7


Программа по музыке (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Программа по Музыке для 6-х классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общ
предварительный просмотр материала


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД




Программа составлена на основе образовательной программы «Школа России»,

разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (2004г) для 5 класса.




Составитель:

Рогачёва Лариса Александровна

учитель музыки и мировой художественной культуры





г. Москва 2014 г.

1.Пояснительная записка

Программа по Музыке для 6-х классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 6-х классов авторов Г.П.Сергеева, Е.Д Критская.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства - коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;

образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Программа опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки как живого образного искусства;

- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявление духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;

- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства;

- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

- моделирование художественно-творческого процесса (углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Этот метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний; творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, выбирает, создает); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации);

- «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (осмысление с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-либо, что требует первичной музыкальной «формулировки» предметы осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения - вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения);

- содержательный анализ музыки (анализ произведения начинается с выдвижения гипотезы, которая затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения).

2. Учебно-тематический план.

п/п

№ урока

Содержание (темы урока)

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16


1.

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1


2.

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1


3.

3-4.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2


4.

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1


5.

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1


6.

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1


7.

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1


8.

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1


9.

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1


10.

11

«Фрески Софии Киевской»

1


11.

12

«Перезвоны». Молитва.

1


12.

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1


13.

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1


14.

15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

1

15.

16

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1


Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

19


16.

17.

Джаз - искусство 20 века.

1


17.

18.

Вечные темы искусства и жизни.

1


18.

19.

Образы камерной музыки.

1


19.

20

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1


20.

21.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1


21

22.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?». Картинная галерея.

1


22

23-24.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

2


23

25-26.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2


24

27-28.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2


25

29-30.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2


26

31-32.

Мир музыкального театра.

2


27

33

Образы киномузыки.

1

1


28

34

Обобщающий урок по разделу II.

1

29

35

Обобщение по курсу

1

1

3. Содержание программы.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок - оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Первое полугодие: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов).

Основные задачи: Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Второе полугодие: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов).

Основные задачи: Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ - портрет, образ - пейзаж и др.. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


4.Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Метапредметными результатами изучения музыки являются основные способы деятельности, применение при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • Сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

  • Работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • Умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, щколы, села, города и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • Устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

  • Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

  • Знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.


5.Планируемые результаты изучения предмета.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.


6.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

Отлично

75-90%

Хорошо

50-75%

Удовлетворительно

Менее 50%

Неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • Грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения

  • Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта

  • Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся материала, который не входит в школьный курс истории - это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»)

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется

Отметка «5» -верное выполнение всех заданий трех уровней (материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий)

Отметка «4» -верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению)

Отметка «3» -верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень)

Отметка «2» - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала)

Оценка устных ответов, учащихся:

Отметка «5»

  • полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

  • изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику

  • правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу

  • показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания

  • продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.

  • самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.

Отметка «4»

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя

  • допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

Отметка «3»

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2»

  • не раскрыто основное содержание учебного материала

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


7.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Содержание учебного материала (тема урока)

Тип урока

Цели урока

Планируемые предметные результаты освоения материала

УУД

Вид контроля

Вид контроля

Корректировка

Раздел 1. "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

1.


Удивительный мир музыкальных образов.


ИНМ

Знакомство с богатством музыкальных образов (лирические); особенностями их драматургического развития в вокальной и инструментальной музыке.

Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Л: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

П: Устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира

Фронтальный опрос

2.


Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс


Знакомство с богатством музыкальных образов (лирические); особенностями их драматургического развития в вокальной музыке, развитием жанров светской музыки - романсом.


Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Работа в группах

3-4.


Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

ИНМ

Познакомить с отечественной музыкальной культурой 19 века: формированием русской классической школы - М.И. Глинка.

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора - М.Глинки

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

5.


«Уноси мое сердце в звенящую даль…».


КУ

Знакомство с отечественной музыкальной культурой 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.


Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

6.


Музыкальный образ и мастерство исполнителя.


ИНМ

Познакомить с выдающимися российскими исполнителями: Ф.И.Шаляпин

Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Фронтальный опрос

7.


Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Урок-лекция.

Познакомить с народным музыкальным творчеством, основными жанрами русской народной музыки (обрядовые песни), народными истоками русской профессиональной музыки.


Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Работа в группах

8.


Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.


КУ

Познакомить с творчеством выдающихся композиторов прошлого, знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.


Знать/понимать: известных исполнителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов

искусств в создании единого образа.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Фронтальный опрос

9.


Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».


ИНМ

Познакомить с романтизмом в западноевропейской музыке, рассказать о взаимосвязи музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, богатстве музыкальных образов.


Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Работа в группах

10.


Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.


Урок-лекция

Познакомить с образностью природы и особенностями русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.


Знать/понимать: особенности народного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

11.


Фрески Софии Киевской».


КУ

Знакомство со стилевым многообразием музыки ХХ столетия: развитием традиций русской классической музыкальной школы.

Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Фронтальный опрос

12.


«Перезвоны» Молитва.


КУ

Знакомство со стилевым многообразием музыки ХХ столетия: развитием традиций русской классической музыкальной школы.

Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Фронтальный опрос

13-14


Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал

ИНМ

Познакомить с особенностями западноевропейской музыки эпохи Барокко: музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.


Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

15.


Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».


КУ

Знакомство со стилевым многообразием музыки ХХ столетия (К.Орф), особенностями трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.


Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Работа в группах

16.


Авторская музыка: прошлое и настоящее

ИНМ

Познакомить с неоднозначностью терминов «легкая» и «серьезная» музыка, взаимопроникновением «легкой» и «серьезной» музыки, особенностями их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовской песней.


Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовок и одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Работа в группах

Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

17.


Джаз - искусство 20 века.


ИНМ

Познакомить с неоднозначностью терминов «легкая» и «серьезная» музыка, взаимопроникновением «легкой» и «серьезной» музыки, особенностями их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз, спиричуэл, блюз.

Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

18.


Вечные темы искусства и жизни.


ИНМ

Знакомство с особенностями трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.


Знать/понимать: что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

19.


Образы камерной музыки.


ИНМ

Познакомить с романтизмом в западноевропейской музыке, развитием жанров светской музыки: камерная инструментальная.


Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.

Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

М: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Работа в группах

20.


Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.


КУ

Знакомство с романтизмом в западноевропейской музыке, развитием жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Дать сравнительную характеристику особенностям восприятия мира композиторами.


Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.

Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

21.


Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

ИНМ

Знакомство с особенностями западноевропейской музыки эпохи Барокко, зарубежной духовной музыкой в синтезе с храмовым искусством, новым кругом образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях


Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

22.


«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея

КУ

Познакомить со стилевым многообразием музыки ХХ столетия.


Знать/понимать: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Работа в группах

23-24


Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.


КУ

Познакомить со стилевым многообразием музыки ХХ столетия: развитием традиций русской классической музыкальной школы, творчеством выдающихся композиторов прошлого и современности - Г.Свиридов.


Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

25-26


Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.


КУ

Познакоми с особенностями трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.


Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

27-28


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


ИНМ

Познакомить с особенностями трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Познакомить с классицизмом в западноевропейской музыке.

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

29-30


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


ИНМ

Познакомить с богатством музыкальных образов и особенностями их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Работа в группах

31-32


Мир музыкального театра

КУ

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Фронтальный опрос

33.


Образы киномузыки.


КУ

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с творчеством отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.


Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,

Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.

Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.

П: освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений

Л: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

М: работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Работа в группах

34.


Обобщение по разделу II.


35


Итоговое обобщение по курсу.

8.Учебно-методический материал.

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010г

  • фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2011 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал