- Учителю
- Исследовательская работа к 70-ти летию Победы (5 класс)
Исследовательская работа к 70-ти летию Победы (5 класс)
Муниципальная научно - практическая конференция обучающихся «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»
«Песни поры военной, что сберегли для нас, весь неприкосновенный наших сердец запас».
Выполнена:
Белик Марией 5 «Б» класс
МБОУ «СОШ №31»
Руководитель:
учитель музыки высшей категории Соловьева Галина Рафаиловна
г.Ангарск - 2015г.
Аннотация
В данной работе излагаются полученные в ходе поисковой работы сведения о преобразующей силе музыки времен Великой Отечественной войны, песен, которые сопровождали солдат всего периода войны, история создания песни «Казаки в Берлине». В работе рассматривается актуальная, в канун 70 - летия Победы в Великой Отечественной войне, тема людей, главных участников тех событий - ветеранов, а также идея патриотического воспитания подрастающего поколения. Предлагаемое исследование поможет учащимся и учителям в учебно-воспитательной работе.
Содержание
Введение……………………………………………………………………....4 Глава I. Особенности музыкального искусства военных лет.
-
Возникновение военных песен………………………………………..6
-
Заслуга казачества в приближении Дня Победы……………………7
Глава II. Песня «Казаки в Берлине»
2.1.История создания песни………………………………………………….8
2.2.Биография композиторов песни………………………………………....9
2.3.Об авторе слов………………………………………………………….. .12
Глава III. Значение военной песни для современной молодежи
3.1.Популяризация военной песни среди современной молодежи……….14
3.2.Популяризация военной музыки среди учащихся МБОУ «СОШ №31»………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………….. ...17
Список используемой литературы………………………………………..20
Приложения …………………………………………………………............21
Введение
С первого взгляда, может, в них ничего и нет. Что меня вновь тревожат песни военных лет?
Что-то для нас святое открыто в их глубине.
Строки, которые стоя хочется слушать мне.
Стершиеся чернила, выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было легче нам умирать.
Песни поры военной, что сберегли для нас, Весь неприкосновенный наших сердец запас.
С. Островой
Актуальность. Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии 70 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы многими людьми сегодняшнего поколения. Поэтому тема исследования сформулирована строкой из стихотворения С.Острового «Песни поры военной, что сберегли для нас, весь неприкосновенный наших сердец запас».
Цель исследования - изучить пути формирования и значимость песен на войне и в мирное время.
Объект исследования - история создания песни «Казаки в Берлине», процесс формирования песенной военной культуры.
Предмет исследования - Песня на слова Цезаря Солодаря, музыку братьев Даниила и Дмитрия Покрасс «Казаки в Берлине».
Гипотеза исследования: Рассматривая актуальность патриотического воспитания, актуальность темы войны в искусстве, считая, что это тема «вечная», мы полагаем, что знание песен о ВОВ влияет на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирует его интересы и вкус, эти песни долговечны.
Цель и гипотеза позволили нам определить задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2.Выявить авторов предмета исследования.
3.Охарактеризовать значение музыки на войне.
4. Провести социологический опрос среди учащихся и педагогов школы о значении песен времен ВОВ в их жизни.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных авторов, занимающихся антологией советских песен о войне, историей Великой Отечественной войны.
Методы исследования - изучение и содержательный анализ литературы по проблеме исследования, использование Интернет ресурсов, социологический опрос, анкетирование, организация праздника военной песни.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости помнить о минувшей войне, беспокоясь о будущем. Результаты нашего исследования могут быть полезны учителям при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, уроков музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа, всем людям, которым интересна история нашей страны.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех частей, в том числе практической части (исследование), заключения, списка литературы, и приложения.
Глава I. Особенности музыкального искусства военных лет.
1.1.Возникновение военных песен.
Песни военных лет.… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к «своим», картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Песни - как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал этот проект.
Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня - это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный. Мы должны помнить о прошлом - это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. 2015 год - год празднования 70 - летия Победы Советской Армии над фашистской Германией. Большую роль в поддержании боевого духа Армии играла музыка. С песней бойцы уходили на фронт, песня их сопровождала на привалах. Песня, о которой пойдет речь, родилась в незабываемый День Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала "Священная война", звавшая на смертный бой с фашизмом, и закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.
-
Заслуга казачества в приближении Дня Победы.
Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для нашей Родины. На защиту страны поднялся весь народ. В первые ряды защитников Отечества встали и казаки (приложение 1). По Далю В.П. Казак - войсковой обыватель, воин, принадлежащий к особому сословию казаков легкого конного войска, обязанного служить по вызову, на своих конях, в своей одежде и вооружении. Казачество составило большинство кавалерийских частей Красной Армии. Кавалерийские соединения использовались на самых активных участках советско-германского фронта, прежде всего, как подвижная сила в составе конно-механизированных групп. Казаки в первых боях доказали свое превосходство над гитлеровскими войсками в тактической подготовке. Внезапными и дерзкими, широкими и решительными ударами кавалерийские соединения буквально с ходу давили отборные немецкие части, противник бросал застрявшую боевую технику. Появление «казакен» так называли их немцы, вселяло в гитлеровцев ужас. За голову командующего казачьим корпусом немцы сулили большое денежное вознаграждение. На фронтах Великой отечественной войны казаки в очередной раз показали врагу как умело и самоотверженно они защищают свое Отечество. К сожалению, в военной хронике нет ни одного кадра марша наших кавалерийских эскадронов по Берлину. Видно не оказалось рядом ни одного оператора. А вот поэт Цезарь Солодарь лихих кавалеристов увидел и вместе с композиторами братьями Покрасс написал песню «Едут, едут по Берлину наши казаки…»
Глава II. Песня «Казаки в Берлине»
2.1.История создания песни
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы, все еще заваленной щебнем и покореженным железом, лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке (приложение 2). Десятка берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту. Цезарь Солодарь в качестве военного корреспондена присутствовал при подписании капитуляции 8 мая под Берлином. "Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги "Друзья-однополчане" (изд. 1973 г.) А.Е. Луковникову, - мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, - продолжает Цезарь Солодарь, - но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев.
И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
- Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: "Рысью!".
Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...".
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни.
Прилетев, отдал Дмитрию и Даниилу Покрассам, текст очень понравился братьям. Был полдень. Вечером композиторы позвонили ему и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть, но домой придется возвращаться пешком, так как метро скоро закрывается. Солодарь приехал - песня была готова. По предложению композиторов стихи были "усилены" лихим припевом. Следовательно, песня "Казаки в Берлине" была написана за один день - 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна (приложение 3).
2.2.Биография композиторов песни Братья Даниил и Дмитрий Покрассы (приложение 4)
Сведения, откуда пошел быть род Покрассов, крайне ограничены и не в полной мере стыкуются между собой. Отец братьев Яков Моисеевич, эта версия буквально дословно повторяется в посвященных братьям Покрасс интернетовских публикациях, "родом из старинного военного поселения близ Киева". С географической точки зрения достаточно неопределенно. Акцент делается на том, что поселение, где родился Яков Покрасс, было не только старинным, но и военным, наталкивает на мысль: не из кантонистов ли он? Но это всего лишь допущение. В 1890 году Яков Моисеевич Покрасс переехал вместе с семьей в Киев и устроился на работу "в колбасный магазин" продавцом. В Киеве, как известно, евреев не жаловали. За небольшим исключением, их к "матери городов русских" на пушечный выстрел не подпускали. У Якова Покрасса, судя по всему, были какие-то основания для того, чтобы попасть в круг избранных. Семья Покрассов была многодетной - 12 детей. Бренд - братья Покрасс, строго говоря, принадлежит только Дмитрию и Даниилу. Довольно продолжительный период времени они сочиняли музыку вместе. И под их произведениями, соответственно, значилось - братья Покрасс. Впрочем, помимо Дмитрия и Даниила, несомненной музыкальной одаренностью обладало ещё два брата - Самуил, он же Сэм, и Аркадий. Братья с детских лет зарабатывали себе на хлеб музыкой. Они играли на еврейских свадьбах. Развлекали публику в разного рода питейных заведениях, выступали в ресторанах, пользовались неизменным успехом. Младшие Покрассы, Дмитрий, 1899 года рождения и Даниил, он родился в 1905 году; как и их старший брат Самуил, получили хорошее музыкальное образование. Они окончили Киевское музыкальное училище, затем обучались в консерватории. Дмитрий - в Петроградской; а Даниил - в Киевской. Оба по классу фортепьяно.
В 1919 году Дмитрий Покрасс очутился в Ростове. Вместе с одним из своих соавторов, поэтом Д'Актилем (Френкелем) он работал в тамошнем эстрадным театре "Кривой Джимми". Шла гражданская война. Власти в городе менялись. Соответственно менялся и репертуар эстрадного театра. Выбившая белых из Ростова Первая конная армия мобилизовала бойких авторов. Дмитрий Покрасс числился бойцом "буденовских войск" с 1919 по 1921 год. Он заведовал музыкальной частью армии, руководил её оркестром. После демобилизации Дмитрий Покрасс переехал в Москву. Он был главным дирижером и заведующим музыкальной частью московских театров "Палас" и "Эрмитаж". Руководил музыкальной частью возрожденного Мюзик-холла. С 1936 по 1972 год Дмитрий Покрасс возглавлял эстрадный оркестр Центрального дома культуры железнодорожников. Вскоре к Дмитрию Покрассу присоединился брат Даниил. Совместное сотрудничество длилось с 1932 по 1954 год. Творческий союз прервала смерть Даниила Покрасса. Братья хорошо дополняли друг друга. Обычно мелодию предлагал Дмитрий. А Даниил обрабатывал её. Доводил, что называется, до кондиции. В активе братьев такие чрезвычайно популярные в те годы песни: "Если завтра война" (стихи В.Лебедева-Кумача, 1938), "Три танкиста" из к/ф "Трактористы" (стихи Б.Ласкина, 1939), "Дан приказ - ему на Запад" (стихи М.Исаковского, 1938), "То не тучи - грозовые облака" (стихи А.Суркова, 1938), "Москва майская" (стихи Лебедева-Кумача, 1937) и многие другие. Очевидные успехи братьев неоднозначно воспринимались коллегами. Им завидовали. И, как водится в таких случаях, злословили. Братьям вменяли сотрудничество с белыми. Говорили, что они не только сочиняли по их заказу песни, но и использовали эти песни в новых условиях. Братьев Покрасс упрекали в том, что значительная часть их песен была связана с еврейскими первоисточниками. Такая связь, разумеется, не поощрялась. Её рассматривали, как проявление еврейского национализма. Во время борьбы с "безродными космополитами" Дмитрий Покрасс решил от греха подальше временно уехать из Москвы. Затеряться, так сказать, "на просторах родины широкой". Его брат и соавтор Даниил категорически отказался следовать за ним. Страх Дмитрия Покрасса попасть под каток властей предержащих был хоть и вполне обоснованным, но недостаточно конкретным. В то время как у Даниила Покрасса наличествовали более чем веские основания для опасений. У него был роман с балериной Юлией Мельцер - невесткой Сталина, женой его сына Якова. Не то расстрелянного, не то покончившего жизнь самоубийством в немецком плену. А Сталин, мягко говоря, такие вещи не одобрял. Как бы там ни было, Даниил не пострадал. То ли руки не дошли. То ли ещё что-то. Хотя утверждение "не пострадал", будет не совсем уместно, когда речь идет о человеке, умершем в 1954 году от сердечного приступа в возрасте 49 лет. В могилу Даниила Покрасса, скорее всего, свел стресс. После смерти брата Дмитрий Покрасс продолжал писать песни. Музыку к фильмам и спектаклям. Много гастролировал. Он находился в чести у руководства страны. Его поощряли и награждали. Умер народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, орденоносец Дмитрий Покрасс в 1978 году. В возрасте 79 лет. Музыка братьев Покрасс яркая, динамичная, прекрасно оркестрованная, несёт большой заряд позитивных эмоций. Мелодии Покрассов удобны для пения, хорошо запоминаются, одинаково выигрышны для исполнения как певцами, так и духовыми оркестрами. Особенно удачны марши (Марш танкистов, марш Будённого, Москва Майская, Три танкиста и т. д.)
2.3. Об авторе слов. Цезарь Солодарь (приложение 5)
Родился (27) августа 1909 года в Виннице. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. В качестве военного корреспондента он присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. В возрасте 16 лет начал работать в печатных изданиях. В 1930 окончил юридический факультет . Во время был сотрудником фронтовой печати, во время - военным корреспондентом ряда центральных изданий. Именно Ц. С. Солодарь передал корреспонденцию о капитуляции Германии. Член с . Работал в нескольких изданиях, в том числе, в газете «». Литературную деятельность начал в жанре поэзии. Автор комедий, водевилей, стихов, рассказов, для произведений , публицистических произведений. Член . Член с . Умер . Похоронен в Москве на .
Награды и премии
-
(6.4.1985)
-
(31.8.1944)
-
-
-
-
-
(1980) - за публицистические произведения для молодёжи
Произведения
1.Ц. С. Солодарь является также автором ряда небольших юмористических рассказов и фельетонов: «Роковая индейка», «Не пойман, не вор!», «Хохолок и касса», «Нетипичные типы», «Футболисты, друзья мои», «Над всем, что кажется смешно», «Светло-бежевая кепка», «Точка зрения», «Так, говорят, полагается», «Возмутительница спокойствия», «Будьте любезны!». 2.Ц. С. Солодарь является автором ряда произведений в жанре публицистики: «Горячее сердце», «За нашей спиной - Москва!», «Где ты, Луиджи?», «Бывшие», «Двойные», «Товар», «Кассиль и о Кассиле» (1972), «Лицемеры» (1980), «Ложь» (1981), «Фарисеи», «», «Ситцевый бал» (1984), «Укрыватели» (1985), «» (1986), «Крах» (1987). 3.Кроме того, Ц. С. Солодарь является автором ряда спектаклей и сценических постановок: «Летний день», «Мальчик из Марселя», «У лесного озера», «В сиреневом саду», «Любовь, директор и квартира», «Весна поёт», «Серебряная свадьба», «Сверстники грозы», «Правда о старом кинжале», «Любовь без прощения», «Первоцвет», «День рождения», «Ищите мужчину», «Твой милый образ…», «А цветы остаются», «Благородный металл», «Пелена», «Тем, кто хочет знать» и др. Автор комедий, водевилей, стихов, рассказов, либретто для произведений Д. Б. Кабалевского.
Глава III. Значение военной песни для современной молодежи
3.1.Популяризация военной песни среди современной молодежи.
«Нам песня строить и жить помогает...» Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала солдатам воевать.
С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость...
Очень хорошо сказал об этом Михаил Светлов: «В бою песня встает комиссаром перед самым передним окопом».
Что пели на фронте? Сначала это были популярные патриотические песни, созданные еще в довоенное время. Но очень скоро появились и, если можно так выразиться, были приняты на вооружение новые песни.
С каким огромным подъемом советские композиторы и поэты принялись за работу. «Песня - фронту» - стало их девизом. Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен. Большинство из них сразу же «ушли на фронт» и с честью выполняли свою «комиссарскую» миссию.
Маршал Советского Союза И. X. Баграмян, вспоминая о первых самых тяжелых месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны я наблюдал явление неожиданное и в то же время закономерное: у народа-великана - советского народа, и прежде всего у русского народа, родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа».
Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические... Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.
Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, шли вместе, нога в ногу с конкретными событиями того героического времени. Закономерно, например, что «Священная война» была написана в первые, наиболее драматические и тяжелые дни войны, «Шумел сурово брянский лес» и «Ой, туманы мои, растуманы» в 1942 году, в период наибольшего размаха партизанского движения и т. д. А такие песни, как «Дорога на Берлин» и «Казаки в Берлине», отражали победные дни мая 1945 года.
Песни о минувшей войне, созданные в наши дни, характерны иными свойствами. Их авторы имеют возможность как бы с «высоты» последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему - это песни-воспоминания, песни-раздумья, песни-память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях-однополчанах, о фронтовой дружбе.
За последнее время в песенное искусство пришли молодые поэты и композиторы, знающие о войне лишь из книг или кинофильмов. Но и они, принимая песенную эстафету от своих старших коллег, продолжают воспевать мужество и героизм советского народа в Великой Отечественной войне. С годами пополнение таких произведений продолжается.
3.2.Популяризация военной музыки среди учащихся
МБОУ «СОШ №31»
Военная песня - это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание лучших патриотических чувств у нашего поколения, призыв к сплочению и братству всех, живущих на родной земле. Именно эти идеалы положены в основу организуемых ежегодно в стенах нашей школы смотра-конкурса строя и песни, конкурса инсценированной военной песни (приложение 6). Думал ли кто-нибудь тогда, в первые дни Великой Отечественной войны, что в это страшное время будут написаны такие прекрасные песни? Известная пословица гласит: "Когда грохочут орудия, музы молчат". Но случилось иначе. Были созданы песни, которые с честью послужили в военные годы и сохранились в людской памяти на десятилетия.
Целью смотров-конкурсов является воспитание патриотизма.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с песнями Великой Отечественной войны;
-
Охарактеризовать историю создания песен;
-
Разучить новые военные песни.
Каждый класс рассказывает историю создания разученной песни, сопровождая выступление компьютерной презентацией, а затем её исполняет.
Часто в числе приглашенных - ветераны Великой Отечественной войны. Надеемся, что в канун 70-летия Дня Победы герои-ветераны вспомнят и услышат любимые песни, которые будут им хорошим музыкальным подарком.
Заключение
Да, Отечественная война… Воюющий народ… Признаться, мы как-то незаметно привыкли к этим словосочетаниям и далеко не всегда полностью осознаем их изначальный глубинный смысл. 70 лет назад, в то июньское утро весь наш народ вынужден был стать воюющим. В наше мирное время трудно представить всю боль, тяготы и горести того страшного времени. Но у поколения, не знающего своего прошлого, нет будущего. Поэтому в настоящее время особую актуальность в нашей стране приобретает проблема патриотического воспитания. И поэтому я захотела узнать больше о событиях Великой Отечественной войны и их отражении в музыкальном искусстве
Автором работы была проведена диагностика среди обучающихся 5 классов МБОУ «СОШ № 31» с целью выявления знания военных песен и их значения для современной молодежи. Была разработана анкета (приложение 7) опрошено 56 учащихся и 8 педагогов школы.
Итоги социологического опроса
№
п/п
Формулировка
вопроса
Учащиеся
5-х классов (56 человек)
Педагоги
8 человек
%
опрошенных
1.
Нужна ли была песня на войне?
56
8
100%
2.
Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания?
56
8
100%
3.
Можешь ли ты назвать легко 10 песен о войне?
17
8
39%
4.
Как ты думаешь, почему эти песни до сих пор известны?
Сомневались 35
Ответили 21
1.
2.Ответили 8
1. 55%
2. 45%
5.
Нужно ли воспитывать у молодежи любовь к Родине?
56
8
100%
6.
Как ты считаешь, есть ли чувство патриотизма у современной молодежи?
42
6
75%
7.
О чем твои любимые современные песни?
О жизни, о любви,
8.
Будут ли они известны через 70 лет?
Да - 23
Нет - 17
Не знаю - 16
2
2
4
38%
30
9.
Знаешь ли ты современные патриотические песни? Назови их.
8
6
22%
10.
Поют ли в Вашей семье военные песни?
22
7
45%
Анализируя полученные данные выяснили, что:
-
100% опрошенных считают, что песни играли важную роль в жизни солдат: придавали силы в битве, поднимали боевой дух (диаграмма ); песня на войне нужна.
-
100% хотели бы знать больше военных песен.
-
Из таблицы видно, что в современное время, к сожалению, мало пишут патриотической музыки, большинство песен - однодневки.
Анализ полученных в ходе исследования данных позволил сделать следующий вывод:
Выбранная тема актуальна, потому что этот год юбилейный - 70- ти летие Победы! В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу. Каждое музыкальное произведение - это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания.
Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство - стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
Список используемой литературы:
1.Советской Родине посвящается: Статьи, рецензии и заметки о музыке/ Сост.И.Дорохова, Г. Прибегина, Н.Сафронова.- М.: Сов. Композитор,
1985-400 с., с
2. Вставай, страна огромная!/ Сост., автор вступ.статьи и примеч. В.С. Хелемендик;- М.: Сов. Россия, 1985. - 480 с.- (Б-ка рус. худож. публицистики).
3. И сердцу по прежнему горько…Песни/ Вступ.статья Б.Маршалова; Составитель Б.П.Маршалов. - Юж. Урал. кн.изд-во, 1995. - 204 с.
4. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская. - М.: Музыка, 1985. - 95 с., с ил.
5. Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: 6. http:www.muzico.ru
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1.По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой -
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
-
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью - с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
-
Он коней ведёт шажком,
Видит - девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой горят глаза.
Не задерживай движенья -
Казаку кричит.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
-
По берлинской мостовой
Снова едет верховой,
Про свою любовь к дивчине
Распевает так:
"Хоть далеко синий Дон,
Хоть далеко милый дом,
Но землячку и в Берлине
Повстречал казак..."
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Анкета
-
Нужна ли была песня на войне?
-
Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания?
-
Можешь ли ты назвать легко 10 песен о войне?
-
Как ты думаешь, почему эти песни до сих пор известны?
-
Нужно ли воспитывать у молодежи любовь к Родине?
-
Как ты считаешь, есть ли чувство патриотизма у современной молодежи?
-
О чем твои любимые современные песни?
8. Будут ли они известны через 70 лет?
9.Знаешь ли ты современные патриотические песни? Назови их.
10. Поют ли в Вашей семье военные песни?
29