  • Помните, что характер исполнения песни должен соответствовать композиторскому замыслу и содержанию песни.

Правила слушания музыки

  • Внимательно, не отвлекаясь, слушать произведение с начала до конца.

  • Постараться определить характер произведения, понять, что выражает и изображает музыка.

  • Если это вокальное или хоровое произведение, проследить, как связаны словесный текст, мелодия и аккомпанемент.

  • В инструментальном произведении определить его характер и средства музыкальной выразительности.

  • Знакомиться с музыкой не только на уроках в школе, но также по телевидению, на концертах в записи.

  • Стараться запомнить понравившееся произведение, для этого рекомендуется вести «Дневник музыкальных впечатлений».

  • Стараться запоминать звучание различных музыкальных инструментов.

  • Читать книги о музыке, композиторах, исполнителях.

  • Всегда помнить о том, что - чем внимательнее вы слушаете музыку, тем интереснее и понятнее она для вас будет.


Приложение №2

Советы учащимся

  • Не пытайтесь петь громче, чем вам дано.

  • Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса, даже при абсолютно правильном пении связки устают.

  • Боритесь с громким звучанием фонограмм, не пытайтесь перекричать играющий во всю силу ансамбль

  • С самого начала надо петь в полный нормальный голос. Тихое пение - это миниатюрный вариант громкого, и до тех пор, пока вы не научитесь мощному пению, вы не сможете петь тихо. Но не надо форсировать звук.

  • Не подражайте чужому тембру.

  • Не издавайте резких звуков, которые сжимают горло и нарушают согласованность действия мышц горла и гортани (только при этой согласованности возникает голос). Горло должно быть свободным.

  • Главное правило пения состоит в том, что наилучшие результаты всегда достигаются при минимальных усилиях.

Никогда не забывайте, что инструмент, с помощью которого вы извлекаете звуки, - это мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания, это живая материя, с которой надо обращаться бережно.

Приложение №3


Методика работы с голосом по В.В.Емельянову:

1. Артикуляционная гимнастика

  • Покусать кончик языка - 4-8 раз.

  • Шинковать язык, т.е. покусывать, высовывая до середины 4-8 раз.

  • Пожуйте язык на одной стороне, на др., в середине.

  • Пощелкать языком, меняя размеры и конфигурации рта.

  • Попротыкайте языком в. губу, н. губу, щёки (иголочка).

  • Проведите языком между дёснами и губами (щёточка).

  • Покусывание губ, то верхней, то нижней.

  • Выворачивание н. губы (обиделись).

  • Поднять в.г. оскаливая зубы.

  • Массаж лицевой мускулатуры, постукивая кончиками пальцев по лицу (чтобы было больно).

  • Поставить указат. пальцы под глазами на мышцы щёк и ощутите, что эти мышцы двигаются.

  • Поставить пальцы на переносицу и ощутить движение кожи.

  • Поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы и на височные помассируйте и после этого переходите к движениям челюсти - вперёд/ вниз (круговые движения).

  • Откройте рот вперёд/вниз с оттопыриванием н. губы.

  • Открыть рот круговым движением челюсти - вперёд/вниз с открыванием верхних зубов, т.е. с активной в. губой.

  • Открыть рот так, чтобы вошло 4 пальца «злая кошка».

2. Интонационно-фонопедичкские упражнения

Произнести согласные так, чтобы перед каждой согл. рот принимал и.п.- открытость на максимум:

Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.

В этой последовательности каждый согласный повторяется 4 раза, чтобы не

слышно было выдоха, т.е. что не нужно делать: ШЫ, СЫ, ФЫ и т.д.

На согласный Т, Д происходит покусывание языка.

Согласные Г, К произносятся полностью открытым ртом без движения челюсти.

ШШШШ, СССС, ФФФФ, КККК и т. д

«Страшная сказка» (угрожающая интонация).

У обратный порядок Ы

У-О Ы-Э

У-О-А Ы-Э-А

У-О-А-Э Ы-Э-А-О

У-О-А-Э-Ы-И Ы-Э-А-О-У

Челюсти во время упражнения раздвинуты максимально. Пальцы рук контролируют щеки, не напряжённую губную комиссуру. Руки на уровне плеч, пальцы растопырены. При произнесении гласных руки двигаются вперед для «устрашения».

«Вопросы - ответы» (вопросительно-отвечающая интонация)

В данном упражнении задействованы 2 режима гортани, толстого и

тонкого голоса. Соответствие нефальцетного и фальцетного.

У - неф.

У - фальцетн.

уу оу АО эа

У У ., У О., О А., А Э.


Показ рукой, то вверх, то вниз.

«КАНЮЧИМ» (сломленный, шуршащий бас).

Скрипим на гласный А, язык плоский, расслабленный лежит на нижней губе.

1.

+ + + + А

+ + + + А О

+ + + + А О У.

2.

у.

АОУ

+ + +


Рисуем голосом большого зверя, который живёт в болоте:

у

у Э

А О Ы + + + +.


У динозавра была сестрёнка. У неё была маленькая голова, дл. шея и т.д. и обратно.

Игра «Вопросы-ответы», используя таблицу псевдослов, помогая руками (проверка внимания).

У-шу-жу, у-шо-жо, у-ша-жа, у-шэ-жэ, у-шы-жы.

У-фу-ву, у -фо-во, у -фа-ва, у -фэ-вэ, у -фы-вы.

У-ку-гу, у -ко-го, у -ка-га, у -кэ-гэ, у -кы-гы.

У-ту-ду, у -то-до, у -та-га, у -тэ-гэ, у -ты-гы.

У-пу-бу, у -по-бо, у -па-ба, у -пэ-бэ, у -пы-бы.

Трёхсложные слова с сонорными согласными М, Н, Л, Р.

У-му-мо, у-мо-ма, У-лу-ло, У-ру-ро, У-ну-но.


3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

«Греем руки».

Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греем руки дыханием).

Обязательно контролировать рукой - дышать на пальцы. «Потрогать»

дыхание рукой.

«Шипение».

Дыхание перевести в шипение горлом: шип-шип-шип-А(шепотом).

шип-А, шип-А и т.д.

«Волна»

Чередование штробаса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики, язык на губе расслаблен.


+ + + А, + + + А (всё громче и громче).

Упражнения связанные с динамикой речи:

- шепот

- тихий голос

- средний голос

- громкий голос

- очень громко

На одной высоте 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, хэй, хэй, хэй.

шепот, громче, громко, крик.

Чередование КРИКА-ВОЯ, т.е. нефальцетный и фальцетный режим.

Соединение через регистровый порог.

КРИК-ВОЙ-ВИЗГ =СТРАШНО

ШИП-КРИК-ВОЙ = ОПАСНО

!!!!! Все эти упражнения используются без помощи ф-но.

4.Упражнения для синтеза показателей певческого голосообразования

1 комплекс:

Расслабить язык, лежащий на нижней губе.

Поднимать грудную клетку и втягивать на каждый слог, либо на первый слог.

Руки над головой, кисти охватывают локти.

Одна рука на груди, другая на животе.

Руки за спиной сцеплены в замок.

2 комплекс:

Нисходящие попевки в объёме терции

1. (ша-ша-ша)- 3 раза. Фа, соль,фа.

2. (шао-шао-ша)-3 раза

3. (ша-ши-ша) - 3 р.

4. как № 2

1. кха-кхыа-кхы-3р.

2. кхыа-кхыа-кхы-3р.

3. кха-кхы-кха-3р.

4. как № 2

1. че-че-че-3р.

2. чеа-чеа-че-3р.

3. че-ча-че-3р.

4. как № 2

«- - это пауза для расслабления живота.

«х»- подтягивание живота и подъем гр. клетки. Петь как можно тише, голос на грани исчезновения.

!!!! Полезно пропевать произведения с гласными: уо-уо-уо, ыэ-ыэ-ыэ, шао-шао-шао, кхыа-кхыа, чеа-чеа-чеа.

5. Упражнения с фортепиано: (в пределах терции)

Использовать в тональности ля мажор.

Музыкальный материал составляется из наиболее простых поступенных гаммообразных попевок в объёме терции или квинты восходящих и нисходящих и наоборот.

Чередование вибрации губ и гласного «Ы»:

- формирует певческое вибрато

- помогает кантилене

- снимает узелки с голосовых связок

- увеличивает фазу размыкания

- помогает выявить диапазон

Каждый шаг надо повторить не менее 4 раз, но только каждое упражнение нельзя петь выше СИ мажора. Рот открыт максимально, язык ставится в положение «Ы».

Снимают мышечные напряжения: Две сороконожки

Бежали по дорожке

Побежали- 2 раза

И друг, дружечку обняли

Так друг, дружечку обняли

Что едва мы их разняли.

(пальцы по противоположным рукам наперекрест, затем на слова «обняли» напрягаем руки и расслабляем на слова «разняли»).

Хряк, хряк, хряк,

за кокосом лезет краб.


Методика Огородникова: (пение этих звуков)

«у» - ключичный звук (массирует ключичную мышцу)

«о» - грудной звук (массирует грудную мышцу)

«и» - почечный звук (отвечает за почки)

«э» - половые органы (нормализует работу органов).

Упражнения, развивающие низкий регистр (художественное чтение):

В тихом омуте глубоком

Серебрясь искристым боком,

Осторожно, одиноко

Отдыхает, дремлет окунь.

(выполняется с движением рук внизу).

развивающие средний и высокий регистры:

Жмурятся глазки у кошки у Мурки

Выходите мышки, поиграем в жмурки.

высокий, средний и низкий регистры:

Где купили вы сеньор

Этот красный помидор,

Вот невежливый вопрос

Это собственный мой нос.

(читается, начиная с высокого до низкого).

разогрев дыхания:

«шмыгалки» - закрыть одну ноздрю пальцами и дышать,

ощущая пресс.

«собачка» - выставив язык, дышать как собака.

«щелчки» - приклеивание языка к нёбу и отклеивая щёлкать.

«подбородок» - ставим указат. палец на подбородок и давим на подбородок.

«грибок» - язык к нёбу и держим 3-5сек.

«колечко» - рот закрыт, язык загибаем вдвое.

«б», «п», «в», «ф» - с притопом или давлением рук друг о дружку.


Приложение №4


Структура системы музыкальной одаренности личности




Творческий уровень музыкальной деятельности



«Музыкальный слух и мышление неразрывно связаны единым объектом - живыми и многозначными отношениями звука и смысла. Они раскрываются в звучании (реальном или воображаемом), а значит, требуют активного слуха, но в то же время своей многозначностью, многовариантностью обращены к мышлению, которое и призвано решать такие неопределенные задачи», -пишет исследователь музыкального слуха М. С. Старчеус.

Приложение №5

Фонопедический метод работы над певческим голосом

Артикуляционная гимнастика - необходима для подготовки артикуляционного аппарата к пению. Артикуляционный аппарат, формирующий музыкальную речь, состоит из:

  • ротовая полость с языком

  • мягкое нёбо

  • нижняя челюсть

  • глотка

  • гортань

Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Интонационно-фонетические упражнения - это способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем - отдельных звуков речи (гласных и согласных) и интонаций. Вокальная дикция зависит от активной и чёткой работы ротовой полости. Чем более чётко произносятся согласные, тем ярче звучит голос, понятнее содержание.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации - это работа над дыханием. Вдох берётся бесшумно, глубоко, с ощущением полузевка и экономно расходуется. Работа над дыханием является особым фактором в развитии динамики исполнения и кантилены.

Профилактические меры.

Профилактика:

- избегать раздражающих воздействий на слизистую зева (острая, горячая, кислая, соленая пища);

- избегать длительного нахождения в запыленной среде, переохлаждения.

При появлении начальных симптомов острого фарингита:

- полоскание зева теплым (не горячим!) настоем цветов ромашки лекарственной, календулы, шалфея, коры дуба, раствором йодинола (в аптеках без рецепта). Способ приготовления настоев: 1 ст. ложка сухой травы заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 20 минут (пока настой не остынет до приемлемой температуры). Не следует полоскать зев содой, раствором поваренной соли, настойкой эвкалипта;

- смазывание задней стенки глотки раствором люголя с глицерином (в аптеках без рецепта).

Техника смазывания: на длинную прочную палочку наматывается плотно вата, смачивается раствором и после отжатия спинки языка шпателем или ложкой быстрым круговым движением промазывается задняя стенка глотки, перед смазыванием глотки зев прополоскать, после смазывания необходимо воздержаться от приема пищи в течение 1 часа. Смазывание проводить 2-3 раза в день.

В начальной стадии фарингита эффективно выполнение следующего упражнения: в положении сидя на коленях, стараются вытянуть язык максимально далеко, стремясь достать кончиком языка до подбородка и даже ниже. В зеве во время выполнения этого упражнения должно чувствоваться сильное напряжение. Упражнение выполняется вечером перед сном 10 раз.

Хронический фарингит

Профилактика обострений:

- фарингитные примочки с настоями календулы и др., минеральной водой типа «Ессентуки» № 17 без газа (для этого ее предварительно подогреть в эмалированной посуде до полного исчезновения пузырьков).

Техника примочек: один глоток жидкости задерживается в зеве с одновременной задержкой дыхания (не проглатывается). Лечь на спину и лежать с задержанной в зеве жидкостью. Таким образом делается 10 раз подряд, повторять каждый день в течение недели.

Противопоказана чрезмерно горячая, острая, кислая пища, мед, сладости в больших количествах, газированная вода.

Острый трахеит - воспаление слизистой трахеи. Характеризуется кашлем. Сначала кашель сухой, потом с незначительным выделением мокроты, с чувством саднения за грудиной. Возникает осиплость голоса (острый ларинготрахеит). В домашних условиях в начальных стадиях трахеита рекомендуется: полуспиртовые компрессы на переднюю поверхность шеи (марлевая четырехслойная повязка, смоченная водкой или одеколоном, разведенным наполовину водой, покрытая слоем полиэтиленовой пленки и ваты). Компресс делается на несколько часов. При появлении резкого покраснения кожи под компрессом его необходимо снять.

Питье - настои мать-мачехи, подорожника, зверобоя по одному стакану в день за 3-4 приема. Ингаляции с мать-мачехой, подорожником, ментолом. Для этого 4-5 ложек сухой травы заливается литром кипятка, настаивается в закрытой посуде 5 минут. В настой размешивается 1 таблетка валидола. Пар от горячего настоя вдыхается через рот и выдыхается через нос в течение 10 мин.

Острый насморк - рекомендуется закапывание в нос любых сосудосужающих капель и раствора протаргола 3%. Эффективен точечный массаж 3 пар точек (у основания крыльев носа и носовой перегородки) - надавливая кончиками пальцев и производя вращательные движения. Хорошей профилактикой насморков является закапывание в нос свежего сока алоэ. При ощущении постоянной сухости в носу рекомендуется закладывание в нос тампонов с мазью следующего состава: по 1 чайной ложке сливочного масла, меда, сока алоэ, настоя ромашки смешивается на паровой бане. Хорошей мерой профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей является еженедельный прием 1-2 драже витамина «С» (аскорбиновой кислоты) в холодное время года.

Приложение №6

Основной комплекс упражнений

дыхательной гимнастики Стрельниковой

Это те движения, которые необходимо добавлять по одному каждый последующий день после того, как вы освоили начальные упражнения.

Повороты

Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинайте поворачивать голову вправо-влево (рис. 4), делая это резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, резкий, шумный. Поворот вправо - шумный вдох, поворот влево - шумный вдох. Выполняйте повороты со вдохами на восемь тактов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух. Посередине голову не задерживайте, идут только повороты. Шею напрягать нельзя, наклонять голову нельзя.


1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (рис. 1).

Помните! Вдох носом - активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

2. «Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать (рис. 2).

3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена (рис. 3).

4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии (рис. 4).

5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад - «вдох с потолка» (рис. 5).

6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох (рис. 6).

7. «Повороты головы». И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох с правой стороны. Затем поверните голову влево - «шмыгните» носом с левой стороны. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть (рис. 7).

8. «Ушки». И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный, короткий вдох. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Смотреть надо прямо перед собой (рис. 8).

9. «Маятник головой» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдох (он должен уходить через рот, не видно и не слышно, в крайнем случае - тоже через нос) (рис. 9).

10. «Перекаты».

А. И.П. левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге, нога прямая, корпус тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой), и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога на носке, для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу (рис. 10.А).

Помните:

1) приседание и вдох делаются строго одновременно.

2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем.

3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.

Б. И.П. правая нога впереди, левая сзади. Повторите упражнение с другой ноги (рис. 10.Б).

11. «Шаги».

А. «Передний шаг». И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент сделайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и.п. Затем поднимите правую ногу, согнутую в колене, а на левой слегка присядьте, и шумно «шмыгните» носом. Надо обязательно слегка присесть, тогда другая нога легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена, делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса (рис. 11.А).

Б. «Задний шаг». И.П. то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в и.п. - выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте легкое танцевальное приседание. Помните! Вдохи и движения делаются строго одновременно (рис. 11.Б).

1. 2. 3. 4.



5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.А 11.Б

Приложение №6

Г.Струве «Хоровое сольфеджио»

ПЕРВАЯ ХОРОВАЯ СТУПЕНЬ

План занятий подготовительного хора по этому разделу хорового сольфеджио может выглядеть следующим образом:

а) понятие о высоких и низких звуках;

б) ручные знаки и пение "по руке";

в) воспитание навыков пения двухголосия (унисон с элементами двухголосия, простейшие двухголосные каноны).


Ручные знаки (рис. 1)

Ручные знаки устойчивых ступеней как бы выражают их характер: наиболее устойчива I (кисть руки, сжатая в кулак), более спокойна III (рука ладонью вниз) и V (открытая ладонь, обращенная к преподавателю).

Неустойчивые ступени изображаются ручными знаками, фиксирующими внимание на направлении их тяготений: II (рука с открытой ладонью под углом 45° к полу), IV (рука сжата в кулак, указательный палец направлен вниз), VI (кисть руки расслаблена, пальцы свободно свисают вниз) и VII (рука сжата в кулак, указательный палец направлен вверх).

Мы разделяем освоение ступеней на четыре этапа. Сначала осваиваем первые три ступени мажорного лада..

После того, как три ступени хорошо усвоены и поются детьми в различных сочетаниях, диапазон упражнений расширяется до квинты. На следующем этапе прибавляется VI ступень ("шесть").

Подготовительные упражнения для перехода к пению по нотам даются сначала в объеме пяти первых ступеней. "Нотным станом" служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал