- Учителю
- Урок музыки по теме 'Импрессионизм в музыке и живописи'
Урок музыки по теме 'Импрессионизм в музыке и живописи'
Полякова Г. И. учитель музыкального искусства
Разработка бинарного урока музыка и ИЗО для 5-го класса
Тема урока: Импрессионизм в живописи
и в музыке.
Цели и задачи урока.
Обучающие:
-
сформировать представление учащихся об импрессионизме в живописи и в музыке;
-
расширить музыкальный тезаурус учащихся;
-
расширить знания учащихся о звукоизобразительных возможностях музыки;
-
познакомить с творчеством французского композитора Клода Дебюсси;
-
учить вслушиваться в живопись, всматриваться в музыкальные произведения "глазами" души.
Развивать:
-
навыки синтезирования музыки с другими видами искусства;
-
аналитические способности учащихся;
-
умение выражать своё отношение к произведениям искусства;
-
внутренний слух и внутреннее зрение, воображение учащихся;
-
исполнительско-творческие навыки.
Воспитывать:
-
стойкий интерес к разным видам искусства;
-
эстетический вкус учащихся, желание слушать классическую музыку;
-
любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
презентации к уроку;
-
медиароектор;
-
экран.
Тип урока: комплексный.
Жанр урока: урок-кафе.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент.
На мультимедийной доске слайд № 1
Музыкальное приветствие.
Учитель музыки. Здравствуйте, ребята. Я думаю, что вы сейчас в хорошем настроении, а впрочем, посмотрите на доску и выберите себе настроение-солнышко, которое вы сейчас испытываете (слайд №2).
Сегодня на уроке мы совершим с вами прогулку по одной из европейских стран. А точнее я приглашаю вас в столицу этой страны. И поведут нас туда музыка и живопись. В этом путешествии мы познакомимся с новыми произведениями музыки и живописи, узнаем об очень интересном направлении в искусстве, которое появилось в XIX веке. Но я ещё не назвала вам страну, в которую мы отправимся. И это не случайно. Я думаю, что эту страну и её столицу вы назовёте сами, а нашими гидами будут музыка и видеослайды.
Демонстрируются презентация (приложение 1)
Учитель музыки. Ну, как, ребята, вы узнали страну и можете назвать столицу этой страны?
Ученики. Это Франция.
Песня звучала на французском языке.
Были изображения Эйфелевой башни, Собора Парижской
Богоматери.
II. Вокально - хоровая работа.
Учитель музыки. Вы правы. Сегодня мы с вами отправляемся в столицу Франции - Париж. Итак, в дорогу. А в дороге всегда добрым помощником была песня. Но вот беда. Песня у меня рассыпалась, и все такты в ней перепутались. Чтобы её спеть, нужно сначала правильно собрать ноты (слайд № 3).
Ученики собирают песню, поют её сольфеджируя и выясняют, что это французская народная песня "Братец Яков". Исполнение песни.
Учитель музыки. Итак, наша первая встреча во Франции произошла с кем? Правильно с народом. Можно ли, судя по песне, сказать, какой он - французский народ?
Ученики. Весёлый, жизнерадостный, приветливый, трудолюбивый Он не любит бездельников.
Учитель музыки. Лентяи у любого народа являются объектом для смеха. Работая люди, тоже могут петь, и эти песни помогают им трудиться.
II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учитель ИЗО. Потрудились вы хорошо, теперь можно и отдохнуть. А отдыхать мы будем активно. И поэтому я всем предлагаю отправиться в одно парижское фотоателье. Но вовсе не для того, чтобы сфотографироваться. Я приглашаю вас на вернисаж посмотреть одну очень интересную выставку картин. Вернисаж - слово для нас новое. Давайте узнаем у Мсье Архивариус, как его учёные книги толкуют это понятие? (Слайд № 4).
Учитель ИЗО: Ребята, мы не просто будем смотреть картины. У каждой группы есть своё задание, которое вы должны будете выполнить
Работа в группах.
Задание для группы № 1. (слайд № 5)
-
Что вы можете сказать о картинах?
-
Какова их тематика?
Задание для группы № 2.(слайд № 6)
-
Чем необычна эта живопись?
-
Что можно сказать о цветовой гамме полотен?
Задание для группы № 3. (слайд № 7)
-
Какое настроение этих картин?
-
Можно сказать, что эта живопись музыкальна?
-
Как она звучит?
На экране демонстрируется слайд-фильм "Живопись импрессионистов".
(приложение 2)
Учитель ИЗО. Знаменитый французский писатель Эмиль Золя так писал об этих картинах: "сначала глаз не замечает ничего, кроме широко положенных пятен. Затем предметы начинают вырисовываться и становиться на места, через несколько мгновений выявляется целое, значительное и прочное, и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту живопись".
Ребята, Э. Золя говорил так о картинах импрессионистов, выставку которых мы с вами и посетили. Что это за направление, мы с вами узнаем, если побываем в кафе мадам Жанет, в котором собираются любители искусства. Итак, знакомьтесь - это мадам Жанет - хозяйка кафе, большая любительница музыки, а молодой человек, который входит в кафе - это её друг мсье Поль - начинающий художник. Давайте послушаем, о чём они будут говорить.
М-м Жанет. Добрый день мсье Поль. Как поживаете? У меня сегодня чудесные круассаны. Я вас сейчас угощу замечательным кофе, а вы мне расскажете какие новости в Париже?
М-е Поль. Как, милая мадам Жанет, вы ещё не знаете о новой выставке Анонимного общества художников, которая наделала много шума?
М-м Жанет. Я что-то об этом слышала. У них ещё такое необычное название импрессионисты. Мсье Архивариус, вы случайно не знаете, что означает это слово?
Архивариус. Импресьён - впечатление - след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым (слайд №8).
М-м Жанет. Значит, импрессионисты дословно означает "впечатленщики". Получается какое-то ругательное название. Интересно, а почему они так себя назвали?
Учитель. Ребята, я думаю, что вам всем тоже очень хочется узнать, как зародилось это направление в искусстве и откуда появилось такое необычное название у художников. Давайте послушаем мсье Жана и его друзей искусствоведов, учёных и тезаурусов. Ну а вы будете не только слушать, но и выполнять специальные задания, которые и составят основу нашей таблицы рассказывающей об этом направлении. Итак, мсье, мы вас внимательно слушаем.
М-е Жан. Я со своими коллегами с удовольствием вам помогу.
Импрессионизм - художественное направление, возникшее во Франции в XIX веке. На выставке Анонимного общества художников, устроенной в парижском фотоателье в 1874) году была представлена картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С этого впечатления всё и началось.
Журналист. Дело в том, что мой коллега, критик из газеты "Шаривари", Луи Леруа ( слайд № 9) в сатирическом отчёте о выставке зло высмеял художников нового направления "этих мазил впечатленщиков". Они же признали правильной эту кличку и увековечили её в истории культуры.
Архивариус: Луи Леруа (в 1874 году ему было шестьдесят два года) был постоянным сотрудником журнала "Шаривари" и обладал высокой репутацией в мире французского искусства. Как критик искусства, он пользовался большой популярностью за легкость слога в противовес тяжеловесной прозе его коллег.
В апреле 1874 года Леруа посетил выставку "Анонимного товарищества артистов, живописцев, художников, скульпторов, графиков и проч." в ателье Надара (слайд № 10), расположенного в доме №35 на бульваре Капуцинок. Эта выставка показалась ему, по меньшей мере, странной и он решил написать о ней статью, в которой высмеять художников "изобретавших новую живопись", то есть написать фельетон, как бы назвали этот жанр сейчас. Для статьи он придумал интересный ход - изобразил самого себя в компании почтенного художника- академика, Жозефа Винсена, "удостоенного медалями и почестями при многих правительствах". Лейтмотивом статьи стало слово "впечатление" позаимствованное им, видимо, у картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца". Это слово подсказало ему и название статьи "Выставка импрессионистов".
С тех пор художников, выставивших свои картины на бульваре Капуцинок, стали называть "импрессионистами". Через год это имя докатилось даже до Америки, его ввел в оборот писатель Генри Джеймс как слово из лексикона мира искусств. А ведь задумано оно было в качестве уничижительного.
Искусствоведы.
1. Движение импрессионистов создавали Эдуард Мане (слайд № 11), Камиль Писсаро(слайд № 12), Эдгар Дега (слайд № 13), Альфред Сислей (слайд № 14), Клод Моне(слайд № 15), Огюст Ренуар (слайд № 16). Эти художники не хотели писать так, как это было принято в официальном искусстве. Они старались передать природу как она есть, вернее, воспроизводить на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни.
2. Они вышли с мольбертами из мастерской на воздух. А на природе исчезают тонкие контуры, цвет постоянно меняется и поэтому можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Стремительными, точными ударами кисти живописцы переносили на полотно мимолётное состояние природы.
3. Художники начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины.
Учёные.
1. Хочу заметить, что изменение техники письма произошло потому, что были изобретены масляные краски в тюбиках (слайд 17), которые дали возможность художникам работать на пленэре (слайды № 18 - 19).
2. И ещё была открыта квантовая теория света, по которой выходило, что белый цвет состоит из семи основных цветов (слайд № 20).
3.И поэтому художники стали писать свои картины широкими мазками чистых цветов. И можно сказать, что все их картины состояли из множества мазков (слайд № 21).
М-е Поль. Значит, правдивость искусства мои друзья художники видели не в стремлении к похожести, а в том, что живопись должна воссоздать момент, когда человек смотрит на мир словно впервые, как ребёнок.
Учитель. Итак, первое знакомство с новым направлением в искусстве - импрессионизмом - состоялось. Поблагодарим за это наших докладчиков. Ну а сейчас давайте попробуем выявить, что же отличало этот художественный стиль от других, а для этого заполним таблицу и заодно проверим, насколько вы были внимательными слушателями и как смогли справиться со своими заданиями.
На мультимедийной доске появляется таблица (слайд № 22).
Левая часть таблицы заполнена учителем, а правую - заполняют дети, вписывая в соответствующие её графы, свои ответы на задания, которые получили в группах.
Название направления
ИМПРЕССИОНИЗМ
Перевод названия
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Где и кода появилось
направление
Франция. Париж. 1874 год.
Художники, которые основали направление
К. Моне, К. Писсарро, Э. Мане,
А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар.
Художественные особенности направления
Работа на воздухе, восприятие природы как смены впечатлений, работа чистыми, яркими красками, густо наносимыми мазками.
Предпосылки возникновения направления
Изобретение масляных красок в тюбиках. Открытие квантовой теории света.
Тематика картин
Пейзаж, жанровые сценки, характерные портретные зарисовки.
Учитель ИЗО. Молодцы. Вы отлично справились со своими заданиями.
Итак, мы с вами выяснили, что название этому направлению дала картина К. Моне "Впечатление. Восход солнца". Этот пейзаж был написан из окна гостиницы Гаврского порта. Луи Леруа раскритиковал его за то, что в нём ничего нельзя разглядеть. Моне пожимал плечами: "Жалкие слепцы, которые хотят чётко разглядеть всё сквозь дымку".
Давайте и мы с вами сейчас всмотримся в эту картину великого художника.
На экране проецируется картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" (слайд № 23).
Учитель ИЗО.
-
Какие новые ощущения у вас возникли?
-
В какие оттенки окрашивает природу рассвет?
Учитель музыки.
-
А теперь вслушайтесь в эту картину. Как она звучит?
-
Голоса каких музыкальных инструментов вы слышите,
глядя на картину?
-
Расскажите о тембре этих голосов.
Учитель музыки. Ребята, я не случайно задала вопрос о том, как звучит картина. Дело в том, что, зародившись в живописи, это направление повлияло и на другие искусства, в частности на музыку. В музыке композиторы тоже стали отражать зрительные образы, причём композиторы чаще сосредотачивали внимание на одном образе, одной музыкальной теме, меняя оттенки, показывая тему как бы в разном освещении.
Основоположником импрессионизма в музыке считают французского композитора Клода Дебюсси. Слайд № 24
Группа биографов:
Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Его родители - мелкие буржуа - любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Хотя занятия музыкой начались не в столь раннем возрасте, но за несколько лет он достигает больших успехов в исполнительстве на фортепиано и поступает парижскую консерваторию. Уже там он отличался незаурядностью музыкальной мысли и даже имел из-за этого проблемы. Впервые его талант был отмечен премией лишь в 1877 году за исполнение сонаты Шумана.
Еще до окончания консерватории Дебюсси предпринял свое первое заграничное путешествие по Западной Европе. В 1881 году Дебюсси приехал в Россию. Эта первая поездка в Россию пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни. В течение всей своей жизни он очень интересовался музыкой разных народов. В особенности русской народной и композиторской. Несколько раз приезжал в Россию, по приглашению русской меценатки Надежды фон Мек, которая была близким другом П.И.Чайковского, лично общался со многими русскими композиторами. Сильное влияние на стиль Дебюсси оказало творчество крупнейших русских композиторов - Бородина, Балакирева и особенно Мусоргского и Римского-Корсакова.
В музыке Клода Дебюсси проявляется самобытность его таланта. Он стремился сблизиться с новыми направлениями в искусстве. Творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее - воспоминаний о пережитых ощущениях
(«Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», - писал он).
Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Начало войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: "Клод Дебюсси - французский музыкант". Целый ряд произведений этих лет навеян патриотизмом. Своей главной задачей он считал воспевание красоты в противовес ужасным деяниям войны, калечащим тела и души людей, уничтожающим ценности культуры. Дебюсси был глубоко подавлен войной. С 1915 года композитор тяжело болел, что также отразилось на творчестве. Основное место в его творчестве занимают романсы, ноктюрны, прелюдии, инструментальные и вокальные циклы, оперы, фортепианные сочинения.
До последних дней жизни - он умер 26 марта 1918 года во время бомбардировки Парижа немцами, - несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.
Учитель музыки. Спасибо нашим биографам за столь содержательный рассказ о жизни композитора. Ребята, именно Клод Дебюсси создал особенную импрессионистическую мелодику - изящную, колористическую, расширил сферу музыкального ритма, гармонии, оркестровки.
Но давайте вернёмся в кафе мадам Жанет. Там появился ещё один посетитель - мсье Клод.
М-е Клод. Добрый день мадам Жанет, мсье Поль. Вы знаете, я вчера слушал новое произведение Клода Дебюсси - симфонический эскиз "Море". Какая красивая музыкальная зарисовка. Так и видишь, как рассеивается мглистая дымка тумана, открывая восхищённому взору просторы моря. Оно спокойно улыбается первым лучам. Отражённые в синеве зеркальных вод, мерцают световые блики.
М-м Жанет. Ой! Вы как будто описали картину К. Моне "Впечатление. Восход солнца". Мне даже захотелось сейчас же услышать это произведение, да и всем присутствующим тоже. Как вы сказали оно называется?
М-е Клод. Симфонический эскиз "Море". Я предлагаю вам послушать первую часть "Море от зари до полудня".
IV.Слушание музыки.
К. Дебюсси. Симфонический эскиз "Море". I ч. "Море от зари до полудня". (слайд 25)
Учитель музыки.
-
Каковы ваши впечатления?
-
Соответствует ли музыка образу картины?
-
Какие краски вы бы взяли, чтобы раскрасить эту музыку?
-
Какие цвета использовал композитор? (неброские, приглушённые тона)
-
Какие ассоциации вызвала у вас услышанная музыка?
-
Какие ароматы вызвала в вашей памяти музыка?
-
Что вам "видится" в мелодии композитора?
-
Какое настроение? (фантастическое, загадочное)
Вы заметили как изобразительна эта музыка? Динамическое нарастание идёт от туманных красок начального «рассвета» к солнечному колориту звучания всего оркестра - tutti. Небольшое вступление - с таинственными гулами литавр, тремоло низких струнных - словно рисует нам дымку предрассветной мглы, сквозь которую пробиваются первые лучи солнца. Все эффекты звучания подчинены единой цели - изображению искрящегося, подвижного морского пейзажа. Но во втором разделе побеждает человеческое начало: энергичная мелодия струнных исполнена силы и величия. В завершении первой части «Моря», особо важная роль принадлежит новой теме в ней выражен восторг перед красотой и величием природы.
М-м Жанет. А ведь музыка К. Дебюсси близка манере импрессионистов.
М-е Поль. А я, мадам Жанет, не совсем согласен с тем, что музыку Дебюсси можно отнести к импрессионизму.
М-м Жанет. Ну почему же! Давайте поищем общие признаки. Почтеннейшая публика помогите мне. И в музыке и в живописи главные темы похожи (слайд № 26).
-
Каков СЮЖЕТ этих произведений? (Природа, морской пейзаж)
-
Легко ли определить ЛАД этих произведений? (Нет, сложно, он еле различимый постоянно меняется)
-
Простая ли гармония в произведениях? (Нет, сложная, разнообразная, иногда соединяется несоединимое).
-
Импрессионисты очень обогатили красочную палитру. На их картинах - буйство цвета. И музыкальная палитра тоже расширилась за счёт новых приёмов.
-
А каков РИТМ мазков и звуков. Он прост, упорядочен? (Нет, он сложный, дробный, как бы точечный (пуантилизм)).
-
Ну и что вы на это скажете мсье Поль?
М-е Поль: Пожалуй, вы меня убедили. И я соглашаюсь с тем, что музыку Клода Дебюсси можно отнести к импрессионизму.
V. Рефлексия.
Учитель музыки. Я рада, что с вашей помощью, ребята, мсье Поль убедился, что музыка К. Дебюсси импрессионистична.
Итак, ребята, мы узнали, что основой импрессионизма являются впечатления. Я когда шла к вам сегодня на урок совершенно случайно наткнулась на стихотворение, которое написал девятилетний мальчик. Я не знаю, по какому поводу он его сочинил, и что его на это вдохновило - картина, музыка или просто красота природы. Но мне показалось, что оно очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Послушайте его. Слайд № 27
Море бывает спокойное, невозмутимое -
Я такое люблю.
Когда оно тихое и безмятежное,
Я на берегу сижу и мечтаю…
Море бывает угрюмое, тёмное -
Тогда мне тяжело.
А бывает взволнованное,
И мне - хорошо,
Хочется встать и бежать вперёд:
Может, меня там что-то хорошее ждёт!
Вот и вы сейчас попробуйте выразить свои впечатления от увиденных и услышанных произведений в своих творческих работах.
РАБОТА В ГРУППАХ.
1-я группа. Попробуйте написать с и н к в е й н - нерифмованное пятистишие написанное по определённой схеме (слайд 28)
1-я строка - существительное
2-я строка - два прилагательных
3-я строка - три глагола
4-я строка - предложение
5-я строка - итоговое существительное.
2-я группа. Попытайтесь создать картину впечатлений об уроке в цвете.
Импровизация «Краски настроения»
Из всего многообразия цветов, находящихся перед вам, выберите именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.
3-я группа. Представьте, что вы репортёр газеты "Музыкальная жизнь" и напишите заметку о "Море" К. Дебюсси. Интересно, каким будет название этой статьи?
Учитель музыки. Я желаю вам творческого вдохновения. А помощником вам будет песня "Я рисую море", которую мы с вами будем разучивать на следующем уроке. (слайд 29)
VI. Подведение итогов урока.
Учитель ИЗО. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир волшебницы природы. Мы с вами ещё раз убедились, что картину можно описать словами, можно нарисовать и озвучить красками,
Учитель музыки. И что картину можно изобразить также музыкальными звуками. Что все виды искусства между собой взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга и, что самое главное, обогащают внутренний мир человека.
В начале урока вы выбирали себе настроения-солнышки. Выберите ещё раз и сравните, изменилось ли ваше настроение.
Учитель ИЗО. Мне хочется надеяться, что наш урок вдохновит вас на творчество. Возможно, кто-то из вас создаст свой живописный морской пейзаж в манере импрессионистов.
Учитель музыки. А может у кого-то родится пейзаж музыкальный или поэтический.
Я желаю вам творческого вдохновения, и с нетерпением буду ждать встречи с вами на следующем уроке.
А сегодня вы все были просто молодцы. Я благодарю всех за сотрудничество во время урока. Урок окончен.
15