- Учителю
- Программа по музыке 6 класс по ФГОС
Программа по музыке 6 класс по ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с рекомендациями примерной программы по музыке для основного общего образования с учетом авторской программы по музыке - «Музыка V-VII классы», авторов:
Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской: М.« Просвещение», 2013 г.
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений, учебник «Музыка 6 класс» (М.: Просвещение, 2012), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя: «Методика работы с учебниками "Музыка. 5-6 классы"» (М.: Просвещение, 2006).
Общая характеристика учебного предмета
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Содержание курса формирует у обучающихся базовые компетенции в области искусства, знакомит учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования».
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Цели и задачи учебного предмета
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Задачи:
- приобщение к музыке, как неотъемлемой части духовной культуры человека, развитие внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям;
- развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к музыке через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве: пении, инструментальном музицировании,
музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе
поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, художественно-творческой практике применения
информационно-коммуникационных технологий;
- формирование слушательской культуры школьников на основе приобщения к лучшим образцам классического
и современного музыкального искусства;
- освоение знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений, обобщенное понимание
характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров
и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой
в музыкальном искусстве, взаимодействие различных видов искусств.
Содержание учебного предмета
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки.
Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.
Программа состоит из двух разделов, содержание которых раскрывается в учебных темах каждого полугодия:
1.Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Образы русской народной и духовной музыки. Образы духовной музыки Западной Европы. Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз-искусство XX века.
2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Образы симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов. Программная увертюра. Мир музыкального театра. Образы киномузыки.
Формы контроля учебного предмета
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тесты.
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ Молоковской СОШ на изучение предмета
«Музыка» в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю) - 35 учебных недель.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
-
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Тематическое планирование.
-
№
п/п
Разделы
Кол-во часов
1.
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
17
2.
Мир образов камерной и симфонической музыки
18
3,
Итого
35
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
• Фортепиано
• Музыкальный центр
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Интерактивная доска
Печатные пособия
• Сборник рабочих программ. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Предметная линия учебников
Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. - М.: «Просвещение», 2013 г
• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы» - М., «Просвещение», 2011 г.
• «Музыка 6 класс» фонохрестоматия. СD, mp 3
• «Музыка 6 класс» учебник - М., «Просвещение», 2014г.
Интернет-ресурсы.
• Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: ;
• Детские электронные книги и презентации -
Единая коллекция - http://collection.cross-
edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
• Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
• Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства
«Кирилл и Мефодий»
• Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
(страницы учебника)
Решаемые проблемы
Понятия
Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)
6А
6Б
Предметные результаты
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные результаты
П
Ф
П
Ф
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17часов)
1.
Удивительный мир музыкальных образов.
Стр. 6-7
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Музыкальный образ. Вокал. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.
Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Регулятивные: анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Познавательные: наблюдать за развитием музыкальных образов
Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, понимание особенности музыкального воплощения стихотворных текстов
Информационные: формирование умения применять ИКТ
Воспринимать музыкальный образ, как отражение жизненных явлений средствами музыки.
2.
Образы романсов и песен русских композиторов. Стр. 8-9
Знакомство с жанром романса, сравнение его с народной песней.
Романс. Интонация музыкальная речь.
Воспринимать вокально- инструментальную музыку как процесс становления
музыкального образа в
сознании слушателя.
Регулятивные: воплощать характер песен о Родине в своем исполнении.
Познавательные: Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Коммуникативные: исполнять песни о родном крае современных композиторов.
Информационные: расширение с помощью Интернета представлений о музыкальных традициях своей страны
Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
3.
Песня-романс. Мир чарующих звуков.
Стр. 10-13
Сходство и различие романса и песни. Принадлежность романса к камерной музыке.
Мелодия.
Аккомпане
мент. Рефрен. Диалог.
Научиться определять на слух музыкальную форму романса, его жанровые особенности.
Регулятивные: самостоятельно оценивать значимость романса в жизни русского народа
Познавательные: осознавать единство музыкальной и поэтической речи романса.
Коммуникативные: определять поэтическое и музыкальное выражение главной мысли романса.
Информационные: использовать ИКТ для нахождения и подбора романсов русских композиторов
Речевая декламация и романс - это связь прошлого и настоящего.
4.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
Стр. 14-23
Знакомство с шедеврами вокальной и инструменаль
ной музыки
М. И. Глинки; выявление своеобразия почерка композитора.
Содержание. Форма. Контраст.
Реприза. Вступление.
Кода.
Фразировка. Ритм. Жанры музыки. Приемы развития.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Регулятивные: понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов в музыке. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений
Познавательные:определять выразительные возможности оркестра в создании музыкальных образов Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Информационные: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Понимать особенности воплощения стихотворных текстов в вокальной музыке и интерпретации образов вокальных произведений в инструментальной музыке.
5.
