- Учителю
- Календарно-тематическое планирование 'Музыка' 7 класс
Календарно-тематическое планирование 'Музыка' 7 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
Дата
план
Дата
факт
Тема урока,
тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки учащихся
Вид контроля
1
2
3
4
5
6
7
Особенности драматургии сценической музыки ( 17 часов )
1
Классика и современность
Урок изучения первичного закрепления новых знаний
(вводный урок-лекция)
Значение слова «классика». Понятия: классическая музыка, классика жанра, стиль.
Разновидности стилей.
Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.
Знать понятия: классика. классическая музыка , классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.
Беседа .Слушание музыки. Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
2
В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-беседа)
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив,
дуэт, трио,ансамбль, действие, картина, сцена).Уметь приводить примеры оперных жанров, называть имена певцов, дирижёров, режиссёров; определять роль оркестра.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
1
2
3
4
5
6
7
8
3
Судьба человеческая-судьба народная.
Родина моя! Русская земля. Урок закрепления знаний.
(урок-беседа)
Более глубокое изучение оперы. Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил
(русской и польской).
Музыкальные образы оперных героев.
Знать драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий, проводить интонационно-образный анализ музыки
Устный опрос
4
Опера «Князь Игорь» А. Бородин .Русская эпическая опера.
Ария князя Игоря.
Расширение и углубление знаний
(урок-лекция)
Знакомство с русской эпической оперой «Князь Игорь».
Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
Уметь называть полные имена композиторов:
А.П. Бородин,М. И. Глинка
Знать их произведения
Устный опрос
5
Портрет половцев.
Плач Ярославны.
Урок закрепления знаний
Знакомство с русской эпической оперой «Князь Игорь».
Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
Уметь называть полные имена композиторов:
А.П. Бородин,М. И. Глинка
Знать их произведения
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
Музыкальная викторина
6
В музыкальном театре. Балет. Балет«Ярославна».
Вступление. Стон Русской земли
.(урок-беседа)
Балет и его составляющие.
Типы танца в балетном спектакле.
Роль балетмейстера и дирижёра в балете.
Современный балетный спектакль
Знать понятия: балет, типы балетного танца; составляющие балета: пантомима,па-де-де, па-де-труа, гран-па. адажио
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
1
1
2
3
4
5
6
7
8
7
Первая битва с половцами.
Плач Ярославны. Молитва.
Углубление и расширение знаний
(урок-беседа)
Балет «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра
Знать драматургию развития балета,называть полное имя
композитора Б. Тищенко,
определять роль балетмейстера и дирижёра в балетном спектакле; приводить примеры балетов, имена артистов и балетмейстеров
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
.
8
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
Уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; рассуждать на поставленные проблемные вопросы: проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
9
В музыкальном театре.
Мой народ американцы
Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-лекция)
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина -создателем американской национальной классики
20 в.,первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс»-первая американская национальная опера
Знать: жизнь и творчество
Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; то что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, проводить интонационно-образный анализ музыки
Устный опрос
.
1
2
3
4
5
6
7
8
10
Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Урок совершенствова-
ния знаний
(урок-беседа)
Знакомство с жизнью Гершвина -создателем американской национальной классики 20 в.,первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс»-первая американская национальная опера
Знать: жизнь и творчество
Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; то что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, проводить интонационно-образный анализ музыки
Устный опрос
11
Опера «Кармен»
Ж. Бизе. Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Знакомство с оперой
Ж. Бизе «Кармен».
«Кармен»-самая популярная опера в мире. Драматургия оперы-конфликтное противостояние. Музыкальные образы героев
Знать драматургию развития оперы; то что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, проводить интонационно-образный анализ музыки; называть полное имя композитора -Ж. Бизе
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
12
Образы Хозе и Эскамильо Сообщение и усвоение новых знаний
(урок-беседа)
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен»-самая популярная опера в мире. Драматургия оперы-конфликтное противостояние. Музыкальные образы героев
Знать драматургию развития оперы; то что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, проводить интонационно-образный анализ музыки; называть полное имя композитора -Ж. Бизе
Устный опрос
1
2
3
4
5
6
7
13
Балет «Кармен-
сюита» Р. Щедрина. Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе. Образы «масок» и Тореодора
(урок-беседа)
Знакомство с балетом Р, Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы
Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета
Знать драматургию развития
балета; понятие транскрипция; уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; называть полные имена:
композитора -Р. Щедрина и
балерины М. Плисецкая;
Устный опрос.
Викторина по произведениям Ж.Бизе, Р. Щедрина
14
Сюжеты и образы духовной музыки
Высокая месса.
«От страдания к радости».Всенощное бдение. Музыкальное
зодчество России
Образы «Вечерни»
и « Утрени» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний(урок-беседа)
Музыка И. С. Баха- язык всех времён и народов. Современные интерпре- тации сочинений Баха. «Высокая месса»-вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве
С. Рахманинова
Знать понятия: месса, всенощная;уметь называть полные имена композиторов: И. С. Бах,
С. В. Рахманинов; уметь
проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
15
Рок-опера
«Иисус-Христос-суперзвезда»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-беседа)
Углубление знакомства с
рок-оперой Э. Л. Уэббера «Исус-Христос -суперзвезда ».
Вечные темы в искусстве. Драматургия оперы- конфликтное противостояние.
Музыкальные образы главных героев
Знать драматургию развития рок- оперы;уметь
проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности; определять тембры муз. инструментов;называть имя композитора Э. Л. Уэббера
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
1
2
3
4
5
6
7
8
16
Вечные темы. Главные образы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-беседа)
Углубление знакомства с
рок-оперой Э. Л. Уэббера
«Исус-Христос -суперзвезда ».
Вечные темы в искусстве. Драматургия оперы- конфликтное противостояние.
Музыкальные образы главных героев
Знать драматургию развития
рок- оперы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности; определять тембры музыкальных инструментов; называть имя композитора Э. Л. Уэббера
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
17
Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизскаясказка»
Образ «Гоголь-сюита».
Музыканты-извечные маги»
(урок-беседа)
Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.. «Ревизская сказка» по произведе- ниям Н. В. Гоголя.
« Гоголь-сюита»-
ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.
Знать понятие: сюита, полистилистика;
проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности; называть имя композиторов: -Д. Б. Кабалевского и А.Г. Шнитке;
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки ( 17 часов )
18
Музыкальная драматургия-развитие музыки
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-лекция)
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке-развитие. Принципы(способы) развития:повтор,разра-ботка,секвенция,имитация, варьирование.
Знать основные принципы развития музыки;уметь приводить примеры
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
.
1
2
3
4
5
6
7
8
19
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Расширение и углубление знаний
(урок-беседа)
Взаимодействие двух направлений: светского и духовного.Музыкаль- ные истоки восточной (православной) и западной(каталической)знаменный распев и хорал. Инструменталь- ная и вокальная светская , камерная музыка.
Знать понятия:духовная и светская музыка;вокальная, инструментальная,камерная музыка;что лежит в основе музыки православной и каталической церквей.
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
20
Камерная
инструменталь-
ная музыка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-лекция)
Углубление знаний о музыкальном жанре-этюде.Жанр концертного этюда в творчестве романтиков
Ф. Шопена и Ф. Листа
Знать понятие: этюд;
проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности; называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
.
21
Этюд. Транскрипция.
Урок закрепления
знаний
(урок-беседа)
Транскрипция- переложение музыкальных произведений. Транскрипции- наиболие популярный жанр концертно-виртуозных произведений
Знать понятие: транскрипция;
проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности; называть имена композиторов:Ф. Лист,
М. А. Балакирев, Ф. Бузони.
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
.
1
2
3
4
5
6
7
22
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо.
Урок усвоения новых знаний
(урок- экскурсия)
Знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом на примере творчества А .Шнитке
Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь приводить примеры , определять тембры музыкальных инструментов
Устный опрос
23
Циклические формы инструментальной музыки.
А.Шнитке
«Сюита в старинном стиле»
Урок закрепления новых знаний
(урок-экскурсия)
Углубление
знакомство с цикличес-кими формами музыки:сюита на примере творчества А. Шнитке
Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь приводить примеры , определять тембры музыкальных инструментов
Устный опрос
.
24
Соната.
Соната №8 «Патетическая»
Л. Бетховена.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-лекция)
Углубление
знакомства с музыкальным жанром соната. Сонатная форма:
композиция, разработка. Реприза, реприза. Кода.
