- Учителю
- Сценарий урока 6 класса по теме 'Образы народной и духовной музыки'
Сценарий урока 6 класса по теме 'Образы народной и духовной музыки'
Сценарий урока
По музыке в 6А классе
По программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки»
Тип урока: комбинированный
Дата проведения: 10.11.15г.
Учитель музыки ГБОУ лицея №408
Барышникова Людмила Петровна
Санкт-Петербург
2015 г.
План урока
Класс 6А 10.11.15
Тема: Образы русской народной и духовной музыки
Цель урока: Познакомить с музыкальным искусством Древней Руси, проследить интонационно-образную связь русской музыки прошлого и настоящего.
Планируемый результаты:
I Метапредметные результаты:
-
Познавательные:
-
Сформировать познавательный интересе к музыкальному искусству Древней Руси
-
Формирования умения сравнить и анализировать прослушиваемую музыку
-
Развивать представление об интонационной природе музыки
-
Сформировать понятие взаимодействия двух направлений музыкального искусства Древней Руси
-
Выражать свое отношение к музыке через выразительное пение
-
Работа с текстом учебника
-
Уметь выделять главное
-
-
Регулятивные
-
Умение определять проблему урока
-
Формирования умения работать по плану: слушания музыки и певческой деятельности
-
Формирования чистого интонирования
-
-
Коммуникативные
-
Формирование ансамблевого пения
-
II Предметные результаты:
-
Формирования вокально-хоровых навыков на примере песен «Во кузнице» и «Молитва»
-
Раскрыть понятия знаменного распева, крюковой записи, Литургии, Всенощной, молитвы, Шестопсалмия, стихиры, скомороха, домры, сопели, гудка.
-
Знакомство с фрагментами всенощной службы
-
Знакомство с продолжением традиций древнерусского искусства в творчестве композиторов XX века.
-
Разучивание песни Булата Окуджавы «Молитва»
III Личностные результаты:
-
Осознание национальной принадлежности на основе знакомства и изучения лучших образцов музыки Русской Православной церкви
-
Реализация творческих способностей во время исполнения музыкальных произведений на уроке
Тип урока: комбинированный
Методы:
-
Метод эмоциональной драматургии
-
Метод сравнения
-
Метод интонационного анализа
-
Метод эмоционального сопоставления
-
Метод наблюдения за музыкой
-
Метод слуховой наглядности
-
Словесные методы (диалог, разъяснение, пояснение)
-
Практический метод (пение)
-
Метод зрительной наглядности (иллюстрации, фотографии, портреты)
-
Метод размышления о музыки
Основные понятия:
Знаменный распев, крюковая запись, Литургия, Всенощная, молитва Шестопсалмие, стихира, скоморох, домра, сопель, гудок.
Музыкальный материал:
Записи на CD дисках и нотные записи
-
«Пляска скоморохов» из 3-ого действия оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова
-
Русская народная песня «Во кузнице»
-
«Во кузнице», хор из 2-ого действия оперы «В бурю» Т.Хренникова
-
Запись «Знаменного распева»
-
Запись русской народной песни «Ты река ль моя реченька»
-
Запись главной темы 1 части Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
-
Хор «Свете тихий» -- киевский распев
-
Шестопсалмие - знаменный распев
-
Стихира «ЗЕМЛЕ РУССКАЯ»
Иллюстративный материал:
-
Изображение скоморохов
-
Изображение русских народных музыкальных инструментов
-
Софийский собор в Новгороде
-
Церковь Покрова на Нерли
-
Иллюстрация крюковой записи
-
Иконы Иисуса Христа
-
Иконы Богородицы
-
Иконы «Троицы» А. Рублёва
-
Портрет Булата Окуджавы
Оборудование:
Фортепиано, компьютер, проектор, экран, наглядные пособия, листочки для тестов.
Задания для учащихся:
-
Выразительное и осмысленное исполнение песен
-
Выполнение теста
-
Сравнительный анализ предложенных фрагментов музыки
Структурный план урока:
№
Вид деятельности
Музыкальный материал
Время
(мин.)
I
Организационный момент.
Введение в тему урока.
1
II
Певческая деятельность
-
Распевание
-
Пение на слог «лю», «лё» по тонам и полутонам вверх-вниз
-
Упр. на пение легато до квинты
-
Пение темы знаменного распева из хрестоматии 5-ого класса
-
Упр. На активное дыхание и четкую артикуляцию
4
-
Работа над песней
Р.Н.П. «Во кузнице». Пение по голосам. Соединение 2-х голосия
9
III
Слушатель-ская деятельность
Слушание и анализ
-
Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из 3-ого действия оперы «Снегурочка»
-
Хренников хор «Во кузнице» из 2-ого действия оперы «В бурю»
6
IV
Работа с учебником
-
Музыкальный образ. Стр.6
-
Скоморохи Стр.49
3
V
Слушатель-ская деятельность
-
Слово учителя с показом музыкальных и иллюстративных примеров.
-
Тест на определение Эмоционального состояния в прослушанной музыки хора «Свете тихий»
-
Исполнение на инструменте учителем знаменного распева
-
Р.Н.П. «Ты река ль моя реченька»
-
Главная тема 1 части Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
-
Хор «Свете тихий»
-
Шестопсалмие
-
Стихира «ЗЕМЛЕ РУССКАЯ»
8
VI
Обобщение.
-
Обозначить качества знаменного распева.
-
Обозначить продолжение традиций знаменного распева композиторами следующих поколений
1
VII
Певческая деятельность
Прослушивание и разучивание
Современной песни
Булат Окуджава «Молитва»
8
Ход урока:
I Организационный момент.
Задачи:
-
Создание интонационной и эмоциональной атмосферы урока.
-
Введение в тему урока
Учащиеся заходят в класс.
У: Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Сегодня мы совершаем путешествие в прошлое, ибо без знания истории своего народа, его культуры нельзя уверенно строить будущее. Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки». Слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» заставляют нас внимательно отнестись к культурному наследию своего народа.
II Певческая деятельность.
-
Распевание:
Задачи:
-
Собрать внимание учащихся.
-
Пение на слоге «лю» и «лё» по тонам и полутонам вверх - вниз.
-
Работать над ровностью звучания гласных до квинты.
-
Добиваться мягкого округлого звука в пении темы знаменного распева.
-
Упражнение на активное дыхание и четкую артикуляцию.
-
Работа над русской народной песней «Во кузнице»
Задачи:
-
Чистое интонирование по голосам.
-
Соединение двухголосия.
-
Осмысленное, выразительное исполнение.
III Слушательская деятельность.
Задачи:
-
Найти отличительные черты фольклора.
У: Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент из третьего действия оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
Вопросы:
-
Какой характер этой музыки?
-
К какому жанру можно отнести этот номер?
Д: - Удалой, энергичный, весёлый, радостный, свободный, разухабистый, неутомимый.
- К жанру танцевальной музыки. К русской пляске.
У: Этот фрагмент называется «Пляска скоморохов»
Вопрос: Какие особенности русской пляски передал композитор в этом фрагменте?
Д: Это свобода мелодий, каждое из них имеет вариационное развитие.
У: Запомним две отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность.
Слушаем второй музыкальный фрагмент. Звучит хор «Во кузнице» из оперы «В бурю».
У: Вопрос: Назовите черты импровизационности и вариационности.
Д: Переход темы из голоса в голос. Сочетание ансамблевого и хорового звучания. Выразительность звучание голосов.
Вариационность присутствует в сопровождении оркестра.
IV Работа с учебником.
Задача:
Углубить понятие музыкального образа.
Д: Читают стр. 6,7, отвечают, как понимают музыкальный образ.
У: В прослушанной музыке мы видим образ жизнерадостной, смелой, энергичной русской души. Итак, музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях.
V Слушательская деятельность.
Эпиграф: Источник всего нового - есть старое. В. Белинский.
Слово учителя о направлениях музыкального искусства Древней Руси с показом слайдов - иллюстраций.
У: Искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: Духовная (церковная) музыка и народное музыкальное творчество - фольклор. Нам известны уже некоторые певцы - гусляры: Баян, Садко. Они запечатлены в произведениях литературы, изобразительном искусстве, музыке. (Слайд о певцах-сказителях)
С принятием христианства в 10 веке Киевское государство укрепило свои позиции. При дворе киевских князей появились первые профессиональные музыканты - скоморохи. Это были синкретичесие артисты: они обладали искусством декламации, актерским искусством, искусством акробатики, могли делать фокусы, а также отличались игрой на народных музыкальных инструментах, пели различные песни. Без них не проходил ни один пир, ни одно торжество при дворе. (Слайд о скоморохах)
Другая ветвь скоморохов странствовали по деревням и городам. Они веселили народ, участвовали во всех обрядах, а также высмеивали недостатки существующие в жизни общества. За их порой язвительные шутки светские и церковные власти преследовали их. Их ссылали в Сибирь, на Север, а музыкальные инструменты уничтожались. Это нанесло большой урон музыкальному искусству. (Слайд о скоморохах с муз.инструментами)
На Руси господствующей культурной силой была Церковь. Она была центром русской письменности. На службу религии были поставлены разные виды искусства; архитектура, живопись, музыка. (Слайд с эпиграфом Белинского)
Неотъемлемым элементом богослужебного ритуала являлось церковное пение. Оно было исключительно вокальным, одноголосным. Главнейшую роль в церковном пении играло мелодическое начало.
Основной вид богослужебного пения назывался знаменным. Знаменное пение - это пение духовных песнопений по знаком (знак - это знамень, славянское слово).
(Слайд с знаменной записью)
Наиболее часто употребляющийся знак был «крюк», поэтому знаменное пение называлось ещё крюковым пением. Знаменная нотация не точно фиксировала высоту звука, а указывало лишь направление движения мелодии, необходимы были хорошие память и слух певца.
(Слайд с крюковыми знаками)
Церковное пение сначала было одночастным, унисонным, мужским, пением а капелла, безымянным. Главнейшую роль в церковном пении играло мелодическое начало.
(Слайд Софийского собора в Новгороде)
У: Исполняет на инструменте знаменный распев, русскую народную песню «Ты ль река, моя реченька» и показывает интонационно - образные связи.
Литургия и Всенощная - главные службы в религиозной культуре. Литургия (Обедня) - совершается в предобеденное время. Всенощное бдение - служится перед великими праздниками. Оно состоит из Вечерни и Утрени.
Хор «Свете тихий» звучит в середине 1 части Великой Вечере. Поется о духовном свете, просвешающем человека. «Христос - источник благодатного света». Хор звучит как лирическое размышление о будущем. Это -гимн прославляющий Иисуса Христа.
Тест на определение эмоционального состояния в прослушенной музыке.
(Слайд с тестом)
Слушание «Шестопсалмие» (чтение шести псалмов Давида). Здесь раскрывается приподнятое состояние души человека праведного, негрешного и скорбь души отягощенного грехами.
У: Назвать основные качества знаменного распева.
Д: Размеренное движение, поступенное развитие, варьирование основной попевки, которая упорно возвращается к исходному звуку, исполнение а капелла
.У: Периоды развития знаменного пения 1-ый период XI - сер.XV века - на Руси осваивали и интерпретировали византийские образы 2-ой период сер.XV - нач.XVII века - эпоха расцвета знаменного пения. Символ эпохи - Троица. Троица - это триединство Бога: Отца - Сына - Святаго Духа. В ней выражена идея единения. Знаменный распев становится многоголосным. Появились песнопения, посвященные русским святым. (Слайд)
Слушание стихиры «Земле Русская».
VI Обобщение.
У: Мы познакомились с понятиями, связанными с русским народным музыкальным фольклором и некоторыми жанрами духовной музыки Древней Руси.
Мы ощутили, глубину и разнообразие русской музыки.
Традиции древнерусского знаменного распева были продолжены композиторами последующих поколений.
VII Певческая деятельность.
Задача: Познакомить с современной песней в жанре молитвы.
Разучивание песни Булата Окуджавы «Молитва».
(Слайд с текстом песни и портретом Б.Окуджавы)
9