- Учителю
- Хоровой кружок рабочая программа
Хоровой кружок рабочая программа
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 26 августа 2015 г.
Председатель педсовета
____________ Кунаковская М.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КРУЖОК «веселые нотки»
Срок реализации 4 года
Количество часов 135
Возраст обучающихся 7-10 лет
Учитель Журавлева Елена Вячеславовна
Программа разработана на основе примерной программы учебного предмета музыка модуля «Коллективное музицирование ( хоровое пение)». Москва 2013.
-
Пояснительная записка
Экспериментальная программа учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» для обучающихся начальной школы, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), с учетом экспериментальной примерной основной образовательной программы.
Основной принцип формирования содержания учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» - приоритетность практической деятельности учащихся на занятиях:
-
хорового, ансамблевого пения;
-
театрализации (разыгрывания) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
-
освоения элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи.
В основе воспитания интереса и любви детей к музыке, понимания ими музыкального искусства как особой ценности, и, на этой основе, развития его духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств, способностей, возможностей закладывается - собственная активная деятельность ребенка при освоении музыкального искусства.
Перенос акцента на практическое освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства.
Основная цель экспериментальной программы: формирование у обучающихся начальной школы умения художественно, творчески мыслить и практически воплощать собственное осмысление музыки в процессе совместного с другими детьми музицирования, инструментальной или вокально-хоровой деятельности.
Цели:
-
сформировать устойчивый интерес к различным видам деятельности в области музыкального искусства;
-
сформировать навык совместного творческого ансамблевого музицирования;
Задачи:
-
обеспечить динамику творческого развития учащихся через применение педагогически целесообразных методов организации вокальной и инструментальной деятельности на занятиях;
-
организовать обучение детей на инструментах Орф-оркестра (с включением инструментов региона);
-
обеспечить постепенное и последовательное развитие учащихся через игровые формы деятельности.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
-
слуховое ощущение, музыкальный слух;
-
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
-
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально - ритмическом исполнительстве.
-
Тематический план модулей программы основывается на принципах систематичности, доступности, нарастающей сложности.
Задача руководителя хорового класса - увлечь детей хоровым пением, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки пения по нотам, приобретенные на предметах «Музыка» и «Коллективное инструментальное музицирование», так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения осознанно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо чередовать с пением по слуху, так как сочетание данных учебных форм способствует не только развитию музыкальной памяти, но и способности к формированию связей между графическими символами и звуковыми образами.
2.Общая характеристика кружка «Веселые нотки»
На начальном этапе обучения пению учащихся 1 класса основными рабочими моментами являются: установление доброжелательного, комфортного психологического контакта с учеником, подробное изучение его личности, состояния его физического здоровья, голосовых и музыкальных способностей, возможностей на данном этапе обучения, выявление основных первоочередных дефектов и недостатков. Вторым этапом следует психологическое и физическое раскрепощение учащегося во время пения, обучение его начальным навыкам голосообразования и исполнительства, а также постепенное их закрепление. Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем «дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.
Игровой метод - это главный двигатель в работе над первыми вокально - хоровыми навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса. За основу игровой программы начального этапа я взяла методические приемы Виктора Емельянова. «Артикуляционная гимнастика» и интонационно - фонетические упражнения ФМРГ очень эффективно выстраивают всю систему начального периода учебного процесса. Артикуляционный аппарат имеет большое значение при пении и, следовательно, связанная с ним специфическая деятельность легких, гортани, ротовой полости, языка, губ, мышц лица человека. Термин "артикуляция" взят из фонетики. Артикулировать в речи - значит произносить слова» в музыке - интонировать звуки. Термин «фонопедический» в заглавии названия метода имеет целью подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. К детям дошкольного и младшего школьного возраста фонопедическое взаимодействие неприменимо вообще, а только игровое. И к детям 6-7 лет надо приходить только с готовыми голосовыми играми. Искусство импровизации может постепенно развиться, а может и нет.
Дети шести, семи лет способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. В связи с этим, преподавателю необходимо как можно чаще менять виды деятельности на занятии. Однако на основе полученных впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Исследования показали интересную закономерность: целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Это способствует развитию музыкально - слуховых представлений ребенка. Часто встречающаяся проблема у детей дошкольного возраста - отсутствие координации между слухом и голосом - влечет за собой отсутствие чистоты интонирования вокальных мелодий, ограниченный диапазон голоса, вялая артикуляция, форсированное звучание, "белый" звук - все эти явления требуют особого подхода к выбору репертуара. Чрезвычайно большое значение этому вопросу придавал С.В. Смоленский и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Для детей 6 - 7 лет предусматривается разнообразный как по содержанию, так и по форме музыкальный песенный материал, который предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа - диатоника. Песенный репертуар необходимо формировать так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов. Детские песни являются основой, на которой вырабатываются навыки рационального звуковедения, дыхания, дикции. Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Систематическое пение разнообразного музыкального репертуара обогащает стиле - слуховой и эмоциональный опыт обучающихся, способствует развитию внутренних слуховых представлений обучающихся; развивает и закрепляет многие необходимые вокально-хоровые навыки; развивает их интеллектуальные способности: гибкость мышления, память, мобильность ассоциативного опыта, интуицию, внимание, воображение.
3. Описание места кружка «Веселые нотки» в учебном плане
Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.
Занятие проводится один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия - 45 минут. В первом классе с сентября по декабрь - 35 минут, с января по май - 45 минут.
Форма проведения - групповая либо (количественный состав группы 25 - 30 учащихся) либо в малых группах (количественный состав 10 - 15 учащихся). При необходимости возможно деление на малые группы (для работы с вокальным ансамблем).
4.Описание ценностных ориентиров кружка «Веселые нотки»
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:
- реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
- становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5.Личностные,метапредметные и предметные результаты кружка «Веселые нотки»
В результате освоения программы у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия.
Личностные: нравственно - эмоциональная отзывчивость на основе восприятия чувств других людей, понимание основных моральных норм, таких, как честность, правдивость, отзывчивость и ответственность.
Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности, целеустремлённость в достижении цели, установка на улучшение результатов своей деятельности и оптимистическое восприятие мира.
Познавательные: ориентироваться в тексте песни, различать куплет и припев; строить музыкальную речь с учётом артикуляционных и дикционных навыков.
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вырабатывать умение договариваться в конфликтной ситуации, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу.
6. Содержание программы кружка «Веселые нотки»
1 класс
В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 6-10 произведений разного характера.
На начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:
-
Работа над формированием вокально-хоровых навыков:
-
Певческая установка;
-
организация работы над певческим дыханием;
-
постановка артикуляционного аппарата;
-
формирование и произношение гласных звуков.
-
Работа в примарной зоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов.
-
Развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой {legato).
-
Работа над выразительным исполнением произведений.
2-3 классы
В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 8-10 произведений разного характера, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.
На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:
-
Работа над формированием вокально-хоровых навыков:
-
Контроль за певческой установкой;
-
продолжение работы над певческим дыханием;
-
работа над чистотой интонации;
-
выработка четкой дикции и активной артикуляции;
-
формирование и произношение гласных звуков.
-
Расширение голосового диапазона.
-
Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой(legato).Освоение новых приёмов звуковедения {поп legato, staccato).
-
Работа над произведениями а cappellaс постепенным усложнением материала. Выразительное исполнение произведения, как с инструментальным сопровождением, так и без него.
-
Работа над выразительным исполнением произведений.
4 класс
В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 10-12 произведений разного характера, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.
На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:
-
Работа над формированием вокально-хоровых навыков:
-
Контроль за певческой установкой;
-
продолжение работы над певческим дыханием, осознанное пение на дыхании;
-
работа над чистотой интонации;
-
работа над артикуляцией;
-
формирование и произношение гласных звуков, четкая подача текста.
-
Расширение певческого диапазона голоса.
-
Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой{legato),другими приёмами звуковедения {поп legato, staccato).Работа над сглаживанием переходных звуков.
-
Работа над произведениями а cappella на основе более сложного музыкального материала.
-
Развитие навыков двухголосного пения. Канон, подголоски, нетерцовое эпизодическое двухголосие.
-
Работа над воплощением художественного образа произведений. Обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен.
7. Тематическое планирование кружка «Веселые нотки»
Задача руководителя хорового класса - увлечь детей хоровым пением, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки пения по нотам, приобретенные на предметах «Музыка» и «Коллективное инструментальное музицирование», так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения осознанно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо чередовать с пением по слуху, так как сочетание данных учебных форм способствует не только развитию музыкальной памяти, но и способности к формированию связей между графическими символами и звуковыми образами.
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Певческая установка
правильное положение корпуса, рук, ног, головы, плеч при пении сидя и стоя.
Работа над дыханием
-
спокойный, ровный, бесшумный вдох, правильное распределение дыхания на фразу, смена дыхания в процессе пения, различные его приемы;
-
знакомство с навыками цепного дыхания;
-
задержка дыхания перед началом пения;
-
работа над ощущением опоры звука.
Работа над звуком
-
естественный, ровный по всему диапазону, свободный звук без крика и напряжения;
-
правильное формирование и округление гласных;
-
преимущественно мягкая атака звука, при необходимости твердая;
-
основной вид голосоведения - кантилена {legato и поп legato);
Динамические оттенки {тр, mf, / р).
Координация между слухом и голосом
-
работа над чистотой интонации;
-
стройное в ритмическом отношении пение, интонационно- ритмический ансамбль;
-
слитность голосов и устойчивость интонации;
-
умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяясь из общего звучания;
Работа над дикцией и артикуляцией; ансамбль и строй
Работа над дикцией и артикуляцией:
-
ясное произношение согласных с опорой на гласные, краткость и четкость их произношения;
-
округление гласных;
-
активность артикуляционного аппарата, устранение скованности, зажатости артикуляционного аппарата;
-
соблюдение правильности соотношения ударных и безударных слогов в тексте.
-
совершенствование ансамбля и строя в произведениях разного склада изложения;
-
навыки двухголосия с аккомпанементом и а capella.
Работа над выученными произведениями
-
показ произведения;
-
беседа о его содержании;
-
работа над произведением (репетиции);
-
исполнение произведения целиком (как на концерте);
-
анализ учащимися качества исполнения;
-
инсценирование произведения группой учащихся.
8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа, разработки занятий, методические рекомендации
Д
2.
Печатные пособия
Методическое пособие «Сценарии детских праздников».
Практическое пособие «Музыка и движение»
Д
3.
Технические средства обучения
Синтезатор
Ноутбук
Принтер
Магнитофон
DVD
МИКРОФОН
Д
4.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса
Диски с минусовыми фонограммами
Д
Д
5.
Оборудование кабинета
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Фортепиано
Музыкальный центр
Д
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей по ИЗО, ОБЖ, Технологии, Музыке БОУ СОШ № 29
от «24» августа 2015 № 1
___________Лаптиева Н.Э.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
БОУ СОШ № 29
______________Сидорец Ю.А
«25» августа 2015 года