Соната в творчестве композиторов:
Л. ван Бетховена,
С. С. Прокофьева,
В. А. Моцарта
Знать понятия:соната, сонатная форма; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития;
называть имена композиторов:
Л . Ван Бетховен,
С. С. Прокофьев,
В. А. Моцарт
Устный опрос
1
2
3
4
5
6
7
8
25
Соната №2
С. Прокофьева.
Соната №11
В. А. Моцарта.
Урок закрепления
знаний
(урок-беседа)
Углубление знакомства
с музыкальным жанром соната.
Сонатная форма: композиция, разработка,реприза, кода. Соната в творчест- ве композиторов:
Л. ван Бетховена,
С. С. Прокофьева,
М. А. Моцарта
Знать понятия:соната, сонатная форма; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития;
называть имена композиторов:
Л . Ван Бетховен,
С. С. Прокофьев,
В. А. Моцарт
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
26
Симфоническая музыка.
Й. Гайдн Симфония №103.
Симфония №40
В.-А. Моцарта
Урок изучения новых знаний
( урок-лекция)
Углубление знакомст-
ва с музыкальным жан-
ром симфонией. Строение симфониче- ского произведения:
четыре части, воплоща
ющие разные стороны
жизни человека.
Творчество Й.Гайдна,
В. А. Моцарта
Знать понятие:симфония;
особенности строения симфонии;проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития и жанры;называть полные имена композиторов-симфонистов;выявлять связи
в средствах выразительности
музыки и живописи
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
27
Симфоническая
музыка
Симфония №1
С. Прокофьева.
«Классическая»
Симфония №5
Л.Бетховена.
Урок закрепления
знаний
(урок-беседа)
Симфоническое творчество великих композиторов:
С. С. Прокофьева,
Л. ван Бетховена
Знать понятие:симфония;
особенности строения симфонии;проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития и жанры;называть полные имена композиторов-симфонистов;выявлять связи
в средствах выразительности
музыки и живописи
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
1
2
3
4
5
6
7
8
28
Симфоническая музыка
Симфония №8
Ф. Шуберта
«Неоконченная»
Симфония №!
В. Калинникова
Урок закрепления
знаний
(урок-беседа)
Симфоническое творчество великих композиторов:
Ф. Шуберта,
В. Калинникова
Знать понятие:симфония;
особенности строения симфонии;проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития и жанры;называть полные имена композиторов-симфонистов;выявлять связи
в средствах выразительности
музыки и живописи
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
29
Симфоническая музыка
Симфония №5
П. Чайковского.
Симфония №7
«Ленинградская»
Д. Шостаковича
Урок закрепления
знаний
(урок-викторина)
Симфоническое творчество великих композиторов:
П. И. Чайковского,
Д. Д. Шостаковича
Знать понятие:симфония;
особенности строения симфонии;проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития и жанры;называть полные имена композиторов-симфонистов;выявлять связи
в средствах выразительности
музыки и живописи
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
.
1
2
3
4
5
6
7
8
30
Симфоническая картина.
К. Дебюсси
«Празднества»
Сообщение и усвоение новых знаний
( урок-лекция)
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов
симфонической картины
Знать понятия:импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина; анализировать составляющие средств выразительности; определять форму пьесы; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития и жанры;называть
имя композитора К.Дебюсси
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
31
Инструментальный
концерт.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-лекция)
Углубление знакомства
с музыкальным жанром
инструментальный
концерт. Сонатно-симфонический цикл.
Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром
А. И. Хачатуряна
Знать понятие:инструментальный концерт; строение инструментального концерта;
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приёмы музыкального развития ; называть имя композитора А. И. Хачатурян
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
32
Инструментальный концерт.
Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвина
(расширение и углубление знаний,
( урок-беседа)
Знакомство с творчеством американского композитора
Дж. Гершвина на примере «Рапсодия в стиле блюз».
Симфоджаз
Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты; выявлять жанровую принадлежность;проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
1
2
3
4
5
6
7
8
33
Музыка народов мира.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
( урок-экскурсия)
Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными
музыкантами
Знать понятия: фольклор, этномузыка; определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, названий разных
хоров народной музыки.
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)
34
Популярные хиты из мюзиклов и
рок-опер.
Пусть музыка звучит.
Расширение и углубление знаний.
( комплексный)
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Знать понятия: хит, мюзикл,
рок-опера;определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей,названий известных хитов
Устный опрос (индивидуальный и фронтальный опрос)