Уноси мое сердце в звенящую даль…
Стр. 24-25
Знакомство с творчеством С.Рахманинова, выявление
мелодических особенности музыкального языка в
произведениях композитора.
Образы покоя. Выразитель
ность.
Изобразитель
ность. Приемы развития
Научится проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников
Регулятивные: ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Познавательные: знать терминологию, помогающую передать музыкальные и поэтические образы романса. Коммуникативные: знать приемы развития музыки в романсе.
Информационные: подбирать необходимый материал в Интернете для выполнения презентации музыки различного образного содержания в её связи с литературными источниками
Выявлять различные музыкальные интонации, понимать особенности стиля композитора.
6.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Звучащие картины
Стр.26-29
Формирование представления о воплощении музыкального образа сквозь призму мастерства исполнителя.
Ария. Песня. Речитатив. Рондо.
Научится различать тембровые и регистровые разновидности певческих голосов.
Регулятивные: высказывать суждения о средствах и формах воплощения главной идеи произведения.
Познавательные: знать имена известных исполнителей, понятие бельканто.
Коммуникативные: проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Информационные: работать с электронными энциклопедиями.
Проявлять интерес к русскому исполнитель скому искусству
7.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов.
Стр. 30-37
Знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов.
Диалог. Приемы развития. Куплетная форма.
Народные напевы. Хор в опере. Жанры народных песен. Контраст и повтор интонаций.
Различать в музыкальных произведениях Интонации русской народной песни. Знать различные способы выражения чувств человека в народной музыке и в композиторс
кой.
Регулятивные: самостоятельно различать диалог в русских народных песнях.
Познавательные: Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении и высказывать свою точку зрения
Информационные: обобщать и систематизировать информацию по русской народной песне.
Осознание своей принадлеж ности к России, её истории и культуре на основе изучения русских народных песен, понимание обрядовых традиций в жизни русского народа.
8.
Образы песен зарубежных
композиторов.
Стр.38-39
Знакомство с вокальным стилем бельканто.
Бельканто. Баркарола. Мастерство исполнителя.
Уметь слушать и анализировать музыкальное произведение по принципу тождества и контраста.
Регулятивные: формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;
Познавательные: знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.
Коммуникативные: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
Информационные: самостоятельная работа с электронными энциклопедиями
Расширять музыкальный кругозор.
9.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».
Стр.40-47
Знакомство с творчеством Ф.Шуберта, с жанром баллады.
Образы песен. Жанры песен. Сходство. Контраст.
Находить жанровые параллели между музыкой и литературой.
Регулятивные: понимать специфику деятельности композитора и поэта на основе взаимодополнения средств выразительности.
Познавательные: различать эпические,
драматические музыкальные образы в вокальной музыке
Коммуникативные: выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.
Информационные: осуществлять поиск музыкальной информации в сети Интернет.
Оценивать характерные черты творчества зарубежных композиторов.
10.
Образы русской народной и духовной музыки.
Стр.48-53
Особенности развития народной и духовной музыки Древней Руси.
Народные инструмент. Напевы. Наигрыши. Знаменный распев. Партесное пение.
A capella
Понимать образную природу и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья
Регулятивные: знать обряды, традиции, сопровождаемые пением, пляской, игрой.
Познавательные: знать народные музыкальные инструменты. Коммуникативные: приводить примеры преобразующего влияния музыки на человека
Информационные: применять ИКТ для самообразования.
Постижение мира духовных ценностей музыкального искусства своей страны.
11.
Духовный концерт.
Стр. 54-57
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки.
Духовный концерт. Полифония.
Хоровое многоголосие
По характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю- музыка народная, духовная.
Регулятивные: владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Познавательные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Коммуникативные: уметь размышлять о музыке, делать интонационно - образный анализ музыкального произведения.
Информационные: находить информацию о значимых явлениях музыкальной жизни нашей страны.
Понимать особенности народного и религиозного искусств.
12.
Фрески Софии Киевской.
Стр. 58-61
Выразительные средства современной музыке для воплощения религиозных сюжетов и образов
Арфа. Музыка в народном духе. Повтор. Варьирование
Определять средства раскрытия сюжетов и образов религиозной тематики.
Регулятивные: соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Познавательные: владеть музыкальными терминами и понятиями
Коммуникативные: выполнять задания в рабочей тетради, уметь письменно выражать свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений.
Информационные: систематизировать собранные сведения о православной культуре России.
Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания
13.
Перезвоны.
Молитва.
Стр.62-65
Знакомство с хоровой симфонией -действом по прочтению В.Шукшина «Перезвоны» В.Гаврилина; выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством.
Контраст-сопоставле
ние.
Хор. Солист. Молитва, вокализ, песня без слов,
благовест, трезвон, набат, перезвоны
Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов.
Регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
Познавательные: находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Коммуникативные: участвовать в коллективном хоровом исполнении.
Информационные: использовать Интернет-ресурсы для самообразования
Знать значение колокольности в церковных обрядах и русской музыки.
14.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
Стр.66-71
Познакомить с творчеством И.С.Баха и особенностями полифонической музыки.
Стиль барокко.
Токката, фуга, хорал,
Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд,
Контрапункт,
Канон, орган, светская и духовная церковная музыка.
Знать особенности полифоничес
кой
Музыки Западной Европы.
Регулятивные: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.
Познавательные: сравнивать темы токкаты и фуги.
Коммуникативные: определять близость хоралов к народным песням Информационные: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений по теме урока.
Знать и любить шедевры духовной полифоничес кой музыки.
15.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стр. 72-79
Дать представление об образе печали в религиозной музыке
Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.
Уметь выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с другими видами искусств.
Регулятивные: исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
Познавательные: рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Коммуникативные: творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности
Информационные: подбирать необходимый материал для выполнения творческих заданий с использованием ИКТ.
Проявлять эмоциональ ную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении
16.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Стр.80-87
Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях.
Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор.
Знать историю становления авторской песни.
Регулятивные: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.
Познавательные: знать жанры и особенности авторской песни.
Коммуникативные: самостоятельное выполнение творческого задания.
Информационные: составить музыкальный альбом из произведений авторской песни, используя ИКТ.
Формировать художествен ный вкус.
17.
Джаз-искусство XX века.
Стр.88-93
Знакомство с истоками джазовой музыки, с джазовыми импровизациями и обработками, расширить преставления о взаимодействии лёгкой и серьёзной музыки.
Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка.
Знать историю становления джаза и блюза.
Регулятивные: самостоятельно определять особенности джазовых ритмов.
Познавательные: находить главные музыкальные темы в импровизациях джаза.
Коммуникативные: разучивание песни.
Информационные: работать с образовательными Интернет-ресурсами
Отдавать предпочтения тем или иным жанрам джазовой музыки.
Мир образов камерной и симфонической музыки»( 18 часов)
18.
Вечные темы искусства и жизни.
Стр.96-97
Осмысление основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы
Музыкальное произведение, вокальные, инструментальные,программные и непрограммные произведения.
Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы (сходство-различие; повтор-контраст)
Регулятивные: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая музыка, опера, балет.
Познавательные: уметь отличать камерную музыку от симфонической.
Коммуникативные: различать жанры камерной музыки
( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)
Информационные: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Понимать своеобразие и специфику художествен ных образов камерной и симфоничес кой музыки. Знать выдающихся исполнителей симфоничес кой и камерной музыки.
19.
Образы камерной музыки.
Стр.98-103
Знакомство с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена.
Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез.
Знать особенности форм фортепианных миниатюр, уметь различать их.
Регулятивные: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена
Познавательные: эмоционально откликаться на музыкальные шедевры Шопена.
Коммуникативные: исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Информационные: подбирать различные произведения изобразительного искусства созвучные музыкальным произведениям.
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
20.
Ночной пейзаж. Ноктюрн.
Стр.104-107
Сформировать представление о музыкальном жанре ноктюрна.
Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариацион
ность.
Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. Исполнительс
кий состав квартета.
Регулятивные: уметь распознавать художественный смысл различных форм построения музыки
Познавательные: определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки.
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Информационные: самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Расширять образно-эмоциональ ный диапазон своих музыкальных познаний.
21.
Инструментальный концерт. Итальянский концерт.
Стр.108-113
Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди.
Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт.
Иметь представление о строении камерной инструменталь
ной музыки.
Регулятивные: соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Познавательные: восприятие жанра концерта как соревнования между солистом и оркестром
Коммуникативные: использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Информационные: находить в сети Интернет примеры жанра концерта в творчестве отечественных и зарубежных композиторов.
Проявлять эмоциональ ную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
22.
Космический пейзаж.
Стр. 114- 115
Осмысление звукового мира произведения американского композитора Ч. Айвза.
Выразительность, изобразительность. Тембры.
Понимать оригинальность
Музыки композитора и особенную манеру её изложения.
Регулятивные:. самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.
Познавательные:. осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.
Коммуникативные: импровизировать в соответствии с самостоятельно выбранным образом.
Информационные: собирать музыкальную коллекцию с включением в неё других видов искусства.
Интересовать ся современной музыкой.
23.
«Быть может, вся природа - мозаика цветов?»
Стр.116-119
Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях электромузыкальных инструментов.
Колорит, гармония, синтезатор, мозаика.
Понимать выразительные возможности электромузыкального инструмента.
Регулятивные: самостоятельно определять характерные свойства современной музыки
Познавательные: выявлять общие признаки классической и современной музыки.
