7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке УМК 'Гармония'

Рабочая программа по музыке УМК 'Гармония'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



























































«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР:

________Е.В. Серохвостова

31.08. 2015г.

Принято

решением Педагогического совета

протокол №1 от 31.08.2015г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ

«Зиняковская ОШ»

__________П.В. Ермолаев

пр. №____ от 31.08.2015 г.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зиняковская основная школа»

Городецкого муниципального района



Рабочая программа учебного курса

Музыка

для 2 класса



Разработала:

учитель музыки

Г.В. Молькова

















с. Зиняки

2015 - 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется на основе авторской программы М.С. Красильниковой, О.Н. Яшмолкиной (УМК «Гармония», издательство «Ассоциация XXI век» ), 2013

Цель курса: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе:

  1. формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  2. развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

  3. формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

  4. формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

- в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

- в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

- в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;

- в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

- в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.


Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен - это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции - возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами - носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.


Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Предмет «Музыка. К вершинам музыкального искусства» изучается во 2 классе 1час в неделю. Всего 34 часа.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенциймладшего школьника.


  1. Результаты изучения предмета «Музыка» по программе «К вершинам музыкального искусства»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.



Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.


Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.


Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.


Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


Содержание учебного предмета «Музыка»

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

  1. Учебно-методического обеспечение

Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.





Календарно-тематическое планирование 2 класс

тема

часы

содержание

Планируемые результаты обучения

Характеристика деятельности учащихся

дата

Предметные умения

Универсальные учебные действия


план

факт

Введение в тему года- 1ч


1

Разнообразие музыкальных историй

1

Развитие в музыке -

преобразование,

сопоставление,

столкновение

музыкальных

интонаций, тем,

образов.

Музыкальный материал:

Музыкальные произведения, пройденные в первом классе.


Размышлять о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать развитие музыкальных образов в пройденных произведениях и передавать развитие образов в своем исполнении.


Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. (Л.) Развитие познавательного интереса. (Л.) Устанавливать аналогии

и причинно-следственные связи. (П.)

Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. (П.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Рассказывают о наиболее интересных встречах с музыкой в летние каникулы.

Размышляют о развитии как общей закономерности жизни человека, явлений природы, произведений музыкального искусства.

Вспоминают (по рисункам и фотографиям) пройденные музыкальные произведения.

Наблюдают за развитием музыкальных образов в пройденных произведениях

Воплощают музыкальное развитие образов в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении).

Музыкальные истории в вокальной музыке - 3ч


2

А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка)


1

Развёртывание музыкальной истории в романсе. Основные принципы развития в музыке (повтор и контраст). Единство содержания и построения романса. Форма рондо.


Анализировать развертывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризовать их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения. Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки (песня, романс, былина). Исполнять мелодии романса и песни с опорой на нотную запись. Выявлять действие принципов повтораи контраста (сходства и различия) в куплетной форме и формах рондо, былинного сказания. Исследовать соотношение слов и напева в былине. Сочинять мелодии к словам романса. Выявлять смысл исполнительского развития в песне.

Составлять исполнительский план народной песни и разыгрывать песню с одноклассниками. Наблюдать за претворением народно-песенных жанров в оперных произведениях.

Эмоционально постигать народное песенное творчество. (Л.)

Развивать интерес к художественной деятельности. (Л.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах,группах. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Сочиняют мел од и ю к словам рефрена романса А. П. Бородина, подбирают способы развития интонации, подходящие для передачи волшебного сна. Моделируют (вербально) характер музыки эпизодов в опоре на поэтический текст.

Разучивают и исполняют мелодии рефрена и эпизодов романса.

Передают в пластическом интонировании выразительные и изобразительные особенности движения мелодии и аккомпанемента романса.

Соотносят художественно-образное содержание романса с формой его воплощения (рондо).


3

«А мы просо сеяли». Русская народная песня

1

Развёртывание музыкальной истории в песне (взаимодействие слов и музыки). Исполнительское развитие в песне. Элементы театрализации в исполнении песни.

Музыкальный материал:

Русская народная песня «А мы просо сеяли» Н. А. Римский-Корсаков.Финальная сцена из оперы «Снегурочка» (фрагмент).

Разучивают и исполняют русскую народную песню «А мы просо сеяли». Составляют план исполнительского развития в песне, подбирают выразительные интонации, жесты и движения к словам каждого куплета.

Инсценируют песню-диалог совместно с одноклассниками. Знакомятся с видеофрагментом претворения народной песни в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», анализируют её звучание и инсценировку.


4

Былина о Вольге и Микуле


1

Развертывание музыкальной истории в былине. Музыкальные образы былины. Варьирование

Развертывание музыкальной истории в былине. Музыкальные образы былины. Варьированиенапева в былине. Характер музыкальной речи сказителя и ее инструментальное сопровождение.

Музыкальный материал: Былина о Вольге и Микуле. М. И. Глинка.Интродукция к опере «Руслан и Людмила».

Разучивают и исполняют фрагмент былины.

Импровизируют продолжение былины, стараются передать ее интонационно-образные особенности.Анализируют соотношение напева и слов в былине, выявляют следование напева за развитием слов (свободное варьирование). Анализируют по видеозаписи пение Баяна в интродукции оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».


Музыкальные истории в инструментальной музыке - 2ч


5


А. К. Лядов. «Кикимора». Сказание. Симфоническая картина


1

Программная музыка. Соотношение литературной программы и музыкальной истории. Характеристики музыкальных героев (интонации, тембры). Развитие образа Кикиморы. Единство выразительности и изобразительности в произведении.


Иметь представление о литературной программе симфонической картины А.К. Лядова «Кикимора». Импровизировать музыкальные характеристики персонажей народного сказания о Кикиморе. Воплощать музыкальные характеристики персонажей симфонической-картины А. К. Лядова «Кикимора» в разных видах музыкальной деятельности.Расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях инструментов симфонического оркестра.

Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра.

Охватить симфоническую картину целостно, выделять этапы развития образа Кикиморы. Сравнивать литературную программу и музыку симфонической картины, выявлять сходство и различие в характеристике образа Кикиморы.

Развитие потребности в общении с произведениями отечественной художественной культуры. (Л.)

Учебно-познавательный

интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. (Л.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.)

Делить художественное произведение на смысловые части. (П.)

Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую (групповую) позицию. (К.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.)


Импровизируют интонации музыкальных героев симфонической картины в опоре на литературную программу.

Знакомятся с образами симфонической картины и передают в исполнении (пластически интонируют, вокализируют) их выразительные и изобразительные особенности. Слушают и пластически

импровизируют симфоническую картину целиком

Выявляют этапы развития образа Кикиморы. Размышляют о соотношении музыкального произведения и его литературной программы.


6

Людвиг Ван Бетховен.

Четвертый концерт

для фортепиано

с оркестром. Вторая

часть


1

Специфика развертывания музыкальной истории в инструментальном концерте.Диалог фортепиано и оркестра. Развитие музыкальных образов и средства его воплощения.

Выявлять жизненное содержание диалога фортепиано и оркестра, наблюдать за развитием интонаций, тем-образов. Соотносить музыку второй части Четвёртого концерта для фортепиано с оркестромБетховена с ее графической моделью. Создаватьпластическую модель музыки второй части концерта. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Передавать в исполнении диалог двух контрастных музыкальных героев.

Характеризовать выразительные и изобразительные возможности фортепиано. Выявлять этапы диалога и отмечать изменения в средствах музыкальной выразительности.

Озаглавить часть концерта и сочинить к ней краткую программу.

Развитие потребности в общении с произведениями зарубежной художественной культуры. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Оценивать языковые особенности и структурухудожественного произведения. (П.)

Расширять представление о диалогическом развертывании в инструментальной музыке. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.

Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Принимать участие в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Слушают и анализируют вторую часть Четвертого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена. Выявляют диалогичность развития музыкальной истории в части концерта. Исполняют диалог фортепиано и оркестра(пластическое интонирование, вокализация). Определяютэтапы разви тия двух музыкальных образов, наблюдают за изменениями их музы кальной речи. Сочинить литературную программу к произведению.

Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Л. Бетховена

Музыкальная история в малых и крупных жанрах музыки -1ч


7

С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано


1

Воплощение музыкальных историй в малых формах музыки (пьеса). Музыкальный портрет рассказчицы. Характеристика сказочных образов пьесы. Выразительные возможности фортепиано.


Характеризовать особенности развертывания музыкальных историй в разных жанрах инструментальной музыки (симфоническая картина, концерт для фортепиано с оркестром, фортепианная пьеса). Моделировать образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу. Характеризовать музыкальные образы фортепианной пьесы в авторском исполнении. Соотносить название пьесы и ее эпиграф с характером образов пьесы и их развитием. Воплощать в разных видах музыкальной деятельности портрет рассказчицы и содержание ее сказки.

Определять потенциальные возможности воплощения содержаниямузыкальной истории в небольшой инструментальной пьесе. Расширить представление о творческом портрете С. С. Прокофьева -композитора и пианиста.

Развитие познавательного интереса к художественной деятельности. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.) Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. (П.)

Моделировать содержание художественного произведения. (П.)

Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. (П.)
Сопоставлять и связывать
художественные образы
из разных разделов одного произведения. (П.)
Расширять опыт вербаль-
ного и невербального
общения. (К.)

Создают композиторский план фортепианной пьесы в опоре на эпиграф. Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) пьесу.

Характеризуют музыкальный портрет рассказчицы и ее сказку.

Передают в исполнении выразительность и изобразительность образов пьесы. Исследуют особенности музыкальной истории, воплощенной в инструментальной пьесе.


Музыкальная история в балете- 5ч


8

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление


1

Музыкально-сценический портрет Золушки («составной» портрет

Иметь представление о составном музыкальном портрете. Распознавать образный смысл тем-характеристик Золушки и воплощать их в разных видах музыкальной деятельности.

Исполнять темы Золушки с ориентацией на нотную запись. Характеризовать содержание вступления к балету.


Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. (Л.) Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Составление целого из частей. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.)

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Слушают и разучивают три темы Золушки в разных видах музыкальной деятельности. Соотносят лейттемы Золушки со словесными характеристиками композитора.

Знакомятся со вступлением к балету, размышляют о его образном содержании. Прогнозируют развитие действия в балете, ориентируясь по его вступлению и литературной первооснове.


9

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Первое действие

1

Подготовка сестер к балу. Мечты Золушки о бале. Подготовка Золушки к балу.

Музыкально-сценические портреты действующих лиц. Единство музыкальной и пластической интонации («звуковая жестикуляция»). Музыкальные образы Мачехи, сестер, Феи-Нищенки.




Распознавать по музыке последовательность сценических событий. Воплощать (в пении, слове, пластическом интонировании, пантомиме) музыкальные образы героев балета. Составлять исполнительский план фрагментов балета (учитывая пояснения автора) и участвовать в их инсценировке. Узнавать лейттемы балета и соотносить их звучание со сценическим действием.

Анализировать видеофрагмент балета, наблюдать за соотношением музыки и ее сценического воплощения. Узнавать на слух вальсовые темы и понимать их роль в характеристике Золушки.


Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь действовать по пла-ну (Р.)

Участвовать в обсуждении художественных произведений. (К.)Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (К.)


Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные фрагменты-характеристики героев.

