- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по музыке в 3 классе
Календарно-тематическое планирование по музыке в 3 классе
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Элемент
содержания
Характеристика деятельности учащихся
Скорректированные сроки прохождения
план
1.: «Россия - Родина моя» (5 ч.)
1
Мелодия - душа музыки
(6-7)
Интонационно-образная природа музыкального искусства.
- П.Чайковский
«Симфония №4»
- «Моя Россия» Г.Струве.
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей
тетради.
2
Природа и музыка.
Звучащие картины.
(8-11)
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
- «Жаворонок» М.Глинка;
«Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов
3
«Виват, Россия!»
«Наша слава - русская держава».
(12-15)
Народные муз. традиции Отечества. Интонации муз. и речевые. Сходство и различие.
-«Радуйся, Росско земле»; Солдатские песни.
понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике;
4
Кантата «Александр Невский».
(16-17)
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
- «Александр Невский» С.Прокофьев
понимать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)
узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,
5
Опера «Иван Сусанин».
(18-21)
Обобщенное представ-ление истории в муз. образах. Сочинения отечественных компо-зиторов о Родине.
Интонация.
- Сцены из оперы
«Иван Сусанин» М.Глинка
Разбираться в названиях изученных произведений и их авторов, названиях изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария.
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
2. «День, полный событий» (4 ч.)
6
Утро.
(24-25)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
«Утренняя молитва» П.Чайковский.
«Утро» Э.Григ.
понимать названия изученных произве-дений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие.
эмоционально откликнуться на музык. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
7
Портрет в музыке.
(26-29)
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Портрет в музыке.
- С.Прокофьев «Петя и волк»;
- «Болтунья» С.Прокофьев.
б. «Золушка»;
«Джульетта - девочка»
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, .поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
8
В детской! Игры и игрушки. На прогулке.
(30-35)
Выразительность и изобразительность в музыке.
- «С няней» «С куклой», Тюильрийский сад» М.Мусоргский;
- П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».
- «Колыбельная песня»
9
Вечер.
Обобщающий урок по теме раздела
(36-37)
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей
тетради.
3. «О России петь - что стремиться в храм» (4 ч.)
10
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»
(40-43)
Интонационно-образная природа муз. искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изо. искусстве.
- «Ave,Maria» Ф.Шуберт
- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов
Понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в муз. произведениях.
11
Древнейшая песнь материнства.
(44-47)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изо.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери
«Мама» В.Гаврилин.
«Мама» Ч.А Биксио,
Определять образный строй музыки с помощю «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей
тетради.
12
Вербное воскресенье. Вербочки.
(48-51)
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
«Осанна» Э.Ллойд Уэббер - (из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»),
«Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок.
Определять образный строй музыки с помощю «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей
тетради.
13
Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир).
(52-53)
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
- Величание князю Владимиру и княгине Ольге.«Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов
понимать: смысл понятий: величание, молитва;
продемонстрировать знания о различных видах музыки;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
14
«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.
(56-61)
Муз. и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
- «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова
- Песни Садко из оперы
- «Заиграйте, мои гусельки»
- «Высота ли, высота»
Садко и Морской царь - русская былина
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессио-нального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
15
Певцы русской старины (Баян. Садко).
(58-59)
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
- Песня Садко с хором
Н.Римский Корсаков.
- Вторая песня Баяна
М.Глинка.
Знать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо-сопрано.
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.
16
Певцы русской старины (Лель).
(62-63)
Народная и профессиональная музыка.
- «Туча со громом сговаривалась» - из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
17
Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».
(обобщение).
(64-67)
.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.
Народная и профессиональная музыка.
- Масленичные песни;
- «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка».
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального муз. творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития муз.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
5. «В музыкальном театре» (6 ч.)
18
Опера «Руслан и Людмила»
(70-75)
Опера. Муз. развитие в сопоставлении и столкновении человеческ. чувств, тем, художествен. образ. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения.
- Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка.
Знать и понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра.
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
19
Опера «Орфей и Эвридика»
(76-77)
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Средства музыкальной выразительности.
- Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк.
Знать названия изучаемых жанров, смысл понятий - хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов.
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
20
Опера «Снегурочка».
(78-79)
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Муз. развитие в сопоставлении и столкновении челове-ческих чувств, тем, художественных образов.
Опера «Снегурочка»
Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков
Понимать названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
21
Океан - море синее.
(84-85)
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные муз.впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).
22
Балет «Спящая красавица».
(86-89)
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
- Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных муз.образов; показать определ. уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, муз. памяти и слуха, певческого голоса.
23
В современных ритмах.
(90-91)
Обобщенн. представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии муз. жанров. Мюзикл.-Р.Роджерс«Звуки музыки» «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников.
понимать: смысл понятий: композитор - исполнитель- слушатель вариационное развитие.
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
6. «В концертном зале» (6 ч.)
24
Музыкальное состязание.
(94-95)
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель.
«Концерт№1» для ф-но с оркестром П.Чайковский.
-«Веснянка»укр. н.п. Муз. инструменты.
Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
25
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
(96-99)
Тембровая окраска музыкал. инструментов и их выразит. возможности.
«Шутка» И.-С.Бах
«Мелодия» П.Чайковский; «Каприс №24» Н.Паганини.«Волшебный смычок» - норвежская народная песня
понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
26
Музыкальные инструменты (скрипка)
(100-103)
-Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении,
- Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
- разученные песни.
продемонстрировать увлеченность музыкальными занятиями и творческой деятельностью; узнавать изученные муз. сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
27
Сюита «Пер Гюнт»
(104-105)
Формы построения музыки как обобщенное выражение худ. образа. Развитие музыки - движение. Песенность, танцевальность, маршевость. Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;«Танец Анитры»; Смерть Озе»;«Песня Сольвейг.
понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.
28
«Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии.
(106-111)
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. «Симфония №3» Бетховен. «Соната №14» «К.Элизе»
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изо. и в музыке,
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
29
Мир Бетховена
(112-113)
Портрет композитора.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о много-образии муз. жанров и стилей. Композитор- исполнит. - слушатель.
понимать смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность.
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)
30
«Чудо-музыка». Острый ритм - джаза звуки.
(116-119)
Джаз - музыка ХХ века Джазовые музыканты-исполнители.Музыка - источник вдохновения и радости. «Я поймал ритм» «Колыбельная Клары» Дж.Гершвин.
-«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн
Знать смысл понятий: музыкальные иллюстрации, муз. речь. показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.
31
«Люблю я грусть твоих просторов».
(120-121)
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь .
- Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
- Э.Григ «Утро»
- П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4».
понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
32
Мир Прокофьева
(122-123)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушате-лей. Музыкальная речь.
-С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
33
Певцы родной природы.
(124-125)
Муз.речь как способ общения между людьми. Муз. речь как сочинения композиторов.
Финал Девятой симфонии Бетховена«Ода к радости
- В.Моцарт «Слава солнцу»
- Хор «Славься!» из оперы
-«Патриотическая песня» М.Глинка.
- Кант «Радуйся, Росско земле».
понимать названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов; узнавать изученные муз.произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
34
Прославим радость на земле
(126-128)
- В.Моцарт «Симфония №40»
- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать и понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнитель-скую деятельность и корректировать ее.