Коммуникативные: исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Информационные: использовать ИКТ при подготовке домашнего задания, с целью сбора дополнительной информации
Ориентироваться в средствах музыкальной композиции.
24.
Образы
симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стр.120-127
Образы природы в музыке Г.Свиридова, взаимодействие музыки и литературы.
Романс, диалог, муз.пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразитель
ность, изобразительность, интонация.
Знать возможности симфоничес
кого оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Коммуникативные: исполнять музыкальные произведения, передавая их художественный смысл. Информационные: составление зрительного ряда к музыкальным иллюстрациям.
Выявлять возможности эмоциональ ного воздействия музыки на человека.
25.
«Над вымыслом слезами обольюсь…»»
Стр.128-131
Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях.
Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония.
Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях симфоничес
кого оркестра.
Регулятивные: оценивать собственную музыкально - творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.
Познавательные: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Коммуникативные: высказывать свое отношение к тому или иному музыкальному произведению.
Информационные: осуществлять поиск информации по теме в сети Интернет.
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам
26.
Симфоническое развитие
музыкальных образов.
Стр. 132-135
Осознание сходства и различия, как основного принципа музыкального развития;
Симфония, контраст образов, тембры инструментов динамика,
Знать особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструменталь
ной музыки
Регулятивные: самостоятельно анализировать основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы.
Познавательные: узнавать тембры инструментов симф. оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: различать группы музыкальных инструментов симфонического оркестра. Информационные: составление зрительного и звукового ряда по теме.
Уметь оперировать терминами и понятиями в пределах изученной темы.
27.
Связь времен.
Стр. 136-137
Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.
Сюита, обработка, интерпретация, трактовка.
Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.
Регулятивные: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»
Познавательные: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Информационные: использовать ИКТ для составления презентаций.
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
28.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Стр. 138-141
Знакомство с жанром программной увертюры.
Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода;
Контраст, конфликт.
Уметь различать виды увертюр.
Регулятивные: выполнять творческие задания в тетради.
Познавательные: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Коммуникативные: участвовать в коллективной исполнительской деятельности Информационные: с помощью Интернет-ресурсов проводить сравнительный анализ некоторых музыкальных произведений.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.
29.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Стр. 142-149
Взаимосвязь литературы и музыки, общность идейного замысла драматурга и композитора.
Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов.
Знать и определять разделы сонатной формы.
Регулятивные: высказывать суждение об основной идее музыкально произведения, средствах и формах её воплощения
Познавательные: осознание приема волнообразного развития мелодии.
Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.
Информационные: собирать коллекцию музыкальных произведений по пройденным темам.
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров.
30.
Мир
музыкального театра.
Стр.150-154
Расширение представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, и литературы на примере жанра балета.
Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем.
Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации.
Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Познавательные: владение терминами по теме.
Коммуникативные: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Информационные: расширение источников информации.
Осмысление взаимодействия искусств.
31.
Мюзикл «Вестсайдская история».
Стр.154-155
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально- театральных жанрах:
Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл.
Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения.
Регулятивные: анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Познавательные: раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.
Коммуникативные: принимать участие в коллективном музицировании.
Информационные: подбор картин, созвучных образному строю музыкальных произведений.
Понимание эмоционального воздействия музыки на человека.
32.
Опера «Орфей и Эвридика»
Стр. 156-157
Познакомить с творчеством немецкого композитора К.В.Глюка
Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия.
Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Регулятивные: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Познавательные: понимать характерные особенности музыкального языка сочинения, принадлежность к определенному стилю
Коммуникативные: приводить примеры преобразующего влияния музыки
Информационные: находить информацию о наиболее значительных явлениях в музыкальной жизни страны.
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
33.
Рок-опера «Орфей и Эвридика».
Стр. 158-159
Определение жанра рок-оперы.
Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист
Воплощение средствами рок-музыки вечных тем жизни.
Регулятивные: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных произведениях.
Познавательные: узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов. Коммуникативные: исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Информационные: подбор песен по теме.
Расширение музыкального кругозора.
34.
Образы киномузыки.
Стр. 160-161
Воплощение сюжета трагедии Шекспира в музыке к кинофильмам.
Киномузыка, вокальная музыка, инструмен
тальная музыка.
Особенности жанровой основы музыкальных произведений.
Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Познавательные: понимание воплощения музыкальных образов средствами кино
Коммуникативные: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. Информационные: подбирать музыку к произведениям в сети Интернет.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
35.
Музыка в отечественном кино.
Стр. 162-163
Познакомить с различными жанрами киномузыки.
Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино.
Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства ( кино в частности)
Регулятивные: выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях
Познавательные: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Коммуникативные: коллективное исполнение песен Информационные: осуществлять компьютерную презентацию проекта в рамках класса.
Проявлять стойкий интерес к самостоятельным занятиям музыкальным творчеством.