7


  • Учителю
  • Урок по музыке 'Что за прелесть эти сказки'. (5 класс) .

Урок по музыке 'Что за прелесть эти сказки'. (5 класс) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Что за прелесть эти сказки.» - 5 класс.

Здравствуйте ребята!

Актуализация полученных знаний:

  • О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

  • Кто такая кикимора?

  • Что такое программная музыка?

  • Произведение А. К. Лядова, какую имеет музыкальную форму?

  • Почему это симфоническая картина?

  • Какая программа (сюжет) заложена в этой симфонической картине?

  • А теперь давайте еще раз вспомним, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

  • Посмотрите на доску и скажите, что начинается такими словами?

Мобилизующий момент. Определяем тему урока.

(Жили-были, давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве)

Правильно, такими словами обычно начинаются сказки.

  • Как вы думаете как будет звучать тема урока?

(предположительный ответ: сказки).

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках, которые положены на музыку. Записывайте тему урока - «Что за прелесть эти сказки…»

  • Ребята, кто из вас знает арабские сказки «Тысяча и одна ночь»?

  • А кто из вас знает композитора и произведение, которое написано на эту тему?

  • Значит, какой будет цель нашего урока?

Определяем цель урока.

1. Вспомнить сюжет арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

2. Узнать новых для себя персонажей. Узнать что такое симфоническая сюита.

3. Научится по заложенной в музыке программе представлять себе героя и сюжет.

Овладение новыми знаниями.

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе музыкальные произведения. Такие произведения, называются - программной музыкой.

Они не редко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой в начале нотного издания, которая раскрывает их содержание.

Н.А. Римский-Корсаков создал симфоническую сюиту «Шахеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Написана сюита в 1888 году.

Давайте для начала разберем термин - симфоническая сюита.

  • Симфоническая это что означает? Кто исполняет сюиту?

Сюита - это последовательность самостоятельных (т.е. независящих друг от друга) музыкальных номеров, но имеющих общую тему. Как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами. Гл. принцип формообразования С. - создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей - отличает С. от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Итак, как я вам уже сказала, симфоническая сюита «Шареразада» имеет программу, потому что она написана на основе арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Вот такую программу приложил Н.А. Римский-Корсаков к партитуре (нотам) этой сюиты:

(Читает ученик) стр. 21.

  • О чем сюжет этой симфонической сюиты?

Послушаем темы Шахриара и Шахеразады они звучат уже в первой части сюиты, которая называется «Море. Синбадов корабль.»

1. Н.А. Римский-Корсаков - «Море. Синбадов корабль.»

Запишите еще один термин - лейтмотив - это главный, ведущий мотив.

После прослушивания вы ответите мне на вопрос.

  • Какие особенности музыки придают им восточный колорит?

Она начинается с медленного вступления - своеобразного пролога всей сюиты - и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.

Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы.

Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются лейтмотивами, объединяющими все произведение. Тема Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей.

Побочная партия - создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых.

Вторая тема побочной партии - возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

А теперь творческое задание.

Мы послушаем 4ю часть симфонии, а вы мне скажете, какую картину перед вами нарисовала эта музыка.

2. Н.А. Римский-Корсаков - «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником".

Слышится гневный голос Шахриара - ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части - в характере восточного танца, в ритме лезгинки.

Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что такое симфоническая сюита?

  • Чем она отличается от симфонической картины?

  • Кто такой Шахриар?

  • Что сделала Шахеразада для своего спасения?

  • Как назывались части сюиты, которые сегодня мы с вами послушали?

Домашнее задание - прочитать страницы 20-21. Письменно ответить на вопрос №3 (сочинить небольшую сказку…) на стр. 21.

Поем песню В. Шаинского «В мире много сказок».

Используемые материалы:

1. Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 класс. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение. 2014. - 104 с.

2. 5 класс. Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 4-е изд. - М.: 2015. - 160 с.

3. . - арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

4. - анализ симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шахеразада».

5. - песня «В мире много сказок».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал