- Учителю
- Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету 'Искусство (Музыка) ' (по Е. Д. Критской)
Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету 'Искусство (Музыка) ' (по Е. Д. Критской)
Пояснительная записка.
Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету «Искусство (Музыка)» разработана на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 г.,
-
Учебный план филиала МБОУ Сещинской СОШ Трёхбратской СОШ на 2014-2015 учебный год, утв. приказом № 40 от 1.09.2014 г.
-
Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. -М:Просвещение,2009
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, предусмотренный федеральным компонентом учебного плана).
Тематическое планирование
№
Название раздела
Количество часов
1
Особенности драматургии сценической музыки
17 часов
2
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18 часов
Содержание программы
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия- Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Перечень музыкального материала
-
Иван Сусанин. Опера (фрагменты) М.Глинка
-
Порги и Бесс. Опера (фрагменты) Дж.Гершвин
-
Князь Игорь. Опера (фрагменты) А.Бородин
-
Ярославна. Балет (фрагменты) Б.Тищенко
-
Высокая месса си минор (фрагменты) И.-С.Бах
-
Всенощное бдение (фрагменты) С.Рахманинов
-
Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты) Л.Уэббер
-
Кармен. Опера (фрагменты) Ж Бизе
-
Кармен-сюита. Балет (фрагменты)Ж.Бизе- Р.Щедрин
-
Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны» К.Дебюссии
-
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н.В.Гоголя. А.Шнитке
-
Родина моя. Д.Тухманов, слова Р.Рождественского
-
Дом, где наше детство остается. Ю.Чичков, слова М.Пляцковского
-
Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М.Минков, слова Ю.Энтина
-
Небо в глазах. С.Смирнов, слова В.Смирнова
-
Рассвет-чародей. В.Шаинский , слова М.Пляцковского
-
Только так. Слова и музыка Г.Васильева и А.Иващенко
-
Синие сугробы. Слова и музыка А.Якушевой
-
Ночная дорога. С.Никитин, слова Ю.Визбора
-
Исполнение желаний. Слова и музыка А.Дольского
-
Тишь. Слова и музыка А.Загота
-
Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю.Визбора
-
Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза» М.Минков, слова Д.Иванова
-
Песенка на память. М. Минков, слова П.Синявского
-
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных образов.
Перечень музыкального материала
-
Соната № 11 для фортепиано. В.-А.Моцарт
-
Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л.Бетховен
-
Соната № 2 для фортепиано(1 часть) С.Прокофьев
-
Симфония № 1 (1-я часть). В.Калинников
-
Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты) Й.Гайдн
-
Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты) С.Прокофьев
-
Симфония № 40 (фрагменты) В.А.Моцарт
-
Симфония № 5 (фрагменты) Л.В.Бетховет
-
Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты) Ф.Шуберт
-
Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович
-
Этюды по каприсам Н.Паганини. Ф.Лист
-
Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.С.Бах- Ф.Бузони
-
Лесной царь. Ф.Шуберт.- Ф.Лист
-
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А Шнитке
-
Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвин
-
Концерт для скрипки с оркестром. А.Хачатурян
-
Образцы музыкального фольклора разных регионов
-
Россия, Россия. Ю.Чичков, слова Ю.Разумовского
-
Журавли. Я.Френкель, слова Р.Гамзатова
-
Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В.Высоцкого
-
День Победы. Д.Тухманов, слова В.Харитонова
-
Вот солдаты идут. К.Молчанов, слова М.Львовского
-
До свидания, мальчики. Слова и музыка Б.Окуджавы
-
Баллада о солдате. В.Соловьев-Седой, слова М.Матусовского
-
Фантастика- Романтика. Слова и музыка Ю.Кима
-
За туманом. Маленький гном. Слова и музыка Ю.Кукина
-
Следы. Слова и музыка В.Егорова
-
Весеннее танго. Слова и музыка В.Миляева
-
Я бы сказал тебе. Слова и музыка В.Вихарева
Программа реализуется без изменений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:
7 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
-
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);
-
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
-
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
-
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
-
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
-
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
№ в теме
Дата план
Дата факт
Тема урока
Содержание (планируемый результат: знания, умения, навыки)
Формы контроля
Примечание
Первое полугодие: Особенности драматургии сценической музыки.- 17 ч.
1
1
Классика и современность.
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная.
Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Фронтальный опрос
музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
О.Митяев - «Как здорово»
2
2
В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор
Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, религиозная.
Индивидуальное сообщение
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки (фрагменты)
О.Митяев - «Как здорово»
3
3
Судьба человеческая- судьба народная. Родина моя! Русская земля
Фронтальный опрос
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки (фрагменты)
О.Митяев - «Как здорово»
4
4
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
Ария князя Игоря. Портрет половцев.
Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..
Индивидуальное сообщение
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)
5
5
Опера «Князь Игорь». Плач Ярославны.
Фротнтальный опрос
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)
6
6
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами.
Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.
Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Знать/ понимать, что такое балет, известных композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко и исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»)
Индивидуальный опрос
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)
7
7
Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.
С\Р:Заполнение таблицы
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)
8
8
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.
Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских композиторов: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.
Подготовка презентаций
«Былина о Добрыне Никитиче»;
«Александр Невский» С. Прокофьева
Опера «Князь Игорь» А. Бородина
9
9
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера.
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина - создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.
Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие - симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств - блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).
Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом.
Индивидуальные сообщения
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)
10
10
Развитие традиций оперного спектакля.
Фронтальный опрос
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)
11
11
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы - выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита).
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.
Индивидуальные сообщения
Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
Образы Хозе и Эскамильо.
12
12
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Фронтальный опрос
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина (фрагменты)
13
13
Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина - это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.
Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция»,
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства
Индивидуальный опрос
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина (фрагменты)
14
14
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Музыка И. С. Баха - язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.
Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).
Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом.
Фронтальный опрос
«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты
15
15
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок - оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.
Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра - рок-оперы, новых произведений в рок-музыке.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.
Индивидуальные сообщения
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)
16
16
Вечные темы. Главные образы.
Фронтальный опрос
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)
17
17
Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.
Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.
Индивидуальные сообещения
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. - 18 ч.
18
1
Музыкальная драматургия - развитие музыки.
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.
Главное в музыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки.
Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку ( русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое - гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.
Фронтальный опрос
Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
«Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
Ария из «Высокой мессы» си-минор
«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова
19
2
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Индивиуальный опрос
Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
«Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
Ария из «Высокой мессы» си-минор
«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова
20
3
Камерная инструментальная музыка.
Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
Знать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
Тестирование
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони
21
4
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Фронтальный опрос
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони
22
5
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты
в старинном стиле» А.Шнитке.
Знать- значение терминов -транскрипция, сюита.
Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое - гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям.
Фронтальный опрос
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
23
6
Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
Индивидуальный опрос
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
24
7
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен,
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - соната. Знакомство с жанром камерной музыки - соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения.
Индивидуальное сообщение
Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
25
8
Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
Индивидуальное сообщение
Соната №11 В. Моцарта
Соната №2 С. Прокофьева
26
9
Симфоническая музыка.
Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
Понимать значение терминов - симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
Индивидуальное сообщение
Симфония №43 И. Гайдна
27
10
Симфония №40
В.Моцарта.
Симфония №1
( «Классическая») С.Прокофьева.
Индивидуальное сообщение
Симфония №40 В. Моцарта
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
28
11
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Индивидуальное сообщение
Симфония №5 Л. Бетховена
Симфония №8 Ф. Шуберта
29
12
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского.
Индивидуальное сообщение
Симфония №1 В. Калинникова
Симфония №5 П. Чайковского
30
13
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
Индивидуальное сообщение
Симфония №7 Д. Шостаковича
31
14
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси
«Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.
Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».
Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
Фронтальный опрос
«Празднества» К. Дебюсси
32
15
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.
Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития.
Индивидуальный опрос
«Концерт для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.
33
16
Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.
Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра - симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность.
Индивидуальное сообщение
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина
34
17
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.
Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традии.
Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки
(мюзикл) .Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
Тестирование
Отрывки из мюзиклов и рок-опер
35
18
«Пусть музыка звучит!»
Презентация проектов
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение.
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. 2004 г.
-
Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. -М:Просвещение,2009
УМК.
-
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. Учебник для учащихся 7 класса. - М:Просвещение,2010
-
Фонохрестоматия к учебнику «Музыка» для 7 класса.
Дополнительная литература.
-
Ю.Никитин. Музыка. Книга для учителей и учащихся (Серия «Веселый урок»).-Смоленск:Русич,2000
-
Музыка. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.- Волгоград: Учитель,2010
-
Энциклопедический словарь юного музыканта.-М:Педагогика,1985
-
Марк Зильберквит. Мир музыки.-М:Детская литература,1988
Демонстрационные пособия.
-
Портреты композиторов .
Техническое обеспечение.
-
Музыкальный центр.
-
Мультимедийный проектор.
-
Компьютер.