Распознают по музыке изменения состояния героев и последовательность сценического действия в балете. Сравнивают гавот в исполнении сестер и Золушки, передают особенности их исполнения в пластическом интонировании. Наблюдают за преобразованием лейттем балета, объясняют смысл этих изменений.

Слушают и характеризуют

две темы Феи-Нищенки, предполагают их развитие в балете.

Составляют режиссерский сценарий музыкального фрагмента, опираясь на музыку и авторский комментарий к ней.

Инсценируют (пантомима) музыкальные фрагменты балета.

Знакомятся с фрагментом видеозаписи балета и анализируют интерпретацию сцены.

10

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Второе действие

1

Бал во дворце Короля. Приезд Золушки на бал. Полночь.

Характеристика места и времени действия в танце (пасспье, бурре, гавот и др.). Образы Принца и придворных. Драматическая кульминация балета. Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры. Балетные формы (вариации, адажио, танцевальная сюита, кода и др.).


Распознавать по музыке старинных французских танцев обстановку на балу и облик придворных.

Подбирать движения к музыке одного из танцев, знакомиться с исполнением этого танца в балете по видеозаписи. Давать эстетическую оценку танцам Кубышки и Худышки, объяснять неожиданные паузы и акценты.

Узнавать на слух тему Принца, характеризовать ее интонационно-жанровую основу. Узнавать на слух темы вариаций Золушки и Принца, выявлять синтез их интонаций в мелодии дуэта. Моделировать содержание финала второго действия и отбирать для него темы из уже звучавших в балете. Узнавать темы вальсов и боя часов, звучавших в первом действии. Наблюдать за развитием образа Золушки во втором действии. Слушать, пластически интонировать финал второго действия, обсуждать вариант его сценического решения по видеофрагменту. Определять смысл звучания темы «счастливой Золушки» в окончании действия.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Расширять представления

о разнообразии культурных и социальных традиций. (П.)

Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. (П.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Моделировать развитие музыки до ее прослушивания. (П.)

Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (Р.)Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами из художественного произведения. (К.)


Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и фрагменты развития действия. Характеризуют по музыке старинных французских танцев обстановку на балу и облик придворных. Переводят ритмо-интонации старинных французских танцев в пластические движения.

Исполняют в пластическом интонировании танцы Худышки и Кубышки, выявляют особенности развития их музыки.Составляют музыкально-пластический портрет Принца: выявляют жанровую основу его музыки и подбирают характерные жесты и движения. Моделируют музыку появления Золушки на балу. Сравнивают звучание темы вальса на балу и в мечтах Золушки о бале. Ишут в музыке доказательства развития чувств Принца и Золушки. Моделируют завершение второго действия. Участвуют в коллективном обсуждении видеофрагмента финала второго действия.


11

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Третье действие

1

Поиски Золушки. Утро после бала. Принц нашел Золушку.

Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры, жанровые и тематические арки. Галоп.


Объяснять выбор жан-

ровой основы музыки путешествия Принца,передавать в пластическом интонировании состояние Принца. Распознавать по музыке последовательность сценических событий во время остановок Принца.

Воспринимать художественные реминисценции как воспоминания о прошедших событиях. Моделировать воспоминания Золушки и сестер о бале в опоре на изобразительный ряд учебника. Моделировать и разыгрывать с одноклассниками сцену примерки туфельки в доме отца Золушки по аналогии с подобными сценами из путешествия Принца. Сравнивать варианты звучания темы «счастливой Золушки» на разных этапах музыкальной истории.


Эмоционально-ценностное

отношение к творческим достижениям выдающихсяотечественных композиторов. (Л.)

Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.)

Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. (П.) Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения. (П.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р-)

Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами из художественного произведения. (К.)Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений.

Слушают, анализируют

и исполняют (пластически интонируют, напевают)музыкальные характеристики героев и фрагменты развития действия. Характеризуют музыку галопов Принца, разыскивающего Золушку. Определяют по музыке события, происходящие во время остановок Принца. Анализируют одну из сцен примерки туфельки по видеозаписи.

Моделируют музыкальные воспоминания Золушки и ее сестер о бале на основе тематических реминисценций и изобразительного ряда учебника. Анализируют сцену воспоминаний девушек о бале по видеофрагменту. Моделируют и инсценируют сцену примерки туфельки, отбирают подходящие для этой сцены темы из уже звучавших в балете. Сравнивают звучание темы счастливой Золушкиво Вступлении, финале Второго действия, и завершении балета, дают каждому варианту название.


12

С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Обобщение

1

Музыкальная история о Золушке, рассказанная С.С. Прокофьевым.

Идея балета и основные этапы развития действия. Родство и контраст образов. Жанровые и тематические арки. Специфика развертывания «музыкальной истории» в балете. Музыкальные и сюжетные предпосылки объединения номеров балета в сцены.


Охватывать целостно балет как музыкальную историю.

Узнавать на слух, петь и пластически интонировать основные темы балета.

Понимать структуру балета (действие, акт). Иметь представление о роли лейттем, лейт-жанров, реминисценций в создании целостной музыкальной истории.

Размышлять над значением вальса в характеристике Золушки. Творчески «пересказывать» переинтонировать ключевые фрагменты музыки балета от лица разных героев.Размышлять над значением вальса в характеристике Золушки. Творчески «пересказывать» переинтонировать ключевые фрагменты музыки балета от лица разных героев.

Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений.

Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.)

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Иметь опыт пересказа текста художественного произведения от лица разных героев. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)


Рассказывают в пении, пластическом интонировании музыкальную историю балета.

Объясняют логику членения музыкальной истории балета на действия (акты). Приводят доказательства сквозного развития в музыкальной истории балета. Переинтонируют музыкальные темы героев балета от лица Принца и Мачехи. Сравнивают две интерпретации одной сцены балета и участвуют в их коллективном обсуждении. Выявляют черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Прокофьева.



Музыкальная история в симфонии- 6ч


13

-

14

Петр Ильич

Чайковский.

Четвёртая

симфония.

Четвёртая часть.

Финал

2

Функция четвертой части (финала) в симфонии. Специфика развертывания«музыкальной истории» в финале. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Жанровые основы образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование. Подголосок.



Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёх-частном цикле и об особенностях каждой его части.

Различать на слух и исполнять две симфонические темы, определять их место в симфонии Чайковского в опорена представление о Пятой симфонии Бетховена.

Проводить аналогию между финалами симфоний Бетховена и П. И. Чайковского. Выявлять особенности претворения народной песни в симфонической музыке.

Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития.

Соотносить характер тем с характером (приёмами) их развития. Охватывать часть симфонии целостно, как процесс и как результат.

Составлять исполнительский план финала
и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графическую запись. Использовать графическую запись для решения учебных задач. Расширить представление о тембровых красках звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Соотносить содержание и построение музыки. Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского.

Развитие познавательного интереса. (Л.)
Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. (Л.)
Представлять произведение искусства с разных сторон: художествен-
ной, научной, языковой.

Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Адекватно воспринимать

оценку учителя и одноклассников. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.)

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Слушают, анализируют (в опоре на графическую запись), вокализируют, подбирают жесты для пластического воплощениямузыкальных образов финала Четвертой симфонии Чайковского. Прогнозируют место разученных тем Чайковского в симфонии композитора.

Сопоставляют музыкальные образы по сходству и различию.

Определяют этапы развития тем, выявляют изменения в их характере, применяют при анализе знание средств музыкальной выразительности.

Воплощают развитие музыкальных образов в исполнении (вокализация, пластическое интонирование). Определяют кульминацию финала, характеризуют новую тему и выявляют ее роль в «музыкальной истории» финала. Определяют характер взаимодействия тем в коде финала. Составляют исполнительский план финала и пластически интонируют его вместе с одноклассниками. Участвуют в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского.

15-16

Пётр Ильич

Чайковский.

Четвёртая

симфония

Третья часть.

Скерцо

2

Функция третьей части (скерцо) в симфонии. Жанровые основы образов скерцо.

Взаимосвязь

характера тем

и их развития.

Пиццикато

струнных.

Построение части

(трехчастная

форма).

Интонационные

связи скерцо

и финала.



Предвосхищать характер третей части симфонии Чайковского по аналогии с образным строем третьей части симфонии Бетховена. Сочинять мелодии для скерцо симфонии П. И. Чайковского на основе словесной характеристики композитора.Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые

разделы.

Соотносить содержание и построение музыки скерцо.

Составлять исполнительский план скерцо и воплощать его в пластическом интонировании.

Расширить представление о тембровых красках и приемах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра.

Сравнивать две интерпретации фрагмента скерцо.

Участвовать в «конкур-

се дирижеров» с исполнением фрагмента скерцо симфонии П. И. Чайковского.

Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.)Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи.

(П.)

Делить художественное

произведение на смысловые части. (П.)

Ориентироваться в графическом конспекте части музыкального произведения. (П.)

Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления.

(Р-)


Адекватно воспринимать

оценку учителя и одноклассников. (Р.)


Коллективно обсуждать

прослушанное, доказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.)

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественного произведения. (К.)

Моделируют характер третьей части симфонии Чайковского в опоре на связь скерцо и финала Пятой симфонии Бетховена.

Импровизируют мелодии скерцо и их развитие, исходя из образных и жанровых характеристик композитора.

Слушают, анализируют и исполняют (напевают,пластически интонируют) музыку третьей части.

Характеризуют выразительность звукоизвлечения

струнных инструментов

(пиццикато).

Распознают выразительные

и изобразительные особенности музыки скерцо.

Продумывают исполнительский план и исполняют фрагмент скерцо в опоре на графическую запись.

Сравнивают две интерпретации фрагмента скерцо.

Участвуют в «конкурсе дирижеров» и оценивают

собственное исполнение

и исполнение одноклассников.


17-18

Пётр Ильич Чайковский. Четвертая симфония Вторая часть

2

Функция второй части (медленной) в симфонии. Жанровые особенности образов медленной части симфонии. Протяженность мелодии основной темы. Тембровое варьирование. Элементы звукоизобразительности. Построение части (трехчастная форма с измененной репризой). Интонационные связи второй части, скерцо и финала.


Предвосхищать характер второй части симфонии Чайковского по аналогии с образным строем второй части симфонии Бетховена. Выражать в исполнении

основной темы второй части ее характер и особенности развертывания.

Выявлять интонационные связи основной темы второй части с музыкой других частей симфонии.

Анализировать развитие тем во второй части. Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые разделы.

Расширять представление о тембровых красках и приемах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра.Составлять исполнительский план второй части и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графический конспект. Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента второй части симфонии П. И. Чайковского.



Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Делить музыку части на смысловые разделы. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части симфонии. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р-)

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Коллективно обсуждать

художественное произведение, подтверждать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.)


Моделируют образный строй второй части симфонии П. И. Чайковского в опоре на представление о второй части Пятой симфонии Бетховена. Слушают, анализируют и разучивают основные темы второй части, следят за их развитием, сравнивают характер их звучания у разных инструментов. Выявляют звукоизобразительные интонации (в репризе), уточняющие характеристику образного строя второй части. Соотносят художественно-образное содержание второй части с формой его воплощения. Продумывают исполнительский план и исполняют фрагмент второй части в опоре на графическую запись.


Музыкальная история в опере- 13ч


19

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие.

1

В селе Домнино. Интродукция

Экспозиция образов русских людей: ихотношение к Родине, к своему народу, его истории.Многоплановость
образных характеристик русского
народа. Музыкаль-
ный язык хоров крестьян, связь с русской народной песней. Типы хоров(мужской, женский, смешанный).

Иметь общее представление о месте, времени, обстановке действия в опере «Иван Сусанин» Глинки. Распознавать по музыке происходящее на сцене действие. Определять на слухи петь мелодии хоров интродукции. Исследовать интонационные связи хоров интродукции. Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен.




Уважение к защитникам

Родины. (Л.) Распознавать жизненное

содержание художественного произведения. (П.)

Выделять существенные характеристики для решенияпоставленной задачи. (П.)

Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.)

Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)


Вспоминают о событиях

Интродукции в процессе слушания, анализа

и исполнения её хоров. Инсценируют фрагмент сцены встречи ополченцев. Устанавливают интонационные связи между темами хоров Интродукции в опоре на графическую запись.

Подбирают русские народные песни, похожиена хоры Интродукции и выявляют между ними интонационную и жанровую общность. Распознают по музыке развитие сценического действия в опере.


20-21


Первое действие (продолжение)

2

В селе Домнино. Каватина и рондо Антониды.

Музыкальный портрет Антониды. Особенности ее музыкальной речи. Распев. Двухчастное построение: каватина и рондо. Высокий женский голос: сопрано.

Распознавать по музыке чувства и мысли героини.

Сопоставлять каватину и рондо, размышлять о жизненных основаниях контрастных состояний героини.

Напевать темы каватины и рондо, выявлять интонации, характерные для музыкальной речи Антониды. Приводить примеры родства интонаций музыкальной речи Антониды и хоров крестьян из Интродукции.

Развитие эмпатии и сопереживания героине, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении. (П.)

Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.)


Слушают, напевают темы каватины и рондо Антониды в опоре на графическую запись.

Характеризуют музыкальный образ Антониды, размышляют о причинах контраста ее состояний. Соотносят образное содержание и форму его воплощения в музыкальной характеристике Антониды. Выявляют характерные интонации в музыкальной речи героини.


В селе Домнино. Сцена Сусанина с крестьянами и хор гребцовМузыкально-образная характеристика Ивана Сусанина.

Речитатив. Народно-жанровые истоки его музыкального языка. Низкий мужской голос: бас.

Интонационное родство музыкальной речи героев. Выразительность и изобразительность музыки хора дружинников (гребцов). Отражение сценического действия в развитии музыки хора.

Составлять музыкальный портрет Сусанина по его фразам, обращенным к Антониде и односельчанам.

Характеризовать музыкальную речь Сусанина, выявлять её интонационные связи с темами Антониды и хоров Интродукции. Раскрывать выразительные и изобразительные черты мелодии и аккомпанемента хора дружинников (гребцов).

Бережное отношение к родной земле и своему народу. (Л.)

Эмоционально-ценностное

отношение к образам природы. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Выделять существенные характеристики в явлении для решения поставленной задачи. (П.)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.


Слушают, анализируют диалог Ивана Сусанина и крестьян.

Передают в своем исполнении эмоционально-образный строй музыкальной речи Сусанина. Выявляют связь музыкальной речи героя с народной песенностью.

Разучивают и инсценируют хор гребцов. Воспринимают выразительные и изобразительные черты в мелодии и сопровождении хора гребцов.


22

Первое действие (завершение).

1

В селе Домнино. Приезд Собинина, трио и финал

Двуплановость музыкальной характеристики Собинина: сочетание героики и лирики. Жанровые истоки его музыкальной речи. Оперные формы (трио,хоровая сцена, финал). Высокий мужской голос: тенор.


Иметь обшее представление о деятельности К. Минина и Пожарского по организации народного ополчения.

Петь и характеризовать

мелодию трио, устанавливать интонационные связи с предшествующей музыкой оперы. Моделировать реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина.

Разыгрывать по ролям сцену трио Собинина, Антониды и Сусанина. Разучивать основную тему финала Первого действия и исполнять ее от лица Богдана, Сусанина.

Устанавливать интонационные связи мелодии финального хора с предшествующими мелодиями оперы.Знакомиться с видеофрагментом Первого действия оперы, анализировать сценическое воплощение музыки оперы.

Целостно охватывать первое действие оперы.


Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами. (Л.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Уметь действовать по плану (P-)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.)

Размышляют о роли Минина и Пожарского в организации народного сопротивления. Разучивают тему трио и моделируют реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина сыграть свадьбу. Исполняют трио по ролям. Выявляют интонационные связи тем трио и финала Первого действия с предшествующей музыкой оперы.

Слушают, анализируют и исполняют музыку завершающей сцены Первого действия.

Знакомятся с видеофрагментом Первого действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками.


23

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Второе действие

1

Во дворце короля Сигизмунда.

Экспозиция образов польской шляхты. Противоречие между внешней красотой и захватническими помыслами. Интонационно-жанровые основы музыки поляков (танцевальность, ритмо-интонации полонеза, краковяка, мазурки).


Петь, узнавать на слух вступительные фанфары и основную тему полонеза, ритмические формулы и темы краковяка, па-де-катра, Подыскивать шаг, импровизировать движе ния польских танцев. Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре. Экспериментировать с ритмо-формулами краковяка и мазурки, определять выразительность синкоп. Выявлять жанровую основу па-де-катра. Ориентироваться в графической записи тем полонеза и мазурки. Иметь представление о событиях, прерывающих ход бала. Выявлять общие черты в музыке польских танцев. Анализировать видеофрагмент второго действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы. Целостно охватывать второе действие оперы.

Ориентация в нравственном содержании помыслов героев оперы. (Л.) Уважительное отношение к культуре других народов. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Обобщать характерные черты польских танцев. (П.)

Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.)Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)




Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) основную тему и вступительные фанфары полонеза.

Исследуют соотношение слов и музыки в женском хоре.

Разучивают (поют и пластически интонируют) тему краковяка.

Выявляют выразительность синкопированного ритма в процессе переинтонирования темы краковяка. Слушают, поют, пластически интонируют музыку па-де-катра, выявляют его жанровую основу.Слушают, поют, пластически интонируют мелодию мазурки.

Выявляют родство музыки танцев, звучащих на балу. Обсуждают с одноклассниками события, происходящие в финале Второго действия.

Знакомятся с видеофрагментом финала Второго действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками.



24

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Третье действие.

1

В избе Сусанина: Песня Вани и диалог Вани и Сусанина.

Музыкальная характеристика Вани. Атмосфера в доме Сусанина.

Отношение героев друг к другу. Оперные формы: дуэт.

Речитатив. Низкий женский голос: контральто.


Понимать ход сценического действия (отношения в семье, события в стране). Узнавать на слух и характеризовать основные темы третьего действия.

Исполнять(инсценировать) фрагменты третьего действия.

Сочинять мелодии к словам песни Вани.Расширять опыт музыкальной исполнительской деятельности (соло, дуэт, ансамбль, хор). Вместе с одноклассниками составлять и разыгрывать композицию из фрагментов сцены Сусанина и Вани. Анализировать видеофрагмент диалога Вани и Сусанина, соотносить музыкальный и сценический образы героев.


Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Понимание и адекватная

опенка чувств и мыслей героев. (Л.)

Расширение представлений о культурных (семейных) традициях народа. (Л.)
Распознавать жизненное
содержание художественных образов. (П.)Устанавливать причинно-следственные связи. (П.)

Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.)

Искать необходимые лан-ные для решения творческой задачи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. (П.) Анализировать произведение с целью выделения смысловых единиц художественного текста. (П.)

Составлять целое их частей. (П.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах. (К.)

Сочиняют мелодию к словам песни Вани. Слушают, разучивают и исполняют песню Вани. Анализируют выразительность аккомпанемента песни, определяют ее жанровую основу. Составляют и разыгрывают

с одноклассниками ком-
позицию из фрагментов
песни Вани и его диалога
с Сусаниным.

25-26


Третье действие (продолжение)

2

Сцена подготовки к свадьбе и квартет.

Характеристика быта семьи Сусаниных: разнообразие жанровых истоков. Отношение героев друг к другу. Оперные формы: квартет.

Узнавать на слух ихарактеризовать основные темы сцены подготовки к свадьбе.

Понимать ход сценического действия (отношения в семье, подготовка к свадьбе). Напевать и узнавать на слух тему семейного счастья.

Импровизировать на основе темы семейного счастья реплики Сусанина и Вани. Анализировать видеофрагмент сцены подготовки к свадьбе, соотносить музыкальный и сценический образы героев. Предполагать причину звучания фанфар полонеза в доме Сусанина.

Размышляют о неразрывной связи событий в стране и в семье Сусанина. Слушают и напевают основные темы квартета, тему семейного счастья. Сочиняют мелодии к словам Сусанина и Вани на основе темы семейного счастья. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают просмотренное с одноклассниками. Распознают интонации приближающейся фанфары полонеза, моделируют последующее развитие событий.


Сцена вторжения поляков.

Драматическая кульминация оперы. Этапы развития диалога Сусанина и поляков. Политическая мотивация поведения героев. Столкновение интонаций противоборствующих сил. Опора музыкальной речи Сусанина и поляков на темы, звучавшие в и 2 действиях.

Понимать причину появления поляков в доме Сусанина.

Моделировать, слушать.

анализировать диалог Сусанина и поляков, выявлять его смысловые этапы.

Исследовать интонационное содержание музыкальной речи Сусанина и поляков на каждом этапе их диалога.

Выявлять интонацион-
ные связи музыкальной
речи поляков и Сусанина со звучавшей ранее
музыкой оперы.Понимать прямой и переносный смысл речи Сусанина в диалоге с поляками.

Понимать, какой смысл приобретают в завершении сцены звучавшие ранее темы и интонации? Сочинять мелодию на слова обращения Сусанина к Ване. Анализировать сценическое воплощения противостояния Сусанина и поляков по видеозаписи. Продумывать исполнительский план инсценировки фрагмента диалога Сусанина и поляков и принимать участие в исполнении этого фрагмента.

Углубление познавательного интереса к музыкальным
занятиям. (Л.)
Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям,
находящимся в трудной
ситуации. (Л.)
Понимание и адекватная
оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.)
Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. (П.)
Понимать прямой и переносный смысл текста
художественного произведения. (П.)Прогнозировать последовательность развития событий. (П.)

Уметь структурировать раздел художественного произведения. (П.) Строить логическую цепь рассуждений. (П.) Отбирать способы решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Моделируют поведение Сусанина в создавшейся ситуации.

Слушают диалог Сусанина и поляков, разучивают и исполняют его основные темы.

Выявляют смысловые этапы развития диалога. Распознают в музыкальной речи Сусанина и поляков интонации и темы, звучавшие ранее в опере. Вслушиваютсяв звучание оркестрового сопровождения и выявляют его смысл.

Импровизируют мелодию на слова обращения Сусанина к Ване, выявляют связь речевой и музыкальной интонации. Составляют план инсценировки фрагмента диалога и разыгрывают его. Знакомятся с видеофрагментом сиены и обсуждают сценическое воплощение музыки с одноклассниками.


27

Третье действие (завершение)

1

Сцена Антониды с подругами. Контраст внешнего действия (девичник) и внутреннего состояния Антониды. Жанры: свадебный хор, романс.


Понимать противоречивость сценической ситуации девичника. Петь, узнавать на слухмузыку женского хора и романса Антониды.Выявлять интонационные связи музыкальной речи Антониды со звучавшей ранее музыкой оперы.

Продумывать исполнительский план инсценировки фрагмента диалога Антониды и девушек, и принимать участие в его исполнении. Целостно охватывать третье действие оперы.


Понимание и адекватная опенка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение опыта эмоционального сопереживания, сочувствия героям,находящимся в трудной ситуации. (Л.) Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа. (П.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Выделять существенные характеристики художественного текста. (П.) Проводить сравнение разных фрагментов одного художественного произведения. (П.)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. (Р.) Принимать участие в исполнении по ролям диалога Антониды и девушек. (К.)


Разучивают свадебный хор и романс Антониды. Моделируют сценическую ситуацию девичника. Сравнивают мелодию романса с каватиной и рондоАнтониды из Первого действия, выявляют родство интонаций. Составляют план инсценировки диалога Антониды с девушками и разыгрывают его.


28

М. И. Глинка. Опера

«Иван Сусанин». Четвертое действие

1

Сцена у Посада.Музыкальная картина зимнего леса. Образ Вани в сцене у Посада. Диалог Вани с ополченцами.


Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя. Петь, узнавать на слух

основные темы сцены. Анализировать развитие характера героя по его музыкальной речи (интонации, построение фраз, стиль речи). Импровизировать (в парах) диалог Вани и ополченцев. Продумывать исполнительский план фрагмента сцены у Посада, и принимать участие в его инсценировке. Целостно охватывать сцену у Посада


Понимать душевное состояние героя и сопереживать ему. (Л.)

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивать, восполнять

недостающие компоненты. (П.)

Прогнозировать развитие художественного образа. (П.)

Анализировать развитие художественного образа, подтверждать свое мнение примерами из произведения. (П.)

Расширять опыт использования монологической и диалогической речи. (Р-)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.(К.)

Распознают по оркестровому вступлению место и время сценического действия, состояние героя.

Слушают, анализируют сцену у Посада.Выявляют этапы развития образов Вани и ополченцев, характеризуют особенности их музыкальной речи.

Разучивают фрагменты речитатива и арии Вани. Импровизируют диалог Вани и ополченцев в парах. Составляют композицию из фрагментов сцены и разыгрывают её с одноклассниками.



29

Четвёртое действие

1

Сцена в лесу.


Характеристика состояния поляков и Сусанина в лесу. Преобразование темы мазурки.Подвиг Ивана Сусанина и его музыкальное воплощение.

Речитатив и ария Сусанина. Мысленное прощание с семьей: реминисценции тем Антониды, Вани, Собинина


Распознавать по музыке обстановку действия и развитие состояния героев.

Петь, узнавать на слух

основные темы сцены. Сравнивать музыкальные характеристики поляков в лесу и на балу,передавать контраст музыки в исполнении. Выразительно исполнять

речитатив и арию Сусанина.

Предвосхищать по оркестровым фрагментам последовательность чувств и мыслей Сусанина в завершении арии. Целостно охватывать сцену в лесу


Понимание душевного состояния героя и сопереживание ему. (Л.) Ориентация в нравственном содержании поступков героев. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.)

Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Прогнозировать развитие художественного образа. (П.)

Анализировать развитие художественного образа, подтверждать своё мнение примерами из произведения. (П.)

Вносить необходимые коррективы в учебное действие после его завершения. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.)
Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Распознают по оркестровому вступлению место, время действия и состояние героев. Сравнивают (напевают, передают в движении) характер звучания мазурки в лесу и на балу.Импровизируют музыкальные фразы Сусанина и поляков.

Слушают сцену в лесу и характеризуют развитие конфликта Сусанина и поляков.

Слушают и разучивают арию Сусанина, передают в исполнениидушевное состояние героя. Определяют по оркестровым реминисценциям, с кем мысленно прощается Сусанин перед смертью.



30

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог

1

На Красной площади.

Эпилог. Хор «Славься» - апофеоз героико-патриотической идеи оперы. Обобщение музыкальной характеристики русского народа в гимнической теме заключительного хора.

Подбирать мелодию
(интонации) для заключительного хора эпилога из ранее звучавших
в опере.Выразительно исполнять хор «Славься». Понимать причину появления траурной музыки в праздничном эпилоге оперы.

Принятие нравственных ценностей своего народа. (Л.) Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины. (Л.) Прогнозировать итог художественного произведения. (П.)

Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности.(К.)

Моделируют образный строй музыки заключительной сцены оперы. Подбирают мелодию для заключительного хораиз мелодий, прозвучавших в опере.

Слушают и разучивают хор «Славься»

Слушают фрагмент трио Антониды, Вани и Собинина. размышляют об отношении народа к своим героям.


31

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Обобщение

1

Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения. Интонационно-жанровые характеристики противоборствующих сил (песенность - в темах русского народа и его героев, танцевальность - в характеристике польской шляхты). Образы главных героев оперы. Лейттемы. Запечатление подвига Сусанина в разных видах искусства.


Иметь представление об исторических событиях, положенных в основу сюжета оперы Глинки.

Петь, узнавать на слух основные темы оперы. Выявлять характерные интонации в музыке русских и в музыке поляков.

Определять лейттемы оперы и передавать характер их звучания на разных этапах развития действия. Знакомиться с видеофрагментом Эпилога, анализировать его сценическое воплощение. Знакомиться с произведениями разных видов искусств, посвященных подвигу Сусанина. Целостно охватывать

оперу.


Становление гражданской идентичности на основе знакомства с историческим прошлым своего народа, представленным в художественном произведении. (Л.) Переживание эмоциональной сопричастности подвигам защитников Отечества. (Л.)

Гордость за творческие достижения представителей национальной культуры. (Л.)Понимание связи Российского государственного праздника «Дня народного единства» и исторических событий, отраженных в опере «Иван Сусанин» Глинки. (Л.) Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении (П.) Сравнивать и обобщать язык противоборствующих героев художественного произведения (П.) Сопоставлять отражение одного исторического события в разных видах искусств. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.(К.)Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Вспоминают основные этапы развития действия в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы русского народа и выявляют в них общие характерные черты.

Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы поляков и выявляют в них общие характерные черты.

Сравнивают музыкальные характеристики русских и поляков.

Вспоминают лейттемы оперы, передают в исполнении изменения характера тем в соответствии с конкретными сценическими ситуациями.

Выражают эмоциональное отношение к музыкальным образам оперы в пении, слове, рисунке, жесте.


Музыкальная история в симфонии - 3ч


32

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть

1

Характеристика первой части симфонии. Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Симфоническое развитие на основе принципов повтора и контраста. Характеристика образов первой части, их жанровые особенности.Взаимосвязь характера тем и их развития.

Предвосхищать характер первой части симфонии Чайковского по аналогии с первой частью Пятой симфонией Бетховена.

Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Моделировать темы, разделы музыки первой части до их прослушивания.

Воплощать музыкальные образы первой части симфонии и важнейшие моменты их развития в разных видах музыкальной деятельности.Охватывать музыкальную историю первой части симфонии как процесс и как результат.

Иметь представление

о функциях основных разделов первой части симфонии. Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Узнавать на слух и характеризовать музыкальные темы и основные этапы их развития. Выявлять интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии. Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить ее с графической моделью.Сопоставлять и обобщать содержащиеся в разных разделах первой части музыкальные темы-образы. Передавать диалогический характер музыки в пластическом интонировании.

Расширять представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов.




Эмоционально-пенностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной музыкальной классики. (Л.)

Развитие сопереживания и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.)

Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.)Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Делить произведение на смысловые части. (П.) Знакомиться с понятием «конфликт», наблюдать за поведением героя в конфликтной ситуации. (П.) Понимать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)Коллективно обсуждать прослушанное, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.)

Знакомятся с темой главного героя первой части, анализируют его психологическое состояние.

Моделируют тему интродукции (фатум) по реакции на нее главного героя, подбирают из знакомой музыки симфонии тему интродукции. Читают и анализируют описание темы-фатума, данное композитором.

Слушают, анализируют

и исполняют интродукцию первой части, выявляют сходные интонации в темах фатума и главного героя.Моделируют веер реакций главного героя на тему-фатум и озвучивают их, сравнивают свои варианты с оригиналом. Моделируют побочную тему в опоре на словесную характеристику Чайковского.

Исполняют основные темы экспозиции и экспозицию

целиком

Предполагают последующее развитие событий, исходя из характеристики темы фатума П. И. Чайковским.

Слушают и исполняют разработку в опоре на графический конспект. Определяют этапы в разработке, характеризуют содержание каждого из них. Анализируют характер взаимодействия тем главного героя и фатума, выявляют изменения в их отношениях.

Воплощают диалогичность склада музыки симфонии в пластическом интонировании.Слушают и исполняют репризу, сравнивают ее с экспозицией и выявляют произошедшие изменения. Слушают и исполняют коду, делят ее на смысловые части.

Формулируют итог развития «музыкальной истории» первой части. Сравнивают звучание темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде, соотносят жесты, передающие его разные состояния.

33

П. И. Чайковский.

Четвёртая

симфония

Обобщение

1

Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образови интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории». Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека.


Охватывать целиком музыкальную историю Четвертой симфонии Чайковского. Ориентироваться в графическом конспекте симфонии и опираться на него при слушании, анализеи исполнении симфонии.

Узнавать на слух и исполнять основные темы всех частей симфонии и важнейшие этапы их развития. Исполнять(пластически интонировать) часть симфонии (по выбору). Расширять представление об образном строе музыки Чайковского и особенностях его музыкальной речи.



Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с отечественной музыкальной классикой. (Л.) Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Высказывать свою точку
зрения и обосновывать
её. (К.)

Вспоминают основные этапы развертывания музыкальной истории Четвертой симфонии Чайковского в пении и пластическом интонировании. Соотносят звучание симфонии с её краткой графической записью.Пластически интонируют крупный раздел или часть симфонии.

Размышляют над определением Четвертой симфонии Чайковского как «музыкальной драмы». Выявляют круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки Чайковского.



34

Мир музыкальных историй.

2

Музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки,

П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Бетховена,

А. П. Бородина, А. К. Лядова. Круг образов, особенности развертывания «музыкальных историй» в опере, балете, симфонии, концерте, симфонической поэме, романсе и песне. Характерные черты музыкального стиля композиторов-классиков.

Сопоставлять музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова. Воплощать и анализировать музыкальные образы и их развитиев произведениях инструментальной музыки. Инсценировать фрагменты музыкально-театральных произведений и характеризовать их специфику. Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях.

Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.



Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур. (Л.) Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе знакомства с мировой музыкальной классикой. (Л.)Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Анализировать художественный мир произведения, выявлять неразрывные связи искусства и жизни. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Коллективно обсуждать прослушанное, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.)


Вспоминают пройденные во втором классе музыкальные истории, воплощенные в разных жанрах музыкального искусства. Поют, пластически интонируют, инсценируют фрагменты музыкальных произведений, изученных на уроках музыки за год Размышляют над высказыванием Чайковского о программности его Четвертой симфонии.

Обсуждают с одноклассниками сходство и различие программной и непрограммной инструментальной музыки. Характеризуют ведущую роль музыки в музыкально-сценических жанрах. Разрабатывают правила конкурсов на лучшего знатока музыки и участвуют в них.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал